Добровольчество в школе. Материал к конференции.
Добровольческое движение в школе, как основа формирования и развития нравственных ценностей молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_po_teme_dobrovolchestvo_v_shkole.docx | 16.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Добровольческое движение в школе, как основа формирования и развития нравственных ценностей молодежи.
Двадцать лет назад, когда с учениками школы был собран материал о героически погибших односельчанах, я не думала, что работа кружка «Живая память» перерастет во что-то большое и ответственное.
А сегодня учащиеся школы могут с гордостью сказать, что добровольческое движение «Живая память» не только сохранило свои традиции, но продолжает утверждаться в делах, неся в себе искру человеческого бескорыстия, милосердия и созидания.
Тема живой памяти всегда будет актуальна. Патриотизм, как отношение человека к Родине, занимает исключительное место. Но в то сложное время, когда были сдвинуты все нравственные ценности, отношение учащихся к подвигу своих односельчан помогло сохранить в детских душах главное – любовь к своей малой родине.
Все началось с истории о месте гибели мужчин, защищавших мир и спокойствие сельчан. Школьники, тронутые этой историей, решили, что на месте гибели защитников должен стоять Знак Памяти. Прошло несколько лет, и на глазах у всего села состоялось открытие. А детей переполнило чувство гордости за свое дело. И вот с того момента в детских душах зародилась вера во что – то доброе и нужное.
Прошло время, но тропинка, проложенная к сердцу каждого ученика, стала дорогой к их родному дому. И откуда бы ни приезжали наши выпускники, они с гордостью рассказывают своим детям об истоках становления своей души и бережно передают в наследство частицу своей малой Родины.
Патриотизм. Слово знакомо, но имеет ли оно силу, не потерян ли сегодня нами смысл и значение? Что дает чувство патриотизма человеку? Стоит задуматься.
Проблема патриотического воспитания является составной частью нравственного воспитания. Она важна как система моральных ценностей.
Тема живой памяти помогает рассмотреть предпосылки формирования патриотизма: привязанность человека к месту жительства, гордость за успехи Отечества.
Эта тема аккумулирует в себе огромные запасы формирования и воспитания ментальности русского человека. Соборность, чистота, справедливость, гордость, великодушие, щедрость, любовь к своему Отечеству – всегда были и будут основой становления человека. Живая память – это источник верности и преданности заветам отцов.
Сегодня могут совсем истощится запасы души русского человека. Может произойти страшная переоценка ценностей. Мы и не заметим, как продадим самое ценное для нас за иностранную безделушку. А ведь мы великий народ, с великими русскими традициями, которые веками оберегали и охраняли нас от зла, бездушия и насилия.
Из воспоминаний Булатова Руслана, учащегося нашей школы, а сейчас полковника.
Я тогда учился в школе. Мы вместе со свое учительницей ходили к Знаку Памяти, чистили, убирали. Здесь я услышал историю, связанную с этим местом. Я тогда не придавал значения всему, что мы делали: красили, пололи траву, подсыпали землю.
И вот только сейчас, когда у меня уже своя семья, я с гордостью вспоминаю это время. Всегда, когда мы проезжаем мимо Знака Памяти, я рассказываю своим детям всю историю и добавляю гордо: « Помните, что ваш отец маленьким ухаживал за этим местом и вы, когда подрастете, будете помнить о людях, которые, отстояли вашу малую родину в военное лихолетье».
Это чувство гордости не покидает меня и сейчас. Я передам эту живую память моим детям. Спасибо моим учителям, которые дали мне это ощущение.
Чувство любви к родине, гордость за свой народ. Эти темы всегда стояли у истоков рождения и становления души великого русского человека – защитника и созидателя. Это особенная душа, в которой живет огонь всепобеждающей любви к людям, к миру. Это дарящая душа. Чувство патриотизма зарождается в человеке не в одночасье. Поэтому важно бережно и не навязчиво передать эстафету живой памяти молодым людям и показать, что это не чужое, а сокровенное и дорогое для каждого из них.
Добровольческое движение «Живая память» каждый год объединяет и сплачивает учащихся, учителей и родителей нашей школы. С большой ответственностью подходят ученики к сохранению чистоты и порядку памятника односельчанам, погибшим в локальных воинах. Эта вахта памяти берет свое начало в кружках, изучающих историю своего села, учащимися начального звена. Уже сейчас ими накоплен большой материал о родных и близких, которыми можно гордиться.
На открытых уроках «Мужества» проходят незабываемые встречи с ветеранами войны. Каждый год с волнением готовятся ученики к смотру строя и песни. В течение всего дня на уроках, в столовой, на перемене слышны четкие приказы командиров отрядов. Соревнование начинается еще далеко до конкурса песни и строя. В этот день в школу приходит много гостей. Среди них почетные люди села, родители. Каждый волнуется за своих детей, переживает и гордится.
Учащиеся среднего звена поддержали инициативу ветеранов и откликнулись на просьбу ухаживать за могилами неизвестного солдата. Их работа была отмечена грамотами районного музея за активное участие в волонтерском движении «Живая память». Вручение этих грамот проходило на выпускном вечере в присутствии родителей, что придает этому моменту особую значимость. И стало уже хорошей традицией получение благодарственных писем за хорошую службу наших выпускников, ушедших служить в армию.
В каждом селе, в каждом городе, микрорайоне есть места и события, связанные с темой высокого проявления воли и духа русского человека. Важно показать истоки этого мужества через любовь к своему дому, к улице, на которой ты вырос, к дереву, которое ты посадил с дедом. Добровольческое движение в школе - это время становления и возмужания человеческой души. И особенно важно, что через принятие малого идет принятие большого. Поэтому область применения форм добровольческого движения обширна.
Феномен, исходящий из природы людей, их фундаментальной естественной потребности помогать людям своими делами, объединять свои усилия с другими в создании более справедливой и достойной жизни для всех членов человеческой семьи закладывает основы новой морали, утверждающейся в человеке, как кодекс чести.
Исходя из этого, волонтеры ставят перед собой цель превратить добровольчество в элемент личностного совершенствования, приобретения новых знаний и навыков, развития способностей, стимулируя для этого инициативу и творчество людей, а также чувство их ответственности, поощряют семейную, коллективную солидарность.
Таким образом, вся деятельность, направлена на реализацию государственной молодежной политики в части формирования высоких нравственных качеств юношей и девушек с одной стороны, а с другой стороны, содействует духовному развитию, саморазвитию, самореализации, социализации учащихся, всему тому, чем должен обладать гражданин страны.