Классный час "Спешите делать добро!"

Нигматуллина Людмила Владимировна

В этом конспекте рассматриваются вопросы человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon speshite_delat_dobro.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Спешите делать добро!»

Учитель: Нигматуллина Людмила Владимировна

Цель: Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни.

Литература:

  1. Виль Казыханов «Уроки нравственности», Казань, Издательство «Дом печати», 2004
  2. Л.Н. Тимощенко «Воспиатание старшеклассниц», М. «Просвещение», 1990

ХОД УРОКА

I. Постановка учебной задачи.

УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ

 Ворочается в постели, ворочается,-

                                            Не может заснуть Лейла.

 Мать, заметив это, забеспокоилась:

                                           «Заболела ты, доченька, что ли?»

«Нет», - сказала Лейла, притихнув,

  Пряча глаза от нее,

  Но с каждой минутой и часом

                                         Все невыносимей становится

                                       «Ты знаешь, сегодня, в трамвае,-

                                        Сказала она, наконец,-

 С подружкой, двум старым бабулям

                                        Мы не уступили мест …

                                         Поверь, мама, больше такого

                                         Я не допущу никогда!»

                                        - Прекрасно, родная, что совесть

                                        Тебе подсказала вину.

                                         Но все ж, не беда,-

Засыпай уж. Я скоро к тебе приду.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, что такое «совесть»?

- Совесть- это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Быть совестливым- быть честным, порядочным. Бессовестность- нечестность, непорядочность. Угрызение совести- беспокойное, мучительное состояние из-за чувства своей вины.

- Были ли у вас угрызения совести?

Ответы.

- Сейчас рассмотрим содержание стихотворения. Отчего так мучительно беспокоилась Лейла? Что не давало ей заснуть?

- Ее мучила совесть за то, что она не уступила место старым людям в трамвае.

- Если бы она и ее подружка уступили свои места бабушкам, то что бы они совершили по отношению к старым людям?

- Благородство, милосердность.

- Значит, о чем же мы сегодня поговорим на сегодняшнем  уроке?

- О милосердии, милосердности.

II. Решение учебной задачи.

1 задание. (Самостоятельная работа)

Запишите в своих тетрадях о случаях, подобных тому, который произошел с девочкой Лейлой.

2 задание. (Обсуждается в группах)

- Что же такое «милосердие»? Что предполагает «милосердность»?

- Милосердие: готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.(Милосердие- это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, нежность, любовь к людям). Быть милосердным- проявлять милосердие, сострадание, помочь в чем-либо, проявление великодушия к другому человеку.

Чувство милосердия вечно. Но долгие годы мы как-то подзабыли о нем. И в наш обиход оно вошло «вновь». Подтверждение тому отклик людей на аварию в Чернобыли, землетрясение в Армении, взрыв в Арзамасе, создание Детского фонда, детских домов.

 Не ожесточайтесь, не озлобляйтесь ни при каких обстоятельствах. Добрым и милосердным легче жить, потому что люди платят им любовью. Злоба сжигает человека, злобный человек неприятен окружающим, чаще болеет и раньше умирает.

Будьте добрее ко всему живому. Конечно, пожалеть бездомную собачонку или кошку легче, чем человека. Животное на добро не отвечает добром. С человеком случается всякое…

К кому же относиться с милостью? Прежде всего к тем, кто дал вам жизнь- к отцу и матери.

- Как вы к ним относитесь? (Большинство родителей делают для детей и ради детей).

- Скажите, если матери все равно: с кем вы бываете, во сколько приходите, какая эта мать?

- Что будет делать хорошая мать? Да, она будет ругать вас, портить себе и вам здоровье, потому что вам не безразлична ваша судьба. И поэтому надо смолчать, погасить свой гнев, и впредь не давать повода для подобных «разговоров». Надо щадить и беречь  здоровье самых близких для вас людей. И как бы вы не меняли их на друзей и подруг, в самые горькие минуты именно мамы не предадут вас, не отступятся от вас.

Будьте милосердны к старикам. Помогите, чем можете любому пожилому человеку, Старому и малому… Главное- делать людям добро, пусть маленькое, но добро.

Пытайтесь всегда помогать людям. Просто так. Без ожидания благодарности.

Спешите делать добро.

3 задание.

- Какие пословицы и поговорки со словом «милосердие» вы знаете?

У милосердного дела нет распорядка. Милосердие- всегда кстати. Добродушие всегда ко времени. (Татарск.)

Доброе дело- не забудется. Благо делающий никогда не пропадет. Неспособный к благодеянию- зла не совершай!... Делая добро другим- себе помогаешь! (Китайск.)

Красота- на один день, благодеяние- навек. (Чувашск.)

- добрый человек, куда ты идешь?

- Помогать людям!

- Худой (злой) человек, куда ты идешь?

- Людям мешать… (Бурятск.)

- Какие милосердные персонажи из прочитанных вами книг и фильмов вы можете назвать?

Ответы.

- Назовите милосердных, благодетельных людей из вашего окружения- из числа родственников, друзей, знакомых?

Ответы.

- В чем и как выражаются их благородные, милосердные качества?

- В их отношении к родителям, родственникам, знакомым; в отношении к природе, к животным, птицам и т.п.

- Как можно по-иному назвать немилосердность, неблагодетельность?

- Беспечность, бестолковость, безжалостность, бессердечность…

- В чем это выражается?

- В неблаговидном поведении человека. Такие люди не стараются замечать хорошее в людях, стремятся отвечать злом на добро и т.д.

- Как вы понимаете пословицу «К старшим относись как к старшим, а к младшим- как к младшим».

- Если будешь придерживаться этой пословицы в своем поведении с людьми, то и к тебе будут относиться уважительно, благородно.

Самооценка.

4 задание. (Самостоятельная работа)

Составить план самовоспитания в себе качеств милосердности, благодетельности.

Пример ожидаемого плана:

  1. Быть внимательным к людям.
  2. Уметь видеть в людях, прежде всего, хорошие качества.
  3. Составить список милосердных, благородных, благодетельных персонажей из прочитанных вами произведений и устного народного творчества.
  4. Внимательность и милосердность по отношению к природе, к флоре и фауне.

Самооценка.

III.Рефлексия.

Что мы проходили, что изучали на сегодняшнем уроке? Как мы это изучали?

Какие выводы вы сделали для себя? Что полезного извлекли из урока?