Презентация опыта работы по теме "Развитие элементарных математических представлений через дидактическую игру.

Петухова Светлана Михайловна

 Презентация  опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Prezentaciya_attest.ppt456.5 КБ
Microsoft Office document icon Текстовой вариант.doc79 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПЫТ РАБОТЫ воспитателя Петуховой Светланы Михайловны по теме: "РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ"

Слайд 2

“ Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”. В.А. Сухомлинский « Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли.» А.С. Выгодский.

Слайд 3

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Слайд 4

Что же такое словесно-логическое мышление? Это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике.

Слайд 5

Программа "Детство" Разделы: «Свойства» «Отношения» «Числа и цифры» Сохранение количества и величин» «Алгоритмы» - Предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических связей, отношений, зависимостей.

Слайд 6

Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.

Слайд 7

Дидактические принципы: проблемности . Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности. интегративности – взаимосвязь всех разделов программы. мотивированности . Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл. психологической комфортности . Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка. творчества . Формирование способности находить нестандартные решения. индивидуализации . Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения, которое позволяет продвигать в развитии всех детей.

Слайд 8

Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы. Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации). Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы. Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Слайд 9

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: проблемные ситуации; логические задачи; театрализация; дидактические игры; сказки; сюжетно-ролевые игры; использование схем; кодирование и декодирование информации. социоигровые методы; здоровьесберегающие технологии.

Слайд 10

УГОЛОК «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА» СХЕМЫ МОДЕЛИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА БЛОКИ ДЬЕНЕША ЛАБИРИНТЫ

Слайд 11

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ: «Дни открытых дверей», творческие задания, совместные экскурсии, открытые занятия, консультации, родительские собрания в форме «круглого стола», выставки совместного творчества, совместные развлечения математического содержания. использование индивидуальных тетрадей с заданиями,

Слайд 13

Уровень усвоения программного материала : Разделы 2006 – 2007уч.г 2007 – 2008уч.г 2008 – 2009уч.г Динамика Развитие речи В – 26% С – 45% Н – 29% В – 29% С – 42% Н – 29% В – 39% С – 53% Н – 8% 21% Экология В – 21% С – 62% Н – 17% В – 25% С – 65% Н – 10% В – 28% С – 69% Н – 3% 14% Социальный мир В – 15% С – 47% Н – 38% В – 21% С – 50% Н – 29% В – 32% С – 58% Н – 10% 28% Художественно-творческое развитие В – 28% С – 54% Н – 18% В – 41% С – 49% Н – 10% В – 55% С – 36% Н – 9% 9% Игра В – 15% С – 57% Н – 28% В – 18% С – 66% Н – 16% В – 36% С – 50% Н – 14% 14%

Слайд 14

ученик математик эксперт консультант новатор наставник педагог исследователь конкурсант Педагогическая позиция

Слайд 15

Городской конкурс «Портрет мамы» Городской конкурс «Современное занятие» Городское методическое объединение Городской фестиваль «Неделя пед.мастерства» 2006 – 2007 уч.гг .

Слайд 16

2007 – 2008 уч.гг . Городское проектировочное сообщество «Ознакомление дошкольников с современными профессиями»

Слайд 17

2008 – 2009 уч.гг . Городской форум «Образование Братска 2008» Городской фестиваль «Неделя пед.мастерства» Публикация на сайте «Фестиваль педагогических идей» Муниципальное методическое сообщество педагогов ДОУ Городской конкурс ЭБЦ Городской конкурс детского рисунка

Слайд 18

2009 – 2010 уч.гг . Проведение мастер-класса Городской конкурс «Дошкольник 21 века» Взаимодействие с ЭБЦ

Слайд 19

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса, развитие его ума, формирование  мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое,  являются одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

важнейшее значение в жизни маленького ребенка имеет игра.- игра  – учеба, труд,  игра для него - серьезная форма воспитания.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Игра способствует умственному развитию дошкольника.

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.

Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов)

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.

          Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Однако, многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".

На протяжении 18 лет я работаю воспитателем и для меня очень актуален вопрос подготовки детей к школе, формированию у детей интеллектуальной компетенции, т.е. развитию логики, умения мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать.

Наиболее эффективным средством логического мышления считаю дидактическую игру.

В своей работе  по развитию логического мышления и формированию элементарных математических представлений  я опираюсь на программу «Детство».

Математический блок разработан З.А.Михайловой  и Т.Д.Рихтерман. Программный материал представлен по каждой возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику» где выделены основные математические разделы и уровни усвоения программы.

в программе уделено должное внимание введению детей в мир логики и математики.

Моя педагогическая позиция – сформировать ключевые компетенции, которые помогут успешно освоить курс математики.

Свою работу строю на следующих дидактических принципах:

  • проблемности. Ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает сам в процессе своей собственной деятельности.
  • интегративности – взаимосвязь всех разделов программы.
  • мотивированности. Знания и идеи приобретают для ребенка субъективный личностный смысл.
  • психологической комфортности. Создание спокойной, доброжелательной атмосферы, а так же вера в силы ребенка.
  • творчества. Формирование способности находить нестандартные решения.
  • индивидуализации. Эффективно способствует развитию личностных качеств через решение проблем разноуровневого обучения.

Для реализации принципов в практике работы с детьми выделила основные задачи:

  • Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
  • Формировать приемы логического мышления
  • Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
  • Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

В своей работе я использую развивающие методы и приемы.

  • проблемные ситуации;
  • логические задачи;
  • театрализация;
  • дидактические игры;
  • сказки;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • использование схем;
  • кодирование и декодирование информации.
  • социоигровые методы помогают развить умение доказыват аргументировать позицию.
  • здоровьесберегающие технологии.

Для грамотного построения индивидуально-дифференцированной работы с детьми на начало учебного года проводится диагностика математических представлений, средств и способов познания.

Диагностический инструментарий подобран в соответствии с критериями раздела программы «Детство» «Первые шаги в математику».

На основе результата диагностических данных составила перспективный план работы  с детьми как  на занятиях и в совместной деятельности в соответствии с уровнем каждого ребенка.

Для повышения эффективной работы с детьми ясоздала соответствующие условия: подобрала картотеки дидактических игр и упражнений на развитие логического мышления детей, составила  перспективные планы, разработала конспекты занятий с детьми, развлечений, варианты заданий на развитие логического мышления, изготовила  дидактические игры, согласно возрасту детей.

Для успешной реализации поставленных задач в группе выделен уголок «Занимательная математика», где представлены различные дидактические игры, схемы, модели.  В математическом уголке всегда находятся игры «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино», дидактические пособия «Логические блоки» Дьенеша и «Цветные палочки» Кюизенера – все это необходимо для развития логического мышления и необходимо для реализации программы Детство.

В уголке широко представлены дидактические игры с блоками и палочками, например, «Засели домики», «Угадай, кто?», «Лесенка», «Зашифрованное число» и т.д.  Детей встречает игровой персонаж Веселый Треугольник. Весь материал находится в доступном для детей месте, соответствует возрасту детей, эстетически оформлен.

Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры. Каждая фигура характеризуется четырьмя признаками: цвет, форма, размер, толщина. В комплект блоков входят 48 фигур. Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины.

изготовлены наборы плоскостного варианта блоков Дьенеша, карточки  - символы на каждого ребенка. Представлен и напольный вариант блоков для проведения игр, различных заданий.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, толщина, размер, форма).

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

На основе логических блоков я разработала игровые упражнения., серию д/игр с разной степенью сложности.

Работу строю по принципу – от простого к сложному.

Работу целесообразно начинать со знакомства с цветом, затем формой, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством. Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени, следует предложить игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу 2 свойствами, а затем тремя, и четырьмя.

Палочки Кюизенера так же предназначены для развития логического мышления. Основные особенности этого материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действия, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, помогают овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями.

Комплект цветных чисел состоит из  деревянных или пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной.

Существует и плоскостной  вариант палочек,

Для игр с палочками разработана картотека упражнений, все задания строятся от простого к сложному. Например, сначала ребенку предлагается выложить палочки на столе, показать по очереди красную, желтую, синюю палочки. Задания постепенно усложняются.

Все занятия с детьми строю в форме познавательной игры и связываю единым сюжетом.

Для повышения интереса использую нетрадиционные формы организации на тему телевизионных игр: «Слабое звено», «Кто хочет стать миллионером», «Что, где, когда?», «Умники и умницы».

Полезным упражнением для развития логического мышления являются и лабиринты. В поисках дороги к кладу, выхода из мышеловки, дети учатся анализировать, делать умозаключения.

Часто на занятиях и в совместной деятельности использую задачи – шутки, задачи в стихах, художественное слово.  Например: 1 – один в поле не воин; 7 – у семи нянек дитя без глазу, и т.д.

И, конечно же, не обходится и без подвижных игр, таких как «Гаражи» (классификацию геом. фигур) «З обруча» (кодирование, декодирование свойств фигур), «Наш день» (ориентировка во времени и пространстве) и др.

Для грамотного проведения игры я соблюдаю все этапы игры и условия.

Ежедневно планирую «Математическую минутку». Это развивающие задания, например: «Чего в группе больше – столов или кукол?», «Что находится от тебя справа?», «Разложи по порядку», различные математические турниры, математические паузы, индивидуальная коррекционная и развивающая работа с детьми.

Для полноценного развития детей выстраиваю систему сотрудничества с семьями воспитанников. С этой целью использую активные формы работы:

  • «Дни открытых дверей»,
  • творческие задания,
  • совместные экскурсии,
  • открытые занятия,
  • консультации,
  • родительские собрания в форме «круглого стола»,
  • выставки совместного творчества,
  • совместные развлечения математического содержания.
  • использование индивидуальных тетрадей с заданиями,

Родители с энтузиазмом откликаются на просьбы помочь в изготовлении пособий – плоскостного варианта блоков Дьенеша и палочек Кюизенера. Это способствует установлению партнерских взаимоотношений всех участников педагогического процесса: дети – педагоги – родители.

Чтобы родители были заинтересованы, я информирую их об успехах детей. В уголке для родителей помещаю информацию  о проведенных занятиях. Провожу письменные и устные консультации по интересующим темам: «Цветные числа в детском саду», «Как построить работу по развитию логического мышления в семье», «Игра в саду и дома» и др.

Эффективность используемых мною методов и приемов работы с детьми подтверждается результатами диагностики по разделу «Первые шаги в математику».

Считаю, что целенаправленная работа по  формированию у детей интеллектуальной компетенции дала положительные результаты. Прослеживается положительная динамика в развитии логического мышления у детей дошкольного возраста.

Динамика усвоения материала составляет 30%

Уровень усвоения программного материала:

Разделы

2006 – 2007уч.г

2007 – 2008уч.г

2008 – 2009уч.г

Динамика

Развитие речи

В – 26%

С – 45%

Н – 29%

В – 29%

С – 42%

Н – 29%

В – 39%

С – 53%

Н – 8%

21%

Экология

В – 21%

С – 62%

Н – 17%

В – 25%

С – 65%

Н – 10%

В – 28%

С – 69%

Н – 3%

14%

Социальный мир

В – 15%

С – 47%

Н – 38%

В – 21%

С – 50%

Н – 29%

В – 32%

С – 58%

Н – 10%

28%

Художественно-творческое развитие

В – 28%

С – 54%

Н – 18%

В – 41%

С – 49%

Н – 10%

В – 55%

С – 36%

Н – 9%

9%

Игра

В – 15%

С – 57%

Н – 28%

В – 18%

С – 66%

Н – 16%

В – 36%

С – 50%

Н – 14%

14%

Уровень успеваемости выпускников  2008 - 2009 года:

На «4» и «5» - 90%,

На «3» и «4» - 9%

На «3» - 1%

неуспевающих нет.

Все выпускники прошли адаптацию к школе на высоком и среднем уровне.

Активно участвую в методической работе ДОУ:

- на протяжении 3х лет являюсь членом аттестационной комиссии ДОУ № 92, экспертом при проведении тематической проверки «Готовность к учебному году», раздел «Формирование элементарных математических представлений»; являюсь наставником молодых специалистов;

-делюсь опытом работы с коллегами своего дошкольного образовательного учреждения на педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах:

. – практикум для педагогов ДОУ «Сказкотерапия»;

– семинар – практикум «Образовательное значение социоигровой педагогики» с показом открытого занятия с использованием социоигровых приемов.

. – презентация проекта « У Солнышка в гостях».

- принимаю участие в конкурсах и выставках, проводимых в ДОУ:

– победитель в конкурсе  «Лучший центр изобразительной деятельности»,

– победитель в выставке совместного творчества «Барышня Осень»

. – победитель в конкурсе «Лучший театральный уголок».

- обобщен опыт работы по теме «Использование развивающих методов и приемов», где представлены серия конспектов, разнообразные картотеки, перспективное планирование.

. – семинар – практикум «Блоки Дьенеша и цветные палочки Кюизенера в детском саду»

Участвую в городских методических мероприятиях и конкурсах:

2006 – 2007 уч. гг.

- открытое занятие по конструированию «Дом для Дюймовочки и ее друзей» на городском методическом объединении педагогов, работающих по программе «Детство»

-  Городской фестиваль «Неделя педагогического мастерства в ДОУ»; «Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей» - презентация методических пособий по теме «Использование развивающих методов и приемов в развитии логического мышления детей». Результат:  показ занятия по математике «Путешествие в страну чудес»

– Городской конкурс «Современное занятие» -  конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке» с элементами социоигровой педагогики. Результат: благодарственное письмо.

– Городской конкурс «Портрет мамы», организованный рекламным агентством «Пчела».

2007 – 2008 уч.г.г.

- Городское проектное сообщество «Ознакомление дошкольников с современными профессиями». Результат: выставка дидактических пособий к сюжетно-ролевым играм по современным профессиям.

 2008 – 2009 уч.гг.

- Городской форум «Образование Братска 2008», номинация «Лучший педагогический проект» - член авторского коллектива по разработке исследовательско-творческого проекта «Год семьи». Результат: диплом победителя.

 – Городской фестиваль «Неделя педагогического мастерства в ДОУ» по теме «Социально – личностное развитие дошкольника»: творческое представление опыта работы по теме «Использование развивающих методов и приемов в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста». Результат: показ занятия с детьми «Благоустроим город геометрических фигур», выставка методических пособий, деловая игра с педагогами «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

– публикация на сайте «Фестиваль педагогических идей»,  издательский дом «Первое сентября», раздел «Работа с дошкольниками» - конспект интегрированного занятия «Случай в зоопарке». Результат: диплом.

- муниципальное методическое сообщество педагогов  ДОУ «Полоролевая социализация дошкольников». Результат: представлен опыт работы по гендерному воспитанию: представлена картотека игр для мальчиков и девочек.

- Городской конкурс ЭБЦ «Экология глазами детей» номинация «Экологический театр» - детский спектакль «Праздник первого цветения». Результат: диплом II степени коллективу воспитанников гр. «Солнышко».

-  Городской конкурс детского рисунка Департамента образования  и молодежной политики, номинация «Мама, папа, я – дружная семья». Результат: диплом участника, Буткалюк Вова.

2009 – 2010 уч.гг.

– проведение мастер-класса по теме  «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в процессе развития математических представлений у дошкольников»

 - Городской конкурс «Дошкольник 21 века». Результат: благодарственное письмо.

- Ежегодно осуществляю взаимодействие с эколого-биологическим центром, принимаю активное участие в экологических акциях «Елочка», «Кормушка», за что поощрена благодарственным письмом.

В перспективе я определила для себя следующие задачи:

  • продолжать работу с детьми по развитию интеллектуальной компетенции.
  • Систематически пополнять картотеки по развитию логического мышления.
  • Совершенствовать свое педагогическое мастерство через изучение и апробацию новых методик и технологий.