Классный час на тему:"7 чудес света"

Ибрагимбекова Ажа Абдуллаевна

Разработка классного часа  с картинками  семи чудес света

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_chudes.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                       ТЕМА «Семь чудес света»

          Цель: развитие эстетического вкуса учащихся, расширение их представлений о культуре древнего мира.

         Форма:  заочное путешествие.

          П одготовительная работа:

Отобрать интересные факты. . картины и т.п., рассказывающие о семи великих чу десах света.

                        Содержанне классного часа.

                            Вводное  слово  учителя.

Чудеса света . так называют  прославленные в древности сооружения и статуи. От гех далеких времен нас отделяют  века. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Лю ди создают  то. о чем древние народы не могли и мечтать. До нас. к сожалению, дошло лишь  одно из тех прекрасных творений человеческого разума, умелых человеческих рук –египетские  пирамиды.

(изображение пирамид)

, Придирчивые считают чудом света только большую пирамиду, ко торую нередко называли Библией в камне. На рассвете, когда вершина еще тонет в тума не, пирамида кажется розоватой, в те редкие минуты, когда горизонт затянут облаками. --серебряной, а при холодном свете луны она напоминает заснеженную гору.

                      Ученик:

 В 1798 году  у  подножия каменных гигантов произошло решительное сражение между  французами и мамлюками. Французами командовал генерал, возмечтавший затмить славу  знаменитейших полководцев всех времен и народов,-Наполеон  Бонапарт. Величие этих гробниц порази ло и его. «Сорок веков смотрят  на вас с высоты этих пирамид». - сказал, обращаясь к сво ему  войску, и слова его воодушевили солдат. По подсчетам Наполеона, каменных блоков  от трех пирамид хватило  бы. чтобы опоясать всю Францию стеной высотой в 3 метра и в 30 сан тимет ров.

                          Учитель(из  учебника  истории  5 кл.)

 Великая пирамида — самая большая из египетских пирамид, гробница царя Хуфу (по-гречески — Хеопса), построенная примерно в 2600 году до н. э.

Пирамида — идеальная конструкция, она поставлена так, что ветры не смогли ее разрушить в течение уже четырех с половиной тысяч лет. Это вызывает изумление современных ученых и инженеров, которые считают, что повторить пирамиду возможно только при современном уровне развития математики и строительной техники.

Более двух миллионов каменных блоков,  из   которых она сложена, весят в среднем около двух тонн каждый; самый большой блок весит   15 тонн.

     Постройка пирамиды. Прежде чем завезти камень, надо было расчистить и выровнять площадку.     Для сооружения остова пирамиды использовался известняк, его вырубали прямо на месте. Медными резцами с помощью клиньев рабочие отделяли блок от скалы.

У строителей  не было  подъемных сооружений, поэтому камни надо было затаскивать по наклонной плоскости.

Внутри пирамиды, в центре, строилась система погребальных камер и коридоров. Даже массивный гранитный саркофаг устанавливался в погребальную камеру до того, как были сделаны перекрытия ее потолка.

Когда внутренние помещения гробницы были готовы, внешне она все еще напоминала высокую плоскую платформу, стороны которой были скрыты наклонными насыпями. Каменщики, облепив со всех сторон пирамиду, выравнивали облицовку так, чтобы ни один блок не выделялся на фоне соседних. Наклонная плоскость становилась все ниже и ниже, и каменщики, продолжая работу, доходили наконец до самых нижних слоев камня, и пирамида представала взору во всей своей красе, отшлифованная и сияющая.

Сколько же времени требовалось для возведения пирамиды? Геродот сообщает, что с момента начала работы до ее окончания проходило 20 лет, на строительстве трудились 100 тысяч человек «на периоды по три месяца» для транспортировки камня. Это означает 400 тысяч человек в год. Вероятно, эта цифра завышена. По расчетам современных исследователей, она может составлять «всего» 100 тысяч человек.

                           Ученик:

В 90 километрах от Багдада находятся развалины Древнего Вавилона. В VII в. до и ). Вавилон был самым большим и богатым городом Древнего Востока. Много удивительных сооружений было в Вавилоне, но больше всего  поражали висячие сады царского дворца --   сады, ставшие легендой. Греки почитали их как одно из семи чудес света.

          (демонстрируется картина, на которой изображены висячие сады  Семирамиды)

Однако знаменитые висячие сады были созданы не Семирамидой и даже не во вре мена ее царствования, а позже по приказу  царя Навуходоносора. Висячие сады были раз биты в северо-восточной части дворца на насыпных террасах, покоящихся на сводах. Сво ды поддерживались мощными высокими колоннами, расположенными внутри каждою этажа. Платформы террас представляли сложное сооружение - в их основании лежали массивные каменные плиты со слоем камыша, залитого асфальтом. Затем шел двойной  ряд кирпичей, соединенных гипсом, еще выше - свинцовые пластины для задержки воды. Саму  террасу  покрывал толстый слой плодородной земли, в котором могли пустить корни большие деревья. Этажи садов  поднимались уступами и соединялись широкими пологими лестницами, покрытыми розовым и  белым камнем. Высота этажей достигала почти 28 метров и  давала достаточно света для растений.

В повозках, запряженных быками, привозили в Вавилон деревья, завернутые во влажную рогожу, семена редких трав. цветов и кустов. И расцвели в необыкновенных садах деревья самых удивительных пород и прекрасные цветы. День и ночь сотни рабов вращали подъемное колесо с кожаными вёдрами, подавая в сады воду  из Евфрата.

                                          Ученик:

Третьим чудом света считался   храм греческой богини Артемиды в городе Эфесе, в Малой Азии.

                           (изображение богини Артемиды)

Величайшие древнегреческие мастера изображали Артемиду   в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты: она была столь прекрасна, что ей не нужно было  участвовать в известном состязании между  Афиной, Афродитой и Герой.

        Для составления проекта и строительства храма был приглашен известный архитектор  Харсифрон из Кносса. Он предложил построить мраморный храм, опоясанный двойным рядом стройных колонн, но дело осложнялось тем. что поблизости не было мрамора. Однако, как часто бывает, помог  случай. Однажды пастух Пиксодор  пас стадо на  холмах недалеко от Эфеса. Два барана решили выяснить отношения и  наклонив головы, помчались навстречу друг другу, но промахнулись. Один из них с разбегу стукнулся о скалу. Да так. что от нее отлетел осколок ослепительной белизны. Озадаченный пастух поднял камень, внимательно осмотрел его и вдруг, бросив стадо, поспешил в город. В его  руках    оказался... кусок мрамора. Ликующие горожане приветствовали пастуха, облачили его в  дорогие одежды, и никому доселе неизвестный   пастух  стал знаменитым.

Храм строился почти 120 лет и был закончен около 550 г. до нашей эры .  Здание  было огромно: длиной 110 и шириной 55 метров. Вокруг него возвышались два ряда каменных колонн высотой до 18  метров. По свидетельству  Плиния Старшего, их было 127. Двускатная крыша была сделана не из черепицы, как в древних храмах, а из мраморных плит.   По  углам крыши размещались четыре мраморных быка гигантских размеров.  Изнутри храм был облицован мраморными плитами, а в центре главного зала стояла статуя  Артемиды высотой   15 метров. Основа статуи была деревянной, но сверху  она была сплошь покрыта  золотыми украшениями и драгоценностями.

Фронтон храма, вершина которого отстояла от земли на 25 метров, роскошно украшен величественной скульптурной композицией.

Через 200 лез житель Эфеса Герострат  поджег  храм Артемиды. Так он хотел увековечить свое имя в истории. Это случилось в ночь рождения Александра Македонского 21 июля 356 г.  до нашей эры. Решением собрания, «в котором участвовал весь эфесский народ», имя человека, совершившего это преступление, должно было навечно исчезнуть из памяти людской. В  официальных списках о нем говорится просто как об «одном безумце», но в   IV веке до нашей эры о нем  упомянул древнегреческий историк Феопомп  и имя   Герострата  с   тех пор стало нарицательным.

                                     Ученик:

На  юге   Греции в храме находилось скульптурное изображение Зевса - верховного бога древних греков, которое по праву   считалось четвёртым чудом света. Когда Фидий воздвиг статую Зевса в храме, пораженные зрители стали спрашивать: по чьему подобию он ее сделал?   Сам ли взошел па Олимп, чтобы увидеть  Зевса, или же Зевс сошел с Олимпа, чтобы ему  показаться?     Нa это великий скульптор отвечал, что изобразил  Бога   согласно  Гомеру.

                                              (изображение Зевса)

Каждого посетителя храма, прежде всего, поражала  величина статуи--скульптура была высотой примерно 12.5 метра,   даже храм качался для нее гесным: «Она была столь высокой, что. хотя храм и имел немалую высоту, все же казалось, что художник, создавая ее. нарушил пропорции, ибо сидящий 'Зеве почти касался потолка, и на первый взгляд было ясно, что если бы он захотел встать с трона, то снес  бЫ   крышу».

Одеяние и волосы Зевса были из золота, обнаженные части тела - из слоновой кос ти,трон - из кедра, инкрустированного черным деревом и драгоценными камнями. Основа фигуры была вырезана из дерева, но от глаз посетителей это было скрыто слоновой ко стью и золотом. На троне Фидий воспроизвел много сюжетов эллинской мифологии и фи гуры, вполне реальных людей. Но более всего каждого, кто видел статую, восхищали те совершенство и мастерство, с которыми Фидий создал фигуру и лик Зевса.

Оратор и философ Дион Хрисостом писал о ней: «Если человек, испытавший в сво ей жизни много несчастий и забот, с душой, полной горечи, предстанеп перед статуей Зев са, то он  забудет  обо всем  тяжелом и страшном, что  несёт  с  собой человеческая жизнь». Плиний, собиравший свидетельства обо всех доступных ему творениях искусства, так го ворил об этой статуе: «Много ecть   прославленных скульптур, но всех превосходит Зевс Олимпийский, созданный Фидием из золота и слоновой кости».

                          2-й ученик:

В Малой Азии, в столице небольшого Карийского государства   Галикарнасе нахо дилось пятое чудо света - великолепная гробница, построенная для царя   Мавсола  его  вдо вой - царицей Артемисией в середине IV века до нашей эры.

             (демонстрируется картина с изображением  этого   архитектурного памятника)

Мавзолей удивлял прежде всего своей архитектурной идеей: впервые в греческой архитектуре в ней соединялись все три знаменитых стиля -дорический, ионический и ко ринфский. Основой всего сооружения был огромный пьедестал из мрамора. Современни ки восхищались его размерами, затратами на постройку, но прежде всего непревзойден ным совершенством его художественного оформления.

Пьедестал имел форму  прямоугольника. На нем стоял храм гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Между колоннами и по бокам гробницы находились богатые скульптурные украшения. Вершина пирамиды венчалась площадкой, на которой возвышалась скульптурная группа с Арте мисией на колеснице, запряженной четверкой коней, высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы 46 метров.

       Ученик

В lll веке до нашей эры на остров Родос напал македонский царь. Однако одолеть . свободолюбивых родосцев Деметрию не удалось. В память об успешной обороне острова они   решили поставить самую высокую статую на свете. Это шестое чудо света,   известное под названием Колосса Родосского.

           (демонстрируется изображение  статуи)

Согласно Филону, Колосс  представлял собой мужскую фигуру, па пьедестале из белого  сверкающего мрамора, к которому были прикреплены его ступни такого размера, что сами по себе превышали многие статуи. В вытянутой руке Колосс держал факел. Ко гда  факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покры вало. Слегка отклонившись назад, всматривался вдаль. Годову  его украшал венец из рас ходящихся лучей.

Статуя простояла более 50 лет ,  вплоть до землетрясения 225 года до н.э.   Почти ты сячу  лет  лежала   на берегу бухты расколотая статуя. В наши дни поговаривают о восста новлении древнего чуда.  По одному  из проектов  Колосс   Родосский будет отлит   из алюми ния, а в его чреве предполагается устроить   бар для туристов.

                                   Ученик:

Известное веем слово «фары» происходит   от седьмого чуда света. Фарос в устье реки  Нила, рядом с городом Александрией, был  в  280 г. до нашей эры построен самый большой маяк древности.

                 (демонстрируется изображение маяка)

Это сооружение имело основание в форме квадрата со сторонами 190 метров. На нем стоял большой дворец с четырьмя башнями. Из его центра поднималась массивная четырехугольная башня высотой 70-80 метров, которая постепенно сужалась. Заканчиваясь  зубцами. На  этой  башне стояла еще одна, более узкая, по тоже довольно высокая, ко торая оканчивалась каменной площадкой. На этой площадке по кругу  располагались ко лонны, поддерживавшие конусообразную башню, которую венчала статуя покровителя морей Посейдона высотой 8 метров,. На верхушке третьей башни в объемистой бронзовой чаше зажигали огонь, отблеск которою благодаря сложной системе зеркал был виден за 100 миль.(1 миля -1852м,)

Через весь маяк проходила шахта,  вокруг  которой по спирали поднимались пандус  (наклонная  площадка,заменяющая  лестницу)   и лестница. По широкому  и отлогому   пандусу  на вершину   маяка въезжали повозки, за пряженные ослами. По шахте доставляли горючее для маяка.

Высокий   маяк служил и наблюдательным пунктом. Сложная система отражателей использовалась и для обзора морских просторов, позволяя обнаруживать вражеские суда задолго  до  того,   как они появлялись  у   берега.

    Александрийский маяк простоял 1500 лет, помогая ориентироваться средиземно морским мореплавателям. Маяк страдал от землетрясения и выветривания камня, но во времена императоров Клавдия и Нерона его востанавливали.   Его огонь навсегда потух во время землетрясения в IV веке нашей эры. В самом начале XIV века его разобрали па камни, а на развалинах маяка воздвигли средневековую крепость.

                      Учитель:

         На века и тысячелетия застыли воплощенные в камне мечты и чаяния человечества о вечной жизни, о стремлении к божественному   совершенству.    Древние камни дворцов, храмов и городов рассказывают   нам о великих и трагических страницах истории. Мы вспомнили сегодня о семи прекрасных творениях человека. Большинство из них не поща дило   время, по сберегла память. И мы рады, если сегодняшний наш рассказ напомнил вам известные и открыл новые страницы в истории и культуры   Земли.

.