Программа шахматного кружка для детей

Программа шахматного кружка для детей 7-16 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_2010-2011gg..doc110 КБ

Предварительный просмотр:

  1.            МУ «Управление образования, культуры и спорта  ЗАТОШиханы»

              МОУ ДОД « Дом детского творчества и досуга  ЗАТО Шиханы »

                                                       

 

                                                             

          «Утверждаю»

                  Директор ДДТ иД

_________В.А. Фокин

«___»_________2010г.

               

           

  1. Шахматное волшебное  королевство

Возраст детей:  6-17 лет

Срок реализации программы: 3 года

Разработал:

            Арбисман Ян Семёнович

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

        ЗАТО Шиханы  

             2010 г.

Классификация программы

                                     Программа общекультурная.

К содержанию

Пояснительная записка

Цель программы  дополнительное шахматное образование для учащихся с 6 до 17 лет.

Шахматное образование включает в себя повышение уровня общей образованности детей,  знакомство с теорией и практикой шахматной игры, развитие мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников, воспитание у детей навыков волевой регуляции характера. Шахматы - игра в педагогическом отношении уникальная, одновременно воспитывающая и развивающая. Теория и практика шахматной игры выстраивается в соответствии с логикой трех образовательных уровней: второй, первой и высшей групп, принятых в нашем шахматном объединении.  Каждая группа объединяет юных шахматистов на основе их примерно одинаковой подготовленности. Модели образовательных уровней групп выстроены на основании выводов ведущих  педагогов-психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина о возможностях развивающего обучения.  Важно, что развивающее обучение стимулирует психическое развитие детей, создает у них устойчивую познавательную мотивацию, способствует развитию разносторонних интересов и потребности в обучении. Развивающее обучение не только опирается на достигнутый воспитанниками уровень мышления, внимания, памяти и других психических  процессов, но и активно создает "новые способы ориентировки в действительности, новые уровни познавательной деятельности" (В.А.Иванников, психолог).

 Начальный образовательный уровень воспитанников шахматного объединения второй группы достигается в результате усвоения краткой шахматной истории, шахматной азбуки, шахматной тактики, шахматной психологии (состязание умов и характеров), шахматной этики (уважение к партнеру, к шахматным школам и направлениям), а также в результате систематического личного участия в соревнованиях и турнирах.

 Углубленный образовательный уровень достигается учащимися первой группы шахматного объединения в результате усвоения системы взаимосвязанных основ комбинационной и позиционной игры, постигаемых методом сравнительного анализа шахматной игры различных шахматных школ и направлений.

Итоговый образовательный уровень достигается воспитанниками высшей группы шахматного объединения в результате усвоения ими всего образовательного курса программы и итогового раздела "Основы стратегии» шахматной игры методом сравнительного анализа теории Стейница и гипермодернизма".

Шахматы положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Возможность одновременно учить шахматам и другим предметам помогает и качественнее усваивать пройденный материал, а периодические переключения восполняют нервную энергию ребенка. Современные школьные программы насыщены информацией. Овладение "логической" памятью позволяет шахматистам высоких разрядов держать в памяти без особых усилий огромные объемы информации не только шахматной, но и из любой другой сферы знаний. Шахматы учат поиску решения путем многократного перебора вариантов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений войти в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала, способность пользоваться аналогами. Понятие типичного, стандартного легко и естественно принимают и осознают даже маленькие шахматисты при изучении шахматной теории. Эти навыки помогают детям в любых занятиях, в том числе школьных. Шахматы способствуют выработке практичности,  самостоятельности, дисциплинированности мышления, изобретательности. Шахматы способствуют развитию самообладания, т.е. готовности идти на риск, атакуя  или защищаясь.

Сегодня в школе на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности ребёнка, наиболее полному раскрытию его способностей. Стержневым моментом урока становится деятельность самого ученика, когда он наблюдает, группирует, выясняет закономерности шахматной игры. Для этого используется занимательный материал, обыгрывание игровых ситуаций, карточки с игровыми позициями.        

В сферу шахматного образования входит развитие у детей способности к управлению собственным поведением и сознанием, саморегуляция, преодоление трудностей в разных видах деятельности, т.е. волевой регуляции поведения. В этом случае мы опираемся на теоретическое положение о том, что "волевая регуляция представляет собой личностный уровень произвольной регуляции. Волевая регуляция является прижизненным образованием и ее становление включено в процесс общего развития личности, в котором она составляет одну из важнейших сторон" (В.А.Иванников).

Шахматы - дело полезное, занимательное, увлекательное, но и сложное.

Шахматы - это искусство и спорт! Шахматы –это труд и пот!

За всю историю времен только шахматы были удостоены звания величайшей игры человечества. Недаром, по легенде, это игра от Бога! Это не только дополнительная нагрузка, это - развлечение и отдых, спорт и интеллект, развитие  и прогресс.

Цель программы: Подготовка юных шахматистов  1-го спортивного разряда и выше, владеющих базовыми навыками стратегии, тактики и техники шахматной борьбы, основами общей шахматной культуры.

Задачи программы:

  • Способствовать овладению ребятами всеми элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре.
  • Усвоение учениками стратегических основ шахматной игры, методов долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии.
  • Знание всех стратегических элементов шахматной позиции и основных стратегических приёмов в типовых положениях.
  • Освоение детьми способов реализации достигнутого материального и позиционного перевеса в окончаниях, методов шахматной борьбы за ничью в худших позициях.
  • Обучение воспитанников знаниям об основных стратегических и тактических идеях большинства дебютных построений, встречающихся в шахматной игре, и навыкам построения своего дебютного репертуара.
  • Комплексное формирование основ шахматной культуры.

 Программа предусматривает две основные формы занятий:

  Теоретическое занятие.

 Практические занятия-игры между собой  и  на турнире.

 Изучение истории шахмат и шахматной теории проводится по группам, по подгруппам и индивидуально.

 1  Групповые занятия:

  • лекция: теоретические вопросы объясняет педагог;
  • семинар: один или несколько учащихся готовят для выступления доклад на определенную теоретическую тему; группа и преподаватель выступают в роли слушателей и оппонентов;
  • диалог: "столкновение" двух противоположных точек зрения. Пример: обсуждение дебюта, который, с точки зрения теории Стейница, является неправильным и некорректным, а с точки зрения гипермодернистов  совершенно обоснованным. Учащиеся заранее получают материал к занятию и готовятся к полемике.

2. Занятия по подгруппам. Проводится разбор только что сыгранной партии. При этом остальные учащиеся  продолжают игру.

3. Индивидуальная работа:

  • работа с заданиями по тактике (на карточках);
  • работа с дебютной картотекой;
  • работа с литературой во время занятия (с помощью педагога или самостоятельно); тренировочные партии с преподавателем.

Задачи преподавания:

-знакомство с развитием истории шахмат на Руси;

  • знакомство с шахматной доской, с шахматными фигурами, с понятиями шах, мат, пат,
  • решение     шахматных задач на мат в 1-2 хода.

- освоение отдельных тактических приемов шахматной игры;

-обучение основным приемам шахматной игры в дебюте, в миттельшпиле, в эндшпиле;

-формирование у детей целостного восприятия шахмат, как вида искусства и спорта;

-знакомство с наследием  великих шахматистов;

-изучение основ компьютерных шахмат .

  •     -разбор сыгранной партии.

 Игра на турнире.

1. Обычные турнирные партии с контролем времени, соответствующие разрядным нормам турнира.

2. Тематические турниры по определенным дебютам, позициям миттельшпиля и эндшпиля.

3. Тематические сеансы одновременной игры против тренера или других более сильных шахматистов.

4. Тренировочные партии или турниры с укороченным контролем времени: 30 мин., 15 мин., 10 мин. или 5 мин. на всю партию.

5. Товарищеские матчи и матч-турниры, командные и личные соревнования с другими коллективами.

6. Конкурс решения задач или комбинаций сочетает в себе два элемента  соревновательный и обучающий, являясь следующим звеном между обычным теоретическим занятием и турнирной шахматной партией.

7. Шахматные партии с консультацией: одна группа учащихся играет против другой, имея право совещаться по поводу выбора хода.

      8. Сеансы одновременной игры. Проводят более сильные шахматисты против своих менее опытных противников. Приоритетные направления деятельности - стимулирование творческой активности воспитанников, развитие логики и мышления, самостоятельной работы.

Условия реализации программы.

Воспитанники третьего года обучения занимаются по программе, рассчитанной на 324 часа, второго года-216 часов, первого года –108 часов. За это время необходимо дать ребятам знания о шахматной доске, шахматных фигурах, дебютах, научить их тактике и стратегии, игре в эндшпиле. Дать понятия о композиционных шахматах – решение шахматных задач, этюдов; познакомить с творчеством выдающихся шахматистов.

Методика оценки получаемых результатов.

Оценка эффективности программы производится на основании анализа самостоятельной шахматной игры учащихся, тестированию, умению использовать шахматную нотацию и шахматные термины.

  1. Учебно-тематическое планирование на 2010-2011 учебный год

Младшая группа  (1 год обучения) . 108 часов.

Количество обучающихся в группе: 12 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю 1 и 2 часа.

N п\п.

Название темы

Всего, часы

Теоретические занятия, часы

Практические занятия, часы

1.

Шахматная доска

12

2

10

2.

Шахматные фигуры

12

10

2

3.

Шах. Мат. Пат

12

10

2

4.

Матование одинокого короля

24

12

12

5.

Шахматная нотация

12

6

6

6.

Рокировка

12

6

6

7.

Мат в один ход

12

2

10

8.

Превращение пешки

12

6

6

Второй год обучения

Количество обучающихся в группе: 12 человек.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 3 часа.

Средняя группа 2010-2011 год. 216 часов

N п\п

Название темы

Всего

часы

Теоретические занятия, часы

Практические занятия, часы

1.

Шахматная нотация

18

12

6

2.

2.Матование короля

24

6

18

3.

3.Понятие о дебюте

Итальянская партия

24

12

12

4.

Защита двух коней

24

12

12

5

6..

Испанская партия

Сицилианская защита

12

12

6

6

6

6

7.

Ферзёвый гамбит

24

12

12

8.

Шахматная комбинация

24

12

12

9.

Решение шахматных задач

24

6

18

10.

Тактика

30

15

15

Третий год обучения.

Количество обучающихся в группе: 12 человек.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 3 часа.

Старшая группа 2010-2011 год. 324 часа.

N п\п

Название темы

Всего

часы

Теоретические занятия, часы

Практические занятия, часы

1.

Открытые дебюты

42

30

12

2.

Закрытые дебюты Ферзёвый гамбит

36

18

18

3.

 Тактика

Двойной удар

Завлечение

21

21

12

12

9

9

4.

Отвлечение

Мельница

18

18

9

6

9

12

5.

Атака короля

30

15

15

6.

7.

Комбинации

Пешечный эндшпиль

18

36

9

18

9

18

8.

Ладейный эндшпиль

36

18

18

9.

А.Карпов

24

12

12

10.

Решение шахматных задач

24

24

Содержание программы

 . I раздел. История и теория шахматной игры.

История.

1. ХV-XVI вв.  накопление несистематизированного опыта игры. Начало развития итальянской шахматной школы.

2. ХVII в. - перв.пол. XIX в.  романтическое направление шахматной игры: Палерио, Сент-Аман, Лабурдоне, Мак-Доннель, У.Эванс, А.Андерсен, П.Морфи.

3. Середина XIX в. - нач. XX в.  школа В. Стейница (немецкая школа): В. Стейниц, З. Тарраш, К. Шлехтер, А. Рубинштейн, Э. Ласкер и др.

4. 20-е - 30-е гг. XX в.  гипермодернизм: Р. Рети, А. Нимцович, С. Тартаковер и др.

5. Конец 30-х - нач. 70-х гг. XX в.  советская шахматная школа:

М. Ботвинник, В. Смыслов, Т. Петросян, М. Таль, Д. Бронштейн, Б. Спасский и др. Русская шахматная школа: М. Чигорин, К. Яниш, И. Шумов и др.

Теория

6. Шахматная тактика.

7.  Передвижение фигур: правила и упражнения.

8. Стадии шахматной партии: дебют  миттельшпиль  эндшпиль.

9. Запись шахматной партии.

10. Эстетика шахматной игры.

11. Комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров).

12. Красота шахматных партий

13. А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.

14. Критика некоторых положений З. Тарраша.

 Шахматная игра. Формирование шахматного мышления.

1. Тренировка техники расчета вариантов, общие положения.

2. Дерево перебора.

3. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера.

4. Сила и слабость играющих программ.

5. Решение сложных позиций с большим числом разветвлений.

6. Конкурс решения задач.

7. Конкурс решения комбинаций.

8. Игра на турнире.

9. Разбор партий учащихся.

10. Зачеты по тактике и технике эндшпиля.

11. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий мастеров различных стилей.

 Основы комбинационной и позиционной игры.

1. Элементы шахматной тактики и их роль в игре.

2. Двойной удар.

3. Открытое нападение.

4. Связка.

5. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха.

6. Решение задач на мат в один ход.

7. Этика поведения во время партии.

8. Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры.

9. Классификация комбинационных тактических приемов. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат.

10. Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо.

11. Выдающиеся мастера комбинационного стиля: А.Андерсен, П. Морфи, М. Чигорин, А. Алехин; разбор партий.

12. Атаки:

  • на нерокировавшегося короля;
  • при односторонних рокировках;
  • при разносторонних рокировках;.

13. Зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии.

14. Причины возникновения комбинаций.

15. Основные положения теории Стейница.

16. Слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь.

17.Атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии.

18. Методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.

 Эндшпильная техника.

1. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.

2. Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение.

3. Ладейные окончания  общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи.

4. Многопешечные ладейные окончания..

5. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей.

6. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.

7. Игра на турнире.

8. Разбор сыгранных партий учащихся.

9. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной  технике.

 Дебютная теория.

1. Три принципа игры в дебюте. Центр. Мобилизация. Безопасность.

2. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры.

3. Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии. Королевский гамбит. Гамбит Эванса.

4. Защита Стейница в испанской партии.

5. Защита Филидора.

6. Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.

7. Защита Алехина  один из дебютов гипермодернизма.

8. Дебют Нимцовича.

9. Система Полугаевского в сицилианской защите.

10. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.

11. Дебют Рети.

12. Игра на турнире.

13. Решение задач по тактике.

 Шахматные компьютеры.

1. Техника эксплуатации шахматных компьютеров различных моделей.

2. Метод игры человека и алгоритм игры компьютера.

3. Сила и слабость играющих программ.

 Специальная шахматная литература.

1. Работа с шахматной литературой  как метод самосовершенствования.

2. Методика работы с учебником для начинающих .

3. Специфика работы воспитанников первой лиги с познавательной литературой о шахматах: "Жемчужины шахматного творчества" Б.Турова, "Неисчерпаемые шахматы" и "Шахматный калейдоскоп" А. Карпова и Е. Гика, серия "Выдающиеся шахматисты мира".

 Способность  детей к организации собственной деятельности.

1. Способность к самооценке.

2. Корректность понятия "интеллектуальность шахматной игры".

3. Педагогические ситуации:

  • восприятие ребенком проигранной партии: "полезный урок" или "наказание";
  • восприятие ребенком успехов.

Методы работы

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов: от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, объясненных педагогом, до творческого применения знаний на практике, подразумевающего, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

На начальном этапе преобладает репродуктивный метод. Он применяется при обучении детей:

  • правилам игры;
  • элементарной технике реализации перевеса.

В первом случае объясняются правила игры, во втором  алгоритмы выигрыша в эндшпилях. Здесь требуется именно четкий навык, отработанный до автоматизма.В дальнейшем репродуктивный метод резко теряет свою значимость, так как он, практически, неприменим для изучения более сложных вопросов. Во время игры и при решении задач необходимо постоянно учитывать конкретные особенности позиции, что не позволяет  играть по жесткой репродуктивной схеме.

Большое значение приобретают общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, но их конкретная реализация является объектом творчества учащегося.Основным методом становится продуктивный, так как только он позволяет реализовать на доске: мотив  идея  расчёт   ход.До XIX века большинство шахматистов в своих партиях практически всю игру строили по этой схеме. Тренер дает воспитанникам ряд позиций, которые допускают проведение одной из сторон типовой тактической операции. Определенные элементы позиции создают мотив для комбинации  скомпрометированное положение короля противника, неудачно стоящая фигура, группа фигур, допускающая двойной удар и др. На первом этапе для упрощения задачи тренер может указать детям тот элемент в позиции, который может быть использован, но в дальнейшем нужно добиваться, чтобы ребята находили его самостоятельно.

Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем, при изучении детьми дебютов и основ позиционной игры, особенно в типовых позициях, в миттельшпиле и эндшпиле.

Методы диагностики результатов.

  • Разбор партий учащихся (не имеет количественных критериев, но может показать уровень усвоения любого раздела программы любым воспитанником, так как демонстрирует общий уровень понимания игры).
  • Зачёты по эндшпильной технике.

      Викторина « Угадай ход»

  • Викторина по истории шахмат и по шахматным терминам

Список литературы

  1. Алехин А. А. На пути к высшим шахматным достижениям. – М.: ФиС, 1991.
  2. Ботвинник М. М. Аналитические и критические работы 1942-1956 гг. – М.: ФиС, 1985.
  3. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 1-го разряда. –  М.: Изд-во Всероссийского шахматного клуба, 1974.
  4. Дроздов М, Калёнов А., Черныш М. Таинственный Карлсбад. –  М.: СК Гардэ,2000.
  5. Дроздов М., Калёнов А. Ласкеровские компенсации. – М.: CК Гардэ,2000.
  6. Калёнов А. В. Фронтальная фигурная атака на короткую рокировку. – М.: СК Гардэ, 2001.
  7. Капабланка Х. Р. Учебник шахматной игры. –  Минск: МП Бесядзь, 1997.
  8. Котов А. А. Шахматное наследие Алехина. – М.: ФиС, 1982.
  9. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. –  М., 1980.
  10. Лисицин Г. М. Стратегия и тактика шахматного искусства. – Л.: Лениздат, 1952.
  11. Нейштадт Я. И. По следам дебютных катастроф. –  М.: ФиС, 1979.
  12. Портиш Л. Шаркози Б. 600 окончаний. –  М., 1979.
  13. Теория и практика шахматной игры. Под ред. Я. Б. Эстрина. – М.: Высшая школа, 1984.
  14. Костьев А,Н. Уроки шахмат-М. Ф и С,1984.
  15. Зак В.Г. Пути совершенствования-М. Ф и С. 1981.