Проект
Взаимодействие музея и ДОУ в практике воспитания искусством способствует повышению и расширению художественно-эстетической компетентности, увеличивает роль искусства в формировании креативности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
olya__proekt.docx | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через через музейную педагогику»
Воспитатель МОУ СОШ №36 г Твери
Сорокина Татьяна Николаевна
“Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного”.
Робиндранат Тагор.
Краткая аннотация :
В современных условиях к педагогике предъявляются все большие требования в плане наполнения процессов воспитания и обучения новым содержанием. В связи с этим, важное место в формировании эстетических качеств личности, в образовательном процессе отводится художественному музею, рассматриваемому не только как одно из средств постижения окружающего мира, через визуальную культуру, но и как средство адаптации ребенка к этому миру.
Дошкольное учреждение как начальная ступень воспитания и основного образования, интегрирующее на собственной базе достижения семейного воспитания, дошкольного и дополнительного образования закладывает фундамент нравственного и творческого становления личности. Взаимодействие музея и ДОУ в практике воспитания искусством способствует повышению и расширению художественно-эстетической компетентности, увеличивает роль искусства в формировании креативности.
Описание проблемы:
К сожалению, в недавнем прошлом и экономические условия развития страны, и отсутствие целостной государственной политики в области “музейного” воспитания, и смещение внутрисемейных традиций в сторону телевидения, компьютера, в свое время привели к снижению потребности в общении с искусством с глазу на глаз, в стенах музея. К тому же телевизор и компьютер зачастую занимают большую часть пребывания ребенка дома, заменяя возможность вместе с родителями исследовать окружающий мир, обучаться более сложному культурному навыку рассматривания картинок. Это привело к снижению культуры сенсорного контакта, столь важной в дошкольном возрасте. Поэтому дети, насмотревшись движущихся картинок, не имеют опыта разглядывания не только неподвижных изображений, но и даже реального мира вокруг. Таким образом, сложившиеся в свое время условия привели к ослаблению связей детство-школа-музей, разрушили накопленный годами опыт “классического” общения с искусством, что негативно сказалось на процессе формирования эстетических качеств личности.
Цель:
Объединить усилия музейного педагога и воспитателя ДОУ в деле воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями, духовно богатого гражданина, патриота своего Отечества.
Задачи:
- Воспитание у детей любви и интереса к искусству, развитие способностей к восприятию изобразительного искусства через обогащение эмоциональной сферы.
- Приобщать детей к красоте природы, параллельно с этим давая им элементарные представления о красоте “второй природы” – искусства, создаваемой рукой мастера.
- Формировать нравственные качества личности: доброту, гуманность, отзывчивость, способность к сопереживанию.
- Развивать визуальную грамотность: формирование навыков смотрения, видения главного, обобщение увиденного, навыки индивидуальных самостоятельных суждений.
- Развивать продуктивно-творческую деятельность детей, побуждать к активным действиям с различными изоматериалами в разных техниках.
- Приобщать детей и родителей к музейной среде, возродить традиции семейных посещений музея, формировать навыки взаимного общения по поводу искусства.
- Ориентировать родителей на эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание в семье, путем приобщения к произведениям искусства мастеров родного края.
- Формировать у детей знания культурных традиций родного города, края, на основе знакомства с творчеством тверских художников и декоративно-прикладного искусства Твери и Тверской области.
- Вести активную пропаганду знаний по истории и художественной культуре родного края, освещать через наглядную агитацию.
- Наполнить жизнь детей радостью и положительными эмоциями от общения с подлинными произведениями искусства, формировать чувство гордости за родной край.
- Формировать у детей, родителей и педагогов художественно-эстетическую компетентность.
Механизм реализации проекта:
1.Основные направления работы:
а) Образовательное:
Занятия на экспозиции музея, в ДОУ, уроки-любования в природе, индивидуальная, подгрупповая и фронтальная форма работы, свободное общение с детьми на основе материалов “Полочки красоты”, с включением в работу репродуктивного фонда ДОУ, подлинных произведений декоративно-прикладного искусства.
б) Нравственно-патриотическое:
Экскурсии по городу, беседы о художниках Тверского края, тематические праздники “Декоративно-прикладное искусство Тверского края”. Встречи с художниками, посещение передвижных выставок современного искусства Твери.
в) Художественно-эстетическое:
Продуктивная деятельность в ДОУ и семье. Беседы по картинам. Организация выставок. Создание эстетической среды в ДОУ и семье.
2.Работа с родителями:
Консультации, беседы, совместные экскурсии, анкетирование, участие в выставках, тематических занятиях.
3.Организация предметно-развивающей среды:
- “Полочка красоты”.
- “Полочка дополнительной информации”.
- Зона любования репродуктивными произведениями.
- Широкий спектр фотографий с видами родного города, страны.
Инструментарий:
1.Изучение литературы.
2.Использование информационных технологий.
3.Диагностика определения результатов по следующим методикам и тестам:
- Метод наблюдения.
- Метод изучения продуктов детского творчества.
- Метод исследования знаний детей на основе выработанных заданий и тестов.
- Метод анкетирования, бесед с родителями.
4.Проведение тематических итоговых занятий, викторин, конкурсов, комплексных занятий-развлечений по синтезу искусств.
Ожидаемый результат:
- Воспитание эстетически развитого, творческого, духовно богатого человека, обладающего нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурное, историческое прошлое России и Твери.
- Сформированность у детей художественно-эстетической компетентности, соответствующей возрастным и личностным особенностям ребенка.
- Повышение интереса к художественной культуре своего народа в семье, возрождение традиций семейных посещений музея.
- Воспитание будущих посетителей музея, для которых он станет необходимой частью активной жизни.