статья "Работа с одаренными детьми"

Картошкина Наталия Юрьевна

"Одарённый ребёнок. Работа с одарёнными детьми."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Результативность метода проектов в работе

                                                с одарёнными детьми.»                        

                                                              Учитель начальных классов ГОУ ЦО № 656

                                                              им. А. С. Макаренко г. Москвы САО

                                                              Картошкина Наталия Юрьевна

                                            Одарённость человека- это маленький росточек,

                                            едва проклюнувшийся из земли, и требующий к  себе

                                            огромного внимания…             В. А. Сухомлинский                                                    

              Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известно, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400.

    Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, мне хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

   Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдаю-          

щимися достижениями в той или иной области, его психика развивается в течение всей его жизни. И очень важно это заметить вовремя.

Однако одаренность сложное явление и имеет две стороны – положительную (хорошие вербальные способности, независимость, творческие  инициативы, хорошую память, абстрактное мышление и т. д.) и отрицательную ( индивидуализм, нестабильность интересов, проявление диктаторства, повышенную требовательность, нетерпимость и т.д.). Поэтому работа с одаренными детьми накладывает на учителя особенную ответственность при подборе форм и методов преподавания, а также в использовании педагогических технологий.

Одаренность детей проявляется в раннем возрасте. Каждый раз, начиная работу, всегда обращаю внимание на психологические особенности детей, грамотность речи, логическое мышление, память. Это помогает мне выделить в классе одаренных и способных учащихся.

Однако следует заметить, что далеко не в каждом классе есть  одаренные дети, а способные – да. Поэтому в своей работе я использую дифференцированный подход к обучению учащихся, который дает возможность реализовать себя не только способным и одаренным детям, и всему классу в целом. Считаю, что значительную роль в работе с одаренными и способными детьми играют правильно подобранные педагогические технологии. Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. На мой взгляд, наиболее полно раскрывают возможности детей: - создание проблемной ситуации - постановка проблемы - выдвижение гипотез - проверка гипотез - формулирование выводов - применение к решению практических задач.

Эти технологии позволяет наиболее полно раскрыть интеллектуальные возможности одаренных и способных детей, а также по возможности им соответствовать оставшейся группе учеников. Творческие группы формируются с учетом разноуровневых возможностей детей. Одаренные ученики всегда являются лидерами и активизируют деятельность всех остальных.

Результатом такой деятельности является создание творческих проектов с информационными презентациями. Хотелось бы отметить, что информационные технологии расширяют познавательные возможности одаренных детей и формируют в них основные компетенции. Они могут применить свои знания на практике при создании информационных и социальных проектов. Проблемно-поисковые технологии обучения основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Такой вид технологии я использую для работы в начальных классах.

Результатом моей деятельности с одаренными и способными детьми, применяя вышеуказанные технологии, является участие их в олимпиаде « Эрудиты Севера» ежегодно, где мои ученики являются призерами и победителями, в дистанционной олимпиаде «Эрудиты планеты» (последние три года), есть призеры, в конкурсе « Северные звёздочки», в конкурсах, проводимых в ГОУ ЦО № 656 им. А. С. Макаренко.  Проектная деятельность позволяет мне не только реализовывать программу работы с одаренными детьми, но и повысить успеваемость в целом. Главный показатель – отсутствие неуспевающих учеников.

Проектная деятельность позволяет моим учащимся и мне раскрыть новые стороны сотрудничества учителя и ученика, где они являются полноправными партнерами в процессе обучения. Это в свою очередь создает дополнительную мотивацию у учащихся к познанию изучаемого предмета. Однако чтобы такая деятельность была плодотворной, мне самой необходимо обладать определенными знаниями и навыками информационных технологий. Результатом моего сотрудничества с учащимися  является получение не ординарным путем новых знаний учащимися и участие детских учебных  проектов в различных конкурсах и фестивалях.

         Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью. Я уверена, что организация исследовательской деятельности – перспективный путь развития детей и для того, чтобы сделать обучение научным, качественным и творческим – необходимо включить исследовательскую деятельность в образовательный процесс школы.