Адаптация пятиклассников к условиям средней школы.
Практический материал содержит результаты работы коллектива ОУ для эффективной и безболезненной адаптации учащихся 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perehod_uchashchihsya_iz_nachalnogo_v_srednee_zveno_shkoly.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация 5 класса
(2011-12 уч.год)
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения.
В 5 классе обучаются 1 2 учащихся. Из них 2 девочки и 10 мальчиков.
12 семей, 9 полных и 3 неполных, матери – одиночки 2 (Мельникова В. И Шевенина А.), одна семья по потере кормильца.
Учащиеся с неплохой физической подготовкой: (Козьяков Н.-бронх. Астма, Анпилогов Д. –панкреотит.
В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, Изучение уровня сформированности мотивации к учению в этом классе показало следующее:
Первая группа детей – мотивация и учебная активность высокая – 10%.
Вторая группа детей – средний уровень мотивации – школа привлекает больше внеучебными сторонами, интерес к учению ситуативный – 30%
Третья группа детей - хорошая школьная мотивация – при которой ученик успешно справляется с учебой – 10%
Четвертая группа детей –низкая школьная мотивация – учащиеся ходят в школу без желания – 50%
Низкая | Хорошая школьная мотивация | Высокая | Положительное отношение к школе |
Анпилогов Д. Дядищев В. Иванников М. Паланкоев И. Овсянников В. 50% | Козьяков Н. 10% | Мельникова Л. 10% | Тюрин А. Орлов Д. Полонкоев М. 30% |
Овсянников В. Анпилогов Д. Орлов Д. Шевенин А. 33,4% | Козьяков Н. Тюрин А. Бирюкова Е. 25% | Мельникова Л. Паланкоев И. Полонкоев М. 25% | Дядищев В. Иванников М. 16,6% |
Схема 1. Учебная мотивация учащихся 5 класса
с психологической точки зрения – снижением самооценки,
класс | АДЕКВАТНАЯ | ЗАНИЖЕННАЯ | ЗАВЫШЕННАЯ |
4 класс | Дядищев В. Бирюкова Ж. Иванников М. Паланкоев И. АнпилоговД. Козьяков Н. Тюрин А. Орлов Д. Мельникова В. 75% | Овсянников В. Полонкоев М. Шевенин.А. 25% | 0% |
5 класс | АнпилоговД. Иванников М. Мельникова Л. Орлов Д. Паланкоев И. Козьяков Н. Овсянников В. 70% | Дядищев В. Тюрин А. 20% | Полонкоев М. 10% |
высоким уровнем ситуативной тревожности.
Личостная | Методика | Результаты | ||||
Средние | Ниже среднего | Выше среднего | высокие | |||
Тревожность | Паланкоев Иб. Тюрин А. Орлов Д. Анпилогов Д. | Иванников М Шевенин А Овсянников В. Дядищев В. | Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Козьяков Н. | |||
Познавательная активность | . Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Козьяков Н. Паланкоев Иб. Шевенин А. Овсянников В. Тюрин А. Орлов Д. Анпилогов Д. Дядищев В. | Иванников М | ||||
Негативные Эмоциональные переживания | Козьяков Н. Паланкоев Иб. Тюрин А. | Макарова А. | Иванников М Шевенин А. Овсянников В. Орлов Д. Анпилогов Д. | Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Дядищев В. | ||
Ситуативная | Тревожность | Козьяков Н. Паланкоев Иб. Тюрин А. Орлов Д. Дядищев В. | Макарова А. | Иванников М Шевенин А. Анпилогов Д. | Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Овсянников В. | |
Познавательная активность | Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Козьяков Н. Паланкоев Иб. Иванников М Шевенин А. Дядищев В. | Овсянников В. Тюрин А. Орлов Д. Анпилогов Д. | ||||
Негативные Эмоциональные переживания | Орлов Д.. | Тюрин А. | Бирюкова Е. Полонкоев Муслим Козьяков Н. Паланкоев Иб. Иванников М Шевенин А. Овсянников В. Анпилогов Д. Дядищев В. |
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях,. Часто последствия бывают отрицательными, обусловлено в большинстве случаев, как говорят сами пятиклассники, это тем что в школе стало сложнее, потому что:
очень много разных учителей;
непривычное расписание;
много новых кабинетов;
новый классный руководитель;
в средней школе мы – самые маленькие, а в начальной были уже большими.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.
Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как “старшего”, “выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Для того, чтобы сократить переходный период, смягчить связанные с ним факторы негативного характера помогает нашему коллективу специально разработанная программа “Преемственность”, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса и психолого-педагогического сопровождения учащихся – выпускников начальной школы – при переходе их в среднее звено. В школе сложилась система совместной работы администрации с педагогами и психолого-педагогической службы.
Большое внимание было уделено диагностике познавательных процессов. Результаты психодиагностической работы обсуждали с преподавателями и педагогами, которые должны были работать в 5 классе на психолого-педагогического консилиуме. В результате чего пришли к единому мнению, что класс имеет потенциал к обучению не смотря на то, что имеются учащиеся с низким уровнем развития(Орлов Д., Шевенин А.).
В результате анализа диагностики в целом по классу был отмечен достаточный уровень произвольного внимания в сочетании со средней работоспособностью при наличии особенно низких результатов у отдельных учащихся.
При исследовании эмоционально-волевой сферы у ряда детей были выявлены проблемы: эмоциональный дисбаланс и неустойчивость (Анпилогов Д., Иванников М., Шевенин А.) повышенный уровень тревожности и неуверенности.
Коррекционный этап работы психолога с учащимися в 5-м классе был построен на основе программы адаптации к средней школе Е.Г.Коблик «Первый раз в 5 класс». Было проведено ряд занятий с целью создания доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе, способствования формированию групповой сплоченности, помочь осознать детям какие качества важны в дружбе, формированию учебных навыков, помочь осознать какие качества необходимы хорошему ученику, научить детей распознавать свои школьные страхи и найти способы их преодоления.
Посетив ряд уроков в октябре и феврале учебного года наблюдая за учащимися, общаясь с ними в этот период можно сказать, что дети уверенно перешагнули порог нач. школы, могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Во втором полугодии в 4-х классах педагогам начальной и
средней школы знакомить с перечнем предметов, которые они будут
изучать в 5-м классе, преподавателям-предметникам целесообразно в
интересной для ребят манере представить будущие предметы,
рассказывать об особенностях обучения в средней школе в
эмоционально-благоприятном тоне для того, чтобы снять тревожность
школьников, сохранить познавательные мотивы учебной деятельности.
Проводить экскурсии по школе, знакомить с кабинетами.
Преподавателям учитывать, что в средней школе падают
познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей
деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая
деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше
использовать возможности сотрудничества школьников на уроке,
поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на
продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и
сопоставлять несколько способов решения задачи, искать
нестандартные способы решения).
При организации воспитательной работы использовать возможности
включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со
старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных
соревнований. Использовать компенсаторные возможности
воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку,
проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они
заведомо бы имели успех.
Учителям-предметникам и классным руководителям обратить особое внимание на учащихся 5-х классов Козьякова Н., Анпилогова Д., которые стоят на учете у врачей.
. Учителям предметникам проводить коррекцию знаний учащихся, учитывая их физиологические, интеллектуальные и личностные особенности; повышая их познавательную и мотивационную активность, применяя при этом стимулирующие факторы.
А также, продумать работу со способными учащимися класса, оказывая им всяческую поддержку для развития их способностей и укрепления их положительной мотивации к обучению.
Необходимо учитывать индивидуальные нормы каждого ребенка, т.е. зоны его актуального и ближайшего развития путем сопоставления его вчерашних, сегодняшних и, возможно, завтрашних успехов.
Классному руководителю 5 класса продолжить работу с психологами с целью снизить эмоциональное неблагополучие в среде детей.
МО учителей начальной школы, русского языка и математики выработать единые требования по оформлению документации ученика.
Необходимо учитывать возрастные особенности младших подростков:
- Противоречия между стремлением к самостоятельности и деятельности и неспособность их реализовать.
- Повышенная моторность и эмоциональность.
- Умение учащихся сотрудничать между собой только под руководством учителя.
- Стремление их к независимости на фоне общей эмоциональной привязанности к учителю.
Надеемся, что совместная работа принесет положительные результаты.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие, на наш взгляд, успешность адаптации:
• умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
• умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
• умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
• навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
• навыки уверенного поведения;
• навыки совместной (коллективной) деятельности;
• навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
• навыки самоподдержки;
• навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей