Особенности использования информационных технологий на уроках биологии
Использование компьютера, мультимедийных презентаций на уроках биологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_informacionnyh_tehnologiy_na_urokah_biologii.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности использования информационных технологий на уроках биологии.
Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике.
Возможно ли сегодня преподавание биологии без использования компьютерных технологий?
Совершенствование биологического образования требуется на всех уровнях. При этом особое значение приобретает изучение биологии в школе.
Один из наиболее естественных и продуктивных способов вводить новые информационные технологии в школу состоит в том, чтобы непосредственно связать этот процесс с совершенствованием содержания, методов и организации форм обучения, ориентируя всю программу на решение общезначимых педагогических проблем [3].
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. С каждым годом все настойчивее в нашу жизнь врывается компьютер, а вместе с ним и информационные технологии. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.
Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды – вот неполный перечень использования компьютера на уроке.
По данным исследований, в памяти человека остаётся 1\4 часть услышанного материала, 1\3 увиденного, 1\2 часть услышанного и увиденного одновременно, 3\4 части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения [1].
Применение ИКТ в преподавании биологии успешно реализуется в следующих направлениях:
- Внеклассная деятельность. Очень широкие возможности открываются перед учителем при использовании ИКТ технологий во внеклассной деятельности. Они помогают сделать мероприятия зрелищными, интересными и познавательными не только для учащихся, но и для родителей.
- Подготовка к ЕГЭ. Она начинается с выполнения тестовых заданий на уроках биологии и эффективна для самостоятельной работы дома. При этом тесты могут быть представлены как в электронном виде, так и в интерактивном режиме.
- Учебная деятельность .
Каждый урок или этап обучения требует своего подхода в использовании компьютерных технологий.
- на уроках освоения нового материала эффективно использовать демонстрационные программы, которые позволят в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, иллюстрирующих жизнь растений и животных, деление клетки или биосинтез белка или других, заранее подготовленных, видеосюжетов о процессах в клетке, в тканях, в организме;
- на уроках закрепления нового материала - контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, использование готовых тестов, программ тестирования, заданий с самопроверкой электронных учебников по биологии;
- на уроках-практикумах - готовые лабораторные и практические работы, виртуальные экскурсии и т.д.
Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным, т.к. повышается мотивация учения, через раскрытие практической значимости изучаемого материала, предоставлении возможности испробовать умственные силы и проявить оригинальность, поставив интересную задачу, задать любые вопросы и предложить любые решения без риска получить за это низкий балл, - все это способствует формированию положительного отношения к учебе. Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл.
В настоящее время уже существует достаточно большое количество электронных учебников, которые помимо полного охвата тем школьного курса, предусмотренных обязательным минимумом школьного образования, содержат большое количество дополнительной информации, зачастую выходящей за рамки изучения школьной программы. Как правило, весь учебный материал пособий представлен в наглядной форме и снабжен комплексом мультимедийных возможностей. Полноэкранные озвученные видеофрагменты с демонстрацией экспериментов и изучаемых процессов, анимированные карты, высококачественные фотографии, графики и диаграммы, интерактивные трехмерные модели и анимационные ролики, позволяющие наблюдать процессы и рассматривать объекты, недоступные для непосредственного наблюдения.
Чаще учителем используются мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся. Подача учебного материала в виде презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
На сегодня существует небольшой ассортимент электронных учебников. Есть программные продукты, посвященные изучению отдельных тем, разделов биологии. В своей деятельности я использую CD-диски: «Невидимая жизнь водоемов (Управление по охране окружающей среды Пермской области)», «Экология (общий курс)», «1С: Репетитор «Биология», «Зоология (мультитедиа образовательная программа)», «Биология 6 – 11 класс (лабораторный практикум)» и другие.
Другой тип компьютерных услуг – доступ к ресурсам Интернет, которые мы используем для разработки виртуальных экскурсий по музеям и ботаническим садам. Огромное количество информации о новых открытиях в области биологии содержится на различных Интернет-сайтах и может быть использовано на уроках как учителем, так и детьми.
Большое внимание уделяю реферативной и исследовательской деятельности учащихся, и здесь не обойтись без компьютера: обработать собранную в ходе эксперимента информацию, подготовить электронные таблицы и документы в текстовом редакторе.
Все чаще в практику моей педагогической деятельности входят уроки не просто с межпредметными связями, а такие, где проводится тонкая интеграция различных наук, на первый взгляд, совершенно не имеющих ни какого отношения к биологии. Это позволяет учащимся осознать тесную взаимосвязь предметов школьного курса, а преподаваемый таким образом материал становится более наглядным и понятным. Сегодня, в период перехода человечества к новому типу общества – информационному, главную роль будет играть информация. Вот почему сейчас очень важно всесторонне и тщательно изучать с детьми способы получения и передачи информации. Эти проблемы подробно изучаются в рамках таких дисциплин, как биология и информатика, которые затрагиваю пути и способы передачи информации как в живой так и в не живой природе, а значит могут быть освещены на интегрированном уроке «Информация и способы ее передачи» (биология - информатика).
Использование компьютера, как электронного наглядного пособия, позволяют дополнить «сухой» рассказ учителя красочными иллюстрациями, анимированными таблицами, что позволяет наполнить урок не только содержанием, но и активизировать деятельность ребенка, через эмоционально-чувственное восприятие, а следовательно, добиться лучшего запоминания и усвоения необходимой информации.
Опираясь на оперативность обработки материала, начала применять тестирование по отдельным темам курса. Персональный компьютер позволяет проводить тесты быстро, мгновенно обрабатывать результаты. Тесты позволяют проверить теоретические и практические знания, умения и навыки.
Моя дальнейшая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении биологии, к исследовательской работе, к участию в проектах и конкурсах в целях повышения качества образования.
Таким образом, информационные технологии в преподавании биологии позволяют: коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Способ учебной деятельности, когда удачно подобранная традиционная технология наилучшим образом грамотно совмещена с компьютерной, приведёт к наибольшей оптимизации и эффективности процесса перевода знаний учителя на уровень восприятия ученика.
Список литературы
- Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.
- Информационные технологии в образовании /Авт. - составитель О.А. Минич.- Минск: Красико - Принт, 2008 г.
- Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.
- Сборник трудов участников конференции «Информационные технологии в общем образовании» Саратов-2010.Саратов: изд-во ГОУ ДПО»СарИПКиПРО», 2010 г.
- Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.