Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. На важность решения проблемы профессионального самоопределе­ния учащихся указывается и в Концепции модернизации российского обра­зования: «Школа должна эффективней, чем сего­дня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее ак­тивной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                          Киршина Оксана Алексеевна

                                                                                      Преподаватель ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж»

Первые шаги

в профориентационной подготовке

младших школьников

Проблема выбора профессии стояла перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. На важность решения проблемы профессионального самоопределе ния учащихся указывается и в Концепции модернизации российского обра зования: «Школа должна эффективней, чем сего дня, содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее ак тивной адаптации на рынке труда, освоению молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений».

       Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8-11 классов, но все же подросток не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий велик, а знания о них минимальны и даются отрывочно. Говоря  о  выборе  будущей  профессии, психологи    отмечают,   что    более целенаправленно  идут  к  своему  выбору  те,  кто  сделал  этот  выбор  достаточно  рано.           Опрос выпускников 11 класса нашей школы в 2005 году показал, что лелеют свою мечту о будущей профессии с детства – 6%,  а сделали свой выбор год назад – 75%.

        Скрытые резервы профориентации таятся в начальном звене обучения. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т.е. с профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. 

Для развития у младших школьников основ позитивного отношения к профессиям и первичной заинтересованности в тех или иных профессиональных областях была разработана система профориентационной подготовки младших школьников. В школе сложилась традиция рассматривать профессиональную ориентацию как органическую составную часть учебно-воспитательного процесса, которую порой невозможно отделить от других направлений работы, особенно трудового и нравственного воспитания.

Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии.

Цели и задачи профориентационной работы в 1 классе: формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, культуры труда, расширение знаний о производственной деятельности людей. 

Сентябрь

Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью».

Октябрь

Экскурсия в школьный кабинет технологии. Беседа по материалам экскурсии.

Ноябрь

Классный час «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде)

Декабрь

Экскурсия на строительство жилого дома. Труд маляра.

Январь

Экскурсия на почту. Профессия почтальона.

Февраль

Экскурсия в детский эколого-биологический центр. Беседа по материалам экскурсии.

Март

Экскурсия по городу.

Апрель

Видеофильм «Весенние работы в поле, огороде, саду».

Май

Беседы «Бережное отношение к природе». Выращивание рассады цветочно-декоративных растений. Экскурсия в школьный сад.

Цели и задачи профориентационной  работы во 2 классе: продолжать знакомство с трудом окружающих людей, углублять представления о разных профессиях, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Сентябрь

Экскурсия в лес. Профессия лесника.

Октябрь

Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода.

Ноябрь

Беседа «Знай правила дорожного движения». Работа автоинспектора.

Декабрь

Знакомство с профессией портнихи.

Январь

Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке.

Февраль

Профессии наших пап.

Март

Профессии наших мам.

Апрель

Знакомство с профессией библиотекаря. Экскурсия в библиотеку.

Май

Выращивание комнатных растений из черенков. Работа на пришкольном участке.

Цели и задачи профориентационной работы в 3 классе: продолжение знакомства с трудом окружающих людей и их профессиями, выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.

Сентябрь

Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода.

Октябрь

Экскурсия на стройку. Знакомство с профессиями каменщика, штукатура.

Ноябрь

Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика.

Декабрь

Видеофильм «Будь осторожен с огнём». Знакомство с профессией пожарного.

Январь

Экскурсия в магазин. Работники магазина.

Февраль

Я – мастер. Изготовление своими руками подарка для папы.

Март

Классный час «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Апрель

Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара.

Май

Выращивание рассады овощных культур. Работа на пришкольном участке.

Цели и задачи профориентационной работы в 4 классе: продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Расширять и углублять представления о различных профессиях.

Сентябрь

Урок окружающего мира. Мир глазами астронома.

Октябрь

Урок окружающего мира. Мир глазами географа.

Ноябрь

Знакомство с профессией электромонтера.

Декабрь

Экскурсия в профилакторий «Вита». Знакомство с профессиями здравоохранения.

Январь

Урок окружающего мира. Мир глазами историка.

Февраль

Беседа «Чем я могу помочь дома».

Март

Экскурсия в типографию. Беседа по материалам экскурсии.

Апрель

Профессия моих родителей (встречи, беседы).

Май

Конкурс творческих работ «Все работы хороши – выбирай на вкус…»

Вся работа строится на том, что совмещается учебно-познавательная деятельность с учебно-воспитательной. Подготовка детей к будущей трудовой деятельности, воспитание у них уважения к людям труда прослеживается на любом уроке, будь то чтение, окружающий мир, трудовое обучение, русский язык или математика. 

Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свои знания о мире профессии, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Для занятий по профориентации основной является игровая мотивация, которая перерастает в учебную мотивацию. В профориентационной работе использую мини-лекции, где стараюсь представить профессию максимально наглядно, с сопровождением демонстрационного материала, лучше прямо на рабочем месте. Рассказ о профессии длится не более 5-7 минут и включает в себя такие моменты, как: история профессии (откуда произошло слово, как менялся облик профессии и т.д.); содержание труда; профессионально важные качества; интересные случаи. Ролевые игры помогают детям осмыслить некоторые элементы изучаемой профессии. В классе оформлен уголок профессии. Ребята ведут профессиональное портфолио, куда вкладывают интервью с родителями, вырезки из газет и творческие работы. Рисуночные методики помогают понять, насколько учащиеся усвоили основные элементы профессии.

Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы несколько лет работает над проблемой профориентационной подготовки младших школьников и такая работа даёт неплохие результаты.  На вопрос анкеты «Выбрал ли ты будущую профессию», положительно отвечают более 50% выпускников начальной школы.