Контрольный срез по дисциплине "Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание"

Осуществление контроля за качеством усвоения материала, выяснение качества знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnyy_srez_po_discipline.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный контрольный срез по дисциплине

«Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание»

на III курсе специальности 050709

Преподавание в начальных классах

                                                  Вариант 1.

1.Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе.

2. Методика проведения комбинированного урока.

3. Предложить методику проведения экологической игры для учащихся начальной школы.

                                                  Вариант 2.

1.Общая характеристика методов обучения, их классификация.

2. Методика проведения экскурсии.

3. Опыт как метод обучения.

Ответы на вопросы контрольного среза по дисциплине

Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание

                                          Вариант №1.                                        

1.Формирование и развитие представлений и понятий в процессе изучения природы в начальной школе.

Ответ. Представления – мыслительные зрительные образы объектов и явлений окружающей действительности. В зависимости от приемов, которыми создаются образы, представления подразделяются на представления памяти и воображения. Представления памяти образуются на основе непосредственного наблюдения объектов природы или их отображений и изображений в средствах обучения – картинах, кинофильмах. Представления воображения – образы, которые возникают без непосредственного восприятия объекта. Выделяют представления единичные, в основе которых лежит восприятие конкретных объектов (река Волга, овраг в окрестностях школы) и обобщенные, в которых на первый план выступают существенные признаки (река, овраг, птицы). Представления необходимы для формирования понятий. Понятия отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Общие понятия охватывают однородные предметы и явления (реки, горы, равнины). Единичные понятия – понятия о конкретных объектах и явлениях. Формирование природоведческих представлений и понятий, а также умений взаимосвязано и в процессе обучения осуществляется одновременно. Известны два пути формирования – непосредственный и опосредственный. В практической деятельности учителя начальной школы оба пути сочетаются. Используются одновременно, дополняя друг друга, но удельный вес второго выше. Необходимость сочетания двух путей обусловлено тремя факторами: особенностями мышления младших школьников, редкостью или недоступностью для наблюдений реальных объектов, например пустыни; трудности выделения детьми существенных признаков наблюдаемого реального объекта или явления. В целях формирования представлений можно предложить учащимся схематично зарисовать по памяти увиденный ранее предмет или картину, изобразить на рисунке только существенные признаки предмета. Большое значение имеет наблюдение за предметом, опытом, явлением; проведение практических работ. Овладеть понятием – усвоить его содержание и связанное с ним представление. Овладеть приемами учебной работы.

2. Методика проведения комбинированного урока.

Ответ. 1. Вводная подготовительная часть. Организационный момент. Подготовка класса к уроку. Проверка домашнего задания. Опрос учащихся.

2. Основная часть. Объяснение нового материала.

3. Заключительная часть. Закрепление и обобщение материала. Задания на дом. Оценочное суждение.

3. Предложить методику проведения экологической игры для учащихся начальной школы.

Ответ. Игра – модель поведения, складывающаяся непосредственно в процессе обучения, непродуктивный вид деятельности , мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе совмещения знаний и умений. Игра служит средством формирования личности, активизирует психические процессы, вызывает живой интерес к познанию окружающего мира.

Вариант 2.

1.Общая характеристика методов обучения, их классификация.

Ответ. Метод – путь исследования, способ достижения какой – либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом понимают совокупность приемов, теоретических и практических операций, обеспечивающих овладение учебным предметом. Методические приемы – конкретные действия, предпринимаемые педагогом, направленные на овладение логическими и прикладными умениями. Общие методы: наблюдения и опыты, работа с печатным источниками знаний, работа с наглядно – образными источниками знаний,  работа со схематическими источниками знаний. Частные методы: наблюдение объектов и явлений в природе и опыты с ним;  работа с учебником, учебными текстами и учебными статьями; работа с натуральными объектами, учебными картинами, слайдами; работа с таблицами, схемами, моделями, географическими картами. Общие и частные методы выбирают в зависимости от содержания, цели и организации урока. В приведенной типологии отсутствуют словесные методы: рассказ, беседа, диалог. Это обусловлено тем, что устное слово и словесные методы являются всеобщими и используются в обучении вне зависимости от содержания учебного материала и формы организации учебного процесса.

2. Методика проведения экскурсии.

Ответ.  Тема экскурсии. Цель.  Место проведения. Оборудование. Подготовка учителя к экскурсии. Подготовка учащихся к экскурсии. Ход экскурсии. Подведение итогов. Обработка экскурсионного материала.

3. Опыт как метод обучения.

Ответ. Педагогическая ценность опытов обусловлена тем, что при их выполнении обеспечивается единство знаний, умений и навыков школьников, воспитываются их самостоятельность и наблюдательность. Опыты делятся на демонстрационные, выполненные учителем и лабораторные, выполняемые учениками. Лабораторные опыты могут быть фронтальными, выполняемыми всем классам, групповыми и индивидуальными. В зависимости от характера мыслительной деятельности учащихся выделяют опыты иллюстративные, эвристические и исследовательские. Иллюстративные опыты применяют для подтверждения учебного материала, рассказанного учителем и для проверки усвоения знаний учащимися. Эвристические опыты проводят с целью получения конкретного результата учащимися самостоятельно. Исследовательские опыты состоят в том, что учащимся сообщают тему и цель опыты. А после наблюдения по результатам они делают выводы или высказывают предположения. Наблюдения учащихся, фиксирование результатов опытов, формулирование выводов – необходимая составная часть опытов. В этом их сходство с наблюдениями.