ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Гнедая Ольга Дмитриевна

Игровые формы обучения способствуют успешному развитию коммуникативной компетентности студента ССУЗа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                                                                               

                                                                              Гнедая О.Д

Преподаватель методики физического воспитания

 и развития детей Белгородского педагогического колледжа

      Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия в будущем выпускнику ССУЗа необходимо владеть коммуникативной компетентностью, отражающей профессиональную культуру специалиста. Коммуникативная компетентность специалиста предполагает  высокий уровень развития коммуникативных личностных качеств, навыков и умений построения и осуществления общения в процессе профессиональной деятельности. Для развития коммуникативной компетентности на занятиях по методике физического воспитания и развития детей  в Белгородском педагогическом колледже  используются  в работе следующие игровые формы обучения: деловые игры, «дебаты», занятия-соревнования,  игровые задания, т.к. данные формы работы:

- воссоздают структуру и функциональные звенья будущей профессиональной деятельности в игровой учебной модели;

 -обеспечивают системное содержание учебного материала, представленного в имитационной модели производства;

- происходит приближение учебного процесса к реальным условиям, что обеспечивает личностную активность студентов, переход от мотивации познавательной к профессиональной мотивации;

- достигается совокупность обучающего и воспитательного эффекта, поскольку совместный характер игровой учебной деятельности заставляет подчиняться нормам коллективных действий;

- обеспечивается переход от организации и регуляции деятельности студентов преподавателем, ведущим игру, к самоорганизации и саморегуляции действий и деятельности самими студентами.

      Деловую игру «Ярмарка народных подвижных игр» практикую с целью приблизить студентов 2 курса к профессиональной деятельности, осознать серьезность и значимость работы, желание достигнуть высокого результата. Эта цель была достигнута с помощью студенток 3 курса, которые показали свое развлечение по материалам выпускной квалификационной работы «Русские народные подвижные игры как средство приобщения старших дошкольников к истокам национальной культуры» на высоком профессиональном уровне.

      «Дебаты» по теме «Можно ли учить дошкольников играть в спортивные игры?» способствовали развитию навыков общения, умению убеждать собеседника, обучению практически забытому ораторскому   искусству  и многим полезным для воспитателя качествам. Участникам четырех команд, в которых было по три человека, предстояло дискутировать на заданную тему в течение трёх минут: один игрок озвучивал общую мысль заданной темы. Второй член команды задавал вопрос «сопернику». А третий подводил итог всей дискуссии. По условию игры, одной из дебатирующих команд доставалась либо утверждающая сторона, либо отрицающая. Студентам были предложены правила ведения спора-диалога:

  1. Я критикую идеи, а не людей.
  2. Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
  3. Я побуждаю каждого из участников к тому, чтобы участвовать в обсуждении и усваивать всю нужную информацию.
  4. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
  5. Я пересказываю, (делаю парафраз) то, что мне не вполне ясно.
  6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящиеся к обеим позициям, а затем попытаюсь совместить их так, чтобы это совмещение давало новое понимание проблемы.
  7. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
  8. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают на это ясное основание.

      Деловая педагогическая игра «Конференция по обмену передовым опытом» по теме «Использование спортивных упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» учит практическому выполнению этических, профессиональных норм и правил поведения. Это увлекает участников игры, развивает сознательность, активность. Подготовка проведения деловой игры включает в себя несколько этапов:

  1. проведение консультации, на которой довести тему, цели и замысел занятия до обучаемых, предложить самому или дать задания подготовить описание конкретных ситуаций или профессиональных задач для их разрешения в ходе деловой игры;
  2. создание в учебной группе трёх рабочих подгрупп по рассмотрению каждой конкретной ситуации с содержательной дифференциацией темы деловой игры на проблемные вопросы;
  3. определение в рабочих подгруппах из их участников, имитирующих в игровой форме инструментальное содержание деятельности, должностных лиц (роли);
  4. назначение экспертов по рассмотрению ситуации в каждую рабочую подгруппу;
  5. определение задачи участников игры, имитирующих деятельность должностных лиц, и экспертов в рабочих группах;
  6. довести учебную литературу, которую обучаемые должны изучить до непосредственного проведения деловой игры.

       Незаменимым в изучении методики физического воспитания являются игры, которые помогают усилить «технологию» проведения занятий и других форм работы, используемые почти на каждом практическом уроке. Например, на уроке по теме «Общеразвивающие упражнения с детьми дошкольного возраста» студентам даются задания:

  1. Проиграть технологию обучения общеразвивающим упражнениям в младшей, средней, старшей группе.
  2. Выполнить с детьми знакомые упражнения, используя различные приёмы руководства с учетом технической сложности движения.

    По темам: « Основы обучения, воспитания и развития»,  «Строевые упражнения»  использую игры – задания, игры - упражнения: "Подай команду, распоряжение"; "Опиши упражнение" и т.д., развивающие умения владеть голосом, мимикой, жестами  в разных ситуациях, встречающихся в детском саду.

 Занятия – соревнования использую по теме «Активный отдых», «Физкультурные занятия», «Основные виды движений». Данные уроки направлены на выявление у  студентов знаний, умений и навыков.  Пассивности учащихся и неготовности к уроку почти не бывает, так как и неудовлетворительных оценок. Все условия соревнования обговариваются заранее. В качестве домашнего задания предлагается повто рить тему, используя лекционные материалы и методическую литературу, иногда  заранее  заготовить по 2-3 интересных вопроса   по предложенной теме и уметь на них грамотно и четко ответить;  практический материал /конспекты, сценарии / и уметь их методически верно проводить. При таких условиях у участников формируются навыки планирования профессиональной деятельности, системного анализа исходной информации, прогнозирования результатов исполнения профессиональных функций.

     Практика показывает, что введение  игровой ситуаций  при  опросе студентов значительно  повышает  качество и глубину усвоения конкретного материала урока, вызывает большой эмоциональный подъём. Наличие спортивного азарта сочетается с проявлением коллективистских чувств, доброжелательности и взаимопомощи.

     Очень важно формировать у уч-ся интерес к предмету, чувство ответственности и  долга  перед собой и детьми.

     Наблюдения  показали, что без улыбки, юмора, занимательности  уроки могут проходить неинтересно, особенно при использовании  обьяснительно-репродуктивного метода  обучения.

     С помощью игровых форм обучения можно обеспечить развитие коммуникативной компетентности будущего специалиста, а также способствовать формированию необходимых «должностных» качеств его личности.