Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Осичкина Наталья Ивановна



творческая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tvorcheskaya_rabota.zip8.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

ТВОРЧЕСКАЯ   РАБОТА

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

         Выполнила:слушатель КПК 

                                       Осичкина Наталья Ивановна

                                                        учитель начальных классов Заветинской

                                                         средней общеобразовательной школы №1

                                            с. Заветного  Заветинского района

2011г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.   ……………………………..  3                                  

  1. Актуальность проблемы. ……………………………..  4 - 6

  1. Практическая работа.       …………………………….. 7 - 16

  1. Используемая литература.  …………………………...  17

2

1.Пояснительная записка.

Что такое метод проектов? Попробую ответить на этот вопрос. Метод проектов возник еще в 20-е годы XX столетия в США. Его называли методом проблем. И связывался он с идеями, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также  его учеником В.Х Килпатриком. В Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел». Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, после революции, метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. Но постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор В России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Правда,  элементы этого метода использовались и используются многими педагогами и сейчас, в том числе и учителями нашей школы. Выпуск стенгазет, подготовка сообщений и рефератов на различные темы и другие виды коллективной и индивидуальной деятельности учащихся – это, по сути дела, тоже проектная деятельность.

Какое же значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самостоятельности, а значит личностно-ориентирована, приносит ученикам удовлетворение, вызывает у низ познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе : получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации в разных источниках (включая и компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

3

            2. Актуализация проблемы.

Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

        Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

        В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка.

        Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, социальных и межличностных отношений о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьника.

       Роль начальной школы трудно переоценить. В последние годы усилилась активность учителей начальных классов в направлении поиска путей улучшения обучения и воспитания младших школьников. Я вижу эти пути в изменении направленности учебно-воспитательного процесса, в его ориентации на создание условий для развития личности каждого ребенка, что соответствует Концепции государственных стандартов общего образования (второго поколения).

Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

4

        Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:

      -Резко возросла информированность детей.

     -Современные дети мало читают, особенно классическую художественную литературу. Непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе, связанные с невозможностью смыслового анализа текста различных жанров, несформированность внутреннего плана действий; трудности развития логического мышления и воображения.

     -Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Игры, совместная деятельность и сотрудничество детей со сверстниками часто оказываются недоступны для младших школьников. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и нравственных принципов, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости.

     -Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских организаций и соответственно лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в команде, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего товарища, близких людей.

     -Наблюдается поляризация детей по уровню умственного и познавательного развития, сформированности познавательных интересов и инициативы. Наряду с ростом удельного веса группы одаренных и способных детей все большее число ребят попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных»,  « часто болеющих»,  детей « с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных детей. Повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития.

      -Сегодня дети более открыто выражают и отстаивают свое мнение, испытывают сомнение в авторитетах, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Вместе с тем не редко наблюдается снижение доверия к миру, дети чаще испытывают чувство враждебности, тревоги, неуверенности.

5

      На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы – развития личности ребенка на основе развития компетенций. Решение данной проблемы и определило тему моей творческой работы «Метод проектов как средство активизации познавательной деятельности младших школьников».

        В процессе своей практической работы убедилась в том, что метод проектов при правильной организации дает высокий развивающий эффект процесса обучения. Он позволяет расширить и углубить знания детей в конкретной образовательной области, развивает навыки самостоятельной познавательной деятельности,  умения конструировать способ решения поставленной задачи, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию, учит работать с информацией. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся – индивидуальную, парную, групповую, а значит, учит их сотрудничать, организовывать совместную деятельность в течение продолжительного времени.