Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников
Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. На важность решения проблемы профессионального самоопределения учащихся указывается и в Концепции модернизации российского образования: «Школа должна эффективней, чем сегодня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_v_proforientacionnoy_podgotovke_mladshih_shkolnikov.doc | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Киршина Оксана Алексеевна
Преподаватель ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж»
Первые шаги
в профориентационной подготовке
младших школьников
Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. На важность решения проблемы профессионального самоопределе ния учащихся указывается и в Концепции модернизации российского обра зования: «Школа должна эффективней, чем сего дня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее ак тивной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений».
Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. Говоря о выборе будущей профессии, психологи отмечают, что более целенаправленно идут к своему выбору те, кто сделал этот выбор достаточно рано. Опрос выпускников 11 класса нашей школы в 2005 году показал, что лелеют свою мечту о будущей профессии с детства – 6%, а сделали свой выбор год назад – 75%.
Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях была разработана система профориентационной подготовки младших школьников. В школе сложилась традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания.
Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.
Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе: формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей.
Сентябрь | Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью». |
Октябрь | Экскурсия в школьный кабинет технологии. Беседа по материалам экскурсии. |
Ноябрь | Классный час «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде) |
Декабрь | Экскурсия на строительство жилого дома. Труд маляра. |
Январь | Экскурсия на почту. Профессия почтальона. |
Февраль | Экскурсия в детский эколого-биологический центр. Беседа по материалам экскурсии. |
Март | Экскурсия по городу. |
Апрель | Видеофильм «Весенние работы в поле, огороде, саду». |
Май | Беседы «Бережное отношение к природе». Выращивание рассады цветочно-декоративных растений. Экскурсия в школьный сад. |
Цели и задачи профориентационной работы во 2 классе: продолжать знакомство с трудом окружающих людей, углублять представления о разных профессиях, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
Сентябрь | Экскурсия в лес. Профессия лесника. |
Октябрь | Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода. |
Ноябрь | Беседа «Знай правила дорожного движения». Работа автоинспектора. |
Декабрь | Знакомство с профессией портнихи. |
Январь | Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке. |
Февраль | Профессии наших пап. |
Март | Профессии наших мам. |
Апрель | Знакомство с профессией библиотекаря. Экскурсия в библиотеку. |
Май | Выращивание комнатных растений из черенков. Работа на пришкольном участке. |
Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение знакомства с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.
Сентябрь | Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода. |
Октябрь | Экскурсия на стройку. Знакомство с профессиями каменщика, штукатура. |
Ноябрь | Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика. |
Декабрь | Видеофильм «Будь осторожен с огнём». Знакомство с профессией пожарного. |
Январь | Экскурсия в магазин. Работники магазина. |
Февраль | Я – мастер. Изготовление своими руками подарка для папы. |
Март | Классный час «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». |
Апрель | Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара. |
Май | Выращивание рассады овощных культур. Работа на пришкольном участке. |
Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.
Сентябрь | Урок окружающего мира. Мир глазами астронома. |
Октябрь | Урок окружающего мира. Мир глазами географа. |
Ноябрь | Знакомство с профессией электромонтера. |
Декабрь | Экскурсия в профилакторий «Вита». Знакомство с профессиями здравоохранения. |
Январь | Урок окружающего мира. Мир глазами историка. |
Февраль | Беседа «Чем я могу помочь дома». |
Март | Экскурсия в типографию. Беседа по материалам экскурсии. |
Апрель | Профессия моих родителей (встречи, беседы). |
Май | Конкурс творческих работ «Все работы хороши – выбирай на вкус…» |
Вся работа строится на том, что совмещается учебно-познавательная деятельность с учебно-воспитательной. Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда прослеживается на любом уроке, будь то чтение, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык или математика.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свои знания о мире профессии, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. В профориентационной работе использую мини-лекции, где стараюсь представить профессию максимально наглядно, с сопровождением демонстрационного материала, лучше прямо на рабочем месте. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут и включает в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.); содержание труда; профессионально важные качества; интересные случаи. Ролевые игры помогают детям осмыслить некоторые элементы изучаемой профессии. В классе оформлен уголок профессии. Ребята ведут профессиональное портфолио, куда вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет и творческие работы. Рисуночные методики помогают понять, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии.
Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы несколько лет работает над проблемой профориентационной подготовки младших школьников и такая работа даёт неплохие результаты. На вопрос анкеты «Выбрал ли ты будущую профессию», положительно отвечают более 50% выпускников начальной школы.