Эссе: "Интерактивное обучение в рамках требования нового стандарта"

Данный материал содержит рекомендации преподавателям по внедрению интерактивных методов обучения в свете требований нового общеообразовательного стандарта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx215.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1

 ЭССЕ на тему:

«Интерактивное обучение в рамках требований нового стандарта»

                                                                                   Выполнил: преподаватель специальных        дисциплин Легович С.И.

                                     Проверил:

Дубна, 2012

          С введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов Российская Федерация в соответствии с нормами международного права реализует конституционные гарантии права человека и гражданина на образование. В основе стандарта лежит общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании и реализации политики в области образования, что с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей).

          Таким образом, стандарт приобретает характер конвенциональной нормы. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. В этом контексте стандарт — средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

           Стандарты способны одновременно обеспечить преемственность и обновление системы образования лишь в случае, если они основаны на получивших широкое признание в России и в мире психологических и педагогических подходах и идеях. Стратегическая задача развития образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении на этой основе нового качества его результатов.

            Одним из путей повышения заинтересованности обучаемых в образовательном процессе является применение интерактивных методов обучения, таких как:

  1. Копилка игр (Игровая вечеринка)

         Станьте участником игровой вечеринки (game-party) - поделитесь с другими участниками примерами игр, самых разных (через тестовые описания, а лучше - фото и комментарии к ним, видео, ссылки). Тема и формат - любые! Давайте сделаем нашу вечеринку яркой и разнообразной, добавляя игры из самых разных предметных областей! Работа в микро-группах (малых группах)

Технология «Шесть шляп мышления»

      Групповая работа по проектированию внедрения чего-либо в процесс обучения с точки зрения различных субъектов, например: школьники; родители, как работодатели; учителя; администрация школы. Каждая группа описывает проект и анализирует ситуацию с использованием технологии «Шесть шляп мышления» (не менее 3 аргументов на 1 шляпу).

  1. Мозговой штурм

        Метод мозгового штурма (мозговая атака, мозговой штурм, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. 

         Этапы и правила мозгового штурма: 
1. Постановка проблемы. Предварительный этап. 
2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех всего мозгового штурма. 
Правила для этого этапа:

  1. Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
  2. Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
  3. Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
  4. Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе оценка приветствуется. 

        3. Дискуссия

        «Почему я спрашиваю тебя, - обращался Сократ к софисту Горгию,- а не говорю сам? Это делается ради беседы». Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на вопрос или проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я». Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании. Диспут от латинского (disputare) – рассуждать, разбирать, спорить. Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории.

Преимущества дискуссии

  1. дает импульс проблемному обучению (студенты не просто пассивно получают знания, но «добывают» их, решая познавательные задачи)
  2. в процессе дискуссии формируются специфические умения и навыки: умение формулировать мысли, аргументировать их (приемы доказательной полемики), навыки критического мышления,

4.Интерактивная лекция

Интерактивная лекция представляет собой выступление ведущего обучающего мероприятия перед большой аудиторий в течение 1-4 часов с применением следующих активных форм обучения:

  1. Фасилитация
  2. Ведомая (управляемая) дискуссия или беседа
  3. Модерация
  4. Демонстрация слайдов или учебных фильмов
  5. Мозговой штурм
  6. Мотивационная речь

     5.Кейс-метод (разбор ситуаций)

          Кейс-метод (case study) - от англ. сase - случай - техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. 
Преимущества метода

  1. Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной практической ситуацией.
  2. Вносит в обучение элемент загадки, тайны.
  3. Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для одного из участников.
  1. Аквариум

         Аквариум – это ролевая игра, в которой принимают участие 2-3 человека, а остальные выступают в роли наблюдателей, что позволяет одним «проживать» ситуацию, а другим анализировать ситуацию со стороны и «сопереживать» ее.
Преимущества метода

  1. Эффективен, когда необходимо продемонстрировать навык, умение, эмоцию, состояние при дефиците времени.
  2. Учащиеся могут выступать в роли экспертов и аналитиков.
  3. Стимулирует участников к практической работе.
  1. Технология Open Space (Открытое пространство)

            Технология «Открытое пространство» (Open Space) — это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно взаимодейст вовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременна очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми. Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно обнаружить в менее открытых процессах.
Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:

         

          Только с применением новых методов в обучении можно идти в ногу со временем. Особенностью сегодняшнего этапа развития России является то, что происходящие в стране социально-экономические преобразования совпали по времени с общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу. Основные причины, выдвигающие задачу развития образования в центр государственной образовательной политики, — это поворот к личности обучаемых (развитие личности — смысл и цель современного образования) и развитие процессов глобализации. Для России как части мирового сообщества это еще и новые требования формирующегося информационного общества к системе образования.

       Образование, таким образом, должно стать важнейшим, конкурентоспособным институтом социализации подрастающего поколения, ориентиром в достижении средствами образования идеалов социального равенства и консолидации граждан, благосостояния, стабильности и процветания России. Россия, провозгласив цели построения демократического общества, живущего в условиях современной рыночной экономики, предъявляет выпускникам системы образования новые требования, которые лучше всего характеризуют слова В. В. Путина: «Свободный человек в свободной стране».