Сущность понятия музыкального - художественного образа
Каждый хормейстер начинающий или профессионал всегда сталкивается с проблемой правильного прочтения хоровой партитуры, адекватного постижения того, что хотел выразить автор. Это глубокая, очень кропотливая и достаточно длительная самостоятельная работа над партитурой. Но самое сложное в этом процессе создание будущего художественного образа произведения: это уметь связать все элементы в единую художественную картину и воплотить это через выразительное исполнение. Каждое хоровое произведение в известном смысле есть определённый «звуковой сюжет», обладающий звуковой индивидуальностью и требующий от исполнителей особых творческих решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pechati_hudozhestvennyy_obraz.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сущность понятия музыкального - художественного образа
Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ, всеобщая категория художественного творчества, присущая искусству форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путём создания эстетически воздействующих объектов. Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, обыкновенно - такой фрагмент, который обладает как бы самостоятельной жизнью и содержанием. Но в общем смысле художественный образ - способ существования произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и значимости.
Всякий художественный образ не до конца конкретен, ясно фиксированные установочные моменты облечены в нём стихией неполной определённости, полуявленности.
Образ - субъективный феномен, возникающий в результате предметно- практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т. д.). [1]
Образное мышление - один из основных видов мышления, выделяемый наряду с наглядно-действенным и словесно-логическим мышлением. Оно является не только генетически ранним этапом в развитии по отношению к словесно-логическому мышлению, но и составляет у взрослого человека самостоятельный вид мышления, получая особое развитие в техническом и художественном творчестве. В психологии образное мышление иногда описывается в качестве специальной функции - воображения.
Воображение - психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение присуще только человеку. Воображение необходимо в любом виде деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа».
Музыкальный образ характеризуется отсутствием конкретной жизненной предметности. Музыка ничего не изображает, она создает особый предметный мир, мир музыкальных звучаний, восприятие которого сопровождается глубокими переживаниями.
Музыка как живое искусство рождается и живет в результате единения всех видов деятельности. Общение между ними происходит через музыкальные образы, т.к. вне образов музыка (как вид искусства) не существует. В сознании композитора под воздействием музыкальных впечатлений и творческого воображения зарождается музыкальный образ, который затем воплощается в музыкальном произведении.
«В качестве особого типа духовной деятельности эстетики и философы выделяют так называемую художественную деятельность, понимаемую ими как практически-духовную активность человека в процессе создания, воспроизведения и восприятия произведений искусства».[2]
Музыкальное искусство, несмотря на всю свою уникальную специфичность, не может быть плодотворно освоено без поддержки со стороны других видов искусства, т.к. только в их органическом единстве можно познать целостность и единство мира, универсальность законов его развития во всем богатстве чувственных ощущений, многообразия звуков, красок, движений.
Исследование музыкального содержания - одна из "вечных" проблем музыкознания, исполнительства, педагогики. Музыка - искусство процессуальное, вне исполнения музыкальное произведение не может жить полноценной жизнью. Музыкальный текст - это всегда сообщение (автор - исполнитель - слушатель), естественно предполагающее исполнительскую интерпретацию. Проблема "текст - исполнитель", разрешаясь через интерпретацию, неизбежно подводит каждого музыканта к пониманию текста как сложного образования в единстве двух его сторон: знаковой фиксации авторского замысла (нотный текст) и некоего сообщения, наполненного образно-смысловой содержательностью (музыкальный текст).
"Музыкальное искусство, как и всякое другое, требует, чтобы тот, кто им занимается, приносил ему в жертву все свои мысли, все чувства, все время, все существо свое", - писал Лев Аронович Баренбойм.
Существующее в нотной записи музыкальное произведение получает реальное звуковое воплощение только в процессе музыкального исполнения, поэтому исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем. Музыкальное исполнение бывает вокальное, инструментальное и смешанное. К последней разновидности относится и оперное искусство; однако в опере певцы-солисты являются одновременно и актёрами, важную роль выполняет декоративное искусство. В зависимости от количества исполнителей музыкальное исполнение подразделяется на сольное и коллективное. Коллективное исполнение может быть камерно-ансамблевым с несколькими относительно равноправными исполнителями (например, трио, квартет и т. п.) и симфоническим, хоровым, как правило, под руководством дирижёра (хормейстера), который с помощью других музыкантов реализует свой исполнительский замысел. Многие исполнительские обозначения в нотах (темп, динамика и т. п.) относительны и в определённых пределах могут реализоваться по-разному. Поэтому задача Музыкального исполнения - не просто точное воспроизведение нотного текста, но и возможно более полное воплощение намерений автора. Большое значение для исполнителя имеет изучение эпохи, в которую жил композитор, его эстетических взглядов и т. п. Всё это помогает глубже понять содержание произведения. Каждый исполнитель, раскрывая авторскую концепцию сочинения, неизбежно вносит в исполнение и индивидуальные черты, определяющиеся как его личными качествами, так и господствующими в данное время эстетическими взглядами. Таким образом, всякое исполнение произведения является и его истолкованием, интерпретацией.
Л.В. Живов пишет: «Исполнительский художественный образ, с которым в значительной степени связана оценка произведения слушателями, нередко обретает в нашем сознании самостоятельное значение, поскольку в нем могут выявляться такие ценности, которых не было в первичном образе. Тем не менее, первоосновой любого музыкального исполнения является нотный текст произведения, без которого исполнительская деятельность невозможна. Зафиксированный в нотной записи, он требует не просто грамотного прочтения, а угадывания, расшифровки намерений автора, а также тех сторон его музыки, о которых он мог не подозревать. Дело в том, что нотная запись- это всего лишь эскиз по сравнению с реальным звучанием музыки»[3]. Поэтому особую роль в создании образа играет поиск интонационного смысла в процессе изучения произведения. Согласно концепции Б.В.Асафьева, интонация есть главный проводник музыкальной содержательности, музыкальной мысли, а также - носительница художественной информации, эмоционального заряда, душевного движения. Однако, эмоциональная реакция на интонацию, проникновение в ее эмоциональную сущность является исходным пунктом процесса музыкального мышления, но еще не само мышление. Это лишь первичное ощущение, перцептивный отклик. Поскольку мышление ведет начало, как правило, от внешнего или внутреннего «толчка», то ощущение музыкальной интонации является своего рода сигналом, импульсом к любым музыкально- мыслительным действиям.
Моделирование художественного музыкального образа – это один из сложнейших психологических процессов, в основе которого лежат процессы музыкального восприятия, воображения, памяти и музыкального мышления.
Восприятие – психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.[4] Это отличает восприятие от ощущения, которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы. Само понятие «восприятие» ученые (Е.В. Назайкинский) разводят на понятия «восприятие музыки» (процесс общения с музыкой) и «музыкальное восприятие». В педагогике музыкальное восприятие понимается как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Музыкальное восприятие – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Музыка воздействует комплексом выразительных средств. Это – ладогармонический склад, тембр, темп, динамика, метроритм, они передают настроение, основную мысль произведения, вызывают ассоциации с жизненными явлениями, с переживаниями человека.
Воображение – деятельность сознания, в результате которой человек создает новые представления, мысленные ситуации, идеи, опираясь на образы, сохранившиеся в его памяти от прошлого чувственного опыта, преобразуя их.[5] Воображение необходимо в любой деятельности человека, тем более при восприятии музыки и «музыкального образа». Различают произвольное воображение (активное) и непроизвольное (пассивное), а также воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, чертежу или рисунку. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. Оно требует отбора материалов, соединения различных элементов в соответствии с поставленной задачей и творческим замыслом.
Музыкальное мышление как процесс целенаправленной и осмысленной обработки музыкально-звукового материала выражается в способности понимать и анализировать слышимое, мысленно представлять элементы музыкальной речи и оперировать ими, оценивая музыку. В процессе формирования художественного музыкального образа участвуют различные виды музыкального мышления: образное, логическое, творческое и ассоциативное.
Музыкант-исполнитель, и слушатель должны оперировать в процессе музыкальных восприятий определенными системами представлений об интонациях, простейших выразительно – изобразительных средствах – всём том, что вызывает определенные настроения, поэтические воспоминания, образы, ощущения и т.д. На этом уровне проявляет себя музыкально-образное мышление, мера и степень развитости которого зависят от того, какое место занимает данный аспект в подготовке музыканта.
Дальнейшие формы отражения музыкальной действительности в сознании человека связаны с осмыслением логической организации звукового материала. Трансформация интонаций в язык музыкального искусства возможна лишь после определенной обработки, сведения их в ту или иную структуру. Вне музыкальной логики, вне многообразных интегративных связей, выявляющих себя через форму, лад, гармонию, метроритм и т.д. музыка останется хаотическим набором звуков и не возвысится до уровня искусства. Осмысление логики организации различных звуковых структур, умение в музыкальном материале находить сходство и различие, анализировать и синтезировать, устанавливать взаимосвязи – следующая функция музыкального мышления. Эта функция более сложна по природе, поскольку обусловлена не только и не столько перцептивными, эмоционально-чувственными, но преимущественно интеллектуальными проявлениями со стороны индивида, она предполагает определенную сформированность его музыкального сознания. Необходимо подчеркнуть, что при известной автономности этих двух функций, процессы музыкально-мыслительной деятельности становятся полноценными только при их органическом сочетании и взаимодействии.
Творческое мышление представляет собой особую ступень музыкального мышления. Музыкально-интеллектуальные процессы на этом уровне характеризуются переходом от репродуктивных действий к продуктивным, от воспроизводящих к созидательным. В связи с этим вопрос о поиске продуктивных методов формирующих творческое мышление является весьма актуальным. Одним из наиболее эффективных методов, формирующих творческие качества личности, признан метод проблемного обучения (М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, М.М.Левина, В.И.Загвязинский и др.). Он достаточно широко применяется в общеобразовательной школе и вузовской практике. Однако в музыкальной педагогике он применяется на интуитивном уровне, без конкретных методических разработок.
Развитие музыкального мышления неразрывно связано со способностью осмысления логики музыкального языка, понимание которого «основано на образном сравнении выразительных средств музыки, служащих передаче ее художественного содержания, со средствами словесного языка, служащими передаче мыслей» (Л.А.Мазель, 1979).
Без развития творческих способностей невозможно подготовить профессионала высокого класса ни в одном виде деятельности, тем более в сфере искусства, поскольку музыкальная деятельность, как исполнительская, так и педагогическая требует от специалиста нестандартного, оригинального мышления. Существует много способов развития творческих способностей, одним из которых является проблемное обучение, так как именно мыслительные затруднения, возникающие в проблемной ситуации, побуждают учащегося к активному поисковому мышлению.
Значение музыкального образа является обобщением, которое строится на основе переживания выразительной функции образа. Музыкальные образы обозначают постольку, поскольку они выражают.[6]
Образ в музыкальном искусстве, если, конечно, он художественно состоятелен, всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием, отражая чувственную реакцию человека на те или иные явления действительности.
Для создания образа хорового произведения требуются и педагогические задачи (обучение определенным навыкам пения, верному интонированию; расширение представлений о хоровой музыкальной культуре), задачи психологические (развитие творческого мышления, творческого воображения певцов хора на материале хоровой музыки, формирование художественно-эмоциональной активности студентов) и задачи эстетические (формирование представлений о непреходящей ценности отечественного и зарубежного хорового искусства, знакомство с которым осуществляется в процессе всего обучения хоровому пению, развитие эстетического вкуса, эстетических эмоций).
Вообще дирижёр – достаточно сложная и многогранная профессия. «Дирижёр (французское diriger – управлять) – лицо, получившее специальное музыкальное образование, управляющее оркестром, хором, оперным представлением, объединяющее всю массу исполнителей в едином ритме, дающее произведению свою трактовку».[7]
Вл. Соколов пишет: «Хором называется такой коллектив, который в достаточной мере владеет техническими и художественно-выразительными средствами хорового исполнения, необходимыми для того, чтобы передать те мысли и чувства, то идейное содержание, которое заложено в произведении».
П.Г. Чесноков в своей книге «Хор и управление им» пишет, что «хор это такое собрание поющих, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные отчетливо выработанные нюансы».
«Руководителем хора является дирижер. Он обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения, стремится передать коллективу исполнителей свои художественные намерения, своё понимание произведения. За 50 лет успешной работы А. Анисимов убедился, что искусство хорового пения целиком зависит от творческой инициативы, особой склонности хормейстера-дирижера к хоровому делу, от упорного систематического труда, педагогических, организаторских, волевых качеств и, разумеется, талантливости музыканта – интерпретатора».[8]
Возникновение музыкального произведения, разучивание и исполнение неразрывно связано с восприятием его целостности. Дирижер представляет произведение как бы мгновенно, в виде некоего целостного образа. В. А. Моцарт говорил, что в результате напряженной внутренней работы он начинает обозревать произведение «…духовно одним взглядом, как прекрасную картину или красивого человека…», и слышать музыку «…в воображении вовсе не одно за другим, как это будет звучать потом, а как бы все сразу». Способность к целостному представлению не является свойством только очень талантливых людей, ею обладает с разной степенью точности и силы каждый музыкант.
[1] Зинченко В.П. Большой психологический словарь М.; 1996.
[2] Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория.Методика.Практика: Уч.пособ. для студ. высш.зав. М., Владос.2003. стр.9.
[3] Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория.Методика.Практика:М., Владос.2003. стр16.
[4] Саблин В.С. Славка В.С. Психология человека М 2006 С.138
[5] П.А. Рудик Психология М.1974.С.160
[6] Б.М. Теплов. Психология музыкальных способностей М.2003.С12
[7] Словарь иностранных слов
[8] А.Анисимов Дирижер-хормейстер.,Музыка., М.1976.