Проект "Школа профессионального выбора"

Чуприна Анжелика Николаевна

 

В проекте представлена модель школы, направленной на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_profvybora.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирский институт повышения квалификации работников образования

Проект

 «Школа профессионального выбора»

МОУ  Илькинская

средняя

общеобразовательная

школа

Меленковского района

                                                                                           

                                                 

Владимир
2010 год

Содержание

  1. Введение ______________________________________________стр. 3 - 5
  2. Цель и задачи проекта ___________________________________стр. 5
  3. Содержание проектной деятельности ______________________стр. 6
  4. План реализации проекта ________________________________ стр. 7,8
  5. Ресурсы, бюджет ______________________________________стр. 9
  6. Ожидаемые результаты __________________________________ стр. 10, 11
  7. Жизнеспособность проекта _______________________________ стр. 11
  8. Список использованной литературы ________________________ стр. 12

Введение

   Мир профессий очень велик. Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых, ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.

        Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится о необходимости улучшения профессиональной ориентации школьника.

Возникла необходимость создать такую систему образования, которая способствовала бы расширению возможности выбора каждым школьником своего жизненного пути.    

     Умение анализировать содержание профессий, оценивать свои профессиональные возможности и на этой основе осуществлять жизненный и профессиональный выбор - одна из ключевых компетенций выпускника современной общеобразовательной школы.  

   Исследование проблемы профессионального выбора школьников и успешной социализации в обществе выпускников позволило выявить ряд противоречий:

  1. между выбором профессии и отсутствием у школьников необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда;
  1. между личностными возможностями школьников и требованиями, предъявляемыми профессией к человеку;
  1. между профессиональным самоопределением школьников и невостребованностью выбираемых ими профессий на современном рынке труда;
  2. между выбором школьниками профессионального учебного заведения и возможностями поступления в него и т. д.

   Следовательно, необходимость разработки проекта “Школа  профессионального выбора” обусловлена месторасположением общеобразовательного учреждения и его социокультурным окружением, реальными запросами рынка труда, ростом конкуренции выпускников сельских школ, глубоким структурным изменением  в сфере занятости и появлением новых профессий.

   Реализация проекта направлена на объединение усилий школы, социального окружения, его кадровых и материальных ресурсов для эффективного использования социокультурных и производственных возможностей села в создании условий для формирования профессионального самоопределения школьника и его успешной социализации в обществе.

Цель и задачи проекта

Цель: создание модели школы, направленной на формирование готовности к осознанному профессиональному выбору и развитию социальной активности школьников.

Задачи:

  1. выявить организационно – психолого – педагогические условия, содействующие формированию профессионального выбора школьников;
  1. определить критерии и показатели мониторинга профессионального выбора на всех ступенях образования;
  2. изучить систему юношеских ценностей, социальных потребностей как основы самореализации;
  3. создать систему непрерывного формирования профессионального выбора в учебной и воспитательной работе;
  4. создать условия для привлечения социальных партнеров                              в формировании профессионального выбора школьников.

Содержание проектной деятельности

Проект предполагается реализовать за 2 года, он состоит из 3-х этапов: организационного, внедренческого и обобщающего.

  1. Организационный этап (2009- 2010 г.г.)
  1. разработка критериев соответствия «Школе профессионального выбора»;
  2. формирование рабочих и творческих групп, определение обязанностей, меры полномочий и ответственности;
  3. изучение потребностей социума;
  4. анализ сходных концепций, существующей практики, их соответствия проектным условиям школы.
  1. Внедренческий этап (2010-2011 г.г.)
  1. разработка нормативно-правового компонента функционирования модели «Школа профессионального выбора» (положения, договоры);
  2. разработка и апробация содержательного компонента модели;
  3. разработка показателей эффективности модели, формирование пакета диагностических методик.
  1. Обобщающий этап (2011 г.)
  1. обобщение результатов, выявление условий, обеспечивающих эффективность модели «Школа профессионального выбора»;
  2. анализ результатов реализации проекта.

План реализации проекта

Мероприятия

Содержание

Результат

Сроки

Ответств.

I. Организационный  этап

1

Формирование рабочей группы

Выстраивание стратегии индивидуализации профессиональной подготовки

Составление плана действий по данной проблеме

Сентябрь 2009 г.

Директор  

2.

Анализ возможностей субъектов образовательного процесса

Диагностика участников образовательного процесса

Выявление потенциальных возможностей школы, родителей, социальных партнёров для организации профессиональной  подготовки

Октябрь – ноябрь

 2009 г.

Педагог-психолог

3.

Фестиваль методических разработок профессиональных проб

Разработка профессиональных проб

Сборник «Профессиональные пробы»

Апрель

2010 г.

Зам. директора по УВР

4.

Создание проблемных групп

Обсуждение плана деятельности

Распределение обязанностей.

Составление перспективного плана

Январь

2010 г.

Зам. директора по УВР

Диагностическая деятельность

5.

Создание проблем-ной группы по орга-низации медико-психолого-педагогической диагностики

Определение содержания деятельности

План деятельности

Ноябрь

2009 г.

Педагог-психолог

6.

Апробация методик диагностирования учащихся и  их родителей

Методики:

- ориентация в интересах и склонностях (ОПП) (Л.Н. Кабардова);

- Изучение мотивации достижений А. Мехрабиан;

- ДДО Е.А. Климова;

- «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)

Адаптация программы психолого-педагогического сопровождения в профессиональном самоопределении учащихся

Октябрь 2009 г.

 –

январь

2010 г.

Педагог-психолог

Классные руководители

7.

Психолого-педагогический консилиум

Анализ материалов диагностики

Обобщённая характе-ристика учащихся, выделение групп учащихся

Февраль 2010 г.

 Зам. директора

по УВР

8.

Индивидуальные собеседования

Обсуждение матери-алов консилиума с уче-никами и их родителями

Определение перспективных профессиональных планов учащихся

Март

 2010 г.

Зам. директора по УВР

9.

Консультации

Обсуждение индиви-дуальных проблем

Уточнение запросов, планов

Постоянно

Педагог-психолог

10

 Педсовет «Психолого-педагогическое сопровождение в профессиональном самоопределении учащихся»

Обсуждение программы психолого-педагогического сопровождения.

Конкретизация целей и задач для субъектов образовательного процесса

Утверждение программы

Апрель

2010 г.

Директор

II. Внедренческий этап

1.

Заседание рабочей группы

Разработка Положения об организации профессиональной подготовки

Положение об организации профессиональной подготовки

Август  

2010 г.

Зам. директора по УВР

2.

Заседание рабочей группы

Внесение изменений                  в пакет локальных нормативных актов

Изменения в уставе, учебном плане

Сентябрь

2010 г.

Зам. директора по УВР

3.

Заседание рабочей группы

Разработка критериев соответствия «Школе профессионального выбора»

Критерии соответствия

Октябрь

2010 г.

Зам. директора по УВР

4.

Профессиональные пробы для учащихся

Ознакомление учащихся с конкрет-ными видами дея-тельности по различ-ным профессиям

Выявление профессиональных приоритетов

Январь

2012 г.

Зам. директора по ВР

5.

Оформление зачётных книжек учащихся

Представление достижений учащихся, их наработок, изделий

Подтверждение готовности учащихся к овладению профессией

Декабрь

2010  г.

Зам. директора по УВР

6.

Индивидуальные групповые беседы с учащимися и их родителями

Структура учебных планов профессио-нальной подготовки

Ознакомление с учебными планами профессиональной подготовки

постоянно

Зам. директора по УВР

7

Заседание рабочей группы

Разработка проекта индивидуальной образовательной траектории

Определение структуры ИОТ

Март

2011 г.

Учитель  

8.

Заседание рабочей группы

Разработка индивидуальной образовательной программы

Структура программы

Апрель

 2011 г.

Учитель

9.

Конференция «Создание модели школы профессио-нального выбора»

Обсуждение наработанных материалов

Утверждение наработанных материалов

Сентябрь

2011 г.

Директор

III. Обобщающий этап

1.

Собеседование, консультации с учащимися и их родителями

Уточнение, корректировка программ

Корректировка программ

Постоянно

Педагог-психолог

2.

Наблюдение за выполнением ИОП

Анализ работы, выявление проблем

Внесение корректив в ИОП

Постоянно

Классные руководители

3.

Диагностика удовлетворённости

Изучение мнений учащихся и их родителей

Уточнение индивидуальных программ профессионального самоопределения

Ежегодно

Педагог-психолог

4.

Педсовет «Функционирова-ние модели «Шко-ла профессио-нального выбора»

Подведение итогов, отчёт групп о проделанной работе

Выявление проблем и  перспектив в даль-нейшей деятельности

2011 г.

Директор

Ресурсы

Для реализации проекта в школе имеются все необходимые условия:

  1. кадрово - профессиональное обеспечение образовательного процесса;
  2. наличие опыта проектной деятельности и профессиональной подготовки учащихся;
  3. наличие системы профориентационной работы;
  4. необходимая материально-техническая база  для организации профессиональной подготовки;
  5. партнёрские связи, расширяющие возможность выбора профессии.

Бюджет

п/п

Мероприятия

Сумма

Источник финансирования

1.

Приобретение УМК                     по профессиональной подготовке

5 000 руб.

Бюджет

2.

Лицензирование

Зависит от количества профессий

Бюджет

3.

Укрепление материально-технической базы                               по профессиональной подготовке

Зависит от выбранной профессии

Бюджет

и внебюджетные средства

4.

Канцтовары

6 000 руб.

Бюджет

5.

Оформление кабинета                    по профориентации

25 000 руб.

Бюджет

Ожидаемые результаты

п/п

Результат

Показатель достижения результата

Форма представления результата

1.

Разработка нормативно-правовой базы

Наличие НПБ по организации профессиональной подготовки

Локальные акты

2.

Создание системы психолого-педагогического сопровождения

Разработка прог-раммы психолого-педагогического сопровождения

Программа

3.

Удовлетворённость учащихся и их родителей предоставляемыми услугами по профессио-нальной подготовке

Удовлетворённость до 80%

Результаты анкетирования

4.

Оптимизация организации профессиональной подготовки

Организация профессиональной подготовки по 2-м и более профессиям

Свидетельства о поручении профессии

5.

Сформированность у выпускников умения осуществлять  выбор профессии в соответствии  с интересами и способностями

Совпадение результатов диаг-ностики, профес-сиональной под-готовки и собст-венного выбора выпускника               до 80%

Мониторинг социализации выпускника

6.

Успешность социализации выпускников, получивших профессиональное образование в школе

Достаточный % выпускников, продолживших образование в соответствии с предварительным профвыбором 

Мониторинг социализации выпускника

Жизнеспособность проекта

   Данный проект может в дальнейшем развиваться как для отдельной школы в плане увеличения перечня профессий, так и для других школ, которые будут заинтересованы в предложенной модели школы профессионального выбора.

Список использованной литературы

  1. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. –

М.: Педагогика, 1983

  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов- на-Дону: Феникс, 1996
  2. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990
  3. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: МГУ, Центр «Детство», 1993
  4. Ливехуб Б. Кризисы жизни – шансы жизни. – Калуга: Духовное познание, 1994
  5. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. -  Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2002
  6. Митина Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности. –

М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002

  1. Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. – М.: Akademia, 2000