Профессиональная адаптация молодого педагога

Лоскутова Дина

Вопрос статуса педагогического работника в последнее время широко обсуждается. Проблемы в этой области известны любому педагогу: это и зарплата, и проблемы эмоционального выгорания, и преобладание женщин в системе образования и т.д. В ряду этих проблем не последнее место занимают сложности, связанные с профессиональной адаптацией молодого педагога, а также преподавателя, не имеющего базового педагогического образования. Молодому специалисту бывает сложно найти общий язык с детьми, разобраться в современных тенденциях развития образования, сориентироваться в новом коллективе. Этот список тоже можно продолжить. Эти проблемы пугают молодых и становятся одной из веских причин, заставляющих сменить сферу профессиональной деятельности.Школа молодого педагога может помочь в решении этой проблемы.

Сегодня Школа молодого педагога является рабочим пространством практически каждого образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sposoby_professionalnoy_adaptacii_molodogo_pedagoga.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Лоскутова Д.Н. Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Вопрос статуса педагогического работника в последнее время широко обсуждается. Проблемы в этой области известны любому педагогу: это и зарплата, и проблемы эмоционального выгорания, и преобладание женщин в системе образования и т.д. В ряду этих проблем не последнее место занимают сложности, связанные с профессиональной адаптацией молодого педагога, а также преподавателя, не имеющего базового педагогического образования. Молодому специалисту бывает сложно найти общий язык с детьми, разобраться в современных тенденциях развития образования, сориентироваться в новом коллективе. Этот список тоже можно продолжить. Эти проблемы пугают молодых и становятся одной из веских причин, заставляющих сменить сферу профессиональной деятельности. В этом случае поддержка опытного педагога, методиста просто необходима. Не случайно сегодня принято говорить о тьютерстве в образовательном учреждении – системе наставничества. См., например, опыт г. Москвы [4,27]. Школа молодого педагога может помочь в решении этой проблемы.

Сегодня школа молодого педагога является рабочим пространством практически каждого образовательного учреждения. Об этом свидетельствуют различные публикации, в которых работники образования делятся опытом проведения занятий в рамках таких школ [1; 2].

Исключением не стал и Многопрофильный колледж имени И.Т. Карасева, где школа молодого педагога – одна из составных частей научно-методической системы.

Необходимость школы молодого педагога очевидна: участие в ней молодого специалиста призвано помочь ему повысить свой профессиональный уровень, придать уверенность вчерашнему выпускнику – сегодняшнему преподавателю.

Школа молодого педагога как часть научно-методической системы Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева объединяет преподавателей и мастеров производственного обучения с высшим и средним специальным образованием, имеющих стаж менее 3 лет, и функционирует на добровольной основе. Согласно Положению колледжа о школе молодого педагога результатами работы в этом направлении должны выступать повышение квалификации преподавателя или мастера производственного обучения; создание учебно-методического оснащения предмета; оказание адресной методической помощи по заявленным педагогическим проблемам; участие молодых педагогов в педагогических чтениях, на заседаниях Педагогического Совета, в профессиональных конкурсах, конференциях и семинарах; аттестация молодых педагогов.

При этом формой работы «школы» является как посещение уроков опытных педагогов с последующим анализом и обсуждением, так и индивидуальная работа опытного педагога с молодым в плане решения возникающих трудностей в подготовке, организации и проведении различных форм и видов занятий. Таким образом, общение в рамках «школы» помогает установить контакт поколений. Молодой человек не чувствует себя покинутым, а опытный педагог с солидным стажем работы ощущает свою значимость и необходимость.

Кроме того, участие молодого специалиста в деятельности «школы» не носит однонаправленный характер. Молодой педагог тоже выступает субъектом передачи знаний: в области ИКТ-компетенций, современной литературы и т.д. У молодого человека более гибкое мышление, он также  может выступать исполнителем педагогических технологий, проектов.

Школа молодого педагога существует на добровольной основе, и об этом важно помнить. Для того чтобы общение в пространстве «школы» было плодотворным и успешным необходимо стремиться к тому, чтобы не перегружать педагогов-наставников. Значительная часть работы по сопровождению молодого специалиста в колледже относится к сфере деятельности заведующих отделениями, методистов, помощь оказывают председатели методических комиссий.

В 2010-2011 учебном году молодые педагоги Многопрофильного колледжа имени И.Т. Карасева активно принимали участие в мероприятиях различного статуса (см. Таблица 1).

Таблица 1.

Мероприятия

Участники

Слет молодых педагогов (на базе ТОГОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества (развитие системы дополнительного образования и воспитания)», г. Тамбов), октябрь 2010 года

Апаршева В.В.

Уварова Л.В.,

Размещение научно-методических и дидактических материалов на сайте колледжа (http://tambmk.ru); в течение учебного года

Презентация по теме «Жизнь и творчество А.К. Толстого» по предмету литературе – Молибога Г.Л. (в соавторстве);

Статья «Понятие корпоративной культуры, ее принципы и признаки» - Молибога Г.Л. (в соавторстве);

Тест текущего контроля по дисциплине «Технология кондитерского производства» - Апаршева В.В.;

Научно-практическая Интернет-конференция «Проблемы и перспективы системы непрерывного образования в условиях введения ФГОС нового поколения» (ТОГОУ СПО МК им. И.Т. Карасева), октябрь 2010 года

Апаршева ВА.В.

Научно-практическая интернет-конференция «Проблемы непрерывного профессионального образования по модели "Школа-колледж-вуз"» (ТОГОУ СПО МК им. И.Т. Карасева), февраль 2011года

Агаркова И.А.,

Молибога Г.Л.,

Киреев А.А.,

ГолузоА.Г.

Всероссийская конференция «Формирование системы непрерывного образования» (на базе ФГОУ СПО «Тамбовский бизнес-колледж»), март 2011 года

Молибога Г.Л.,

Агаркова И.А.

II Межрегиональная научно-практическая конференция «Безопасность в молодежной среде», (ФГОУ СПО «Мичуринский колледж пищевой промышленности», г. Мичуринск Тамбовской области), апрель 2011 года

Агаркова И.А.

Курсы повышения квалификации

Агаркова И.А.

Создание персональной web-странички (электронное портфолио)

Апаршева В.В.

http://veraaparsheva.narod.ru/index.html

Участие во Всероссийском конкурсе молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия», февраль 2011 года

Проект «Озеленение поселка Строитель» студента Кондрашовой Ирины под руководством Киреева А.А.

Хотелось бы затронуть еще один важный аспект. Консультации, посещение и анализ уроков, участие в заседаниях, обсуждениях и различных мероприятиях – очень важные составляющие. Но еще важнее – характер взаимоотношений в коллективе, морально-психологический климат. См., например, [3; 5]. Пространство «школы» позволяет установить дружеские отношения, характеризующиеся взаимопониманием, поддержкой и уважением, снимая разногласия, связанные с возрастным барьером.

Литература

1. Анистратенко Л.И. Авторский проект "Школа молодого учителя "Наша надежда" // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://festival.1september.ru/articles/578152/

2.Белова Н. Школа молодого педагога // Воспитание школьников. – 2008. –

 № 8. – С. 8-10.

3. Исповедь начинающего педагога // Комсомольская правда [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://kp.ru/daily/24243.3/441897/ 

4. Тихонов М.Ю. Как повысить статус педагогического работника // Народное образование. – 2010. – № 6. – С. 25-28.

5. Почему молодые учителя не задерживаются в школе? // Режим доступа:URL: planetashkol.ru › articles/25813/


 

Комментарии

Лоскутова Дина

Статья посвящена опыту функционирования Школы молодого педагога в Многопрофильном колледже.