Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"
Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие успешность адаптации первоклассника и положительное отношение к учебе и школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_budushego_pervoklassnika_1.doc | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
Николаева Галина Димитриевна
Левашина Галина Федоровна
Учителя начальных классов
МОУ «СОШ №7»
г.Алатырь ЧР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Школа будущего ученика»
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1 | Наименование программы | Школа будущего первоклассника «Школа будущего ученика» |
2 | Основание для разработки программы | Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению |
3 | Основные разработчики программы | Николаева Г.Д., Левашина Г.Ф. |
4 | Основная цель программы | обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе |
5 | Задачи программы |
|
6 | Условия достижения цели и задач программы | Организация обучения дошкольников будущими учителями первых классов |
7 | Основные направления программы | Адаптация к школьному обучению проходит через:
|
8 | Сроки реализации программы | Январь-март 2012года |
9 | Пользователи основных мероприятий программы | Дети 6- 7 летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс |
10 | Ожидаемые результаты |
|
Введение
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Школа будущего ученика» основана на следующей идее:дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников «Школа будущего ученика»:
- группы формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 10 занятий ( февраль – март)
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 3 занятия по 25 минут
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Занимательная математика». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.
- «Основы грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
- «Умелые ручки». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал(клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Цели занятий
- .Развитие слухового и зрительного восприятия
- .Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности
- .Развитие слуховой и зрительной памяти
- .Развитие мышления и речи
- .Развитие общей и мелкой моторики
- .Совершенствование коммуникативных навыков
- .Воспитание доброжелательного отношения к окружающим
- .Совершенствование навыков монологической речи
- .Совершенствование навыков диалогической речи
- .Развитие мимики и пантомимики
- .Развитие фантазии и воображения
- .Развитие способностей к глубокому образному мышлению
- .Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей
- .Развитие творческих способностей
- .Формирование эмоционально-волевой сферы
- .Формирование этических представлений
- .Повышение уверенности в себе
- .Научить принимать решения
Критерии готовности ребёнка к обучению в школе.
К началу обучения в школе дети должны уметь:
- строить сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
- находить слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове;
- составлять предложения из 3-4 слов;
- членить простые предложения на слова;
- членить слова на слоги (части);различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
- иметь представления о сезонных явлениях природы, называть времена года, их характерные отличия;
- знать свой домашний адрес, телефон, свою фамилию, имя, отчество, а так же фамилию, имя, отчество родителей;
К началу обучения в школе ребенка у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления.
Ребенок должен знать:
- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
- как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему числу и вычитая единицу из следующего за ним в ряду числа;
- цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
- знаки +, -, =, >, <;
- название текущего месяца, последовательность дней недели;
- уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- соотносить цифру и число предметов;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги;
Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?
- Социально-психологическая готовность к школе.
- учебная мотивация (хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний)
- умение общаться со сверстниками и взрослыми(ребенок легко вступает в контакт, не агрессивно, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами)
- пространственная ориентация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, больше-меньше, вперёд-назад, слева-справа).
- координация в системе глаз-рука (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ-узор, фигуру).
- развитие логического мышления (сходство и различие, предметов, объединение в группы ).
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).
Какие занятия полезны для ребенка в период подготовки к школе?
- Развитие мелких мыщц руки:
- работа с конструкторами, ножницами, пластилином
- рисование в альбомах (карандашами, красками).
- Развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления.
План занятий
- «Занимательная математика»-10 часов
- «Основы грамоты»-10 часов
- «Умелые ручки»-10 часов
Тематический план занятий
курса «Занимательная математика»
№п\п тема занятия цель занятия
1 | Счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами; | В и Выражение в речи признаков сходства и различия отдельны предметов и с совокупностей; |
2 | Измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной мерки; | Объединение группы предметов, Выд установление взаимосвязи между частью и целым; |
3 | Представления об элементарных геометрических фигурах | Усвоение названия геом. фигур и умение их отличать |
4 | Ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под). | Пространственное ориентирование по клеткам |
5 | Установление последовательности событий. Последовательность дней в неделе. | Ориентировка во времени |
6 | Сра С Сравнение количества предметов на наглядной основе | Соотношение количества предметов между двумя группами |
7 | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Порядковый и ритмический счет |
8 | Составление фигур из частей и деление фигур на части. | Конструирование фигур по заданному образцу |
9 | Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. | Соотношение количества предметов между разными группами |
10 | Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (равно – не равно). | Сравнение предметов в группах разного количества |
Тематический план занятий
курса «Основы грамоты»
1 | Ау нас сегодня - капустник! Штриховка (овощи). | Знакомство с правилами штриховки |
2 | Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых_коротких линий. Считалки | Развитие правильного дыхания при разговорной речи, знакомство с линовкой |
3 | Письмо коротких линий с закруглением внизу. Игры со звуками | Развитие фонематического слуха и зоркости |
4 | Письмо коротких линий с закруглением вверху. В мире звуков и букв | Соотношение звуков и знаков |
5 | Письмо прямой длинной линии с петлёй внизу. Русские былички, бывальницы и сказки о мифологических персонажах. Домовой. | Знакомство с русским фольклором. Продолжение штриховки |
6 | Знакомство с линованной бумагой,письмо коротких линий с наклоном. Игра «Найди букву» | Развитие пространственного представления на линованной бумаге |
7 | Ореинтировка на линованной бумаге. Игра «Путь к домику» | Определение правой и левой сторон предмета |
8 | Речь (устная и письменная) - общее представление. Штриховка-копирование | Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. |
9 | Предложение и слово. Игра «Слова бывают разные» | Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой) |
10 | Слово как единица речи | Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости (умение говорить средней силы голосом, без напряжения) и правильному интонированию (умение понижать и повышать голос) |
Тематический план занятий
«Умелые ручки»
1 | Аппликация « Павлин» | Умение правильно держать ножницы, обводить свою ладонь, вырезать по контуру, применять творчество в оформлении. |
2 | «радуга над полянкой», «бабочка» | Использование красок ,технику складывания листа пополам |
3 | Оригами «Лебедь» | Знакомство с техникой оригами, приёмы складывания квадрата |
4 | Раскрашивание шаблона «Яйцо» | Знакомство с техникой росписи на бумаге. |
5 | Аппликация по шаблону «Грибок» | работа по шаблону и образцу |
6 | Конструирование «Домик у дороги» | Аппликация из геометрических фигур |
7 | Рисование «Дерево» | Знакомство с техникой «по-мокрому листу» |
8 | Рисование Медвежонка на поляне | Развитие творческой инициативы |
9 | Мозаика «Кораблик» | Техника «мозаика из рваных кусочков бумаги» |
10 | Коллективная работа «Панно из наших ладошек» | Умение работать в группе |
Дополнительные тесты и упражнения для будущих первоклассников
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла -- предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.
Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает:
1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?
2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться?
3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?
4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?
5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?
6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?
7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?
8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением?
9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?
Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.(КОНЕЦ)
Хорошо бы понаблюдать за тем, как играет ваш ребенок с детьми, умеет ли играть "по правилам" не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Если результаты тестирования вас почему-либо смущают, обратитесь за помощью к специалистам. Может быть, в вашем детском саду есть психолог, который ответит на все ваши вопросы, развеет ваши сомнения. Сейчас в Москве и других городах России разворачивается сеть психолого-медико-социальных центров. Здесь специалисты бесплатно проконсультируют вас, проведут квалифицированную диагностику, определят уровень подготовки ребенка к школе.
Тест-анкета для обследования предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности.
Ребёнок имеет очевидные технические способности, если он:
- интересуется самыми разными механизмами и машинами;
-любит конструировать модели, приборы;
- сам докапывается до причин неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов;
- может (или пытается) чинить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находить оригинальные решения;
- любит и умеет рисовать, "видит" чертежи и эскизы механизмов;
- интересуется специальной, возможно, даже взрослой технической литературой.
Ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
- любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушавается в них, легко их запоминает;
- если поёт или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также своё настроение;
- сочиняет свои собственные мелодии;
- научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте
Вас беспокоят предстоящие трудности первоклассника? Вы хотите помочь ребенку справиться с ними, но не знаете как? Об этом и о многом другом читайте на моем сайте.
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 - 190с.
- Архипенко Ф.А. Игра в учебной деятельности младшего школьника/ Начальная школа, 1992, № 4 - с.4-6
- Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 - с.11-19
- Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
- Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.:Педагогика, 1989 - 89с.
- Волина В. Праздник числа. Занимательная математика – М.: Просвещение, 1996 - 208с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) - Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000 – 79с.
- Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
- Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 1999 – 464с.
- Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 - 303с.