Методическая разработка "Использование элементов дистанционного обучения и уровневых дифференцированных заданий в целях повышения качества знаний и помощи студентам в подготовке к экзаменам"

 Методическая разработка является обобщением опыта работы с использованием ИКТ и дифференцированного подхода в обучении студентов колледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Drozdova.rar26.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОЛЛЕДЖ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ

«Использование элементов дистанционного обучения

и уровневых дифференцированных заданий

в целях повышения качества знаний

и помощи студентам в подготовке к экзаменам»

Обобщение опыта преподавателя английского языка

Дроздовой Татьяны Николаевны

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

2011

Оглавление

  1. Возможность и необходимость внедрения элементов дистанционного обучения в профессиональное образование
  2.  Пример дифференцированного задания и условия для его применения
  3.  Итоги

Возможность и необходимость  внедрения элементов дистанционного обучения в профессиональное образование

        Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения.

В основе дифференциации лежат индивидуально - психологические особенности учащихся, отличающие одного человека от другого, подразумевающие способности, которые имеют отношения к успешности выполнения какой-либо деятельности.

В педагогической среде, российской и зарубежной, довольно часто пишут о различных уровнях знаний. Начало этому положили, по-видимому, работы Б.Блума и его коллег.

В. Я. Яковлев характеризует таксономию Б. Блума и других авторов как наиболее эффективную в когнитивной (познавательной) области и подчеркивает, что выделенные в ней основные категории целей могут трактоваться как уровни освоения учебного материала. К ним относятся:

I) знание, понимаемое как запоминание и воспроизведение изученного материала;

II) понимание, характеризующееся способностью интерпретировать учебный материал, преобразовать его из одной формы и выражения в другую;

III) применение, означающее возможность использовать изученный материал в новых ситуациях и условиях.

В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Будем считать, что поскольку пропуски уроков студентами старших курсов обусловлены тем, что им разрешено работать в силу семейных обстоятельств, из-за нехватки рабочего контингента в городе,  возникает срочная необходимость помочь им сдать экзамен по иностранному языку и закрыть пробелы пропущенных уроков. Здесь напрашивается вопрос «как»? В современном мире компьютерных технологий ответ очевиден. Почему бы не использовать компьютер и Интернет не для компьютерных игр, не для виртуального общения, которое, кстати, тоже является причиной пропусков, а для творчества, а за основу взять дифференцированные уровневые задания? Чтобы оторвать ребят от многочасового убивания времени, им  нужно предложить альтернативу. В задания можно включить элементы творчества, используя проектную методику, а также можно привлечь к их составлению более сильных ребят. Поиск информации в Интернете, поиск профессиональных видеофильмов и их просмотр, использование электронных словарей - все это должно побуждать к творческой инициативе даже тех, кто приходит в колледж со слабой базовой подготовкой.

В данной статье предлагается разработка дифференцированных уровневых заданий по тематике экзаменационных билетов и , в дальнейшем, по разделам тематического планирования, с целью ликвидации пробелов в знаниях и привлечения студентов к учебе, в главное – для проведения дифференциации по способностям. Выполнение заданий осуществляется дистанционно. Контроль на первом этапе проводится преподавателем в виде устного зачета, а в дальнейшем предполагается частичное электронное тестирование. Назовем такой вид дифференциации внешним с элементами дистанционного обучения, где учащиеся сами определяют свой уровень.

Конечно сам процесс разработки уровневых заданий (а в дальнейшем и тестов) для дистанционного обучения достаточно емок и требует временных затрат, но такая работа необходима и актуальна.

Дифференциация обучения рассматривается как средство создания условий для максимального развития интеллектуальных способностей учащихся, их возможностей в различных видах деятельности, определения формы и ритма учебных занятий.

Выделяется два направления дифференциации обучения:

-  дифференциация содержания, углубленное изучение отдельных предметов;

- дифференциация организации обучения с выделением методов, форм работы (фронтальная, групповая формы, индивидуальные занятия).

Дифференциация обучения также является одним из эффективных средств влияния на ценностные ориентации учащихся.

Дифференцированный подход является конкретным показателем  педагогического мастерства преподавателя.

А если речь идет о дифференцированном подходе, то говорится о технологии индивидуального подхода к учащимся с целью определения уровня их способностей.

Многие педагоги, имея в виду дифференцированный подход, используют уровневую дифференциацию, которая выражается в том, что, обучаясь в одной подгруппе, по одной программе и учебнику, учащиеся могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Его достижение свидетельствует о выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. На его основе формируются более высокие уровни усвоения материала.

Профильная дифференциация, о которой идет речь в нашем случае, предполагает профессионально-ориентированное содержание обучения.

Оба вида дифференциации – уровневая и профильная – сосуществуют и взаимно дополняют друг друга.

Таким образом, мы объединяем уже имеющиеся понятия дифференцированное обучение, которое не существует без дифференцированного  подхода, с понятиями  уровневая  и профильная  дифференциации, расширяя эти понятия, применяя современные методы и формы работы.

Целью апробации является:

 -        Доказать эффективность использования комплекса дифференцированных уровневых заданий, применяя их дистанционно.

Педагогическая цель:

-        Учитывая индивидуальные особенности ученика, повысить интерес к учебе, тем самым повысить качество знаний и посещаемость.

Для достижения цели апробации необходимо выполнить ряд задач:

- разработать и внедрить комплекс дифференцированных уровневых заданий, направленных на помощь в сдаче экзаменов и ликвидации пробелов пропущенных уроков;

- сделать вывод о целесообразности/нецелесообразности дистанционного использования комплекса дифференцированных уровневых заданий.

Данный комплекс дифференцированных уровневых заданий будет действенным средством для достижения цели апробации при условии:

1) наличия свободного доступа к компьютеру (не все учащиеся имеют дома компьютер или доступ к Интернету);

2) обеспечения учащихся уровневыми дифференцированными заданиями, с целью учесть их психологические особенности, необходимыми для ликвидации пробелов и подготовки к экзаменам. Задания состоят из трех уровней сложности (А – механическое запоминание лексики и использование ее в небольших текстах профессиональной направленности;  B – лексика, лексические упражнения, чтение и перевод текста профессиональной направленности с дальнейшим устным опросом по тексту; C – дополнительно к предыдущему пересказ текста; здесь возможно также задание на использование изученного материала в новых ситуациях).

3) комплексного использования дифференцированных уровневых заданий.

Под комплексным использованием мы будем понимать связанные друг с другом и последовательно расположенные дифференцированные уровневые  задания, представляющие собой единство на основании общности темы, цели, результата, единство используемых принципов, методов, форм. Задания должны составляться с учетом повторяемости лексики и желательно включать в себя задания на развитие ассоциативной памяти. Это необходимое условие создания ситуации успеха. Очень важно, чтобы учащийся захотел перейти на уровень “B” , а возможно и  “C”.

Применение разноуровневого обучения позволит:

Для первой  группы дистанционного обучения (группа уровня “A”):

  1. пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями;
  2. ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;
  3. сформировать  умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы ( группа “B”):

  1. развить устойчивый интерес к предмету;
  2. закрепить имеющиеся знания;
  3. актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;
  4. сформулировать умение самостоятельно работать над заданием.

Для третьей группы ( группа “C”):

  1. развить устойчивый интерес к предмету;
  2. сформировать новые умения выполнять задания повышенной сложности;
  3. развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения.

Здесь следует вспомнить о существующих ассоциациях и использовать эти знания для разработки заданий. Ассоциации бывают:

-         по контрасту

-        по сходству

-        по звучанию

-        по корню слова

-        часть-целое

-        подчинительные ответы

-        обобщающие

-        дополняющие обстоятельства

-        определения

-        эгоцентрические ответы

Главное – это яркость образа. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными.

Можно также использовать «метод ключевых слов» для составления тематического словаря, с привлечением к этой творческой работе учащихся.

Но самый главный закон памяти – это применение в жизни. Поэтому в качестве «проекта» можно предложить сделать видеофильм о ресторане, где учащиеся проходили практику, заснять обслуживание во время банкета, показать себя в момент «создания» какого-либо блюда и т.д.

Задачей является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива на личность каждого из них с ее индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.

Для оценки         сформированности умений          провести анализ результатов по

        - качеству заучивания лексики;

        - чтению и переводу не сложных профессиональных текстов, базирующихся на лексике данного задания;

        - правильности выполнения лексических упражнений;

        - чтению и переводу более сложных текстов (перевод может быть представлен в электронном или печатном виде с сопутствующим  словарем);

         - устному  опросу по тексту профессиональной направленности;

        - пересказу текста или выполнению творческого задания;

        - в дальнейшем разработать электронные лексические тесты и провести их в два этапа: в конце первого полугодия и в конце учебного года, в качестве допуска к экзамену.

Таким образом, учитывая современные обучающие и инновационные  технологии, т.е. используя разноуровневую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладеть учебным материалом по английскому языку на разном уровне (назовем эти уровни A,B,C), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей

-        используя современные компьютерные технологии

-        используя метод проектов

-        используя знания и приемы развития ассоциативной памяти

попробуем дать шанс каждому ученику организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения с использованием дистанционного обучения.

В качестве альтернативы, для более сильных студентов, можно  предложить дистанционную рассылку или размещение в компьютерах колледжа (в частности, в лингафонном кабинете, в кабинете информатики, в библиотеке) заданий ЕГЭ, чтобы учащиеся полностью осознали необходимый уровень владения иностранным языком, в случае, если захотят сдавать экзамен для поступления в ВУЗ. Хочу отметить, что деление групп на сильные и слабые на факультетах ресторанного и гостиничного сервиса, не имеет никакого смысла, т.к. наметилась тенденция  поступления в наше учебное заведение учащихся со слабым базовым уровнем.

Пример дифференцированного задания и условия для его применения

Задания рассылаются в лингафонном кабинете по компьютерам – всего 10 компьютеров, либо рассылаются на электронную почту учащихся. В дальнейшем планируется разместить их на сайте колледжа. Дается ссылка на Интернет-ресурс, где можно просмотреть видеосюжет по приготовлению того или иного блюда. В данном случае – это приготовление английского блюда – бифштекса и чипсов.

Студенты поэтапно сдают уровни заданий.

Пример дифференцированного задания на аудирование:

LEVEL 1

1)        Translate the words into Russian and say which of them can’t be used for making chips?

Take                         oil                                                                

Cut                         increase temperature

Stuff                        splash

Heat                         leave until

Drop                         drain

Leave                         stripes

Chippy quality         leave aside

change

remove

Bake

Place

 

  1. Make up the sentences with the words above and use them for the recipe of the chips.

For example: Take three potatoes and cut them into stripes.

  1. Прежде чем прослушать видеотекст, переведите следующий текст:

Take some potatoes. Cut them into stripes. Heat oil up to 180 C. Leave them for 15 minutes until chippy quality. Don’t change their colour. Remove them and leave aside.

Cook once. Heat the oil up to 150 C. Drop chips again into the oil and leave them until brown.

Remove and place onto the fresh kitchen paper to drain.

There are three mistakes in the text. Listen to the video and find them.

LEVEL 2

1)        Найдите русские эквиваленты следующих английских слов :

  1. А.Favorites, simplest, perfect, sirloin, dark color with marbling, digital tube,

watch the temperature, no splashing back, completely white, spear over, no oil absorbed through, lay them on the paper to drain, crispy from outside, the same size, increase the temperature, griddle-pan, crisp up the outside of chips, crisp up the edges, hear them sound as chips, stuck them like this.

  1. B.Сложите их подобным образом; любимое (блюдо); прислушайтесь, как они звучат подобно чипсам; самый простой;  сделайте края хрустящими; отменный; сделайте хрустящими внешнюю сторону чипсов; вырезка; решетка-сковорода; темный с мраморными прожилками; увеличьте температуру; цифровой термометр; тот же размер; наблюдайте за температурой; хрустящие снаружи; чтобы масло не попало на вас; полностью белые; выложите их на бумагу для просушки; проткните сверху; чтобы масло не попало вовнутрь.

2)        Расскажите кратко, как приготовить чипсы.

 

3)        Ответьте на вопросы к видеофильму:

  1. How many times do you  have  to cook chips?
  2. What is the temperature for cooking?
  3. How many minutes do  you have to cook them?
  4. What color should the chips  be in the end?
  5. Why do you have to put them onto the kitchen paper?
  6. What utensils do you need for cooking?
  7. What kind of meat do you need to cook steak?
  8. What oil and why is better for cooking?
  9. What kind of steak is the man cooking ? (rare, medium or well-done?
  10. What does he serve it with?

  1. Translate the following words into Russian:

Dark color with marbling

Retain juices

Begging to sound like chips

To move the other way

To prevent sticking

To sprinkle

Griddled pan

To spear

To cook at low temperature

To drop into

To splash

To smear

Don’t allow oil to be absorbed

Подведение итогов

В таблицах представлено количество учащихся – две подгруппы, участвовавших в эксперименте. Все учащиеся получали задания по электронной почте. Они были разделены на группы:

  1. Учащиеся со слабым базовым уровнем не посещавшие занятия, имеющие 50 и более процентов пропусков.
  2. Со слабым базовым уровнем  посещавшие занятия
  3. Учащиеся с базовым уровнем посещавшие занятия
  4. Студенты с базовым уровнем не посещавшие занятия, имеющие 50 и более процентов пропусков.

Из таблицы видно, что качество знаний студентов, со слабой школьной подготовкой и редко посещавших занятия, но получавших задания дистанционно, улучшилось. В то время, как у учащихся со слабой школьной подготовкой, осталось на прежнем уровне. Что касается учащихся с хорошей базовой подготовкой, то при хорошей посещаемости их качество знаний значительно улучшилось. У тех, кто пропускал занятия, качество знаний  улучшилось тоже, но показатели не так высоки.

Хочу заметить, что изначально мною были выбраны слабые группы.

Экзамен сдали все – материалы к экзамену были размещены на сайте колледжа.

Таким образом, полезность и необходимость элементов дистанционного обучения при реализации предусмотренных законом форм получения образования налицо.

Необходимым условием реализации дистанционных технологий обучения является наличие включенного контроля за усвоением знаний и контроль за проведением самостоятельной работы. Поэтому в дальнейшем я планирую расширить количество промежуточных тестов, включить сюда творческие работы.