ПРОЕКТ "ДЕДУШКИНА МЕДАЛЬ"

Кочеткова Наталья Анатольевна

Нравственно-патриотическое воспитание через восстановление утраченных связей между поколениями, на формирование у детей чувства исторической сопричастности своему народу .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_dedushkina_medal_na_sayt_word_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

«ДЕДУШКИНА МЕДАЛЬ»

(ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ)

Творческая группа

МДОУ Детский сад  № 107 комбинированного вида

Старший воспитатель высшей квалификационной категории:   Н.А. Кочеткова

Воспитатели: Е.В. Каравашкина, М.С. Сехниашвили

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»

Патриотизм, применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношение к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям.

Психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путём естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания. Отечественные психологи и педагоги отмечают: ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в обществе, позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, дети получают право на саморазвитие.

Поэтому одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как на специально организованных занятиях, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, встречи с интересными людьми, экскурсии в городской выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.

Для достижения наиболее эффективных результатов в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников педагоги нашего учреждения, ориентируясь на зону актуального и ближайшего развития своих воспитанников, приняли решение использовать педагогическую технологию проектирования, ориентированную не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых.

Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.

Как мы подходили к выбору тематики будущих проектов? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии Тверского края.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне, был составлен проект «Дедушкина медаль».

Цель проекта состояла в осуществлении нравственно-патриотического воспитания детей на основе изучения истории своей семьи и своей страны.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  1. познакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
  2. познакомить с памятниками героям войны в г. Твери;
  3. изучить военные песни и стихи, прочитать рассказы;
  4. сформировать интерес к истории своей семьи;
  5. раскрыть понятие Родины, привить любовь к Отечеству и близким людям.

Был разработан специальный план работы, который обеспечил постепенное осознание детьми значимости таких ценностей, как Родина, семья, история.

Творческий проект нашего дошкольного учреждения «Дедушкина медаль» был успешно осуществлен в период с февраля по май 2011 года, и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.

Педагоги познакомили детей  с историей Великой Отечественной войны через рассказы и произведения  о подвигах русских солдат. Очень увлекательно прошли экскурсии в  музей Лизы Чайкиной, работники которого рассказали  о подвигах наших земляков. Неизгладимое впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и возложение цветов героям погибшим в Великой отечественной войне.

После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке, посвященной Дню Победы, в  детском саду.

У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к третьему этапу программы – опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.  

В тесном взаимодействии с родителями  была проведена поисковая работа  в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом о том, что они узнали, приносили в группы фотографии,  рассказы (записанные родителями со слов детей), иллюстрации к данным рассказам,  на основе которых постепенно всеми вместе составлялась  рукописная книга-альбом «Книга памяти Великой отечественной войны».

Педагоги стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс оформления альбома, и занимал позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.

В процессе составления рукописной книги ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.

Накануне празднования 9 мая был проведен утренник, посвященный Дню Победы, где была проведена презентация рукописной книги «Книга памяти Великой отечественной войны». На это мероприятие были приглашены ветераны Великой Отечественной войны, присутствовали родители, дедушки и бабушки наших воспитанников. Ветераны делились интересными, запоминающимися историями о войне, ребята задавали вопросы. По тому, как ребята общались с ветеранами и как уважительно к ним относились, заметно было понимание детьми ценности Великой Победы.

В целом можно сказать, что по поведению ребят было видно, насколько они прониклись уважением к Дню Победы, любовью к своей стране и своей семье.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию в МДОУ Детский сад №107 продолжается, в частности именно по тематике Великой Отечественной войны. Книга-альбом «Книга памяти Великой отечественной войны», составленная детьми, пополняется все новыми рассказами, фотографиями и иллюстрациями, которые приносят как участники описываемого проекта, так и уже новые, повзрослевшие воспитанники.

Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны не умрет!