Доклад "Сотрудничество дошкольных учреждений и начальной школы"
Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сотрудничество дошкольных учреждений и начальной школы
на основе метаметодического подхода
Плеско Е.А., Киршина О.А., Чупахина Е.Ю.
г.Бугульма, ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж»
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».
Л. С. Выготский
Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка.
Сегодня наблюдается тенденция активизации работы «по подготовке детей к обучению в школе», так называемые школы «раннего развития» (на базе общеобразовательных школ, других образовательных учреждений). Практика показывает, что до 80% детей, занимающихся в таких школах, зачастую по выходным дням, это дети, посещающие детский сад. Часто родители, стремясь чтобы их ребёнок был самым умным, не понимают, что из-за перегрузки лишают ребёнка здоровья, провоцируют у него потерю интереса к обучению в дальнейшем.
Задайте себе вопросы: почему школа, организуя обучение дошкольников, заведомо уверена, что дошкольное учреждение не справляется со своими функциями? Почему данную работу не соорентировать только на неорганизованных детей, в том числе на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья? Почему не ведется и в детском саду и в школе разъяснительная работа с родителями по сохранению здоровья детей? Почему подготовка ребёнка к школе рассматривается как раннее изучение программы 1 класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения» не связанные с жизненным опытом ребенка? и др. Ответ один: нет преемственности в содержании образования, нет должного взаимодействия, нет направления на реализацию индивидуальных возможностей и интересов ребёнка.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в школу, имеют отклонения в психическом здоровье. По данным МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района 2007-2008 учебном году в 1 класс поступило 25 детей из 52 (48%) с низким уровнем внимания, памяти, недоразвитием речи (включая нарушения фонематического слуха и бедный словарный запас). В 2008-2009 учебном году таких детей было 24 из 49 (49%), а в 2009-2010 учебном году из 57 первоклассников низкий уровень внимания, памяти, недоразвитие речи имеет 30 (53%) человек. В конце 2009-2010 учебного года мониторинг общеучебных умений и навыков выявил проблему низкого темпа усвоения нового материала, низкий уровень развития устной и письменной речи, неумение работать с книгой. Наблюдается рост неполных семей от 63 (всего по школе) в 2008-2009 учебном году до 78 в 2010-2011 учебном году.
Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района и Дошкольных учреждений №38, №39, №23 Бугульминского муниципального района, нами была выделена наиболее приемлемая для развития наших образовательных учреждений основополагающую цель: построение единой содержательной линии в преемственности между дошкольным учреждением и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение детей, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Основные задачи:
- создание условий для охраны физического и психического здоровья детей;
- обеспечение уровня дошкольного и начального образования в соответствии с государственным стандартом;
- обеспечение преемственности в содержании и организации образовательного процесса;
- развитие творческих способностей воспитанников и учеников через различные виды деятельности.
Создание программы сотрудничества ДОУ и начальной школы обусловлено следующими факторами:
- Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут.
- Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей, создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и его творческой самобытности, для развития его целостной личности.
Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной школы при обучении детей в первом классе направлено на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Преемственность между ДОУ и школой.
Формирование базиса личностной культуры у детей.
Формирование готовности к школе.
Основания преемственности.
Формирование у детей интегрирующих знаний.
Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе.
Формирование внутренней позиции личностного развития произвольного поведения, развития коммуникативных навыков.
Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.
Развитие способностей: обучения ребенка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности.
Структура деятельности
в рамках программы сотрудничества ДОУ – начальная школа
На основе анализа целей и задач ДОУ и начальной школы были разработаны общие цели и задачи программы
Дошкольный возраст | Младший школьный возраст |
Цель: всестороннее общее развитие ребенка, наряду с сохранением и укреплением здоровья, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными и возрастными и индивидуальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. | Цель: наряду с сохранением и укреплением здоровья, продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с сохранением важнейших учебных навыков в чтении, письма, математике и становлением учебной деятельности (мотивация, способов, типов общения). |
Общая цель преемственности между ДОУ и школой – развитие коммуникативной личности ребенка, развитие его инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания, самооценки компетентности. | |
Задачи:
| Задачи:
|
Общая задача преемственности между ДОУ и школой: поддержание развивающей предметной среды, выполнение принципов модели культуротворческой школы |
Схема научно-методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы
Объединенный методический совет |
↓
Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и учителей начальных .классов |
|
Изучение программ ДОУ и начальной школы | Изучение работы воспитателей ДОУ и учителей начальной школы /обмен опытом/ | Связь с родителями дошкольников и младших школьников /родит. собрания, индив. встречи/ |
Посещение занятий в ДОУ | Посещение уроков в начальной школе | Проведение совместных мероприятий /ДОУ, нач.школа, родители/ |
Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков |
Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов |
Содержание деятельности в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы
п/п | Мероприятие | Цель | Участники |
Сентябрь | |||
1 | День открытых дверей в ОУ для воспитателей ДОУ «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период» | Выявление уровня адаптации воспитанников ДОУ в школе. Знакомство воспитателей с системно - деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС) | Учителя первых классов, воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ |
2 | Оформление стендов в ДОУ и в МОУ СОШ №4 «Для вас, родители будущих первоклассников» Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте МОУ СОШ №4 | Информирование родителей о подготовке ребенка к школе | Педагоги ДОУ, МОУ СОШ |
3 | Цикл совместных выставок продуктивной деятельности воспитанников ДОУ и учащихся МОУ СОШ №4 (в течение года) | Преемственность изобразительных технологий в дошкольном образовании и начальной школе | Старшие дошкольники ДОУ, учащиеся МОУ СОШ №4 |
4 | Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу (в течение года) | Знакомство со школой | Воспитатели, воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ |
5 | Круглый стол «Преемственность дошкольного и начального общего образования: достижения и проблемы» | Обмен опытом | Педагоги ДОУ и МОУ СОШ №4 |
6 | Взаимопосещения педагогов ДОУ и МОУ СОШ №4 (1 раз в месяц) | Преемственность в работе | Педагоги ДОУ и МОУ СОШ №4 |
7 | Мониторинг готовности первоклассника к школьному обучению | Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению | Педагоги – психологи МОУ СОШ №4 |
Октябрь | |||
8 | Семинар «Системно-деятельностный подход в практике работы МОУ СОШ №4 в рамках ФГОС» | Ознакомление с ФГОС
| Председатели методических объединений города, педагоги ДОУ
|
9 | Мастер-класс «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» | Ознакомление с технологиями работы по формированию у детей желания пойти в школу, учиться, выполнять обязанности, связанные с новым статусом школьника | Педагоги, педагоги-психологи ДОУ и МОУ СОШ №4 |
10 | Заседание творческой группы педагогов ДОУ и ОУ по результатам мониторинга «Готовность первоклассника к школьному обучению» | Преемственность ДОУ и МОУ СОШ №4 | Педагоги, педагоги-психологи ДОУ, МОУ СОШ №4 |
11 | Круглый стол в ДОУ «Всестороннее развитие ребенка в игровой деятельности» | Знакомство педагогов с разными видами игр | Учителя четвертых классов МОУ СОШ №4 |
Ноябрь | |||
12 | Семинар-практикум «Совместная работа ДОУ и ОУ по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста» | Трансляция опыта работы | Педагоги ДОУ, МОУ СОШ №4 |
13 | Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ» | Знакомство с опытом работы по использованию здоровьесберегающих технологий на дошкольной и начальной ступенях образования | Педагоги ДОУ, МОУ СОШ №4 |
14 | Мастер-класс «Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители» | Создание атмосферы комфорта для пребывания ребенка в школе, эмоциональная поддержка детей и родителей | Учителя первых классов МОУ СОШ №4, старшие воспитатели ДОУ, родители |
15 | Расширенные заседания окружных советов родительской общественности «Период адаптации первоклассника к школьному обучению» | Подготовка родителей старших дошкольников к переходу детей в новый социальный статус – первоклассника | Председатели родительских советов, педагоги – психологи, руководители МО учителей начальных классов МОУ СОШ №4 |
Декабрь | |||
16 | Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо» | Шефская помощь учащихся ОУ воспитанникам ДОУ. Обмен опытом по театрализованной деятельности педагогов детских садов и школ | Педагоги ДОУ, ОУ |
17 | Круглый стол «Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе ФГОС) | Знакомство педагогов с ФГОС | Старшие воспитатели, воспитатели, педагоги– психологи ДОУ, учителя начальных классов МОУ СОШ №4 |
Январь | |||
18 | Круглый стол и мастер-класс «Лего – технологии в детском саду и начальной школе – преемственность в обучении» | Повышение уровня компетентности педагогов в вариативности использования технологий обучения | Старшие воспитатели ДОУ и учителя начальных классов МОУ СОШ №4 |
Февраль | |||
19 | Круглый стол и мастер-класс «Формирование ключевых компетенций воспитанников ДОУ для успешного обучения в школе» | Анализ преемственности в ходе внедрения новых ФГОС | Педагоги ДОУ, МОУ СОШ №4 |
20 | День открытых дверей для родителей и будущих первоклассников в ОУ | Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в начальной школе | Родители будущих первоклассников, воспитатели, старшие воспитатели ДОУ и учителя начальных классов ОУ |
21 | Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста | Обучение способам и приемам умственной деятельности; развитие познавательных интересов | Воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ |
Март | |||
22 | Круглый стол «Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?» | Знакомство с системой сотрудничества с родителями будущих первоклассников | председатели методических объединений; старшие воспитатели ДОУ |
23 | Акция «Школьные музеи – дошкольникам округа» | Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников | Дети старшего дошкольного возраста, учащиеся начальной школы |
Апрель | |||
24 | Заключение договора по преемственности дошкольного и начального общего образования между ДОУ и ОУ, утверждение плана работы на новый учебный год | Организация работы по преемственности между ДОУ и ОУ | Администрация ДОУ, МОУ СОШ №4 |
25 | Мониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению | Выявление уровня готовности выпускников ДОУ к школьному обучению | Педагоги – психологи ДОУ |
Май | |||
26 | Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы. | Подготовка детей к началу обучения в школе | Выпускники ДОУ, учителя 1-х классов МОУ СОШ №4 |
Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка.
Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Особую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в школу, имеют отклонения в психическом здоровье. По данным МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района В 2007-2008 учебном году в 1 класс поступило 25 детей из 52 (48%) с низким уровнем внимания, памяти, недоразвитием речи (включая нарушения фонематического слуха и бедный словарный запас). В 2008-2009 учебном году таких детей было 24 из 49 (49%) В 2009-2010 учебном году из 57 первоклассников низкий уровень внимания, памяти, недоразвитие речи имеет 30 (53%) человек. В конце 2009-2010 учебного года мониторинг общеучебных умений и навыков выявил проблему низкого темпа усвоения нового материала, низкий уровень развития устной и письменной речи, неумение работать с книгой.
Создание программы сотрудничества Дошкольных учреждений №38, №39, №23 Бугульминского муниципального района и начальной школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района обусловлено следующими факторами: Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей, создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и его творческой самобытности, для развития его целостной личности. Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной школы при обучении детей в первом классе направлено на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.
Преемственность между ДОУ и школой. Формирование базиса личностной культуры у детей. Формирование готовности к школе. Основания преемственности. Формирование у детей интегрирующих знаний. Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе. Формирование внутренней позиции личностного развития произвольного поведения, развития коммуникативных навыков. Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка. Развитие способностей: обучения ребенка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности. Структура деятельности в рамках программы сотрудничества ДОУ – начальная школа
Схема научно-методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы ↓ Объединенный методический совет Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и учителей начальных .классов Изучение программ ДОУ и начальной школы Изучение работы воспитателей ДОУ и учителей начальной школы /обмен опытом/ Связь с родителями дошкольников и младших школьников /родит. собрания, индив. встречи/ Посещение занятий в ДОУ Посещение уроков в начальной школе Проведение совместных мероприятий /ДОУ, нач.школа, родители/ Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов
Взаимодействие - это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.
Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.