Педагогический проект "МОЕ ОТЕЧЕСТВО"II Всероссийский конкурс междисциплинарных проектов и программ по патриотическому воспитанию

Вероника Эскендеровна Менситова

 

Проект под названием «Мое Отечество» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения, познание прав человека и основ гражданственности, до участия в практических патриотических мероприятиях краеведческой, поисково-исследовательской направленности.

За основу проекта взята логика изложения от близкого и понятного ребенку к более глубокому по времени и широкому в пространстве. Поэтому часть содержания проекта взаимодействует со знакомым и ближайшим объектом изучения, а часть, связанная с историческими сведениями, традициями пошлого и настоящего своего дома, города, края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_moe_otechestvo.docx41.87 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

БЕЛЕБЕЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

II Всероссийский конкурс междисциплинарных проектов и программ

по патриотическому воспитанию

Номинация

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СРЕДНЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

Авторский коллектив:

Е.В. Муфтиева,

заместитель директора

 по учебно-воспитательной работе,

В.Э. Менситова,

                                                                                                                                                   педагог-организатор

БЕЛЕБЕЙ, 2010

Оглавление

  1. Содержание проекта (рабочий план)…………………………………………………...3
  2. Общие положения (название проекта, законодательная часть, региональный компонент)………………………………………………………………………………..4
  3. Постановка проблемы и обоснование необходимости ее решения…………………..5
  4. Цели………………………………………………………………………………………6
  5. Задачи…………………………………………………………………………………….6
  6. Участники проекта………………………………………………………………………7
  7. Сроки реализации……………………………………………………………………….7
  8. Этапы реализации……………………………………………………………………….7
  9. Управление и обеспечение проекта…………………………………………………….8
  10. Оценка результатов……………………………………………………………………...8
  11. Предполагаемые итоги и результаты…………………………………………………..8
  12. Заключительные положения (офиц. Сайт проекта, освещение в СМИ)……………..9

Содержание

  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, другим, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям:

-  планирование и проведение Недели психологии;

- занятия в литературной гостиной;

- организация и проведение встреч с выпускниками детского дома.

  1. Создание условий для творчества воспитанников, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции:

- проведение и участие в мероприятиях, посвященных Аксаковскому празднику;

-проведение мероприятий, посвященных поэтическому празднику «Родники вдохновения»;

- участие в муниципальном национальном ежегодном празднике «Сабантуй»;

- участие в республиканском детском празднике «День детства»;

-организация и проведение праздничных концертов, посвященных знаменательным датам, и приглашение ветеранов труда;

-встречи с ветеранами труда, знаменитыми земляками, корреспондентами СМИ, представителями городской администрации.

  1. Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений:

-планирование деятельности  организации детского самоуправления «Город солнца»;

- реализация программы «Лидер»;

- участие в интеллектуально-развивающих конкурсах и викторинах.

  1. Приобщение к изучению героической истории Отечества, малой Родины, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствование формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее Башкортостана, России:

- работа Совета музея;

- планирование и проведение недели «Музей и дети»;

-проведение внутридомовской краеведческой конференции «Дорогами Отечества»;

-участие в акциях, конкурсах сочинений: «Что я знаю о Великой отечественной войне», «Война глазами детей», «Расскажу вам о войне», «Победа деда – моЯ победа»;

-участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, поисково-краеведческих  конференциях;

- проведение поисково-исследовательских и краеведческих работ;

-проведение экскурсий и посещение музеев детского дома, города, образовательных учреждений;

- участие в муниципальном конкурсе юных экскурсоводов;

- планирование и проведение мероприятий, посвященных выводу советских войск из Афганистана;

- встреча с воинами-интернационалистами, курсантами воинской части;

- создание экспозиции о педагогах детского дома;

- создание комнаты национальных костюмов.

  1. Обучение воспитанников пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. Формировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе:

- реализация программы  «Школа взросления»;

-тематические воспитательные мероприятия в группах.

Общие положения

Проект под названием «Мое Отечество» охватывает широкий круг вопросов от познания окружающего мира до приобщения к культуре, искусству своего народа и народов ближайшего национального окружения, познание прав человека и основ гражданственности, до участия в практических патриотических мероприятиях краеведческой, поисково-исследовательской направленности.

За основу проекта взята логика изложения от близкого и понятного ребенку к более глубокому по времени и широкому в пространстве. Поэтому часть содержания проекта взаимодействует со знакомым и ближайшим объектом изучения, а часть, связанная с историческими сведениями, традициями пошлого и настоящего своего дома, города, края.

Работа по патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основывается на:

  1. Постановлении Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 годы».
  2. Концепции развития духовно-нравственной культуры и гражданской активности детей, подростков и молодежи. «Молодежь – стратегические ресурсы Республики Башкортостан» на 2006-2015 годы. От 26 сентября 2006г. № УП – 415.
  3. Федеральной целевой программе «Становление» 1995г.
  4. Программе по гражданско-патриотическому воспитанию Белебеевского детского дома «Я – гражданин, патриот своей страны» на 2007-2012 годы.

Постановка проблемы и обоснование необходимости

ее решения

Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании. Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал индивида – свободная в своем самоопределении и развитии личность.

Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом – потребительство, гедонизм, балансирование на грани вседозволенности – не замедлили проявиться во всех сферах общественной жизни.

Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство гражданской ответственности,   патриотизма, гордости за свою Родину.

Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами, «в лоб», такие понятия, как долг, честь, ответственность воспитываются через творческое погружение в родную культуру, историю, язык – с обязательным сравнением национального достояния с «чужим». Историческое творчество учащихся, работа в творческих мастерских, участие в театральных постановках,  конкурсах, акциях – все это быстрее и лучше вложит в детские души духовность и патриотизм.

Структура и организация данного проекта строится с учетом различных возрастных категорий воспитанников, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у воспитанников разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности воспитанников к жизни и деятельности в коллективе, обществе, их умения самостоятельно принимать решения.

        Решение этой проблемы мы видим в выполнении следующих требований:

  1. Необходимо формирование у воспитанников уважение к народным традициям и культуре, толерантного отношения к культуре и традициям других народов.
  2. Необходимо обеспечить готовность воспитанников к участию в историко-краеведческих конференциях, поисково-исследовательских работах, конкурсах, акциях  на уровне города, республики, страны.
  3. Необходимо взаимодействие с культурно-досуговыми учреждениями города. Тесное сотрудничество с городскими музеями, музеями  образовательных учреждений города, посещение Дворца культуры, Центрального народного клуба «Урал-Батыр», Дома пионеров и школьников, кинотеатра «Мир» позволяют обеспечить досуг воспитанников в достаточном объеме.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Эффективность деятельности детского дома по решению проблемы гражданско-патриотического воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно значительно повысить, выполнив следующие условия:

  1.  Организовать массовые экскурсии воспитанников, туристические походы и поездки по местам боевой славы, историческим местам города и республики, посещение музеев, выставок, встреч с интересными людьми в целях формирования общего представления воспитанников об истории края, жизни народов, культуре родного народа и народов Башкортостана.
  2. Организовать участие детей в акциях, конкурсах, проектах, праздничных концертах, краеведческих и научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных, творческих и спортивных мероприятиях, которые бы способствовали развитию патриотического начала в представлениях и интересах воспитанников.
  3. Организовать и провести работу по изучению прав и обязанностей человека, изучению государственной символики России и малой Родины.
  4. Работать над развитием детского самоуправления. Обеспечить участие всех воспитанников в деятельности детской организации «Город солнца»,  работе Совета музея.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

На выполнение вышеназванных условий направлен настоящий проект.

Цели и задачи проекта

Цель проекта – создать условия для формирования у воспитанников высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, ответственность за судьбу отечества и готовность ее защищать.

Задачи проекта:

  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, другим, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям.
  2.  Создать условия для творчества воспитанников, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции.
  3. Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений.
  4. Приобщить воспитанников к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее Башкортостана, России.
  5. Научить воспитанников пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. Формировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе.

Участники проекта

В проекте задействованы все сотрудники детского дома.

Сроки реализации проекта

2009 – 2012 гг.

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный этап
  1. Изучение конкурсной документации;
  2. Анализ имеющихся в Белебеевском детском доме ресурсов для осуществления проекта, определение вектора приложения максимальных ресурсов;
  3. Составление плана конкретных шагов по реализации задач проекта.
  1. Основной этап
  1. Разработка педагогического проекта;
  2. Осуществление проекта;
  3. Создание информационной карты проекта.
  1. Итоговый этап
  1. Анализ проделанной работы;
  2. Подведение итогов проекта;
  3. Перспективы дальнейшего развития.              

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Управление и обеспечение проекта

  1. Для достижения поставленных целей проекта предусматривается целенаправленная и согласованная деятельность творческих групп педагогов.
  2. Осуществление тесного сотрудничества с региональными, муниципальными историческими, культурными центрами.
  3. Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских творческих и спортивных мероприятиях.
  4. Методическое просвещение педагогов.
  5. Мотивация участников проекта.

Оценка результатов проекта (показатели эффективности)

- реальная, социально-ориентированная, продуктивная учебная деятельность;

-формирование потребности в творческих выступлениях, занятиях спортом, участии в интеллектуально-развивающих мероприятиях;

- успешное выступление воспитанников в конкурсах, конференциях, олимпиадах;

- активная, инициативная и плодотворная деятельность детского самоуправления;

-осознание воспитанниками подросткового возраста жизненной перспективы, появление устойчивого стремления обучаться в среднем/высшем учебном заведении.

Предполагаемые итоги  и результаты  проекта                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

-формирование устойчивого интереса к историко-краеведческой поисково-исследовательской и творческой деятельности;

-наличие грамот, дипломов, благодарственных писем за участие в различного рода деятельности;

- успешное поступление воспитанников в ССУЗы / ВУЗы города и республики.

Заключительные положения

Освещение в СМИ:

- газета «Белебеевские ИЗВЕСТИЯ» в рубрике «Дорогами Отечества», статья «Приобщаются к научной деятельности», февраль 2010г.;

- газета «Белебеевские ИЗВЕСТИЯ» к 80-летию Белебеевского района, статья «Ее дорога жизни», июль 2010г.;

- газета «Белебеевские ИЗВЕСТИЯ» в рубрике «Социальная поддержка», статья «На пороге самостоятельной жизни», август 2010г.

А также:

-Отзыв о краеведческой работе в ГБОУ Белебеевский детский дом Республики Башкортостан, 2010г.

-Сертификат «Лучший школьный музей Республики Башкортостан» по итогам республиканской переаттестации школьных музеев РБ, 2009г.;

- Благодарность за историко-просветительскую работу с молодежью и активную помощь в организации конкурса на Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ. РОССИЯ – XX ВЕК» 2010г.;

- Диплом лауреата муниципального конкурса школьных музеев, посвященного 65-летию победы в Великой отечественной войне, 2010г.;

-Поощрительная грамота воспитаннику Гусарову Илье за интересную исследовательскую работу во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век», 2010г.;

-Благодарственные письма от Международного историко-просветительского и правозащитного общества «мемориал», Союза краеведов России, Международного благотворительного фонда имени Д.С. Лихачева, Кафедры региональной истории и краеведения Российского государственного гуманитарного университета за активное участие и помощь в организации ХI Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век».

Информационная карта проекта

Наименование  номинации

Патриотическое воспитание в среднем общеобразовательном учреждении

Название проекта

Педагогический проект «Мое Отечество»

Ф.И.О. автора, название учебного заведения и / или места работы, должность

Муфтиева Елена Васильевна, ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белебеевский детский дом  Республики Башкортостан, заместитель директора по УВР.

Менситова Вероника Эскендеровна, ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Белебеевский детский дом Республики Башкортостан, педагог-организатор.

Контактные данные (почтовый адрес, мобильный телефон, адрес электронной почты)

452000, республика Башкортостан, город Белебей, улица Революционеров, дом 7 а

+7 927 313 10 15, +7 927 969 76 10

Телефон / факс: +7 (34786) 4-19-45

dd.belebei_45@mail.ru

Перечень рекомендательных писем, отзывов к проекту

Отзыв о краеведческой работе, сертификат «Лучший школьный музей Республики Башкортостан», Благодарность за историко-просветительскую работу с молодежью, Диплом лауреата муниципального конкурса школьных музеев, Поощрительная грамота, Благодарственные письма

География проекта

Республика Башкортостан, г. Белебей, г. Уфа

Участники проекта

Сотрудники и воспитанники Белебеевского детского дома

Обоснование актуальности проекта

Повышение эффективности воспитательного процесса, формирование гражданской активной жизненной позиции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Основные цели и задачи проекта

Создать условия для формирования у воспитанников высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых особое значение имеют патриотизм, ответственность за судьбу отечества и готовность ее защищать.

  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к себе, другим, жизни, общечеловеческим и национальным духовным ценностям.
  2.  Создать условия для творчества воспитанников, их гражданского становления и формирования активной жизненной позиции.
  3. Развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности и принятие коллективных решений.
  4. Приобщить воспитанников к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково-исследовательской деятельности. Способствовать формированию гражданско-патриотического сознания, развитию чувства сопричастности судьбам Отечества и ответственности за будущее Башкортостана, России.
  5. Научить воспитанников пониманию принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе. Формировать политико-правовое понимание воинского долга, политических событий, процессов в обществе.

Краткое содержание проекта

Основные мероприятия

-планирование и проведение Недели психологии;

-планирование деятельности  организации детского самоуправления «Город солнца»;

-реализация программы «Лидер»;

-планирование и проведение недели «Музей и дети»;

-проведение внутридомовской краеведческой конференции «Дорогами Отечества»;

-участие в акциях, конкурсах сочинений: «Что я знаю о Великой отечественной войне», «Война глазами детей», «Расскажу вам о войне», «Победа деда – моЯ победа»;

-участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, поисково-краеведческих  конференциях;

-проведение поисково-исследовательских и краеведческих работ;

-проведение экскурсий и посещение музеев детского дома, города, образовательных учреждений;

-участие в муниципальном конкурсе юных экскурсоводов;

-планирование и проведение мероприятий, посвященных выводу советских войск из Афганистана;

-встреча с воинами-интернационалистами,

курсантами воинской части;

-реализация программы  «Школа взросления»;

Краткое описание опыта реализации проекта

Основные мероприятия:

- планирование и проведение Недели психологии;

-планирование деятельности организации детского самоуправления «Город Солнца»;

-реализация программы «Лидер»;

- планирование и проведение недели «Музей и дети»;

- проведение внутридомовской краеведческой конференции «Дорогами Отечества»;

- участие в акциях, конкурсах сочинений: «Что я знаю о ВОВ», «Война глазами детей», «Расскажу вам о войне», «Победа деда – моЯ победа»;

- участие в городских, республиканских и всероссийских конкурсах, поисково-краеведческих конференциях;

- проведение поисково-исследовательских и краеведческих работ;

- проведение экскурсий и посещение музеев детского дома, города, образовательных учреждений;

- участие в муниципальном конкурсе юных экскурсоводов;

- планирование и проведение мероприятий, посвященных выводу советских войск их Афганистана;

- встреча с воинами-интернационалистами, курсантами воинской части;

- реализация программы «Школа взросления».

Сроки выполнения, реализации проекта

  1. Подготовительный этап 2009-2010 учебный год
  2. Основной этап 2010-2011 учебный год
  3. Итоговый этап 20011-2012 учебный год

Бюджет проекта с указанием источников финансирования

Источники финансирования:

- республиканский бюджет

- внебюджетные средства