мое педагогическое кредо

Петухова Светлана Михайловна

В материале представлена формула моей работы с детьми, определены принципы работы, методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_pedagogicheskoe_kredo.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Без чего я - это не я?

Без профессии и детей.

Какие они, мои дети?

Словно цветы на лугу,

Они лучше всех на свете,

Без них я уже не могу.

Непоседы, почемучки,

Шалуны и умницы,

Словно ветер влетает с улицы,

Словно воздух они мне нужны.

И сияющие лица –

Ярче солнечных лучей.

Расплываются в улыбке

Согревая всех друзей

Формула моей работы:

Ребенок мал, уязвим, а нам надо подняться до его детской философии, дотянуться до него и проживать эту жизнь вместе с ним.

Уже столько лет работаю педагогом, а сформулировать свое педагогическое кредо коротко и ясно мне не просто. В основе его, конечно же, лежит мое отношение к детям. Ведь каждый из них, прежде всего, личность, имеющая право на свое мировоззрение, свое миропонимание. А значит, главное предназначение человека, решившего посвятить себя работе с детьми, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам реализовать свои богатые потенциальные возможности развития. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

И все – таки, мое педагогическое кредо –  создать условия для всесторонне развитой личности, сформировать ключевые компетентности дошкольника.

Образна и глубоко человечна древняя мудрость о том, что ребенок « не пустой сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь. А зажечь факел может лишь тот, кто сам «горит». Мое  «горение» в том, чтобы увидеть уникальность каждого ребенка, его неповторимость, увидеть в маленьком человечке Человека.

Я педагог. Я воспитатель. Горжусь ли я своей профессией? Не раз  я задавала себе этот вопрос. И,  не лукавя, могу  ответить на него. Я благодарна судьбе, что работаю в самой удивительной стране.  Стране,  где каждый день не похож на предыдущий,  где нет времени скучать, ссориться, тратить время напрасно.  Ведь это страна особая. Это удивительная  страна –  ДЕТСТВО.

Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное,  потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Так должно было быть! Сколько себя помню, всегда хотела работать в детском саду или школе. Когда я была ребенком, я представляла себя воспитателем или учителем.  А сколько раз мы с подружками играли « в детский сад» и «школу», и педагогом была именно я.

И каждый день я прихожу на работу с чувством, что меня там ждут. От того насколько я нужна своим маленьким друзьям, коллегам и родителям зависит то, насколько я профессионал своего дела. Понимаю, что не ошиблась с выбором профессии, когда дети встречают меня открытой радостью, в этот момент на ум приходят слова Антуана де Сент  Экзюпери:  «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». Пытаюсь не забывать это высказывание в своей работе. Очень хочется верить, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми.

Мне не безразлично будущее маленького человека, и я готова нести за это ответственность.

Свою работу с детьми я строю на следующих дидактических принципах:

  1. проблемности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
  2. интегративности – взаимосвязь всех разделов программы.
  3. мотивированности. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.
  4. психологической комфортности. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.
  5. творчества. Формирование способности находить нестандартные решения.
  6. индивидуализации. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения.

Для реализации вышепоставленных принципов для себя я выделила следующие методы и приемы:

  1. проблемные ситуации;
  2. логические задачи;
  3. театрализация;
  4. дидактические игры;
  5. сказки;
  6. сюжетно-ролевые игры;
  7. использование схем;
  8. кодирование и декодирование информации.
  9. социоигровые методы;
  10. здоровьесберегающие технологии.

 Что я считаю высшим достижением в работе с детьми?

Мои высшие достижения обычные и простые и в то же самое время главные – любовь детей, их желание идти в сад, в группу и нежелание оттуда уходить.

      Всем приятно, в том числе и мне, когда мои бывшие  воспитанники не забывают меня, приходят после уроков в школе, благодарят, скучают без меня. А многие из них говорят, что станут педагогом, как я.

Мои достижения отмечены дипломами, грамотами  и благодарственными письмами.

2006 – 2007 уч. г.

  1. В городском конкурсе «Современное занятие» за конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке» с элементами социоигровой педагогики получено благодарственное письмо.
  2. Участие в городском конкурсе «Портрет мамы», организованном рекламным агентством «Пчела».

2008 – 2009 уч. г.

  1. Конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке» опубликован на сайте «Фестиваль педагогических идей» издательского дома «Первое сентября» в разделе «Работа с дошкольниками» и получил диплом участника.
  2. На городском конкурсе «Экология глазами детей», проводимом «ЭБЦ» в номинации «Экологический театр» за детский спектакль «Праздник первого цветения» коллективу воспитанников группы Светланы Михайловны вручен диплом II степени.

2009 – 2010 уч.г.

  1. Проведен мастер-класс для воспитателей дошкольных учреждений города по теме «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в процессе развития математических представлений у дошкольников», получены положительные отзывы участников.
  2. На III городском конкурсе «Дошкольник XXI века» за подготовку участников получено благодарственное письмо.

Результатом моей профессиональной деятельности  стало создание оптимальной предметно-развивающей среды, отвечающей основным требованиям: она комфортна и безопасна, насыщена разнообразными сенсорными и игровыми материалами, рационально организована, доступна и открыта. Это дает ребенку возможность проявлять самостоятельность, оказывает позитивное влияние на формирование ключевых компетентностей.

Для начала стоит определить, что понимается под понятием «образовательная среда». Под образовательной средой понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Таким образом, изучив и создав необходимые условия в образовательной среде дошкольника, мы можем сформировать необходимые компетентности:

Технологическая компетентность

1. Умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации.

2. Умение планировать этапы своей деятельности.

3. Умение понимать и выполнять алгоритм действий.

4. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

5. Умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов.

6. Умение использовать способы преобразования.

7. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого.

8. Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

9. Умение организовать рабочее место.

10. Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Информационная компетентность

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках  информации.

 2. Умение делать выводы из полученной информации.

3. Умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой.

Социально-коммуникативная компетентность

1. Умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем.

2. Умение получать необходимую информацию в общении.

3. Умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам.

4. Умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками.

5. Умение спокойно отстаивать свое мнение.

6. Умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей.

7. Умение принимать участие в коллективных делах.

8. Умение уважительно относиться к окружающим людям.

9. Умение принимать и оказывать помощь.

10. Умение не сориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Формирование ключевых компетентностей невозможно без ряда педагогических и организационный условий.

Педагогические условия предусматривают:

  1. отбор содержания, охватывающего новые современные представления в области дошкольной педагогики и психологии по проблеме компетентностно - ориентированного образования;
  2. отбор эффективных форм, средств, методов и технологий анализа и освоения учебного материала в аспекте компетентностно-ориентированного образования;

          Организационные условия служат средством, обеспечивающим:

  1. применение и реализацию в обучении вариативных форм и технологий, практической работы с детьми на занятиях разного типа;

       с) оснащение учебной работы необходимыми методическими и теоретическими средствами в рамках компетентностно-ориентированного образования.

В процессе работы накоплен богатый дидактический материал: картотеки игр и упражнений, варианты заданий; разработаны конспекты занятий с детьми, совместных с родителями развлечений. Материал систематизирован и соответствует эстетическим и дидактическим требованиям. (добавить слайды) Опыт востребован как педагогами дошкольного учреждения, так и высоко оценен воспитателями города.

Мне очень хочется, чтобы от взаимного общения светилась душа моих воспитанников. Тогда я смогу с гордостью сказать, что мой труд не пропал даром, значит наши занятия для них привлекательны.

Подводя итог, можно сказать, что образовательная среда является главной базой для формирования необходимых компетенций. Постоянно развиваясь, находясь в динамики она требует соответствующего мониторинга, в ходе которого появляется возможность улучшения, коррекции и координации предшкольного образования.

Кто зовется воспитатель?

Очень трудно рассказать.

Воспитатель для ребенка

Будто бы вторая мать.

Кто поймет ребенка лучше?

Мамочке совет кто даст?

Успокоит и подскажет

Как им дальше в мир шагать,

Воспитатель – это просто

Состояние души,

Без которой невозможно

В мир ребенка нам войти.