Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.
По новым стандартам самостоятельной работе студентов отводится большое место в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Org.samost.raboty_stud..doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы студентов и формы ее контроля.
Гнедая Ольга Дмитриевна
Преподаватель методики
физического воспитания
и развития ребенка Белгородского педагогического колледжа
В связи с введением в образовательный процесс нового Государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.
Каждому преподавателю приходится отвечать на вопросы: как разработать технологию организации самостоятельной работы студентов на уровне современного развития науки (отобрать и структурировать содержание, методы и средства организации самостоятельной работы студентов, позволяющих обеспечить саморазвитие личности); как обеспечить формирование профессиональной культуры специалиста на основе самостоятельной работы; как учебные темы увязать с усилением практической направленности профессиональной подготовки и т.д.
Самостоятельная работа обучаемых определяется дидактами по-разному: как средство обучения (Ю.Б. Зотов), как прием обучения (А.Ф. Соловьева), как способ обучения (И.Э. Унт), как фактор организации учебной деятельности (Б.П. Есипов) и т.д.
Как фактор освоения специальности самостоятельная работа студентов может быть представлена с разных сторон, а именно:
Самостоятельная работа как средство педагогической деятельности, которое используется педагогом в целях перестройки психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения;
Самостоятельная работа как учебная деятельность, предполагающая определенные процедуры, которые выполняют студенты в процессе учебно-познавательной, учебно-практической и учебно-профессиональной деятельности;
Самостоятельные работы как виды студенческой продукции;
Самостоятельная работа как условие обучения студентов в колледже, предполагающее самостоятельное усвоение части содержания обучения по дисциплине, которое регламентируется графиком выполнения самостоятельных работ студентов;
Самостоятельная работа как форма организации обучения;
Самостоятельная работа как ведущий вид деятельности в процессе исследовательской работы студентов;
Самостоятельная работа как высокий уровень подготовленности студентов, выступает целью и результатом их обучения и воспитания.
Учет всех обозначенных аспектов позволил выйти на структуру обеспечения самостоятельной работы студентов как одной из функций управления. В структуру обеспечения самостоятельной работы студентов включены: нормативное обеспечение, организационное, материально-техническое, учебно-методическое.
Нормативное обеспечение предполагает разработку перечня документов, регулирующих самостоятельную работу студентов, к которым мы относим графики выполнения самостоятельной работы студентами по дисциплинам, Положение о самостоятельной работе студентов, Положения об итоговой и промежуточной аттестации студентов, Положение о педагогической практике, Требования к курсовым и квалификационным работам.
Выполняемая учащимися самостоятельная работа не однозначна по своей сути и может быть представлена разными видами, объединенными в группы:
- по дидактической цели – познавательная, практическая, обобщающая;
- по характеру познавательной деятельности и типу решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и т.д.
- по уровню проблемности – репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;
- по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;
- по месту выполнения – классная, домашняя;
- по методам научного познания – теоретическая, экспериментальная (по В.А. Ситарову).
При этом процесс ее проведения предполагает соблюдение следующих условий: четкость соответствия видов самостоятельной работы форме организации обучения; подробный инструктаж учителем детей о целях и способах выполнения предлагаемой работы; разбивка задания на ряд составных частей (более мелких и простых операций-заданий); включение упражнений, ориентированных на частичную самостоятельную работу (вспомогательные, наводящие вопросы, алгоритм); проверка правильности ее выполнения и коррекция неточностей; самоконтроль или контроль преподавателя.
Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но по его заданиям и под его контролем. По формам организации самостоятельная работа может быть:
фронтальной – учащиеся выполняют одно и то же задание, например, пишут сочинение;
групповой – для выполнения учебных заданий обучающиеся разбиваются на группы (по 3-6 человек);
парной, например, при проведении наблюдений под микроскопом, на занятиях в лингафонном кабинете;
индивидуальной – каждый обучающийся выполняет отдельное задание, например, пишет реферат на заданную тему.
Самостоятельная работа может проходить в классе, аудитории (лаборатории, кабинете, мастерской и т.д.), во время внеклассных мероприятий, дома.
Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа с учебником, справочной литературой.
Ключевые цели самостоятельных внеаудиторных занятий заключается в закреплении, расширении знаний, формировании умений и навыков самостоятельного умственного труда, развитии самостоятельного мышления и способностей к самоорганизации.
Успешное выполнение самостоятельной работы по дисциплине обеспечивается следующими условиями:
- мотивирование учебных заданий;
- четкая постановка цели, задач;
- определение алгоритма при выполнении задания;
- проведение групповых и индивидуальных консультаций;
- определение форм отчетности, объема работы и сроков представления результатов;
- индивидуализация заданий.
Своеобразие самостоятельной работы студента как активного метода обучения заключается в том, что его основу составляют самостоятельные действия, которые студент выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью (установить новый факт, явление, найти новые способы решения учебной задачи). Особенностью самостоятельной работы являются действия самоконтроля – одной из важнейших форм саморегуляции студента. Ожидаемые результаты работы не могут быть достигнуты, если студент не контролирует свои действия (обращение к таблице, словарю, справочнику, прибору, мысленно формулирует ответ). Студент должен совмещать исполнительные и контрольные действия одновременно.
Самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это выполненные упражнения, решенные задачи, написанные сочинения, заполненные таблицы, построенные графики, подготовленные ответы на вопросы.
Предлагаем систему самостоятельной учебной деятельности студентов по.методике физического воспитания и развития ребенка .
Семестр | Виды и Формы самостоятельной учебной деятельности | ||
На уроках | Во внеурочной деятельности | Форма контроля | |
1 | Изучить основные понятия теории физического воспитания. Составить библиографические карточки на статьи по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, опубликованных в журнале «Дошкольное воспитание» за последние 3 года. | Тест | |
Выписать методы исследования, которые вы будете применять в практической работе. | Письменно | ||
Изучить постановку врачебного контроля в ДОУ: состояние здоровья детей, их уровень физического развития; наблюдения врача за самочувствием дошкольников на физ. Занятиях; дозировкой физической нагрузки, специальные занятия по исправлению осанки, дефектов стопы и других отклонений в состоянии здоровья и физического развития воспитанников. | |||
Изучение опыта работы по формированию привычек ЗОЖ в ДОУ. | Выписать показатели физического развития и физ. Подготовленности дошкольников разных возрастных групп из книг: Е.Н. Вавилова «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» (М., 1981 г); С.Я. Лазайне «Физическая культура для малышей» (М., 1978 г); Г.И. Осокина «Физическая культура в д/с» (2-е изд. М., 1978); «Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста» (2-е изд. М., 1978 г). | ||
Подготовить семинар на тему: «Характеристика физических упражнений». | Семинар | ||
Наблюдение и анализ использования различных методов обучения физ. Упражнений в ДОУ. | Подготовиться к семинару на тему: «Характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста». | Семинар | |
Подготовится к семинару на тему: «Методика развития физических качеств у дошкольников». | Семинар | ||
Составление конспектов физ. Занятий, п/и, гимнастики после сна для детей 3-го года жизни. | Составить комплекс гимнастики для детей раннего возраста, используя книги: Х.Д. Губерт, М.Г. Рысс «Гимнастика и массаж в раннем возрасте» (4-е изд. М., 1981); Е.Л. Мугинова «Гимнастика с детьми до 7 лет» (2-е изд. М., 1978). | Двигательный диктант | |
2 | Составление конспектов обучения ОД в разных возрастных группах | Изучить «Программу», по которой работает ваше ДОУ и составить таблицу распределения ОД по возрастным группам. | Пед. диктант |
Составить комплексы ОРУ для разных возрастных групп с предметами, на снарядах, в парах | практически | ||
Изготовить зрительные ориентиры для практического проведения строевых упражнений. | Выставка | ||
Составление конспектов п/и | Подготовить картотеку подвижных игр для различных возрастных групп, атрибуты, альбом считалок. | Зачет | |
Подготовить консультацию для воспитателей по одной из спортивных игр. | Отзыв из ДОУ | ||
Написать реферат на тему: «Зимние спортивные упражнения», «Летние спортивные упражнения» (по выбору). | Письменно | ||
3 | Проанализировать двигательный режим ДОУ (на практике). | Письменно | |
Составить план-конспект физических занятий для открытого просмотра. | Практически | ||
Составление конспектов утренней разминки. | Составить план-конспект утренней гимнастики, проведенной в нетрадиционной форме. | Конкурс | |
4 | Составление планов проведения инд. Работы ф/м, СДД, озд. Гимнастики после сна | Практически | |
Изготовить нестандартное оборудование для использования в самостоятельной деятельности. | Выставка-конкурс | ||
Составление плана двигательной деятельности на день | Составить карту учета собственного состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, на этой основе сформулировать задачи на текущий год и разработать план-график распределения физических упражнений на год. | Письменно | |
Составить план и текст консультации для родителей по формированию у детей привычек здорового образа жизни. | Выствка-конкурс |
Для рациональной организации внеаудиторной работы для студентов обучающихся по индивидуальному плану используется тетрадь самостоятельной работы, фрагмент которой приведен ниже.
№ пп | Тема | Содержание индивидуального задания | Форма СРС | Количество часов (минут) | Оценка |
1. 2. | Основные движения Спортивные игры | Составить конспект по обучению ОД в детском саду Сообщение: Возможности обучения дошкольников спортивным играм. | Письменно. Устно. | 40 минут. 20 минут. |
Таким образом, широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает столь важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Литература.
- Алексеева Л.П., Норенкова Обеспечение самостоятельной работы студентов. Ж. «Специалист» № 6, 2005 г.
- Вычегжанина Т.В. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 4, 2005 г.
- Зимина И.В., Мазурская З.Я. О самостоятельной работе студентов. Ж. «Специалист» № 11, 2005 г.
- Козина Е.Ф. (МПГУ). К вопросу о самостоятельном, проблемном и исследовательском общении. Ж. «Специалист» № 7, 2006 г.
- Пан Н.В. Особенности самостоятельной работы студента. Ж. «Специалист» № 3, 2005 г.