Проект "Школа профессионального выбора"
В проекте представлена модель школы, направленной на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shkola_profvybora.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Владимирский институт повышения квалификации работников образования
Проект
«Школа профессионального выбора»
МОУ Илькинская
средняя
общеобразовательная
школа
Меленковского района
Владимир
2010 год
Содержание
- Введение ______________________________________________стр. 3 - 5
- Цель и задачи проекта ___________________________________стр. 5
- Содержание проектной деятельности ______________________стр. 6
- План реализации проекта ________________________________ стр. 7,8
- Ресурсы, бюджет ______________________________________стр. 9
- Ожидаемые результаты __________________________________ стр. 10, 11
- Жизнеспособность проекта _______________________________ стр. 11
- Список использованной литературы ________________________ стр. 12
Введение
Мир профессий очень велик. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.
Возникла необходимость создать такую систему образования, которая способствовала бы расширению возможности выбора каждым школьником своего жизненного пути.
Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы.
Исследование проблемы профессионального выбора школьников и успешной социализации в обществе выпускников позволило выявить ряд противоречий:
- между выбором профессии и отсутствием у школьников необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда;
- между личностными возможностями школьников и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;
- между профессиональным самоопределением школьников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;
- между выбором школьниками профессионального учебного заведения и возможностями поступления в него и т. д.
Следовательно, необходимость разработки проекта “Школа профессионального выбора” обусловлена месторасположением общеобразовательного учреждения и его социокультурным окружением, реальными запросами рынка труда, ростом конкуренции выпускников сельских школ, глубоким структурным изменением в сфере занятости и появлением новых профессий.
Реализация проекта направлена на объединение усилий школы, социального окружения, его кадровых и материальных ресурсов для эффективного использования социокультурных и производственных возможностей села в создании условий для формирования профессионального самоопределения школьника и его успешной социализации в обществе.
Цель и задачи проекта
Цель: создание модели школы, направленной на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников.
Задачи:
- выявить организационно – психолого – педагогические условия, содействующие формированию профессионального выбора школьников;
- определить критерии и показатели мониторинга профессионального выбора на всех ступенях образования;
- изучить систему юношеских ценностей, социальных потребностей как основы самореализации;
- создать систему непрерывного формирования профессионального выбора в учебной и воспитательной работе;
- создать условия для привлечения социальных партнеров в формировании профессионального выбора школьников.
Содержание проектной деятельности
Проект предполагается реализовать за 2 года, он состоит из 3-х этапов: организационного, внедренческого и обобщающего.
- Организационный этап (2009- 2010 г.г.)
- разработка критериев соответствия «Школе профессионального выбора»;
- формирование рабочих и творческих групп, определение обязанностей, меры полномочий и ответственности;
- изучение потребностей социума;
- анализ сходных концепций, существующей практики, их соответствия проектным условиям школы.
- Внедренческий этап (2010-2011 г.г.)
- разработка нормативно-правового компонента функционирования модели «Школа профессионального выбора» (положения, договоры);
- разработка и апробация содержательного компонента модели;
- разработка показателей эффективности модели, формирование пакета диагностических методик.
- Обобщающий этап (2011 г.)
- обобщение результатов, выявление условий, обеспечивающих эффективность модели «Школа профессионального выбора»;
- анализ результатов реализации проекта.
План реализации проекта
№ | Мероприятия | Содержание | Результат | Сроки | Ответств. | |
I. Организационный этап | ||||||
1 | Формирование рабочей группы | Выстраивание стратегии индивидуализации профессиональной подготовки | Составление плана действий по данной проблеме | Сентябрь 2009 г. | Директор | |
2. | Анализ возможностей субъектов образовательного процесса | Диагностика участников образовательного процесса | Выявление потенциальных возможностей школы, родителей, социальных партнёров для организации профессиональной подготовки | Октябрь – ноябрь 2009 г. | Педагог-психолог | |
3. | Фестиваль методических разработок профессиональных проб | Разработка профессиональных проб | Сборник «Профессиональные пробы» | Апрель 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
4. | Создание проблемных групп | Обсуждение плана деятельности | Распределение обязанностей. Составление перспективного плана | Январь 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
Диагностическая деятельность | ||||||
5. | Создание проблем-ной группы по орга-низации медико-психолого-педагогической диагностики | Определение содержания деятельности | План деятельности | Ноябрь 2009 г. | Педагог-психолог | |
6. | Апробация методик диагностирования учащихся и их родителей | Методики: - ориентация в интересах и склонностях (ОПП) (Л.Н. Кабардова); - Изучение мотивации достижений А. Мехрабиан; - ДДО Е.А. Климова; - «Карта интересов» (А.Е. Голомшток) | Адаптация программы психолого-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся | Октябрь 2009 г. – январь 2010 г. | Педагог-психолог Классные руководители | |
7. | Психолого-педагогический консилиум | Анализ материалов диагностики | Обобщённая характе-ристика учащихся, выделение групп учащихся | Февраль 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
8. | Индивидуальные собеседования | Обсуждение матери-алов консилиума с уче-никами и их родителями | Определение перспективных профессиональных планов учащихся | Март 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
9. | Консультации | Обсуждение индиви-дуальных проблем | Уточнение запросов, планов | Постоянно | Педагог-психолог | |
10 | Педсовет «Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся» | Обсуждение программы психолого-педагогического сопровождения. Конкретизация целей и задач для субъектов образовательного процесса | Утверждение программы | Апрель 2010 г. | Директор | |
II. Внедренческий этап | ||||||
1. | Заседание рабочей группы | Разработка Положения об организации профессиональной подготовки | Положение об организации профессиональной подготовки | Август 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
2. | Заседание рабочей группы | Внесение изменений в пакет локальных нормативных актов | Изменения в уставе, учебном плане | Сентябрь 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
3. | Заседание рабочей группы | Разработка критериев соответствия «Школе профессионального выбора» | Критерии соответствия | Октябрь 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
4. | Профессиональные пробы для учащихся | Ознакомление учащихся с конкрет-ными видами дея-тельности по различ-ным профессиям | Выявление профессиональных приоритетов | Январь 2012 г. | Зам. директора по ВР | |
5. | Оформление зачётных книжек учащихся | Представление достижений учащихся, их наработок, изделий | Подтверждение готовности учащихся к овладению профессией | Декабрь 2010 г. | Зам. директора по УВР | |
6. | Индивидуальные групповые беседы с учащимися и их родителями | Структура учебных планов профессио-нальной подготовки | Ознакомление с учебными планами профессиональной подготовки | постоянно | Зам. директора по УВР | |
7 | Заседание рабочей группы | Разработка проекта индивидуальной образовательной траектории | Определение структуры ИОТ | Март 2011 г. | Учитель | |
8. | Заседание рабочей группы | Разработка индивидуальной образовательной программы | Структура программы | Апрель 2011 г. | Учитель | |
9. | Конференция «Создание модели школы профессио-нального выбора» | Обсуждение наработанных материалов | Утверждение наработанных материалов | Сентябрь 2011 г. | Директор | |
III. Обобщающий этап | ||||||
1. | Собеседование, консультации с учащимися и их родителями | Уточнение, корректировка программ | Корректировка программ | Постоянно | Педагог-психолог | |
2. | Наблюдение за выполнением ИОП | Анализ работы, выявление проблем | Внесение корректив в ИОП | Постоянно | Классные руководители | |
3. | Диагностика удовлетворённости | Изучение мнений учащихся и их родителей | Уточнение индивидуальных программ профессионального самоопределения | Ежегодно | Педагог-психолог | |
4. | Педсовет «Функционирова-ние модели «Шко-ла профессио-нального выбора» | Подведение итогов, отчёт групп о проделанной работе | Выявление проблем и перспектив в даль-нейшей деятельности | 2011 г. | Директор |
Ресурсы
Для реализации проекта в школе имеются все необходимые условия:
- кадрово - профессиональное обеспечение образовательного процесса;
- наличие опыта проектной деятельности и профессиональной подготовки учащихся;
- наличие системы профориентационной работы;
- необходимая материально-техническая база для организации профессиональной подготовки;
- партнёрские связи, расширяющие возможность выбора профессии.
Бюджет
№ п/п | Мероприятия | Сумма | Источник финансирования |
1. | Приобретение УМК по профессиональной подготовке | 5 000 руб. | Бюджет |
2. | Лицензирование | Зависит от количества профессий | Бюджет |
3. | Укрепление материально-технической базы по профессиональной подготовке | Зависит от выбранной профессии | Бюджет и внебюджетные средства |
4. | Канцтовары | 6 000 руб. | Бюджет |
5. | Оформление кабинета по профориентации | 25 000 руб. | Бюджет |
Ожидаемые результаты
№ п/п | Результат | Показатель достижения результата | Форма представления результата |
1. | Разработка нормативно-правовой базы | Наличие НПБ по организации профессиональной подготовки | Локальные акты |
2. | Создание системы психолого-педагогического сопровождения | Разработка прог-раммы психолого-педагогического сопровождения | Программа |
3. | Удовлетворённость учащихся и их родителей предоставляемыми услугами по профессио-нальной подготовке | Удовлетворённость до 80% | Результаты анкетирования |
4. | Оптимизация организации профессиональной подготовки | Организация профессиональной подготовки по 2-м и более профессиям | Свидетельства о поручении профессии |
5. | Сформированность у выпускников умения осуществлять выбор профессии в соответствии с интересами и способностями | Совпадение результатов диаг-ностики, профес-сиональной под-готовки и собст-венного выбора выпускника до 80% | Мониторинг социализации выпускника |
6. | Успешность социализации выпускников, получивших профессиональное образование в школе | Достаточный % выпускников, продолживших образование в соответствии с предварительным профвыбором | Мониторинг социализации выпускника |
Жизнеспособность проекта
Данный проект может в дальнейшем развиваться как для отдельной школы в плане увеличения перечня профессий, так и для других школ, которые будут заинтересованы в предложенной модели школы профессионального выбора.
Список использованной литературы
- Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. –
М.: Педагогика, 1983
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов- на-Дону: Феникс, 1996
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990
- Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993
- Ливехуб Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. - Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002
- Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –
М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002
- Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Akademia, 2000