Об информационной компетентности учителя
Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно управлять развитием учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ob_informacionnoy_kompetentnosti_uchitelya.docx | 18.69 КБ |
inf_kompetetnost.pptx | 399.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационная компетентность учителя
Кострыкина Н.А., преподаватель информатики
первой квалификационной категории.
В настоящее время в обществе происходит активный процесс компьютеризации и информатизации практически всех сторон его жизнедеятельности. Это обусловлено резко возросшей ролью и значением информации в жизни общества, внедрением новых информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.
Информатизация - это система следующих взаимосвязанных процессов:
- информационного - обособления и представления всей социально значимой информации в форме, доступной для хранения, обработки и передачи электронными средствами;
- познавательного - формирования и сохранения целостной информационной модели мира;
- материального - строительства глобальной инфраструктуры электронных средств хранения, обработки и передачи информации. (А.П. Ершов).
Информатизация образования в целом рассматривается как внедрение средств новых информационных технологий в систему образования и становится одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества.
Освоение педагогами новой техники — это не только знакомство с новыми информационными технологиями (ИТ), но и умение грамотно их использовать в своей профессиональной деятельности. По мнению американского ученого М. Ш. Ноулза, одной из основных задач в области профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, а «... основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Профессиональная компетентность учителя – понятие многогранное. В частности, Август Соломонович Белкин определяет порядка 70 компетентностей педагога. Одной из основных компетентностей на современном уровне развития образования является информационная компетентность.
Информационная компетентность учителя проявляется в умении технологически мыслить и предусматривает наличие аналитических, проективных, прогностических и рефлексивных умений в усвоении и применении информации в педагогической деятельности. Кроме того, ИК является составной частью информационной, технологической культуры учителя, выполняет интегративные функции, служит связующим звеном общепедагогических и специальных знаний и умений.
Павел Владимирович Беспалов определяет информационную компетентность как «...интегральную характеристику личности, предполагающую мотивацию к усвоению соответствующих знаний, способность к решению задач в учебной и профессиональной деятельности с помощью компьютерной техники и владение приемами компьютерного мышления.»
Информационная компетентность учителя формируется на этапах изучения компьютера, применения информационных технологий в качестве средства обучения в процессе профессиональной деятельности и рассматривается как одна из граней профессиональной зрелости. Анализ педагогической деятельности учителя позволяет выделить следующие уровни формирования информационной компетентности:
• уровень потребителя информации;
• уровень пользователя компьютером;
• уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования;
• уровень предметно-специфических задач на основе творческого, межпредметного подхода.
Информационная компетентность учителя предполагает широкое использование компьютерной техники, электронных вариантов учебных материалов, обучающих программ, педагогических технологий творческого характера. Учитель должен обладать необходимой подготовкой для корректной дифференциации возможностей учащихся в учебной группе в зависимости от индивидуальных особенностей, мотивации, возрастных и психологических особенностей.
Формирование ИК учителя предполагает:
- освоение ими знаний и умений из области информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- развитие коммуникативных способностей учителя;
- умение ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, осуществлять рефлексию своей деятельности и ее результатов.
В составе ИК учителя можно выделить четыре составляющие:
- мотивационную - наличие мотива достижения цели, готовность и интерес к работе, постановка и осознание целей информационной деятельности;
- когнитивную - наличие знаний, умений и способности применять их в профессиональной деятельности, анализировать, классифицировать и систематизировать программные средства;
- операционно-деятельностную - демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение информационных технологий на практике;
- рефлексивную - обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, их творческому преобразованию на основе анализа своей профессиональной деятельности.
Формирование ИК учителя является важной составляющей его профессионализма. Системное, целостное представление об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование критериев, функций и уровней ее сформированности, позволяет целенаправленно и эффективно организовать учебный процесс в рамках образовательной деятельности, повысить уровень предметно-специальных знаний, принимать эффективные решения в учебной работе, целенаправленно и системно управлять развитием учеников.
Литература.
1. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. - Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.
2. Беспалов П. В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» //Педагогика.- 2003, №4.-Ст. 45-50.
3. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.– 2007.- № 7.- Ст. 17-24.
4. Ноулз М.Ш. Современная практика образования взрослых. Андрагогика против педагогики. – М.: Издательский отдел НМЦ СПО, 1998.
5. Репкин В.В. Учебный словарь русского языка. – М.: «Высшая школа», 1995.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Информационный Материальный Познавательный Информатизация
Уровни формирования информационной компетентности Уровень потребителя информации Уровень пользователя компьютера Уровень логического функционирования и знания характеристик оборудования Уровень предметно-специфических задач на основе творческого, медпредметного подхода
Обеспечение урока с использованием компьютерной техники Техническое Дидактическое Методическое Организационное
Информационная компетентность учителя Операционно-деятельностная составляющая Мотивационная составляющая Рефлексивная составляющая Когнитивная составляющая