Современные подходы приемственности ДОУ и школы
Это мотериал был создан в период обучения в МГППУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_preemstvennosti_mezhdu_d.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы преемственности между д/с и школой.[1]
Преемственность принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делается на процесс передачи «эстафетной палочки». С одной стороны, дошкольная ступень, сохраняя самоценность этого периода, формирует фундаментальные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны, школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
Преемственность – это непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. Основное в концепции этого процесса – организация качественной подготовки дошкольника к обучению к школе.
Прежде всего рекомендуется сопоставить модели выпускника д/с и первоклассника. На уровне администрации ДОУ и школы , должны быть приведены в соответствии с общими требованиями к воспитанию, обучению и развитию необходимых личностных качеств детей в период их подготовки к поступлению в школу.
Согласованность педагогических действий, организация воспитательно- образовательной работы по подготовке детей к школе и методической помощи педагогам находят отражение в следующих планах работы:
- План работы творческой группы педагогов «Выпускник»
- План методической помощи воспитателям старших и подготовительных к школе групп
- План оздоровления детей, имеющих отклонения в здоровье
- План воспитательной работы по подготовке детей к школе
- План совместных мероприятий (школа -д/с)
- План работы с родителями детей подготовительных к школе групп
- План работы кружков
Работу по преемственности предлагается осуществлять по 4-м
взаимосвязанным этапам.
На 1 этапе (август-сентябрь)в ходе комплексного психолого-медико- педагогического экспресс наблюдения за детьми, производится сбор исчерпывающей информации о состоянии работы по подготовке к школьному обучению воспитанников д/с. Именно в этот период обеспечиваются основания для осуществления психологической преемственности: изучаются особенности и возможности каждого будущего выпускника, определяется адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок. О состоянии работы в выпускных группах свидетельствует следующая информация:
-комплектование возрастных групп
-медицинские данные о состоянии выпускников
-сведения о педагогических кадрах
-состояние воспитания и обучения в д/с
На 2-ом этапе(сентябрь) на основе полученных данных планируется коллективные и дифференцированно-индивидуальные формы работы с педагогами, детьми и родителями, создаются сопряженные согласованные планы реализации воспитательно-образовательных программ с учетом ведущей детской деятельности.
Управленческая и структурно-организационная преемственность осуществляется в течении всего года (октябрь- май) в ходе контрольных мероприятий, которые составляют содержание 3 –го этапа в системе работы. Направления контроля за подготовкой будущих выпускников к обучению в школе включают в себя:
-формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью у дошкольников старшего возраст
-усвоение материала по программе
-развитие физических качеств
-организация игровой деятельности
-организация предметно развивающей среды в группах старшего возраста.
Отслеживание личностных качеств воспитанников, необходимых для овладения учебной деятельностью, производится по 12 показателям:
Внимание
Память
Трудолюбие
Самостоятельность
Ответственность за порученное дело
Любознательность
Активность
Коммуникативность
Воспитанность (поведение)
Творческие способности
Отношение к своему здоровью
Эмоциональность восприятия окружающего мира.
Завершает цикл диагностический этап– отслеживание успешности адаптации и обучения выпускников д/с в 1-х классах. Результаты адаптации получают в ходе посещения уроков, собеседований с зам директора школы, учителями первых классов, которые участвуют в заполнении соответствующих таблиц эффективности:
-сформированность личностных качеств выпускников детского сада
-сформированность коллеграфических навыков
-результаты адаптационного периода первых 2-х месяцев обучения в школе
-степень дезадаптации первоклассников с ее указанием причины
-рекомендации педагога-психолога коррекции и компенсации выявленных отклонений
По результатам сравнительного анализа полученных данных подводятся итоги работы. На 4-м завершающем этапе(сентябрь-октябрь) реализуется одновременно и психологическая и целевая преемственность. Выявление причин дезадаптации служат основой для планирования и совершенствования дальнейшей работы по разработке содержательной и организационной преемственности (см. приложение).
Направления и виды контроля обеспечивают реализацию работы по осуществлению преемственных связей. Формами преемственной связи являются: взаимное посещение уроков и занятий, минипедсоветы, круглый стол, семенар-практикум, участие учителей в родительских собраниях д/с, совместные заседания, методические совещания специалистов, совместные мероприятия, совместная организация работы субботней школы, шефская помощь школы, заседания творческих групп.
[1] Справочник старшего воспитателя ДОУ №2/ 2008