Доклад "Сотрудничество дошкольных учреждений и начальной школы"

Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования" (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество дошкольных учреждений и начальной школы

на основе метаметодического подхода

Плеско Е.А., Киршина О.А., Чупахина Е.Ю.

г.Бугульма, ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж»

«Школьное обучение никогда не

начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию

развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка.

Сегодня наблюдается тенденция активизации работы «по подготовке детей к обучению в школе», так называемые школы «раннего развития» (на базе общеобразовательных школ, других образовательных учреждений). Практика показывает, что до 80% детей, занимающихся в таких школах, зачастую по выходным дням, это дети, посещающие детский сад. Часто родители, стремясь чтобы их ребёнок был самым умным, не понимают, что из-за перегрузки лишают ребёнка здоровья, провоцируют у него потерю интереса к обучению в дальнейшем.

Задайте себе вопросы: почему школа, организуя обучение дошкольников, заведомо уверена, что дошкольное учреждение не справляется со своими функциями? Почему данную работу не соорентировать только на неорганизованных детей, в том числе на детей, имеющих ограниченные возможности здоровья? Почему не ведется и в детском саду и в школе разъяснительная работа с родителями по сохранению здоровья детей? Почему подготовка ребёнка к школе рассматривается как раннее изучение программы 1 класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения» не связанные с жизненным опытом ребенка? и др. Ответ один: нет преемственности в содержании образования, нет должного взаимодействия, нет  направления на реализацию индивидуальных возможностей и интересов ребёнка.

Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.    

Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Особую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в школу, имеют отклонения в психическом здоровье. По данным МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района 2007-2008 учебном году в 1 класс поступило   25 детей из 52 (48%)  с низким уровнем внимания, памяти, недоразвитием речи  (включая  нарушения фонематического слуха и бедный словарный запас). В  2008-2009 учебном  году таких  детей  было  24 из 49 (49%),  а в 2009-2010 учебном году из 57 первоклассников низкий уровень внимания, памяти, недоразвитие речи  имеет 30 (53%) человек.  В конце 2009-2010 учебного года мониторинг общеучебных умений и навыков выявил  проблему низкого темпа усвоения нового материала,  низкий уровень  развития устной и письменной речи, неумение работать с книгой.  Наблюдается рост неполных семей от 63 (всего по школе)  в 2008-2009 учебном году до 78 в 2010-2011 учебном году.  

Изучив вопросы теории и практики по обсуждаемой проблеме и, исходя из тесного сотрудничества  с МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района и Дошкольных учреждений №38, №39, №23 Бугульминского муниципального района, нами была выделена наиболее приемлемая для развития  наших образовательных учреждений основополагающую цель: построение единой содержательной линии в преемственности между дошкольным учреждением и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение детей, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.

Основные задачи:

  1. создание условий для охраны  физического и психического  здоровья детей;
  2. обеспечение уровня дошкольного  и начального образования в соответствии с государственным стандартом;
  3. обеспечение преемственности в содержании и организации образовательного процесса;
  4. развитие творческих способностей  воспитанников и учеников через различные  виды деятельности.

Создание программы сотрудничества ДОУ и начальной школы обусловлено следующими факторами:

  1. Сотрудничество ДОУ  и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном  возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут.
  2. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей,  создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и его творческой самобытности, для  развития его целостной личности.

Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной  школы при обучении детей в первом классе направлено на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.

Преемственность между ДОУ и школой.

Формирование базиса личностной культуры у детей.

Формирование готовности к школе.

Основания преемственности.

Формирование у детей интегрирующих знаний.

Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе.

Формирование внутренней позиции личностного развития произвольного поведения, развития коммуникативных навыков.

Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка.

Развитие способностей: обучения ребенка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности.

Структура деятельности

в рамках программы  сотрудничества  ДОУ – начальная школа

 

На основе анализа целей и задач ДОУ и начальной школы были разработаны общие цели и задачи программы

Дошкольный возраст

Младший школьный возраст

Цель:

всестороннее  общее  развитие ребенка,

наряду с сохранением и укреплением здоровья, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными и возрастными и индивидуальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека.

Цель:

наряду с сохранением и укреплением здоровья, продолжить всестороннее общее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с сохранением важнейших учебных навыков в чтении, письма, математике и становлением учебной деятельности (мотивация, способов, типов общения).

Общая цель преемственности между ДОУ и школой – развитие  коммуникативной личности ребенка, развитие его инициативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания, самооценки компетентности.

Задачи:

  1. введение в педагогический процесс игровых приемов, создающих эмоционально-значимые ситуации, условия для самостоятельной практической деятельности;
  2. более широко использовать методы, активирующие у детей мышление, воображение, поисковую деятельность.

Задачи:

  1. введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (самодеятельных игр, драматургии, технического и художественного моделирования, проектирования, словесного творчества, музыкальных и танцевальных импровизаций);
  2. обогащения содержания уроков эстетического цикла на основе интеграции учебного процесса, приобщение детей к национальной художественной культуре;
  3. широкое использование игровых приемов, особенно в первом классе;
  4. максимально обеспечить двигательную активность детей на уровне физкультуры, переменах, в группе продленного дня;
  5. использовать многообразие форм обучения на интегрированной основе (работа в парах, в группах).

Общая задача преемственности между ДОУ и школой: поддержание развивающей предметной среды, выполнение принципов модели культуротворческой школы

Схема научно-методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы

Объединенный методический совет

                                                                        ↓                                                                                

Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и учителей начальных .классов

 

                           

Изучение программ ДОУ и начальной школы

Изучение работы  воспитателей  ДОУ и учителей начальной  школы /обмен опытом/

Связь с родителями дошкольников и младших школьников /родит. собрания, индив. встречи/

                         

Посещение  занятий  в ДОУ

Посещение уроков в начальной школе

Проведение совместных мероприятий  /ДОУ, нач.школа, родители/

Диагностика результатов преемственности по целям и задачам  общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития  общеучебных  умений и навыков

                                                                                       

Совместный  педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов

Содержание деятельности  в программе сотрудничества ДОУ и начальной  школы

п/п

Мероприятие

Цель

Участники

Сентябрь

1

День открытых дверей в ОУ для воспитателей ДОУ «Первые дни ребенка в школе: адаптационный период»

Выявление уровня адаптации воспитанников ДОУ в школе. Знакомство воспитателей с системно - деятельностным подходом в обучении первоклассников (в рамках внедрения ФГОС)

Учителя первых классов, воспитатели старших и подготовительных групп ДОУ  

2

Оформление стендов в ДОУ и в МОУ СОШ №4

«Для вас, родители будущих первоклассников» Размещение рекомендаций для родителей будущих первоклассников на сайте МОУ СОШ №4

Информирование родителей о подготовке ребенка к школе

Педагоги

ДОУ, МОУ СОШ

3

Цикл совместных выставок продуктивной деятельности воспитанников ДОУ и учащихся  МОУ СОШ №4 (в течение года)

Преемственность  изобразительных технологий  

в дошкольном образовании

и начальной школе

Старшие дошкольники ДОУ, учащиеся МОУ СОШ №4

4

Ознакомительные экскурсии воспитанников подготовительных групп  в  школу (в течение года)

Знакомство со школой

Воспитатели, воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ

5

Круглый стол

«Преемственность дошкольного и начального общего образования: достижения и проблемы»

Обмен опытом

Педагоги  ДОУ и  МОУ СОШ №4

6

Взаимопосещения педагогов  

ДОУ  и МОУ СОШ №4  (1 раз в месяц)

Преемственность в работе

Педагоги  ДОУ и  МОУ СОШ №4

7

Мониторинг готовности первоклассника к школьному обучению

Выявление уровня готовности первоклассников к школьному обучению

Педагоги – психологи МОУ СОШ №4

Октябрь

8

Семинар «Системно-деятельностный подход в практике работы  МОУ СОШ №4  в рамках ФГОС»  

Ознакомление с ФГОС

 

Председатели методических объединений города, педагоги ДОУ

 

9

Мастер-класс  «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе»

Ознакомление с технологиями работы по формированию

у детей желания пойти в школу, учиться, выполнять обязанности, связанные с новым статусом школьника

Педагоги,

педагоги-психологи

ДОУ и МОУ СОШ №4

10

Заседание творческой группы педагогов ДОУ и ОУ по результатам мониторинга «Готовность первоклассника

к школьному обучению»

Преемственность

ДОУ и  МОУ СОШ №4

Педагоги,

педагоги-психологи

ДОУ,   МОУ СОШ №4

11

Круглый стол в ДОУ «Всестороннее развитие ребенка

в игровой деятельности»

Знакомство педагогов с разными видами игр

Учителя четвертых классов  МОУ СОШ №4

Ноябрь

12

Семинар-практикум

«Совместная работа ДОУ и ОУ по интеллектуальному развитию детей старшего дошкольного возраста»

Трансляция опыта работы

Педагоги

ДОУ,  МОУ СОШ №4

13

Семинар-практикум

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе ДОУ и ОУ»

Знакомство с опытом работы

по использованию  здоровьесберегающих технологий  на дошкольной  и начальной ступенях образования

Педагоги

ДОУ,  МОУ СОШ №4

14

Мастер-класс

«Педагогика сотрудничества: педагог-ребенок-родители»

Создание атмосферы комфорта для пребывания ребенка в школе, эмоциональная поддержка детей и родителей

Учителя первых классов  МОУ СОШ №4, старшие воспитатели ДОУ, родители

15

Расширенные заседания окружных советов родительской общественности «Период адаптации первоклассника к школьному обучению»

Подготовка родителей старших  дошкольников     к переходу детей в  новый социальный  статус – первоклассника

Председатели родительских советов, педагоги – психологи, руководители МО учителей начальных классов  МОУ СОШ №4

Декабрь

16

Акция «Начальная школа - детскому саду: новогоднее чудо»

Шефская помощь учащихся     ОУ воспитанникам ДОУ.

Обмен опытом по театрализованной  деятельности педагогов детских садов и школ

Педагоги

ДОУ, ОУ

17

Круглый стол

«Будущий первоклассник – какой он?» (Портрет первоклассника в системе  ФГОС)

Знакомство педагогов с ФГОС

Старшие воспитатели, воспитатели, педагоги– психологи ДОУ, учителя начальных классов

МОУ СОШ №4

Январь

18

Круглый стол и мастер-класс «Лего – технологии в детском саду и начальной школе – преемственность в обучении»

Повышение уровня компетентности педагогов в вариативности использования технологий обучения

Старшие воспитатели ДОУ и учителя начальных классов  МОУ СОШ №4

Февраль

19

Круглый стол и мастер-класс «Формирование  ключевых компетенций  воспитанников  ДОУ  для  успешного  обучения  в  школе»

Анализ  преемственности  в  ходе  внедрения  новых  ФГОС

Педагоги  

ДОУ,   МОУ СОШ №4

20

День открытых дверей для родителей и будущих первоклассников в ОУ

Знакомство родителей будущих первоклассников с системой образования в начальной школе

Родители будущих первоклассников, воспитатели, старшие воспитатели ДОУ и учителя начальных классов ОУ

21

Интеллектуальный марафон «Знай-ка!» для детей старшего дошкольного возраста

Обучение способам и приемам умственной деятельности; развитие познавательных интересов

Воспитанники старших и подготовительных групп ДОУ

Март

22

Круглый стол

«Готовы ли взрослые стать родителями первоклассника?»

Знакомство с системой сотрудничества с родителями будущих первоклассников

председатели методических объединений; старшие воспитатели ДОУ

23

Акция

«Школьные музеи – дошкольникам округа»

Нравственно-патриотическое  воспитание дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста, учащиеся начальной школы

Апрель

24

Заключение договора  по преемственности дошкольного и начального общего образования между ДОУ и ОУ, утверждение плана работы на новый учебный год

Организация работы по преемственности между ДОУ и ОУ

Администрация ДОУ,  МОУ СОШ №4

25

Мониторинг готовности выпускников ДОУ к школьному обучению

Выявление уровня готовности выпускников ДОУ  к школьному обучению

Педагоги – психологи ДОУ

Май

26

Ознакомительные встречи учителей 1-х классов с учащимися, зачисленными в 1-е классы.

Подготовка детей к началу обучения в школе

Выпускники ДОУ, учителя 1-х классов  МОУ СОШ №4

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между  образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

          Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сотрудничество дошкольных учреждений и начальной школы на основе метаметодического подхода Плеско Е.А., Киршина О.А., Чупахина Е.Ю. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Бугульминский педагогический колледж»

Слайд 2

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский Модернизация современной системы образования предполагает разработку единой образовательной стратегии для всех ее звеньев. В «Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) подчеркивается значимость преемственности ступеней образования для гармоничного развития ребёнка.

Слайд 3

Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.

Слайд 4

Особую тревогу вызывает тот факт, что в последние годы значительная часть детей, поступающих в школу, имеют отклонения в психическом здоровье. По данным МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района В 2007-2008 учебном году в 1 класс поступило 25 детей из 52 (48%) с низким уровнем внимания, памяти, недоразвитием речи (включая нарушения фонематического слуха и бедный словарный запас). В 2008-2009 учебном году таких детей было 24 из 49 (49%) В 2009-2010 учебном году из 57 первоклассников низкий уровень внимания, памяти, недоразвитие речи имеет 30 (53%) человек. В конце 2009-2010 учебного года мониторинг общеучебных умений и навыков выявил проблему низкого темпа усвоения нового материала, низкий уровень развития устной и письменной речи, неумение работать с книгой.

Слайд 5

Создание программы сотрудничества Дошкольных учреждений №38, №39, №23 Бугульминского муниципального района и начальной школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» Бугульминского муниципального района обусловлено следующими факторами: Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет эффективно выявлять детей с задержкой психического развития и одаренных в дошкольном возрасте, разрабатывать, корректировать для них индивидуальный образовательный маршрут. Сотрудничество ДОУ и начальной школы позволяет сохранить здоровье детей, создает благоприятные условия для поддержки индивидуальности ребенка и его творческой самобытности, для развития его целостной личности. Таким образом, сотрудничество ДОУ и начальной школы при обучении детей в первом классе направлено на сохранение здоровья, эмоционального благополучия, развитие индивидуальности каждого ребенка.

Слайд 6

Преемственность между ДОУ и школой. Формирование базиса личностной культуры у детей. Формирование готовности к школе. Основания преемственности. Формирование у детей интегрирующих знаний. Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего ученика, интереса к учебе. Формирование внутренней позиции личностного развития произвольного поведения, развития коммуникативных навыков. Формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка. Развитие способностей: обучения ребенка моделирующим и знаково-символическим видам деятельности. Структура деятельности в рамках программы сотрудничества ДОУ – начальная школа

Слайд 7

Схема научно-методической работы в программе сотрудничества ДОУ и начальной школы ↓ Объединенный методический совет Совместное методическое объединение воспитателей ДОУ и учителей начальных .классов Изучение программ ДОУ и начальной школы Изучение работы воспитателей ДОУ и учителей начальной школы /обмен опытом/ Связь с родителями дошкольников и младших школьников /родит. собрания, индив. встречи/ Посещение занятий в ДОУ Посещение уроков в начальной школе Проведение совместных мероприятий /ДОУ, нач.школа, родители/ Диагностика результатов преемственности по целям и задачам общего развития детей, их мотивации к учебной деятельности, развития общеучебных умений и навыков Совместный педагогический совет воспитателей ДОУ и учителей начальных классов

Слайд 8

Взаимодействие - это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодействие должно осуществляться на различных этапах жизни ребёнка: внутри образовательного учреждения; между образовательными учреждениями; между образовательными учреждениями и другими институтами детства; между образовательными учреждениями и семьёй; между учёными и практиками и т.д.

Слайд 9

Осуществление преемственности между ДОУ и начальной школой во многом определяется созданием эффективных условий образовательной среды в пространстве школы. В результате формируется личность, адаптированная к обучению в школе и дальнейшей жизни.