Классный час "Спешите делать добро!"
В этом конспекте рассматриваются вопросы человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
speshite_delat_dobro.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Спешите делать добро!»
Учитель: Нигматуллина Людмила Владимировна
Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.
Литература:
- Виль Казыханов «Уроки нравственности», Казань, Издательство «Дом печати», 2004
- Л.Н. Тимощенко «Воспиатание старшеклассниц», М. «Просвещение», 1990
ХОД УРОКА
I. Постановка учебной задачи.
УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ
Ворочается в постели, ворочается,-
Не может заснуть Лейла.
Мать, заметив это, забеспокоилась:
«Заболела ты, доченька, что ли?»
«Нет», - сказала Лейла, притихнув,
Пряча глаза от нее,
Но с каждой минутой и часом
Все невыносимей становится
«Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-
Сказала она, наконец,-
С подружкой, двум старым бабулям
Мы не уступили мест …
Поверь, мама, больше такого
Я не допущу никогда!»
- Прекрасно, родная, что совесть
Тебе подсказала вину.
Но все ж, не беда,-
Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.
Вопросы для обсуждения:
- Как вы думаете, что такое «совесть»?
- Совесть- это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Быть совестливым- быть честным, порядочным. Бессовестность- нечестность, непорядочность. Угрызение совести- беспокойное, мучительное состояние из-за чувства своей вины.
- Были ли у вас угрызения совести?
Ответы.
- Сейчас рассмотрим содержание стихотворения. Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не давало ей заснуть?
- Ее мучила совесть за то, что она не уступила место старым людям в трамвае.
- Если бы она и ее подружка уступили свои места бабушкам, то что бы они совершили по отношению к старым людям?
- Благородство, милосердность.
- Значит, о чем же мы сегодня поговорим на сегодняшнем уроке?
- О милосердии, милосердности.
II. Решение учебной задачи.
1 задание. (Самостоятельная работа)
Запишите в своих тетрадях о случаях, подобных тому, который произошел с девочкой Лейлой.
2 задание. (Обсуждается в группах)
- Что же такое «милосердие»? Что предполагает «милосердность»?
- Милосердие: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(Милосердие- это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям). Быть милосердным- проявлять милосердие, сострадание, помочь в чем-либо, проявление великодушия к другому человеку.
Чувство милосердия вечно. Но долгие годы мы как-то подзабыли о нем. И в наш обиход оно вошло «вновь». Подтверждение тому отклик людей на аварию в Чернобыли, землетрясение в Армении, взрыв в Арзамасе, создание Детского фонда, детских домов.
Не ожесточайтесь, не озлобляйтесь ни при каких обстоятельствах. Добрым и милосердным легче жить, потому что люди платят им любовью. Злоба сжигает человека, злобный человек неприятен окружающим, чаще болеет и раньше умирает.
Будьте добрее ко всему живому. Конечно, пожалеть бездомную собачонку или кошку легче, чем человека. Животное на добро не отвечает добром. С человеком случается всякое…
К кому же относиться с милостью? Прежде всего к тем, кто дал вам жизнь- к отцу и матери.
- Как вы к ним относитесь? (Большинство родителей делают для детей и ради детей).
- Скажите, если матери все равно: с кем вы бываете, во сколько приходите, какая эта мать?
- Что будет делать хорошая мать? Да, она будет ругать вас, портить себе и вам здоровье, потому что вам не безразлична ваша судьба. И поэтому надо смолчать, погасить свой гнев, и впредь не давать повода для подобных «разговоров». Надо щадить и беречь здоровье самых близких для вас людей. И как бы вы не меняли их на друзей и подруг, в самые горькие минуты именно мамы не предадут вас, не отступятся от вас.
Будьте милосердны к старикам. Помогите, чем можете любому пожилому человеку, Старому и малому… Главное- делать людям добро, пусть маленькое, но добро.
Пытайтесь всегда помогать людям. Просто так. Без ожидания благодарности.
Спешите делать добро.
3 задание.
- Какие пословицы и поговорки со словом «милосердие» вы знаете?
У милосердного дела нет распорядка. Милосердие- всегда кстати. Добродушие всегда ко времени. (Татарск.)
Доброе дело- не забудется. Благо делающий никогда не пропадет. Неспособный к благодеянию- зла не совершай!... Делая добро другим- себе помогаешь! (Китайск.)
Красота- на один день, благодеяние- навек. (Чувашск.)
- добрый человек, куда ты идешь?
- Помогать людям!
- Худой (злой) человек, куда ты идешь?
- Людям мешать… (Бурятск.)
- Какие милосердные персонажи из прочитанных вами книг и фильмов вы можете назвать?
Ответы.
- Назовите милосердных, благодетельных людей из вашего окружения- из числа родственников, друзей, знакомых?
Ответы.
- В чем и как выражаются их благородные, милосердные качества?
- В их отношении к родителям, родственникам, знакомым; в отношении к природе, к животным, птицам и т.п.
- Как можно по-иному назвать немилосердность, неблагодетельность?
- Беспечность, бестолковость, безжалостность, бессердечность…
- В чем это выражается?
- В неблаговидном поведении человека. Такие люди не стараются замечать хорошее в людях, стремятся отвечать злом на добро и т.д.
- Как вы понимаете пословицу «К старшим относись как к старшим, а к младшим- как к младшим».
- Если будешь придерживаться этой пословицы в своем поведении с людьми, то и к тебе будут относиться уважительно, благородно.
Самооценка.
4 задание. (Самостоятельная работа)
Составить план самовоспитания в себе качеств милосердности, благодетельности.
Пример ожидаемого плана:
- Быть внимательным к людям.
- Уметь видеть в людях, прежде всего, хорошие качества.
- Составить список милосердных, благородных, благодетельных персонажей из прочитанных вами произведений и устного народного творчества.
- Внимательность и милосердность по отношению к природе, к флоре и фауне.
Самооценка.
III.Рефлексия.
Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем уроке? Как мы это изучали?
Какие выводы вы сделали для себя? Что полезного извлекли из урока?