Презентация опыта работы по теме "Развитие элементарных математических представлений через дидактическую игру.
Презентация опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Prezentaciya_attest.ppt | 456.5 КБ |
Текстовой вариант.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“ Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский « Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.» А.С. Выгодский.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Что же такое словесно-логическое мышление? Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.
Программа "Детство" Разделы: «Свойства» «Отношения» «Числа и цифры» Сохранение количества и величин» «Алгоритмы» - Предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических связей, отношений, зависимостей.
Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.
Дидактические принципы: проблемности . Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности. интегративности – взаимосвязь всех разделов программы. мотивированности . Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл. психологической комфортности . Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка. творчества . Формирование способности находить нестандартные решения. индивидуализации . Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения, которое позволяет продвигать в развитии всех детей.
Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации). Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: проблемные ситуации; логические задачи; театрализация; дидактические игры; сказки; сюжетно-ролевые игры; использование схем; кодирование и декодирование информации. социоигровые методы; здоровьесберегающие технологии.
УГОЛОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» СХЕМЫ МОДЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА БЛОКИ ДЬЕНЕША ЛАБИРИНТЫ
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: «Дни открытых дверей», творческие задания, совместные экскурсии, открытые занятия, консультации, родительские собрания в форме «круглого стола», выставки совместного творчества, совместные развлечения математического содержания. использование индивидуальных тетрадей с заданиями,
Уровень усвоения программного материала : Разделы 2006 – 2007уч.г 2007 – 2008уч.г 2008 – 2009уч.г Динамика Развитие речи В – 26% С – 45% Н – 29% В – 29% С – 42% Н – 29% В – 39% С – 53% Н – 8% 21% Экология В – 21% С – 62% Н – 17% В – 25% С – 65% Н – 10% В – 28% С – 69% Н – 3% 14% Социальный мир В – 15% С – 47% Н – 38% В – 21% С – 50% Н – 29% В – 32% С – 58% Н – 10% 28% Художественно-творческое развитие В – 28% С – 54% Н – 18% В – 41% С – 49% Н – 10% В – 55% С – 36% Н – 9% 9% Игра В – 15% С – 57% Н – 28% В – 18% С – 66% Н – 16% В – 36% С – 50% Н – 14% 14%
ученик математик эксперт консультант новатор наставник педагог исследователь конкурсант Педагогическая позиция
Городской конкурс «Портрет мамы» Городской конкурс «Современное занятие» Городское методическое объединение Городской фестиваль «Неделя пед.мастерства» 2006 – 2007 уч.гг .
2007 – 2008 уч.гг . Городское проектировочное сообщество «Ознакомление дошкольников с современными профессиями»
2008 – 2009 уч.гг . Городской форум «Образование Братска 2008» Городской фестиваль «Неделя пед.мастерства» Публикация на сайте «Фестиваль педагогических идей» Муниципальное методическое сообщество педагогов ДОУ Городской конкурс ЭБЦ Городской конкурс детского рисунка
2009 – 2010 уч.гг . Проведение мастер-класса Городской конкурс «Дошкольник 21 века» Взаимодействие с ЭБЦ
спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое, являются одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
важнейшее значение в жизни маленького ребенка имеет игра.- игра – учеба, труд, игра для него - серьезная форма воспитания.
Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.
Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Однако, многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
На протяжении 18 лет я работаю воспитателем и для меня очень актуален вопрос подготовки детей к школе, формированию у детей интеллектуальной компетенции, т.е. развитию логики, умения мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать.
Наиболее эффективным средством логического мышления считаю дидактическую игру.
В своей работе по развитию логического мышления и формированию элементарных математических представлений я опираюсь на программу «Детство».
Математический блок разработан З.А.Михайловой и Т.Д.Рихтерман. Программный материал представлен по каждой возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику» где выделены основные математические разделы и уровни усвоения программы.
в программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики.
Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.
Свою работу строю на следующих дидактических принципах:
- проблемности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
- интегративности – взаимосвязь всех разделов программы.
- мотивированности. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.
- психологической комфортности. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.
- творчества. Формирование способности находить нестандартные решения.
- индивидуализации. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения.
Для реализации принципов в практике работы с детьми выделила основные задачи:
- Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
- Формировать приемы логического мышления
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
В своей работе я использую развивающие методы и приемы.
- проблемные ситуации;
- логические задачи;
- театрализация;
- дидактические игры;
- сказки;
- сюжетно-ролевые игры;
- использование схем;
- кодирование и декодирование информации.
- социоигровые методы помогают развить умение доказыват аргументировать позицию.
- здоровьесберегающие технологии.
Для грамотного построения индивидуально-дифференцированной работы с детьми на начало учебного года проводится диагностика математических представлений, средств и способов познания.
Диагностический инструментарий подобран в соответствии с критериями раздела программы «Детство» «Первые шаги в математику».
На основе результата диагностических данных составила перспективный план работы с детьми как на занятиях и в совместной деятельности в соответствии с уровнем каждого ребенка.
Для повышения эффективной работы с детьми ясоздала соответствующие условия: подобрала картотеки дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления детей, составила перспективные планы, разработала конспекты занятий с детьми, развлечений, варианты заданий на развитие логического мышления, изготовила дидактические игры, согласно возрасту детей.
Для успешной реализации поставленных задач в группе выделен уголок «Занимательная математика», где представлены различные дидактические игры, схемы, модели. В математическом уголке всегда находятся игры «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино», дидактические пособия «Логические блоки» Дьенеша и «Цветные палочки» Кюизенера – все это необходимо для развития логического мышления и необходимо для реализации программы Детство.
В уголке широко представлены дидактические игры с блоками и палочками, например, «Засели домики», «Угадай, кто?», «Лесенка», «Зашифрованное число» и т.д. Детей встречает игровой персонаж Веселый Треугольник. Весь материал находится в доступном для детей месте, соответствует возрасту детей, эстетически оформлен.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: цвет, форма, размер, толщина. В комплект блоков входят 48 фигур. Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины.
изготовлены наборы плоскостного варианта блоков Дьенеша, карточки - символы на каждого ребенка. Представлен и напольный вариант блоков для проведения игр, различных заданий.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, толщина, размер, форма).
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
На основе логических блоков я разработала игровые упражнения., серию д/игр с разной степенью сложности.
Работу строю по принципу – от простого к сложному.
Работу целесообразно начинать со знакомства с цветом, затем формой, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством. Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу 2 свойствами, а затем тремя, и четырьмя.
Палочки Кюизенера так же предназначены для развития логического мышления. Основные особенности этого материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действия, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, помогают овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями.
Комплект цветных чисел состоит из деревянных или пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.
Существует и плоскостной вариант палочек,
Для игр с палочками разработана картотека упражнений, все задания строятся от простого к сложному. Например, сначала ребенку предлагается выложить палочки на столе, показать по очереди красную, желтую, синюю палочки. Задания постепенно усложняются.
Все занятия с детьми строю в форме познавательной игры и связываю единым сюжетом.
Для повышения интереса использую нетрадиционные формы организации на тему телевизионных игр: «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Что, где, когда?», «Умники и умницы».
Полезным упражнением для развития логического мышления являются и лабиринты. В поисках дороги к кладу, выхода из мышеловки, дети учатся анализировать, делать умозаключения.
Часто на занятиях и в совместной деятельности использую задачи – шутки, задачи в стихах, художественное слово. Например: 1 – один в поле не воин; 7 – у семи нянек дитя без глазу, и т.д.
И, конечно же, не обходится и без подвижных игр, таких как «Гаражи» (классификацию геом. фигур) «З обруча» (кодирование, декодирование свойств фигур), «Наш день» (ориентировка во времени и пространстве) и др.
Для грамотного проведения игры я соблюдаю все этапы игры и условия.
Ежедневно планирую «Математическую минутку». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше – столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная коррекционная и развивающая работа с детьми.
Для полноценного развития детей выстраиваю систему сотрудничества с семьями воспитанников. С этой целью использую активные формы работы:
- «Дни открытых дверей»,
- творческие задания,
- совместные экскурсии,
- открытые занятия,
- консультации,
- родительские собрания в форме «круглого стола»,
- выставки совместного творчества,
- совместные развлечения математического содержания.
- использование индивидуальных тетрадей с заданиями,
Родители с энтузиазмом откликаются на просьбы помочь в изготовлении пособий – плоскостного варианта блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Это способствует установлению партнерских взаимоотношений всех участников педагогического процесса: дети – педагоги – родители.
Чтобы родители были заинтересованы, я информирую их об успехах детей. В уголке для родителей помещаю информацию о проведенных занятиях. Провожу письменные и устные консультации по интересующим темам: «Цветные числа в детском саду», «Как построить работу по развитию логического мышления в семье», «Игра в саду и дома» и др.
Эффективность используемых мною методов и приемов работы с детьми подтверждается результатами диагностики по разделу «Первые шаги в математику».
Считаю, что целенаправленная работа по формированию у детей интеллектуальной компетенции дала положительные результаты. Прослеживается положительная динамика в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста.
Динамика усвоения материала составляет 30%
Уровень усвоения программного материала:
Разделы | 2006 – 2007уч.г | 2007 – 2008уч.г | 2008 – 2009уч.г | Динамика |
Развитие речи | В – 26% С – 45% Н – 29% | В – 29% С – 42% Н – 29% | В – 39% С – 53% Н – 8% | 21% |
Экология | В – 21% С – 62% Н – 17% | В – 25% С – 65% Н – 10% | В – 28% С – 69% Н – 3% | 14% |
Социальный мир | В – 15% С – 47% Н – 38% | В – 21% С – 50% Н – 29% | В – 32% С – 58% Н – 10% | 28% |
Художественно-творческое развитие | В – 28% С – 54% Н – 18% | В – 41% С – 49% Н – 10% | В – 55% С – 36% Н – 9% | 9% |
Игра | В – 15% С – 57% Н – 28% | В – 18% С – 66% Н – 16% | В – 36% С – 50% Н – 14% | 14% |
Уровень успеваемости выпускников 2008 - 2009 года:
На «4» и «5» - 90%,
На «3» и «4» - 9%
На «3» - 1%
неуспевающих нет.
Все выпускники прошли адаптацию к школе на высоком и среднем уровне.
Активно участвую в методической работе ДОУ:
- на протяжении 3х лет являюсь членом аттестационной комиссии ДОУ № 92, экспертом при проведении тематической проверки «Готовность к учебному году», раздел «Формирование элементарных математических представлений»; являюсь наставником молодых специалистов;
-делюсь опытом работы с коллегами своего дошкольного образовательного учреждения на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах:
. – практикум для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»;
– семинар – практикум «Образовательное значение социоигровой педагогики» с показом открытого занятия с использованием социоигровых приемов.
. – презентация проекта « У Солнышка в гостях».
- принимаю участие в конкурсах и выставках, проводимых в ДОУ:
– победитель в конкурсе «Лучший центр изобразительной деятельности»,
– победитель в выставке совместного творчества «Барышня Осень»
. – победитель в конкурсе «Лучший театральный уголок».
- обобщен опыт работы по теме «Использование развивающих методов и приемов», где представлены серия конспектов, разнообразные картотеки, перспективное планирование.
. – семинар – практикум «Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера в детском саду»
Участвую в городских методических мероприятиях и конкурсах:
2006 – 2007 уч. гг.
- открытое занятие по конструированию «Дом для Дюймовочки и ее друзей» на городском методическом объединении педагогов, работающих по программе «Детство»
- Городской фестиваль «Неделя педагогического мастерства в ДОУ»; «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей» - презентация методических пособий по теме «Использование развивающих методов и приемов в развитии логического мышления детей». Результат: показ занятия по математике «Путешествие в страну чудес»
– Городской конкурс «Современное занятие» - конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке» с элементами социоигровой педагогики. Результат: благодарственное письмо.
– Городской конкурс «Портрет мамы», организованный рекламным агентством «Пчела».
2007 – 2008 уч.г.г.
- Городское проектное сообщество «Ознакомление дошкольников с современными профессиями». Результат: выставка дидактических пособий к сюжетно-ролевым играм по современным профессиям.
2008 – 2009 уч.гг.
- Городской форум «Образование Братска 2008», номинация «Лучший педагогический проект» - член авторского коллектива по разработке исследовательско-творческого проекта «Год семьи». Результат: диплом победителя.
– Городской фестиваль «Неделя педагогического мастерства в ДОУ» по теме «Социально – личностное развитие дошкольника»: творческое представление опыта работы по теме «Использование развивающих методов и приемов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста». Результат: показ занятия с детьми «Благоустроим город геометрических фигур», выставка методических пособий, деловая игра с педагогами «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»
– публикация на сайте «Фестиваль педагогических идей», издательский дом «Первое сентября», раздел «Работа с дошкольниками» - конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке». Результат: диплом.
- муниципальное методическое сообщество педагогов ДОУ «Полоролевая социализация дошкольников». Результат: представлен опыт работы по гендерному воспитанию: представлена картотека игр для мальчиков и девочек.
- Городской конкурс ЭБЦ «Экология глазами детей» номинация «Экологический театр» - детский спектакль «Праздник первого цветения». Результат: диплом II степени коллективу воспитанников гр. «Солнышко».
- Городской конкурс детского рисунка Департамента образования и молодежной политики, номинация «Мама, папа, я – дружная семья». Результат: диплом участника, Буткалюк Вова.
2009 – 2010 уч.гг.
– проведение мастер-класса по теме «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в процессе развития математических представлений у дошкольников»
- Городской конкурс «Дошкольник 21 века». Результат: благодарственное письмо.
- Ежегодно осуществляю взаимодействие с эколого-биологическим центром, принимаю активное участие в экологических акциях «Елочка», «Кормушка», за что поощрена благодарственным письмом.
В перспективе я определила для себя следующие задачи:
- продолжать работу с детьми по развитию интеллектуальной компетенции.
- Систематически пополнять картотеки по развитию логического мышления.
- Совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение и апробацию новых методик и технологий.