ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ

Наиболее сложной категорией пациентов на стоматологическом приеме являются дети с нарушениями в интеллектуальном развитии. Вопросы, касающиеся психологической подготовки детей и их родителей к посещению стоматолога, достаточно широко освещены в литературе. Однако работ, рассматривающих вопросы организации лечения детей с интеллектуальными нарушениями, недостаточно. Актуальность проблемы, касающейся особенностей приема детей с данной патологией у врача-стоматолога и взаимодействие врача с родителями / законными представителями, определяется увеличивающимся количеством детей с интеллектуальными нарушениями.

Целью исследования является анализ литературных источников, рассматривающих особенности взаимодействия врача-стоматолога детского и семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Осуществлен поиск среди отечественной и зарубежной научной литературы. При этом отобрано 14 источников, удовлетворяющих критериям поиска. В результате их изучения получена разрозненная информация, касающаяся основ этики взаимодействия врача-стоматолога с семьями детей, имеющими интеллектуальную недостаточность. Анализ доступных нам литературных источников не позволил сделать обоснованных выводов о правилах взаимодействия врача-стоматолога детского и семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии, что требует проведения дополнительных клинических исследований для разработки методик осуществления взаимодействия с семьями детей с данной патологией на стоматологическом приеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК: - :

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА ДЕТСКОГО С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ: ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

О.А.Гаврилова, Н.В.Уткина

Кафедра детской стоматологии и ортодонтии

ФГБОУ ВО Тверской ГМУ Минздрава России, г. Тверь, Россия

Резюме

Наиболее сложной категорией пациентов на стоматологическом приеме являются дети с нарушениями в интеллектуальном развитии. Вопросы, касающиеся психологической подготовки детей и их родителей к посещению стоматолога, достаточно широко освещены в литературе. Однако работ, рассматривающих вопросы организации лечения детей с интеллектуальными нарушениями, недостаточно. Актуальность проблемы, касающейся особенностей приема детей с данной патологией у врача-стоматолога и взаимодействие врача с родителями / законными представителями, определяется увеличивающимся количеством детей с интеллектуальными нарушениями.

Целью исследования является анализ литературных источников, рассматривающих особенности взаимодействия врача-стоматолога детского и семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии.

Осуществлен поиск среди отечественной и зарубежной научной литературы. При этом отобрано 14 источников, удовлетворяющих критериям поиска. В результате их изучения получена разрозненная информация, касающаяся основ этики взаимодействия врача-стоматолога с семьями детей, имеющими интеллектуальную недостаточность. Анализ доступных нам литературных источников не позволил сделать обоснованных выводов о правилах взаимодействия врача-стоматолога детского и семей, имеющих детей с нарушением в интеллектуальном развитии, что требует проведения дополнительных клинических исследований для разработки методик осуществления взаимодействия с семьями детей с данной патологией на стоматологическом приеме.

Ключевые слова: детская стоматология, взаимодействие с родителями, дети с нарушением в интеллектуальном развитии (интеллектуальной недостаточностью), стоматологический прием, психологическая подготовка, семья, альтернативная коммуникация.

Features of interaction between a pediatric dentist and families with children with intellectual disabilities: review of the literature

,

Tver State Medical University, Tver, Russia

Abstract

The most difficult category of patients at a dental appointment are children with intellectual disabilities. Issues related to the psychological preparation of children and their parents for visiting the dentist are widely covered in the literature. However, there are not enough works examining the issues of organizing treatment for children with intellectual disabilities. The relevance of the problem concerning the peculiarities of seeing children with this pathology at the dentist and the interaction of the doctor with parents/legal representatives is determined by the increasing number of children with intellectual disabilities.

The purpose of the study is to analyze literary sources that examine the features of interaction between a pediatric dentist and families with children with intellectual disabilities.

A search was carried out among domestic and foreign scientific literature. In this case, 14 sources were selected that met the search criteria. As a result of their study, scattered information was obtained regarding the basic ethics of interaction between a dentist and families of children with intellectual disabilities. An analysis of the literature sources available to us did not allow us to draw substantiated conclusions about the rules of interaction between a pediatric dentist and families with children with intellectual disabilities, which requires additional clinical research to develop methods for interacting with families of children with this pathology at a dental appointment.

Key words: pediatric dentistry, interaction with parents, children with intellectual disabilities (intellectual disability), dental appointments, psychological preparation, family, alternative communication

Введение

Интеллектуальная недостаточность представляет собой одну из наиболее распространённых патологий среди большой группы детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1], по данным Leonard H. (2002), ее распространенность в мире варьируется в пределах 1-3% [2]. И. В. Макаров [3] (2021) дал определение умственной отсталости как: состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь, характеризуется нарушением интеллектуальных способностей (когнитивных, речевых, моторных и социальных).

В Международной классификации болезней (МКБ – 10) выделяют умственную отсталость легкой степени (F70), умеренной (F71), тяжелой (F72), глубокой (F73) [3]. В зависимости от тяжести процесса распространенность умственной отсталости распределяется следующим образом: легкая степень – 88%, умеренная – 10%, тяжелая – 2% [4]. Соотношение по полу также имеет различия в зависимости от степени олигофрении: при тяжелой степени (мальчики - девочки) – 1:1, при умеренной (мальчики - девочки) – 1,2:1, при легкой (мальчики - девочки) – 1,5:1 [5, 6]. По данным А.А. Чуркина [7], в России распространенность умственной отсталости составила 608 на 100 тыс. населения (0,6%) и заболеваемость – 0,4% [3]. По данным официальной статистики, в 2007 г. умственная отсталость зарегистрирована у 16,5% детей и у 23% подростков [8].

Наиболее полное изучение клинических проявлений различных хронических заболеваний у детей с умственной отсталостью было опубликовано B. Oeseburg и соавторами в 2011 г. [9]. Авторы выявили у этих детей 6 наиболее часто встречающихся хронических заболеваний. К ним относятся: эпилепсия (22%), детский церебральный паралич (19,8%), тревожные расстройства (17,1%), оппозиционно-вызывающее расстройство (12,4%), синдром Дауна (11,0%) и аутизм (10,1%) [9]. Данные исследования свидетельствуют, что интеллектуальная патология имеет широкие клинические проявления. В то же время врач-стоматолог может столкнуться с тем, что у маленьких пациентов в стоматологической медицинской карте будет отмечено наличие только эпилепсии, а в действительности будет присутствовать и интеллектуальная недостаточность. Данный факт будет требовать наличия у врача-стоматолога детского специальных знаний и умений как при проведении стоматологических манипуляций, так и общении с семьей данного пациента.

Семья – малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [10]. По мнению Клюквиной А. Ю. (2015) [11], именно семья, являясь активным участником коррекционно-развивающего процесса, создает необходимые предпосылки для оптимального развития ребенка, формирует среду, в которой малыш сможет реализовать свои возможности, в особой мере это касается семьи, где воспитываются дети с нарушением интеллекта.

Вообще дети в особой мере зависят и нуждаются в помощи других людей, в первую очередь, родителей. Следует учитывать, что семьи, имеющие детей с интеллектуальными нарушениями, встречаются в своей жизни с большим количеством сложностей психологического, педагогического и экономического характера [12]. Поэтому врачу-стоматологу для оказания специализированной помощи детям очень важно выстроить правильные, конструктивные и доверительные отношения именно с родителями (законными представителями), проявить свою компетентность, заинтересованность и знания, при необходимости применять на стоматологическом приеме методы альтернативной и дополнительной коммуникации [13], помочь сформировать адекватные требования к ребенку в области гигиены рта и здоровья зубов, что, несомненно, будет способствовать повышению качества жизни семей детей с данной патологией [14].

Цель исследования

Изучение и анализ научных литературных и других информационных источников по вопросам взаимодействия врача-стоматолога детского и родителей / законных представителей детей с интеллектуальными нарушениями для разработки эффективных методик их коммуникации.

Материалы и методы

Осуществлен поиск отечественной и зарубежной научной литературы по направлениям: детская стоматология, педагогика и психология. Из 31 источника отобраны для анализа 14 научных статей и публикаций при помощи ключевых слов: взаимодействие с родителями (interaction with parents), дети с нарушением в интеллектуальном развитии (интеллектуальной недостаточностью) (children with intellectual disability) (intellectual disability), стоматологический прием (dental appointment), психологическая подготовка (psychological preparation), семья (family), альтернативная коммуникация (alternative communication).

Критерии включения публикации в обзор: присутствие информации, касающейся особенностей взаимодействия врача-стоматолога детского с родителями пациента; особенности взаимодействия с семьями детей, имеющими интеллектуальные нарушения, стоматологический прием детей с нарушением интеллекта.

Результаты исследования

Для более качественного сотрудничества с семьями, имеющими детей с нарушением интеллекта, врач-стоматолог должен знать характерные особенности детей данной категории и учитывать их при лечении [15]. Так, дети, имеющие интеллектуальные нарушения, значительно отличаются друг от друга в зависимости от степени выраженности этих нарушений.

С 90-х гг. 20 века российские ученые используют международную классификацию умственной отсталости по степени тяжести, в которой выделяют: легкую (F70), умеренную (F71), тяжелую (F72) и глубокую (F73) [16]. Сравнительная характеристика умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности) в зависимости от степени тяжести представлена в таблице [17, 18, 19, 20].

Таблица. – Критерии дифференциальной диагностики степеней умственной отсталости (интеллектуальной недостаточности)

Показатели

Лёгкая умственная отсталость (F70)

Умеренная умственная отсталость (F71)

Тяжелая умственная отсталость (F72)

Физическое развитие

Незначительные отклонения от возрастной нормы

Возрастные изменения физического развития стерты

Возрастные изменения физического развития стерты

Двигательное развитие

Характерна неловкость крупной и мелкой моторики

Неловкая походка, несогласованные действия рук и ног

Движения возможны только со взрослым

Бытовые навыки

Владеют навыками самообслуживания

С посторонней помощью

С посторонней помощью

Способность к общению

Возможен длительный контакт со взрослыми.

Потребность в их одобрении.

Эмоциональный фон крайне неустойчив, смена резкая настроения

Первичный контакт затруднен либо краткосрочный. Для его поддержания требуется положительная стимуляция (улыбка, поглаживание). Эмоциональный фон крайне неустойчив

Контакт не поддерживаю.

Эмоциональный фон крайне неустойчив, проявление агрессии к окружающим и аутоагрессии

Способность к деятельности

Понимают инструкцию невербального характера.

Работоспособность снижена

Требуется многократное повторение.

Работоспособность и выносливость снижены

Инструкцию не понимают

Сформированность высших психических функций

Память

Необходима помощь взрослого

Помощь взрослого мало эффективна

Запоминание недоступно

Мышление

Трудности переноса усвоенного способа действия в новую ситуацию

Перенос показанного способа действия возможна при помощи взрослого

Не понимают простейшие ситуации

Речь

Понимание обращенной речи ограничено.

Диалог затруднен

Диалог не сформирован. Невербальные формы общения

Диалог недоступен. Необходимо побуждение мимикой, жестами

Внимание

Неустойчиво

Неустойчиво

Неустойчив

Врачу-стоматологу при оказании помощи ребенку с патологией необходимо также учитывать особый психологический статус таких семей, их микроклимат. Практически всегда родители оказываются не готовы к рождению ребенка с ограниченными возможностями здоровья, испытывают беспомощность, страх, вину, неспособность ничего изменить. Семьи, имеющие детей с интеллектуальными нарушениями, теряют веру в свои силы и желание к дальнейшему развитию [21]. По мнению Шипицыной Л. М. (2012) [22], по прошествии времени их первые острые чувства (шок, гнев, горечь, отрицание) стихают, но не исчезают, а в кризисные моменты семейной жизни проявляются также остро, как и при рождении ребенка. Психологическое истощение и хронический стресс от невозможности полноценного выполнения своих родительских функций полностью изменяет уклад жизни семьи. В связи с этим, каждый член семьи нуждается в поддержке и опоре, и стоматологи, оказывающие помощь детям с интеллектуальной недостаточностью, должны обращать внимание на это в первую очередь [22].

Примерно треть родителей в таких семьях сами имеют отклонения в интеллектуальном развитии в легкой степени. Исключительно генетическими причинами обусловлено от 25% [23] до 50% случаев тяжелой умственной недостаточности [24]. По данным Мастюковой Е. М. (2003) [12], в данной ситуации лишь 40% семей оказывают положительное воздействие при воспитании своих детей с нарушением интеллекта. Родители нуждаются в постоянном усовершенствовании и пополнении своих знаний в вопросах, касающихся воспитания своих особенных детей, их нормального психического и физического развития, а со стороны врача-стоматолога это вопросы сохранения и поддержания здоровья зубов, чему будет способствовать взаимодействие родителей со специалистом [25].

Персин Л. С. [26] подчеркивает, что в беседе с родителями стоматолог должен быть тактичным и чутким, внимательным и последовательным. Четко, терпеливо и подробно рассказывать как родителям, так и самим детям о предстоящих стоматологических манипуляциях.

На уровень качества взаимодействия врача-стоматолога и семьи, по данным различных авторов, влияют несколько факторов:

- фактор родителя (уровень образования; понимания проблемы; желание учиться; помогать и участвовать в жизни ребенка; принятие ребенка; личностные особенности родителей и членов семьи; эмоциональное состояние; особенности их взаимодействия; события, влияющие на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку [27];

- фактор ребенка (степень интеллектуальной недостаточности; уровень развития; особенности взаимодействия со сверстниками; отношения к себе и своему здоровью; понимание необходимости поддерживать правильный режим дня и здоровый образ жизни) [12];

- фактор врача-стоматолога [26].

Большое значение стоматолог должен уделять рекомендациям по подготовке родителей и ребенка с интеллектуальными нарушениями к стоматологическому приему [26, 28]. Также для врача-стоматолога детского важно придерживаться основных принципов медицинской этики при общении с родителями детей, имеющими интеллектуальные нарушения [26, 29]. Для этого требуется:

бесконфликтное общение с родителями (законными представителями) ребенка;

постановка на первое место интересов пациентов (подбор удобного времени для лечения; подготовка ребенка к лечению; создание индивидуальной программы профилактики; подробная беседа с родителями об особенностях развития и состоянии здоровья ребенка; внимательное изучение анкеты здоровья ребенка) [29];

наблюдение за поведением родителей и ребенка, своевременное снятие их страха и напряжения; выявление любых изменений; необходимость понять чувства и эмоции пациентов;

понятная для родителей речь врача, тон голоса ровный, спокойный, мягкий; жестикуляция неактивная, общение только в форме диалога [26];

установление зрительного контакта; возможно, прикосновение рукой (как знак выражения сочувствие родителю);

учет интересов и взглядов родителей; привлечение их к выбору дальнейшей тактики лечения [26];

избегание критики, оценивания, сравнения [29];

обращение внимания на то, каким сенсорным каналом родители воспринимают информацию, поданную врачом, при помощи зрения, слуха или ощущений.

Бойко В. В (2013) [30] провел исследование по использованию каналов восприятия информации родителями в работе врача-стоматолога детского [30]. Если этот сенсорный канал зрение, то родитель будет следить за движениями, поворотами головы, жестами, мимикой врача. Стоматолог, в таком случае, должен сделать свои движения максимально четкими и доступными для изучения и наблюдения родителем. Когда основным для родителя является слуховое восприятие, то он внимательно слушает представленную врачом информацию, ее логичность, последовательность, интонацию. В данном случае, врачу следует говорить четко, конкретно, понятно, последовательно, грамотно, объяснять все профессиональные термины, используемые в речи. Родитель может показывать пальцем, отмечая с какой стороны и какой зуб болит у ребенка, демонстрирует свой рот и зубы – воспринимает информацию с помощью ощущения. При общении с данной группой, врач может активно показывать на себе и на ребенке.

Также, по мнению Бойко В. В. [30], родителю нужно объяснить, каких слов и действий по отношению к ребенку лучше избегать (пугать ребенка походом к стоматологу и т.д., повышать голос на ребенка, оказывать физическое воздействие, проявлять недовольство работой врача или другими организационными моментами).

Врачу необходимо в первое посещение ребенка внимательно изучить и обсудить его анкету здоровья с родителями (законными представителями), задать уточняющие вопросы по течению основного заболевания, познакомить малыша с кабинетом, а лечебных мероприятий лучше не проводить.

По мнению Галасюк И. Н. (2022) [15], стоматологу крайне важно знать, есть ли у ребенка определенные стереотипы поведения, ритуалы, необходимые для исполнения; переносимость яркого света, громких звуков, резких движений, запахов; что радует ребенка, что может испугать, как ребенка лучше всего отвлечь. Эти особенности необходимо выяснить у родителей (законных представителей) и зафиксировать в историю болезни ребенка.

На следующий прием стоматолог может обсудить с родителями все этапы будущего лечения, провести обследование рта ребенка; наметить примерный план и рекомендовать донести этот план до ребенка в доступной ему форме в виде картинок или схем, чтобы все дальнейшие проводимые врачом действия для взрослых и ребенка были ожидаемы и известны. Виноградова А. В. и соавторы (2018) [28] рекомендуют врачу советовать родителям посмотреть мультики, связанные со стоматологическим лечением («Птичка Тари» (1976), «Новые зубы Кроша» (2004) и др.). Совместно прочитать детские книги о лечении зубов (Е. Ульева «Идем к стоматологу» 2-4 года (2020), Л. Шнайдер «Конни у зубного врача» (2017) и др.). Также родителям можно посоветовать играть с ребенком в сюжетно-ролевую игру о посещении стоматолога (пациентом может быть любимая ребенком игрушка или сам родитель) [28].

Чупров Л. В. (2012) [31] отмечает, что большое значение для профилактики стоматологических заболеваний у детей с интеллектуальными нарушениями имеет санитарно-гигиеническое просвещение и обучение родителей (законных представителей). Необходимо им разъяснить важность соблюдения правил гигиены полости рта, способы и методы профилактики заболеваний зубов [32]. Самое главное для родителей – быть положительным примером своим детям.

Общение представляет собой поведение, направленное на другого человека, который, в свою очередь, обеспечивает связанное с этим поведением прямое или социальное поощрение [33], является необходимым и важным процессом при взаимодействии людей, в том числе на стоматологическом приеме.

Однако если у ребенка не сформирована речь или он владеет ей в недостаточной мере, Танцюра С.Ю. (2017) предлагает использовать при общении методы альтернативной и дополнительной коммуникации [34]. Альтернативная коммуникация используется в случае полного отсутствия речи у ребенка и осуществляется с помощью невербальных средств взаимодействия (жесты, графические знаки, предметные символы, письмо, фотографии, предметы, пиктограммы). Дополнительная коммуникация может применяться у детей с недостаточным уровнем сформированности речи, как дополнительный способ взаимодействия [35]. В таком случае врачу в разговоре с родителями (законными представителями) важно выяснить, какой способ коммуникации использует их неговорящий ребенок. Стоматолог может применять в работе методы альтернативной системы коммуникации «PECS» (Picture Exchange Communication System) – коммуникативная система обмена картинками, заменяя отсутствующую речь ребенка на карточки [36], которые будут находится в коммуникативной таблице ребенка и отражать последовательность манипуляций стоматолога на приеме. Копию таблицы ребенка желательно иметь врачу-стоматологу в кабинете во время его приема [35]. Данные действия не только повысят степень взаимодействия врача с ребенком, но и снизят уровень тревожности родителей (законных представителей) во время визита в стоматологическую поликлинику [36].

Кац Е.Э. (2022) [37] предлагает как удобный и действенный способ альтернативной коммуникации на стоматологическом приеме с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, использование социальных историй. Социальные истории представляют собой высокоструктурированные персонализированные социальные рассказы, которые направлены на достоверное описание ситуации, навыка, достижения или понятия. Последняя картинка рассказа всегда позитивная, отражает приобретенный навык, получение желаемого. В социальной истории можно использовать фотографию ребенка, видеозапись [38]. Применение данных методов коммуникации будет способствовать более доступному взаимодействию с ребенком и его семьей.

Выводы

Стоматологический прием детей с нарушением в интеллектуальном развитии – сложный процесс. Успешность проведения стоматологических манипуляций у детей будет напрямую зависеть от взаимодействия стоматолога с родителями. Правильно подобранные слова и действия стоматолога помогут детям и их семьям преодолеть чувство страха, тревоги и неуверенности. Многие дети с нарушением в интеллектуальном развитии, благодаря успешной совместной работе родителей и врача-стоматолога детского, смогут провести лечебные и профилактические мероприятия, оценят важность здорового образа жизни и правильного питания для здоровья зубов, поделятся позитивным опытом лечения зубов со своими сверстниками, будут проводить гигиенические мероприятия в домашних условиях, что будет способствовать улучшению состояния твердых тканей зубов.

Обзор литературы показал наличие информации практического характера по вопросам взаимодействия врача с родителями нормотипичных (развитие которых соответствует ожидаемым результатам для их возрастной группы) детей на стоматологическом приеме. Однако сведения о коммуникации с семьями детей, имеющих интеллектуальные нарушения, представлена разрозненно и в различных областях научных знаний (психологии, педагогике, медицине). Анализ доступных нам литературных источников не позволил обосновать правила взаимодействия врача-стоматолога детского с семьей, имеющей ребенка с нарушением в интеллектуальном развитии, что требует проведения дополнительных клинических исследований для разработки методик взаимодействия с семьями данной категории на стоматологическом приеме.

Литература / References

1. Михейкина О. В. Обозрение психиатрии и медицинской психологии № 3, 2012 Научные обзоры. Эпидемиология умственной отсталости (обзор литературы): 24-33

2. Leonard H., Wen X. The epidemiology of mental retardation: challenges and opportunities in the new millennium. Ment Retard Dev Disabil Res Rev 2002; 8: 117–134.

3. Макаров И. В. Психиатрия детского возраста. Руководство для врачей / Под общей ред. И. В. Макарова. – СПб.: Наука и техника, 2021.: 992, 294-295, 297.

4. King , Toth , Hodapp , Dykens Intellectual Disability // Comprehensive Textbook of Psychiatry. 9th ed. / Sadock, Sadock, P. Ruiz, Philadelphia: Lippincott Williams and Wilkins, 2009: 3444–3474.

5. Макаров И.В. Клиническая психиатрия детского и подросткового возраста. СПб.: Наука и техника, 2013: 217–223, 274–287, 368.

6. Тиганов А. С. Руководство по психиатрии. В 2 томах. Т.1/А.С.Тиганов,и др.; Под ред. А.С.Тиганова. - М.: Медицина, 1999 - 712 с: ил., [2] л.: 386.

7. Чуркин А.А. Психическое здоровье населения России в 1985–1995 гг. // Рос. психиатр. журн. 1997. № 1.: 53–58.

8. Менделевич Б.Д. Заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения детского населения Российской Федерации // Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья населения», Казань, 2009. № 11: 1-10.

9. Oeseburg B., Dijkstra , Groothoff et al. Prevalence of chronic health conditions in children with intellectual disability: a systematic literature review. Intellect Dev Disabil 2011: 59–85.

10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 - 232: 22.

11. Клюквина А. Ю. Теоретические аспекты исследования проблемы компетентности родителей, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью Вестник МГПУ: Серия «Педагогика и психология». № 1(31). М, 2015: 92−100, 86.

12. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003 - 408, 174-176.

13. Артамонова А. А. Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии: опыт использования альтернативной и дополнительной коммуникации – Спб: Издательский центр «Скифия», 2018: 176 – 35-38.

14. Мардахаев Л. В. Специальная педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев, Д. И. Чемоданова, Л. В. Кузнецова, Е. А. Орлова, Л. В. Соловьева; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М.: Издательство Юрайт, 2022 - 447: 342-343.

15. Галасюк И. Н. Обучение и воспитание детей с нарушениями интеллекта. Кураторство: учебное пособие для вузов / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. – Москва: Издательства Юрайт, 2022 – 179: 10.

16. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова - М.: Академия, 2002 (Высшее образование) -160: 4.

17. Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. –М.: В.Секачев, 2012 – 87: 15-19

18. Колесникова Г. И. Специальная психология и специальная педагогика: учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб, и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 176: 44-45.

19. Шипова Л. В. Основы психологии детей с умственной отсталостью. Учебное пособие / Л.В.Шипова. – Саратов, 2017 – 80 с: 29-38.

20. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208: 23-25.

21. Кисляков П. А., Шмелева Е. А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Образование и наука. Том 19, № 1 2017/The Education and Science Journal. Vol. 19, № 1 2017: 142-159.

22. Шипицына Л. М. Психология детей с нарушениями интеллектуального развития: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Шипицына Л. М., Сорокин В. М., Исаев Д. Н. и др.; под ред. Шипицыной Л. М. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 224: 191-198.

23. Daily , Ardinger , Holmes Identification and evaluation of mental retardation. Am Fam Phys 2000; 61: 1059–1067.

24. McLaren J., Bryson Review of recent epidemiological studies of mental retardation: prevalence, associated disorders, and etiology. Am J Ment Retard 1987; 92: 243–254.

25. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: учебное пособие для вузов/ Л. В. Годовникова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 218: 154.

26. Персин Л.С, Елизарова В.М., Дьякова СВ. П26 Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М.: Медицина, 2003. – 640: 66-67.

27. Ткачёва В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. – М.: Национальный книжный центр, 2014 (Специальная психология.) – 114: 93.

28. Виноградова А.В., Колесникова Л.Р., Винокурова Т.С. «Оценка эффективности стоматологической подготовки детей к стоматологическому вмешательству» Вестник Смоленской государственной медицинской академии № 3, 2018, Т. 17:106.

29. Кобиясова И.В. Психология в стоматологии: Важнейшие аспекты грамотного общения с пациентом // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7, № 1 (приложение): 297-300.

30. Бойко В. В. «Психология и менеджмент в стоматологии.» Том № 6 «Врач, ребенок, родитель». – СПб. – 2013. – 520: 316-337.

31. Чупров Л. В., Бухаркина О.Г. Дидиктический аспект санитарно-гигиенического и психологического просвещения // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2012. № 1-1.: 92-97.

32. Шаковец Н. В. Стоматологическое обследование детей раннего возраста, Минск, «Современная стоматология» N4 2017: 8-12.

33. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов / Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416: 38.

34. Танцюра С.Ю., Кононова С.И. Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017, Т18. – 64: 11.

35. Тверская О. Н., Щепелина М. А. Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О.Н. Тверская, М.А. Щепелина; выпуск. ред. А.Г. Гилева; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь. 2018. – 160: 7.

36. Анисимова Е. Н., Гасанова З. М., Молчанов А. С., Рязанцев Н. А. «Психологический способ коррекции страха и тревоги перед стоматологическими вмешательствами» Эндодонтия Today № 1, 2012 – 31-35: 31

37. Кац Е.Э. Формирование безопасного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра при помощи социальных историй / Учебно-методическое пособие. – СПб.: Издательство ИБИН, 2022 – 55: 12.

38. Грей, К. Социальные Истории: Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом / Кэрол Грей; предисл. Тони Эттвуда и Барри М. Призанта; пер. с англ. У. Жарниковой; науч. ред. С. Анисимова. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018 – 432, ил.: 35-37.

Сведения об авторах

Гаврилова Ольга Анатольевна – доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой детской стоматологии и ортодонтии, ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России (170006, г. Тверь, пер. Беляковский, д. 21), e-mail:

Уткина Наталия Валерьевна – ассистент кафедры стоматологии детского возраста, врач-стоматолог детский отделения стоматологии детского возраста поликлиники ФГБОУ ВО «Тверской государственный медицинский университет» Минздрава России (170006, г. Тверь, пер. Беляковский, д. 21), e-mail: ,

Information about the authors

Olga A. Gavrilova – Dr. Sc. (Med.), Docent, Head of the Department of Pediatric Dentistry and Orthodontics, Tver State Medical University University (170006, Tver, Belyakovsky lane, 21), e-mail: Natalia V. Utkina – Assistant of the Department of Pediatric Dentistry, Pediatric Dentist Department of Pediatric Dentistry Polyclinic, Tver State Medical University (170006, Tver, Belyakovsky lane, 21), e-mail: ,