Проблемы подготовки бакалавров к организации художественного творчества дошкольников в России на современном этапе образования
В настоящее время образование оказалось на пороге перемен. Перемены коснулись всех уровней и ступеней образования, так были введены в 2009 году «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в 2010 году «Федеральные государственные стандарты общего образования» и «Федеральные образовательные стандарты высшего профессионального образования». Эти нормы были введены в закон «Об образовании», таким образом, подчеркивается значимость, возникшей проблемы обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях модернизации всех уровней образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме «Виды предложений по цели высказывания».
Цели.
Обучающие:
- ознакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания;
- научить распознавать предложения по цели высказывания;
- научить интонационно правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения;
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
- научить использовать разные по цели высказывания предложения с учетом речевой ситуации.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к русской литературе и культуре;
- расширять кругозора учащихся;
- воспитывать эстетический вкус.
Оборудование урока:
«Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов
«Словарь русского языка» С.И.Ожегова
И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»
Презентация (мультимедиа);
Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.
Методы:
- постановка проблемного вопроса;
- организация обсуждения материала;
- тестирование;
- написание сочинения-миниатюры.
Ход урока.
I. Проверка д/з: сочинение-миниатюра на тему «Золотая осень», «Поздняя осень» по вариантам. (3-4 человека).
– Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень? Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Всем этим строка можно найти подтверждение в ваших сочинениях, а также в выставке на эту тему. Это еще и подготовка к осеннему балу.
Сегодня мы совершим увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина и познакомимся, какими по цели высказывания бывают предложения.
II. Пятиминутка для повторения.
Индивидуальная работа по карточкам.
1. Выдели из предложения именное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Негде в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
2. Выдели из предложения глагольное словосочетание, произведи синтаксический разбор.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
3. Произведи морфологический разбор глагола.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился3 домой.
4. Произведи морфологический разбор прилагательного.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой3
Царь отправился домой.
3 человека вызываются к доске. Они производят разборы самостоятельно.
1. Три д..вицы (под) окном пряли поз..но в..ч..рком.
а) синтаксический разбор предложения.
Дополнительные вопросы:
1. Из какой сказки отрывок?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
2 .Какими правилами пользовался, вставляя пропущенные буквы?
3. Выдели из предложения глагольное словосочетание. Что называют словосочетанием?
2. (под)окном – морфологический разбор
Дополнительный вопрос:
-Расскажи о существительном как о части речи.
3. поз..но – фонетический разбор
Дополнительный вопрос:
–Выдели из предложения именное словосочетание. Что не является словосочетанием? Приведи пример из предложения.
Работа для класса (в то время, когда одни работают по карточкам, другие – самостоятельно у доски). (СЛАЙД № 2)
Учитель читает текст.
– Из какой сказки А.С.Пушкина отрывок?
(«Сказка о золотом петушке».)
– Докажите, что перед нами текст.
– Озаглавьте отрывок. ( «Просьба мудреца», «Выполни обещание», «Долг платежом красен».)
– Комментируя вслух, ученики записывают предложения, вставляя пропущенные буквы.
(СЛАЙДЫ № 3-5)
– Выделите грамматические основы в трех последних предложениях.
–Что составляет грамматическую основу предложения?
В то время, когда учащиеся заняты самостоятельной работой (выделением грамматических основ), учитель производит проверку работ у доски и задает этим учащимся дополнительные вопросы. Дети, работающие по карточкам, сдают свои работы.
III. Словарно-орфографическая работа. (Занести слова в справочник, раздел «Словарь корней»)
а) -вест-: весть, весточка, повествовать, повествование, повествователь, повествовательное (предложение)
б) вопросительный (работа с этимологией слова)
вопросить – заимствовано из ст.-сл. яз., в котором оно является производным с помощью приставки въ - –«в» от просити – спрашивать. («Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М.Шанский, В.В.Иванов)
в) побудительный – побуждающий к действию («Словарь русского языка» С.И.Ожегова)
побуждать – понуждать, склонять, понукать, заставлять делать что-то. (И.В.Даль «Толковый словарь живого великорусского народа»)
IV. Новая тема и закрепление.
Слово учителя.
- По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. (СЛАЙДЫ № 6-9)
а) Если цель нашего высказывания - сообщить о чем-либо, поделиться чувствами, мыслями, то мы используем повествовательные предложения.
При чтении повествовательных предложений голос вначале повышается, затем делается небольшая пауза, в конце предложения голос понижается. (СЛАЙД № 10)
Раз он в море закинул невод/
Пришел невод с одною тиной //
– Произнесите правильно следующие повествовательные предложения: (СЛАЙД № 11)
1. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
2. Снова князь у моря ходит, с синя моря глаз не сводит.
3. В синем море звезды блещут, в синем море волны хлещут.
б) Если цель высказывания - спросить о чем-либо, то мы используем вопросительные предложения.
В вопросительных предложениях голос повышается на самом важном для смысла вопроса слове. Это слово может стоять в различных частях предложения. Различению вопросительных предложений часто помогают такие вопросительные слова (они записаны на доске): кто? что? где? куда? откуда? сколько?, а также частицы ли, неужели, разве и др.
(СЛАЙД № 12)
Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?
– Какие слова в этом предложении для смысла вопроса самые важные? На них падает логическое ударение.
– На какие слова-помощники падает логическое ударение в следующих, диктуемых мною, предложениях? Я выделяю их, так как они, на мой взгляд, самые важные в этом вопросе.
1. Но из бочки кто их вынет? («Сказка о царе Салтане»)
Бог неужто их покинет?
2. Что ты тих, как день ненастный? («Сказка о царе Салтане»)
Опечалился чему?
3. Ладно ль за морем, иль худо? («Сказка о царе Салтане»)
И какое в свете чудо?
4. Что тебе надобно, старче? («Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Я ль на свете всех милее? («Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях»)
– Но такие слова могут стоять в различных частях предложения, особенно в поэтической речи.
– Выдели интонацией (повышением голоса) нужные слова. (СЛАЙД № 13)
–Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещенному справа. (СЛАЙД № 14)
По равнинам Окияна 1.Да, по равнинам Окияна. (учитель)
Едет флот царя Салтана? 2. Да, едет. (1-й ряд)
3. Нет, не флот. (2-й ряд)
4. Да, Салтана. (3-й ряд)
в) Если цель высказывания – побудить к чему-либо, попросить, приказать что-то сделать, то мы используем побудительные предложения.
В русском языке есть множество способов выражения значения побуждения. Просьба, приказ, пожелания могут быть категоричными, резкими или, наоборот, мягкими, спокойными. Все эти оттенки можно передать голосом.
– Прочитайте предложенные предложения, передавая голосом нужный оттенок.
(СЛАЙД №15)
1. Не губи ты нашу душу: (просьба-мольба)
Выплесни ты нас на сушу!
2. А теперь ты воротись, (дружеский совет)
Не горюй и спать ложись.
3. Лови, лови, да дави ее, дави (приказ)
Вот ужо! постой немножко
Погоди…(А князь в окошко)
4.. Воротись, поклонися рыбке… (категорический приказ)
V. (СЛАЙД №16 с гиперссылками). Найдите верный ответ. Какое утверждение верно?
VI. Вернемся к тексту, записанному в начале урока. Прочитайте его еще раз и подчеркните каждое предложение так: вопросительное подчеркните синей пастой, побудительное – зеленой, повествовательное не подчеркивайте.
. (СЛАЙДЫ № 20-24)
VII. Закрепление. Выполните тест( вычеркнуть неверные ответы).
(Приложение №1)
Тест
Вычеркни неверные варианты ответов.
вариант №1
1. Данное предложение повествовательное.
а) Долго ль ездили? Куда?
б) Что ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы.
в) А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Обобрать его велят.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
б) А кого же на примете ты имеешь?
в) Полно, князь, душа моя,
Не печалься.
3. Данное предложение побудительное.
а) Помогите, ради бога.
б) И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили.
в) В свете есть такие ль дива?
(Приложение №2)
Тест
Вычеркни неверные варианты ответов.
вариант №2
1. Данное предложение повествовательное.
а) Что я, царь или дитя?
б) Пораздумай ты путем.
в) Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней.
2. Данное предложение вопросительное.
а) Белка песенки поет
И орешки все грызет.
б) Аль откажешь мне в ответе?
в) Матушка моя,
Посмотрите вы туда.
3. Данное предложение побудительное.
а) Смилуйся, государыня рыбка.
б) Я там был; мед, пиво пил –
И усы лишь обмочил.
в) Что ты, баба, белены объелась?
VIII . Динамическая минутка.
– Ребята, давайте представим себя героями «Сказки о царе Салтане». Каждая девочка представит себя царевной Лебедью, а каждый мальчик – буйным ветром.
( Дети встают с мест и под музыку делают некоторые движения на снятие усталости).
IX. Сегодня мы совершили путешествие в мир сказок А.С.Пушкина, давайте вспомним название каждой: (СЛАЙДЫ №25-29)
1. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
2. «Сказка о попе и о работнике его Балде».
3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
4. «Сказка о рыбаке и рыбке».
5. «Сказка о золотом петушке».
– Несомненно, вы знакомы с этими сказками. Какая-то сказка вам нравится больше. Почему? Итак, ответьте письменно на вопросы: (СЛАЙД № 30)
1. Какая сказка А.С. Пушкина тебе нравится больше?
2. Чему учит сказка?
3. Кто из героев вызывает симпатию и уважение, а кто заслуживает осуждения и порицания?
У вас получится небольшой текст, озаглавим его словами Пушкина – «Сказка – ложь, да в ней намек…» Постарайтесь, чтобы в вашей миниатюре были разные предложения по цели высказывания. Вопросительные подчеркните синей пастой, побудительный – зеленой, повествовательные не подчеркивайте.
Смотрите образец. (СЛАЙД № 31)
X. Рефлексия
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Для какой цели используется каждый из видов?
XI. Домашнее задание: выписать по 1 примеру на каждый вид предложения из любимой сказки А.С.Пушкина.
Комментарии
Статья написана в процессе