Пути решения проблем организации внеаудиторной самостоятельной работы по математике
Данный материал представляет собой презентацию, в которой освещаются следующие вопросы: понятие внеаудиторной самостоятельной работы, виды внеаудиторной самостоятельной работы, проблемы, возникающие при ее организации и пути решения этих проблем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«… знания можно предложить, но овладеть ими может и должен каждый самостоятельно» А. Дистервег
Постановка проблемы Одной из составляющих Болонского процесса является увеличение числа часов, отводимых на внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся при одновременном сокращении часов аудиторных занятий. Считается, что специалист со средним специальным и высшим образованием должен постоянно самостоятельно совершенствовать свои знания, чему соответствует концепция непрерывного образования (имеется в виду, что обучающийся (студент) должен получить навыки самостоятельного овладения знаниями, их пополнения и обновления). А для этого необходимо уметь самостоятельно приобретать знания.
Классификация самостоятельной работы обучающихся Аудиторная СР Внеаудиторная СР
Проблемы, возникающие при организации ВСРО Отсутствие у обучающихся сформированных навыков самостоятельной работы. Обучающиеся не умеют (а часто и не хотят) работать самостоятельно. Этому их не научили в школе. Обучающиеся воспринимают часы, отводимые на ВСР, как свободное время. Они не выполняют задания ВСР, а просто проводят свободные часы, занимаясь своими делами.
Понятие ВСРО (внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся) Министерство 0бразования определяет ВСР как способ активного, целенаправленного приобретения обучающимся новых для него знаний и умений без непосредственного участия в этом процессе преподавателя. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений; углубление и расширение теоретических знаний; формирование компетенций; развитие познавательных способностей; развитие активности: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.
Условия, обеспечивающие успешное выполнение внеаудиторной самостоятельной работы Мотивация учебного задания (для чего, чему способствует). Четкая постановка познавательных задач. Алгоритм, метод выполнения работы, знание обучающимся способов ее выполнения. Четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления.
Этапы процесса организации ВСРО Подготовительный (определение целей, составление программы, плана занятий , подготовка методического обеспечения, оборудования). Основной (реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы). Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности программы и приемов работы, выводы о направлениях оптимизации труда).
Программа действий преподавателя по организации ВСРО изучение квалификационной характеристики будущих специалистов; анализ государственного образовательного стандарта; подготовка перечня умений, которые должны быть сформированы у обучающихся после изучения дисциплины; подготовка письменных контрольных задач для «входного» контроля; разработка задач для самостоятельной деятельности; группировка задач в блоке задания на семестр; определение периодичности контроля; создание необходимого информационно-методического обеспечения; методические рекомендации для самостоятельной работы обучающегося; подбор учебно-методической литературы.
Этапы ВСРО определение цели самостоятельной работы; конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи; самооценка готовности к самостоятельной работе; выбор адекватного способа действия, ведущего к решению задачи; планирование работы (самостоятельно или с помощью преподавателя) над заданием; осуществление обучающимся в процессе выполнения самостоятельной работы самоконтроля, промежуточного и конечного результатов работы и корректировка выполнения работы.
Виды заданий для ВСРО Для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; работа со словарями и справочниками; работа с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и другое.
Виды заданий для ВСРО Для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработка текста); повторная работа с учебном материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (конспект-анализ); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка докладов; составление библиографии, тестирование и другое.
Виды заданий для ВСРО Для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариантных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчётно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; экспериментально-конструкторская работа; опытно-экспериментальная работа.
Комплексное задание Составить обзор сайтов Составить библиографию Обработать результаты Тема «Многогран- ники» Составить словарь основных понятий Подготовить презентацию Выступить на конференции
Пути решения проблем организации ВСРО Обучение обучающихся методам самостоятельной работы, чтобы время внеаудиторной самостоятельной работы было временем активной учебы: временные ориентиры выполнения ВСР для выработки навыков планирования бюджета времени; сообщение рефлексивных знаний, необходимых для самоанализа и самооценки. Необходима большая воспитательная работа среди обучающихся для осознания ими важности такого вида обучения, как самостоятельные занятия. Убедительная демонстрация необходимости овладения предлагаемым учебным материалом для предстоящей учебной и профессиональной деятельности во вводных лекциях, методических указаниях и учебных пособиях. Выдача обучающимся методических указаний, содержащих подробный алгоритм, постепенно уменьшая разъяснительную часть от семестра к семестру с целью приучить их к большей самостоятельности.
Пути решения проблем организации ВСРО Разработка комплексных учебных пособий для самостоятельной работы, сочетающих теоретический материал, методические указания и задачи для решения. Индивидуализация домашних заданий , а при групповой работе - четкое ее распределение между членами группы . Внесение затруднений в типовые задачи, выдача задач с избыточными данными.
Критерии оценки результатов ВСРО уровень освоения обучающимся учебного материала; умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач; уровень сформированных математических умений и навыков; обоснованность и чёткость изложения ответа; оформление материала в соответствии с требованиями.
Литература: Алексеева Л.П., Норенкова Н.А. Обеспечение самостоятельной работы студентов // Специалист, № 6, 2005. Молянинова О.Г. Мультимедиа в образовании (теоретические основы и методика использования): Монография. -Красноярск: Изд. КрасГУ. 2002. Муслимова А.Ф. Самостоятельная работа как условие творческого развития студентов. //Среднее профессиональное образование, № 4, 2001. Муслимова А.Ф. Развитие стремлений к самосовершенствованию и творческой самореализации // Среднее профессиональное образование, № 9, 2003. Управление самостоятельной работой студентов: Методическое пособие / Под общей ред. И.П. Пастуховой. - М.: Библиотека журнала «СПО», 2006. Фуряева Т.В. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. -Красноярск, 1987. http://unyver.ru/articles/1.html
Предварительный просмотр:
Составить словарь основных понятий по теме «Тригонометрические функции»
- Угол в 1 радиан.
- Единичная окружность.
- Числовая функция.
- Аргумент функции.
- Область значений функции.
- Целые рациональные функции.
- Дробно-рациональные функции.
- График функции.
- Синус и косинус.
- Синусоида.
- Линия синусов.
- Тангенс и котангенс.
- Линия тангенсов.
- Линия котангенсов.
- Четная функция.
- Нечетная функция.
- Периодическая функция.
- Возрастающая функция.
- Убывающая функция.
- Экстремум функции.
- Точка максимума.
- Точка минимума.
- Арксинус числа а.
- Арккосинус числа а.
- Арктангенс числа а.
- Арккотангенс числа а.