Закон "золотого сечения" в шрифтовой композиции

Суглобова Лариса Геннадьевна

Данный материал удобно использовать на уроках "Производственной графики" при изучении темы "шрифт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_zolotoesech_office_word.docx13.79 КБ

Предварительный просмотр:

Материал по теме:


«Закон золотого сечения» в шрифтовой композиции.



Шрифт должен отвечать и определенным эстетическим требованиям. Попросту говоря, шрифт должен быть красивым. Залогом красоты является не только соблюдение перечисленных основных правил, но и многое другое.



В основном, пропорции буквы определяются отношением ширины буквы к ее высоте. Конечно, отношение это можно найти, ориентируясь на собственное чутье и вкус. Многие так и делают. Но не всегда это бывает удобным и возможным.



Для нахождения гармоничных пропорций существует несколько способов. Еще в Древней Греции художники и архитекторы
пользовались правилом "золотого сечения". Правило это как раз и предусматривает деление отрезков на определенные доли, зрительное восприятие которых создает ощущение гармонии и равновесия.



Этим методом можно руководствоваться и при нахождении основных пропорций буквы: отношения высоты буквы к ее ширине. В пропорции золотого сечения, отношение меньшей величины к большей равно отношению большей величины к сумме этих двух величин. Если меньшее принять за единицу, то отношение примет вид:
1:1,62.



Правило золотого сечения может применяться не только при нахождении основных пропорций, но и при построении внутренних элементов буквы. Так, например, перемычка в букве Н может делить вертикальные стойки по золотому сечению. Помимо собственно золотого сечения для построения буквы может быть применена и его функция.



Делается это так. Отрезок делится на две части в пропорциях золотого сечения:
А и В, где А - отрезок меньший. Разность полученных отрезков делится также в золотом сечении. Получаем два новых отрезка а и b, отрезок а - меньший. Прибавляем к отрезку А полученный отрезок а. Затем прибавляем к тому же отрезку А полученный отрезок b. Таким образом, мы получаем две суммы: А+а и А+b. Отношение первой суммы ко второй и будет функцией золотого сечения. В числовой форме оно выразится так:



1:1,12 или А+а:A+b=1:1,12



Применительно к пропорции буквы это означает, что если ширина знака равна одной части, то высота знака равна 1,12 этой части. Так что разница не столь велика, как при золотом сечении, где при ширине буквы в одну часть высота составит 1,62 части.



Итак, надо запомнить два основных отношения пропорционального деления отрезков: 1,62 и 1,12.


В шрифтовой композиции под пропорциональным соотношением понимают:


- соотношение буквы и ее высоты;


- соотношение ширины соединительного штриха и основного;


- соотношение величины засечки и общего размера буквы.


Необязательно при построении шрифта придерживаться какого-либо одного отношения. Их можно попеременно комбинировать. Надо помнить, что не всегда целесообразно точно следовать избранным пропорциям, не рассуждая и никак не оценивая полученные результаты. Приведенные выше, правила не должны заменять собой живого творчества. Порой правила нужно уметь корректировать в соответствии с вашим чувством меры. Поэтому «золотое сечение» можно считать классикой композиции, но не рецептом на все случаи жизни.