Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
edin.orfogr.rezhim.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по оформлению письменных работ учащихся школы первой ступени образования
Выступила: Нигматуллина Людмила Владимировна
I. Вводная часть
На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому предлагаю рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении. При составлении данных рекомендаций учитывались:
а) отсутствие нормативной базы по данному вопросу;
б) рекомендации методистов;
в) исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;
г) положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;
Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми, так как:
а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;
б) воспитывают уважение у учащихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;
в) формируют навык самоконтроля, так как у учащихся, благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;
г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.
II. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
№ п/п | Учебный предмет | Количество тетрадей | Период обучения | Комментарий | |
текущих | контрольных | ||||
Русский язык | Прописи | Нет | Период обучения грамоте | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей | |
2 | 1 | 1-4 | |||
Литературное чтение | Печатные тетради | Нет | 1-4 | ||
Математика | Тетради на печатной основе | Нет | Период обучения грамоте | Допускается наличие 1 – 2 тетрадей | |
2 | 1 | 1-4 | |||
Окружающий мир | рабочие тетради на печатной основе, входящие в УМК | 2 | 1-4 | ||
Иностранный язык | рабочие тетради на печатной основе, входящие в УМК | 2 | 1-4 | ||
ИЗО | Альбом | 1-4 | |||
Музыка | В соответствии с программными требованиями | 1-4 | |||
Физ-ра | нет | нет | 1-4 |
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».
В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся.
Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета.
Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш.
Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом.
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей
Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком.
Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.
Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации (см. таблицу).
Следует | Не следует | Примечание |
Тетрадь для работ по математике (для работ по русскому языку) учащегося 3-го класса «а» школы (прогимназии) № 1725 Центрального округа г. Москвы Ивановой Ольги Павлова Дмитрия | Тетрадь по математике (по русскому языку) Ивановой Оли Павлова Димы | Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке
|
IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку
Общие положения
Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически правильного письма. Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.
Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.
Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.
Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.
При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:
а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;
б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;
в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;
г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.
Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.
Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.
Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.
В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке).
Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах.
Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.
Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку.
Рекомендую как один из оптимальных вариантов в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.
V. Оформление письменных работ по русскому языку
- После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
- При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца).
- Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.
- В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.
- Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).
- Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.
- Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 2-го класса записываются число и полное название месяца.
Например:
1 декабря
15 апреля
4 мая
- В 4-м классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью.
Например:
Первое декабря
Пятнадцатое апреля
Четвертое мая
- Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.
Например:
Классная работа
Домашняя работа
Самостоятельная работа
Контрольная работа
Работа над ошибками
В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.
- Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись) либо на полях (краткая запись).
Например:
I вариант
I в.
2 вариант
2 в.
- Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи).
Например:
Упражнение 14
Упр. 14
Упражнение 173
Упр. 173
- Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил.
- Переход в 1-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.
- При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.
- При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение второстепенных членов предложения предусмотрено программой.
- При оформлении словосочетаний допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса.
- В 1–4-х классах в тетрадях (листах для контрольных работ) по русскому языку записываем вид работы и строкой ниже – ее название.
Например (вид):
Диктант
Изложение
Сочинение
(название) Пушок
В тайге
Ранняя весна
- Учащимся 1–4-х классов надо обязательно соблюдать красную строку. Текст каждой новой работы следует начинать с красной строки.
VI. Оформление письменных работ по математике
- Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).
- Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).
- Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.
- Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания по середине строки либо на полях, так как это:
а) экономит место;
б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работы. Слово «задача» рекомендуется писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях).
- Число можно писать традиционно посередине, а можно и на полях (например: 17.03.01 без буквы «г.»).
- Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.
- При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов.
- Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).
- Роль операции с простым карандашом остается той же (см. раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»).
Используемый источник: газета «Первое сентября», № 20, 2005 г.