Методические рекомендации для подготовки начинающего преподавателя к занятию
Рекомендации предназначены для подготовки начинающих преподавателей (внашем колледже-для клиницистов) к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-2-stud.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ города МОСКВЫ ГОУ СПО МК № 5
Урок как форма учебной деятельности существует с 17 века
Урок – элементарная структурообразующая единица, логически законченный, целостный, ограниченный определёнными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. Современный урок – это система, в центре которой взаимодействие преподавателя и студента, которые должны быть деловыми партнёрами и вносить каждый свой вклад для достижения поставленных целей урока.
Сущность урока составляет организация разнообразной работы обучаемых по усвоению ими новых знаний, умений и навыков, в ходе которой осуществляется их воспитание и развитие
Структура традиционного урока довольно проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Все части урока взаимосвязаны, упорядочены и находятся во взаимодействии
Основные структурные элементы традиционного урока | Типы уроков (по дидактической цели) | Виды уроков |
Опрос (контрольд/з, актуализация знаний-умений) Объяснение нового Закрепление Домашнее задание | Урок по изучению нового материала и первичному закреплению знаний Урок по развитию и совершенствованию знаний, умений, навыков (сюда входят обобщающий урок, урок по систематизации знаний, урок по формированию умений и навыков) Урок по закреплению знаний и умений (способов деятельности) Урок по комплексному применению знаний и умений Урок по обобщению и систематизации знаний и умений Урок контроля коррекции и оценки знаний, умений и навыков Комбинированный урок, в который могут входить элементы все виды уроков | Лекция, беседа, Видео – или киноурок, Семинар, Самостоятельная работа исследовательского типа, Самостоятельная работа репродуктивного типа (устные или письменные упражнения), Лабораторная работа, Практическая работа, Урок – экскурсия, Деловая игра, Контрольная работа, Коллективный анализ контрольной работы Зачётное (итоговое) занятие, Смешанное занятие (сочетание всех видов на одном уроке) |
Для каждого урока обязательным является этап постановки цели, выбор остальных элементов обуславливается целью урока |
КОМПЛЕКСНОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (КУМО) УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ может включать: | ||||
М/материалы (пособия, разработки) | М/рекомендации, инструкции, памятки | Контролирующие материалы | Дидактические материалы (наглядные пособия) | Развивающие материалы |
Занятия (теор. или практич.). Внеаудитор-ного мероприятия. | Для работы с учебником, пособием, схемами, таблицами, опорными конспектами. Для написания сообщений, планов рефератов, тестов, заданий по образцам Алгоритмы действий. | Тесты, вопросы, задания к к/раб. зачёту, Графоструктуры, слепые схемы. ситуац. задачи контрол. работы материалы для срезов знаний, экз. материалы. | Таблицы, плакаты, учебники, справочники, ТСО, д/фильмы, аудио и видеоматериалы, муляжи, вопросники, раздаточный материал, чертежи, конспекты, приборы, инструменты и т.д. | Доп. литература, иллюстративный материал, ребусы, кроссворды. проблем. задания. рефераты и др. творческие задания |
Каждый подобный материал должен быть соответствующим образом оформлен
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ (методпособия) | ||
№№ | Элемент стр-ры | Содержание элементов структуры |
1 | Титульный лист | Название вышестоящего органа и самого ОУ Методматериалы для кого, на тему «…» Дисциплина, специальность, Автор, рецензенты Рассмотрена (ЦМК), утверждена (зам по УР) |
2 | Оглавление | Перечень элементов с указанием страниц методматериала |
3 | Методический блок | Название дисциплины Тема Вид и тип занятия Цели Место проведения, кол-во часов Оснащение занятия Литература для студентов (основная, дополнительная) Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи Мотивация Хронокарта (технокарта, план занятия по этапам) |
4 | Блок актуализации | Контроль домашнего задания, фронтальный, индивидуальный опрос Инструкция, вопросники и задания для контроля исходного уровня знаний и умений |
5 | Информационный блок | Словарь терминов (дидактических единиц) Краткое содержание темы (опорный конспект, логическая схема, слайды презентации…). Демонстрация преподавателем на фантомах |
6 | Операционно-практический блок | Самостоятельная работа студентов с информационным материалом и по отработке манипуляций. Работа со словарем. Решение ситуационных задач по образцу и в проблемной ситуации. Составление и заполнение таблиц, схем, документации. Фрагменты ролевых игр и т.д. |
7 | Блок контроля (закрепление) | Фронтальный опрос (по вопросам), индивидуальный письменный (по карточкам, к/р), тестовый контроль. Решение ситуа-ционных задач, демонстрация манипуляций студентами. Рефлексия |
8 | Библиография по | Список литературы для преподавателя |
9 | Эталоны ответов | К тестам, задачам, графам, проблемным вопросам. Критерии оценки |
10 | Приложения | Дидактический и наглядный материал, фото, видео и т.п. |
Алгоритм подготовки преподавателя к созданию модели занятия:
- просмотреть раздел рабочей программы (тему занятия), который предстоит изучить на уроке
- проанализировать итоги предыдущих занятий, уровень группы, их готовность к усвоению нового материала
- сформулировать цели занятия
- четко определить содержание учебного материала, ориентируясь на дидактические единицы Образовательного стандарта
- определить структурные элементы занятия, их последовательность и время
- продумать свои действия и действия студентов на каждом этапе занятия
- выбрать наиболее эффективные применительно к целям, содержанию, структуре занятия методы, приемы и средства обучения
- продумать демонстрационную, иллюстративную, контролирующую часть занятия (систему вопросов, упражнений, опытов, задач, тестов…)
- подготовить ТСО и наглядные пособия, отметить на каком этапе занятия они будут применяться
- подготовить домашнее задание, индивидуализировать его по возможности по уровням сложности и объему
- составить план, конспект (технокарту) занятия
- выстроить мысленно эмоционально-логическую модель, настроиться на качественное проведение занятия
- расположить все материалы в рабочей папке в удобной последовательности