РОЛЬ СОЦИАЛЬНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Проблемма социально-профессиональной компетентности будущих специалистов меня очень волнует как преподавателя и куратора. На наш взгляд, студентам, особенно на базе 9 классов не хватает общей эрудиции, они с трудом адаптируются в новых условиях. А успешность специалиста в любом виде профессиональной деятельности зависит от уровня его общего развития и определяется в ФГОС СПО как общие компетенции. На первый план выходят не только профессиональные, но и личностные качества, которые позволяют специалисту успешно адаптироваться в современной ситуации. Это ориентация выпускников не только на конкретную профессиональную деятельность, но и на формирование у них готовности к освоению новых знаний, приобретению многофункциональных умений, способности к профессиональной мобильности и личностной устойчивости. Мы работаем в этом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_socialno.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СОЦИАЛЬНО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Глобальные изменения, происходящие как в мире, так и в России, привели к необходимости пересмотра результата образования в целях улучшения его каче ства, большей практико-ориентированности, обе спечения более полного личностного и социально-интегрированного результата. В качестве такого интегрального социально-личностно-поведенческого результата образования в совокупности его мотивационно-ценностных и ког нитивных составляющих в настоящее время выступает понятие «компетенция / компетентность».
Федеральные образовательные стандарты СПО третьего поколения основаны на компетентностном подходе к профессиональной деятельности, предпо лагающей сложный набор трудовых функций и со ответствующих компетенций для их выполнения. Профессиональная компетентность — это сложная индивидуально-психологическая совокупность тео ретических знаний, практических умений и значи мых личностных качеств, обусловливающих готов ность специалиста к активной трудовой деятель ности.
Успешность специалиста в любом виде профес сиональной деятельности зависит от уровня его об щего развития и определяется в ФГОС СПО как об щие компетенции. На первый план выходят не толь ко профессиональные, но и личностные качества, которые позволяют специалисту успешно адапти роваться в современной ситуации. Это ориентация выпускников не только на конкретную профессио нальную деятельность, но и на формирование у них готовности к освоению новых знаний, приобрете нию многофункциональных умений, способности к профессиональной мобильности и личностной устойчивости.
Не меньшее значение имеет развитие таких качеств личности, как склонность к инновациям, ответственность, умение рефлексировать, самостоятельно дей ствовать в условиях неопределенности, креативность, способность рисковать, критическое мышление, уме ние работать в команде, толерантность, ориентация на высокое качество жизни.
Таким образом, профессиональное обучение рас сматривается как процесс образования личности. Про фессионализм является одним из средств реализации потенциальных возможностей человека и во многом предопределяет степень удовлетворенности жизнью, так как труд относится к числу наиболее оптимальных средств развития и самореализации личности.
Критерием эффективности подготовки должно стать формирование компетентностей как широкого контекста профессиональных и духовно-нравствен ных качеств специалиста, позволяющих реализовы вать не только собственные интересы, но и задачи раз вития социума в целом.
Целостность же социально-профессиональной компетентности как единого качества и результата профессионального образования впервые была зафик сирована И.А. Зимней и определена как «личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющее ся в адекватности решения (стандартных и особенно нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситу аций. Социально-профессиональная компетентность проявляется в действиях, деятельности, поведении, поступках человека» [2]. В последующие годы данное определение было представлено в трудах И.А. Зимней в разных контекстах[3]. Сравнительный анализ разнообразных подходов к содержанию понятия «социально-профессиональная компетентность как результат профессионального об разования» позволяет сформулировать некоторые об щие идеи:
• социально-профессиональная компетент ность — своеобразный феномен (в смысле слож ности этого явления как в содержании, так и в оценке);
• природа социально-профессиональной компе тентности носит многосторонний, разноплано вый и системный характер;
• социально-профессиональная компетентность включает в себя когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие;
• социально-профессиональная компетент ность — формируемое качество, при этом оно формируется не только в процессе обучения, но и под воздействием окружающей среды, т.е. в рамках формального, неформального и внеформального образования;
• социально-профессиональная компетентность проявляется у студента, выпускника и специа листа в виде совокупности умений и его пове денческих реакций в разнообразных жизненных ситуациях;
• сформированность социально-профессиональ ной компетентности заключается не просто в умении действовать, а действовать успешно.
Социальная компетентность включает две состав ляющие: отношение личности к коллективу и коллек тива к личности [1]. Социальная компетенция — это способность личности выполнять нормы и правила жизнедеятельности в обществе, брать на себя ответ ственность за свою деятельность и соотносить лич ные интересы с потребностями общества [2]. Одним из показателей социальной компетентности является сплоченность коллектива - степень единства коллек тива, проявляющаяся в общих убеждениях, традициях, характере межличностных отношений, а также в един стве практической деятельности [3]. Одной из причин конфликтных ситуаций с родителями и одногруппниками является низкий уровень сформированной ком муникативной компетентности [5].
Роль психолого-педагогических дисци плин в этих условиях возрастает, так как они фор мируют профессиональные знания и умения. Социальная компетентность предполагает позитив ное и гибкое мышление, умение решать проблемы и разрешать конфликты, межкультурные коммуни кации, групповое сотрудничество, что способствует самореализации и формированию коммуникативной компетентности и «интерпретативной компетентно сти» (А. Урсул).
Интерпретативная компетентность — это опере жающее образование, которое базируется на широ кой мировоззренческой основе, отражающей основ ные направления развития общества, поддерживаю щей перспективные позиции и предвосхищающей их возможную реализацию в будущем. Студент должен конструировать социальную реальность на основе са моопределения, умения интегрировать информацию для интерпретации ситуации с различных точек зре ния.
Компетентностный подход реализуется через при менение образовательных технологий на основе меж предметных связей.
Дисциплина «Методика физического воспитания и развития ребенка» позволяет ши роко использовать межпредметные связи, а практические занятия — по казать их значение в профессиональной деятель ности.
Если говорить о практических занятиях на методике физического воспитания и развития ребенка, то любая двигательная деятельность требует координированного взаимодей ствия участников друг с другом. Поэтому она должна осу ществляться в условиях благоприятного социально-психологического климата, а он в свою очередь выра жается в коммуникативных компетенциях.
В студенческой среде выделяются три основных показателя напряжен ных отношений в коллективе [5]:
* всеобщее высмеивание студента при выполне нии физических упражнений;
* обидная критика в адрес студента;
* обидные прозвища.
Очень часто, прозвища, даваемые по фа милии или по имени, являются уважительными и поощрительными, они активно принимаются их об ладателями, и студенты ими гордятся. Так же воспри нимаются прозвища по частям тела, неодушевленным предметам, человеческим особенностям. А прозвища, основанные на характеристиках животных и обидных человеческих внешних особенностях, как правило, на вязываются человеку, он, слыша их, очень нервничает и тяжело переживает.
В первый год обучения в 11СП группе были отверженные студенты и наблюдалось большое количество микрогрупп. Внутригрупповые связи вто рого года обучения показали, что в группе сформировались более дружественные взаимо отношения, так как показатели положительных взаи мосвязей превышают отрицательные.
Путем индивидуальных бесед и наблюдений были выявлены причины конфликтности в груп пе:
* взаимная неприязнь;
* столкновение между микрогруппами;
* отсутствие единого лидера, который бы сплотил всю группу.
Итак, из-за большого количе ства микрогрупп чаще всего возникает напряженная обстановка в группае. В таких ситуациях важная роль отводится куратору группы, который должен проводить вос питательную работу именно в плане нормализации внутригрупповых взаимоотношений. Существенную помощь может оказать здесь преподаватель другие преподаватели, не оставляя без внимания конфликты на учебных занятиях. Сплоченность оказывает большое влияние на ре зультативность и продуктивность процесса обучения в группах, так как лучше всего учиться в коллективах, где царят доброжелательные отношения. В группах, где плохая атмосфера, студенты не хотят посещать за нятия, так как над ними смеются и шутят однокашни ки. В результате таких отношений они думают о смене группы, учебного заведения и профессии.
Учитывая сложность, многомерность и неодно значность рассматриваемого явления и отмечая от сутствие на сегодняшний день такой универсальной формулировки, которая бы позволила не только отразить всю совокупность составляющих компо нентов, но и дать представление о месте и значи мости каждого компонента в структуре социально-профессиональной компетентности, мы предпо лагаем, что данная проблема требует продолжения широкого системного теоретико-методологического и эмпирического изучения.
Литература
- Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Мо дернизация профессионального образования: Компетентностный подход: учеб, пособие. М., 2005.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентност ного подхода в образовании: авт. версия: тр. ме-тодол. семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специали стов, 2004.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 4 мая.
- Ногина Е.В. Коммуникативная компетентность как фактор успешной спортивной деятельности регбисток высокой квалификации. М, 2005.
- Пак Л. Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте образования // Социально-гуманитарное знание. 2008. № 4.