Развитие творческой деятельности в курсе "Производственная графика" при традиционных и инновационных системах обучения
Методическая разработка, в которой анализируется использование ИКТ-технологии в учебном процессе, ее положительные и отрицательные стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskoy_deyatelnosti_v_kurse.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческой деятельности в курсе «Производственная графика» при традиционных и инновационных системах обучения
Образование – непрерывный и динамичный процесс, который должен продолжаться и за пределами урока. И не последнюю роль здесь играет способность педагога заинтересовать учащегося, в том числе, и посредством применения современных технологий.
Современное понятие "образование" связывается с толкованием таких терминов как "обучение", "воспитание", "образование", "развитие". Однако, до того, как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин "образование", как существительное от глагола "образовывать" в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.
Современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека, живущего в постиндустриальном информационном обществе
Компьютеры созданы облегчить жизнь людям, но подчас само общение с вычислительной техникой вызывает массу проблем. В связи с этим становится ясно, что одной из задач образования вообще и среднего образования в частности, является адаптация обучающихся к существованию в условиях современного информационного общества. И не только к существованию, но и грамотному использованию ИКТ-технологий для продуктивной, творческой работы. Основными целями информатизации образовательного процесса принято считать:
- формирование общей компьютерной культуры
- обучение учащихся грамотно использовать компьютер для решения различных прикладных задач
- проведение красочных и интересных уроков
- упрощение работы по подготовке документов
- обеспечение объективного мониторинга уровня качества знаний
- заинтересованность и мотивацию учащихся
Учащийся
При подготовке к уроку использовал компьютер как универсальный источник информации. Глобальная компьютерная информационная сеть Интернет, электронные энциклопедии и учебники, различные обучающие программы – вот лишь малая часть информационных источников. Для создания красочных и содержательных титульных листов, суперобложек, оформления докладов используется компьютер. Неоценима помощь компьютера для учащихся, по тем или иным причинам пропустившим занятия. Для наверстывания пропущенных уроков, получения дополнительных и закрепления основных знаний учащийся может использовать всю мощь ИКТ-технологий. И здесь интересной представляется возможность связи с преподавателем по мере необходимости. Если учащийся не понял материал, не записал что-либо или просто хочет получить ответ на свой вопрос, он может «поговорить» с педагогом по E-mail, ICQ или другим подобным службам (в том числе, как ни странно и по телефону). Но здесь мы уже переходим к следующему разделу: если учащегося заинтересовала тема, он хочет узнать по ней что-либо еще, а педагог не против ему в этом помочь, то, вероятнее всего, это уже можно назвать внеурочной деятельностью, а подобную работу совместной работой над научно-исследовательским проектом.
Преподаватель
При внедрении информационных технологий на уроке придерживаемся следующих методических правил:
- информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;
- новейшие информационные технологии не антагонистичны к традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;
- в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социально накопленным опытом, заключенным в содержании образования; направленность не только на получение глубоких и фундаментальных знаний, развитие мышления учащихся, его творческой индивидуальности и т.д., но и, в первую очередь, на проявление его самостоятельности - на саморазвитие и самореализацию личности;
ИТО не подменяют педагога и не замещают его основных функций, а опредмечивают и усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером, оптимизируют профессионально-педагогическую деятельность.
С помощью компьютера осуществили поиск достоверной и актуальной информации по темам: «Орнамент», «Шрифт», «Акциденция», «Архитектоника издания». Создали различный дидактический материал (тесты, карточки, самостоятельные и контрольные работы и т.д.), а также компьютерные лекции. Дидактические материалы, созданные при помощи компьютера, обладают привлекательностью и гибкостью. Легкость в модификации обеспечивает адаптивность материалов к конкретным условиям (группам учащихся различных уровней развития, численности и возраста). При правильной методике использования позволяют привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации и, как следствие, повысить результативность. Регулярно давал учащимся задания, требующие применения современных компьютерных технологий. В будущем планируется переориентация заданий по написанию рефератов в связи с наличием в глобальной сети множества готовых рефератов. Такие «работы» часто даже и не читаются «авторами». Решить эту проблему можно, если давать задания не просто на подготовку информации, но на ее анализ. Темы таких работ обычно выглядят как «Сравнение…», «Анализ…» и т.п. Чем необычнее будет тема, тем вероятнее, что она еще никем не написана.
Итак, ИКТ-технологии - мощное средство для повышения уровня качества знаний на уроке. Существует огромное количество приемов, позволяющих свободно вставлять их в план занятия. Однако не следует забывать, что лекарство в больших дозах - тот же яд. Чрезмерное увлечение информационными, а в частности, компьютерными технологиями, дезорганизует детей, отучает их нормально общаться и может привести к тяжелым психологических поражениям, вплоть до ухода в «виртуальную реальность
В перспективе в преподавании «Производственной графики» можно проводить уроки с сопровождением слайдового видеоряда. Это демонстрационные уроки по теме «Отечественное искусство графики». Проблема нехватки демонстрационных средств решаема – возможно подключение телевизора к компьютеру, предварительная запись материалов с компьютера на видеопленку и некоторые другие варианты решения этой проблемы. Применение средств компьютерных технологий (КТ) для объяснения нового материала обосновано и может вести к повышению уровня качества знаний.
Уроки с сопровождением слайдового видеоряда направлены на закрепление пройденного материала с помощью зрительного образа. При этом решается задача не только подкрепления текстового материала яркими зрительными образами, но и развитие навыков сбора и анализа сведений об изучаемом объекте-орнаменте, шрифте, акциденции, архитектонике изданий. Причем постепенно идет усложнение воспринимаемой информации. Разрабатываемые планы таких уроков направлены на активное восприятие учащимися демонстрируемого материала, на вовлечение в процесс восприятия информации через работу с иллюстрациями, анализ полученных данных, сопоставление ожидаемых результатов с реальными фактами.
Проведение уроков с сопровождением слайдового видеоряда позволяет учащимся легче воспринимать новый материал, хорошо запоминать его и устанавливать причинно-следственные связи рассматриваемых явлений.
Использование информационных технологий в педагогическом процессе позволяют нам:
- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому учащемуся собственную траекторию обучения и развития;
- коренным образом изменить организацию процесса обучения, формируя системное мышление учащихся;
- рационально организовать познавательную деятельность учащихся;
- использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса;
- обратиться к принципиально новым познавательным средствам.