Воспитательная система моего класса
«Развитие творческое потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»
Пояснительная записка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношение между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает.
Воспитание– это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому – то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа. Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя победителем. Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.
Ребенка должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым учеником своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия.
Модель воспитательной системы
Цель воспитательной системы– создание условий для разностороннего развития личности, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию по отношению к ней.
Задачи:
- Способность развитию познавательных интересов учащихся.
- Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий осмыслению и усвоению подростками нравственных норм, закреплению этих норм в их повседневном поведении.
- Способствовать формированию основ культуры общения.
- Развивать творческую деятельность через КТД.
- Способствовать сплочению классного коллектива.
- Внедрение современных воспитательных технологий, применение эффективных механизмов социализации.
Конечный результат:Предполагает формирование ребенка как самостоятельной, развитой личности. Такой учащихся способен успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющимся мире.
Хочется надеяться, что эта личность будет обладать чертами лидера, уметь выражать себя, способна принимать ответственность за свои поступки, научится организовать себя и других и принимать решения.
Основные направления воспитательной работы
Учеба
«Ученье – свет, а неученье – тьма»
Важное место в своей работе я отвожу регулярным контактам с учителями – предметниками, ежедневно отслеживая оценки учеников, слежу за выполнением графика контрольных работ. По ситуации провожу индивидуальные беседы.
С переходом в пятый класс или несколько позже у подростков снижается общий интерес к учению. Мотивы, которые побуждали его к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты учебного труда и т.д) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, не сложились. К тому же меняются сами условия школьной жизни:
- несколько учителей – предметников, а не один, как в начальной школе;
- увеличение числа учебных предметов и объема учебного материала;
- иные формы работы на уроке.
С целью преодоления этих трудностей я разработала четкую систему отслеживания успеваемости каждого ребенка (в сравнении с учебой на средней ступени, в предыдущей четверти т.д), анализа причин возникающих трудностей, прогнозирования возможных будущих проблем и поиска путей их решения.
Выясняется, по каким предметам снизилась успеваемость каковы причины этого:
- усложнение учебного материала;
- завышенная самооценка (ребенок получал высокие оценки, благодаря общему высокому уровню развития, и не привык систематически работать);
- заниженная самооценка, комплексы;
- ослабление контроля со стороны родителей;
- преобладание внешкольных интересов.
После выявления причин неудач с ребенком и его родителями проводится индивидуальная работа. Предлагаются пути устранения этих неудач. С той же целью на родительских собраниях разбираются ситуации, обращается внимание на возрастные трудности и резервы развития. Мы стараемся прогнозировать ситуацию, видеть завтрашний день. С учениками также проводятся занятия по культуре учебного труда, развитию памяти, а с родителями обсуждается вопрос, как помогать дома.
Семья
« В дружбе взрослых и детей – сила школы и семей»
Взаимодействие и сотрудничество педагогического, ученического и родительского сообщества – также важное направление функционирования воспитательной системы класса. Ведь очевидно, что если образы жизни семьи и школы кардинально расходятся, то только немногие из школьников смогут выбраться без потерь из подобного противостояния. Поэтому особое внимание уделяется взаимоотношениям ребенка в семье (встреча и беседы с членами семьи, изучение условий проживания).
Я поняла, что родители моих учеников- первые помощники, члены классного коллектива. Работа с родителями ведется по двум направлениям – повышение психолого – педагогических знаний и вовлечение их в учебно- воспитательный процесс. В рамках этого направления проводится родительские собрания, совместные творческие дела. Постоянно на родительские собрания приглашаются служба сопровождения: психолог и валеолог. Сообща находим решение в трудных ситуациях по воспитанию детей. Родители участвуют во всех наших праздниках. Только с помощью совместных дел родители могут стать нам союзниками, так как перестанут относиться к школе как наблюдатели.
Я –гражданин
«Ты тоже родился в России…»
Реализация этого направления осуществляется через внеклассные мероприятия, на которых ученики знакомятся с историей государственной символики страны, историей округа, историей поселка Могойтуй, историей школы. В рамках празднования юбилея школы многие ребята нашего класса приняли активное участие в проведения отчетного концерта.
Здоровье
«В здоровом теле – здоровый дух»
Основная цель этого направления – сохранение и укрепление здоровья ребят класса; формирование стремления к здоровому образу жизни. С этой целью были проведены и разработаны мероприятия: «Здоровые привычки – здоровый образ жизни», «Как защитить себя от гриппа», «Режим дня» и т.д.
Все эти направления не изолированы друг от друга, они взаимосвязаны.
Моделирование воспитательной системы – это сложный и длительный процесс, так как происходящее изменения в жизни общества, школы, класса, ребенка требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.
Во всей работе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятных морально- психологического климата в детском коллективе, укрепляет и развивает отношения «Педагог- ученик», «Ученик – родитель», «Педагог – родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно- воспитательном процессе.
- уровень воспитанности учащихся среднее;
- в классе преобладает атмосфера доброжелательности;
- большинство ребят хорошо себя чувствуют в классном коллективе, могут свободно высказывать свое мнение;
- шестиклассники имеют выше среднего удовлетворенность жизнедеятельностью в школе: они любят школу, у них есть любимые учителя и любимые школьные предметы.