Медицинские средства индивидуальной защиты для оказания первой помощи средним медицинским персоналом в очаге ЧС. Методическая разработка практического занятия по дисциплине СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
Методическая разработка по теме «Медицинские средства индивидуальной защиты для оказания первой помощи средним медицинским персоналом в очаге ЧС» составлена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по дисциплине СГ.03 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 34.02.01 Сестринское дело, предназначена для преподавателей дисциплины СГ.03 Безопасность жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мед. средства индивидуальной защиты | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
(ГБПОУ «МК № 2»)
Н.В. Сесь
Медицинские средства индивидуальной защиты для оказания первой помощи средним медицинским персоналом в очаге ЧС.
Методическая разработка практического занятия
по дисциплине СГ.03 Безопасность жизнедеятельности
Москва, 2024
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме «Медицинские средства индивидуальной защиты для оказания первой помощи средним медицинским персоналом в очаге ЧС» составлена для проведения практического занятия в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по дисциплине СГ.03 «Безопасность жизнедеятельности» по специальности 34.02.01 Сестринское дело, предназначена для преподавателей дисциплины СГ.03 Безопасность жизнедеятельности.
1. Организационно-методический блок
1.1. Мотивация темы
В современном мире проблема безопасности жизнедеятельности человека встала особенно остро из роста природных и техногенных катастроф по всему миру, военных конфликтов, угрозы возникновения ядерной войны.
Умение правильно реагировать в экстремальных ситуациях, должно быть выработано у людей на уровне условного рефлекса. Пострадавших в ЧС мирного, и военного времени, как правило, много и появляются они одномоментно. При оказании помощи большому количеству пострадавших при массовых поражениях, резко возрастает роль средних медицинских специалистов.
Обучающиеся медицинских колледжей должны в совершенстве владеть приемами оказания первой помощи, уметь применять их на уровне автоматизма в очагах ЧС, использовать подручные и табельные средства медицинской защиты по их назначению. Практические умения и навыки обучающие отрабатывают на практических занятиях дисциплины Безопасность жизнедеятельности.
2. Информационный блок
Медицинские средства индивидуальной защиты
К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся: медицинские препараты, материалы и специальные средства, предназначенные для использования в чрезвычайных ситуациях, с целью предупреждения поражения или снижения эффекта воздействия поражающих факторов, профилактики осложнений.
Табельные медицинские средства для оказания первой помощи
В состав медицинского имущества, используемого для оказания первой помощи в зонах поражения, входят только такие специальные материальные средства, которые являются компактными, малогабаритными не требующие источников энергообеспечения, всегда готовые к использованию.
Медицинские средства защиты в ЧС используются только те, требования которых к комплектации утверждает Министерство здравоохранения. При оказании первой помощи в ЧС используются укладки, наборы, комплекты и аптечки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий или лекарственных препаратов, требования к комплектации которых утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Подручными являются средства, которые используются для оказания первой помощи при отсутствии табельных, и обеспечивают их замену. К ним относятся: ткани и белье для перевязок при ранах и ожогах; брючные ремни, пояса, платки, шарфы, которые могут быть использованы для остановки артериального кровотечения вместо жгута; фанерные полоски, доски, палки и другие предметы, применяемые вместо шин и т.д.
К лекарственным средствам, используемым при оказании первой помощи спасателями спасательных центров, медицинскими формированиями Всероссийской службы медицины катастроф, относятся антисептические средства, противобактериальные, антидоты, радиозащитные, противоболевые, адаптогены, сорбенты
КИМГЗ
Аптечка КИМГЗ укомплектована согласно приказу Минздрава России от 15.02.2013г №70н «Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Комплекта индивидуального медицинского гражданской защиты (КИМГЗ) для оказания первичной медико-санитарной помощи и первой помощи», который вступил в силу 01.05.2013 г. КИМГЗ комплектуется для медицинских спасательных формирований, содержит лекарственные средства.
Пакет перевязочный – для оказания первой медицинской само- и взаимопомощи. При ранениях любого характера вскрыть пакет и наложить повязку на раневую поверхность.
Жгут кровоостанавливающий – при сильном кровотечении наложить его выше места кровотечения, вложить записку с указанием времени наложения жгута.
Салфетки кровоостанавливающие – наложить окрашенной стороной на рану, прижать на одну – две минуты. Зафиксировать, применяя пакет перевязочный или подручные средства.
Салфетки дезинфицирующие – вскрыть и обработать загрязненные участки кожи, приборов и других поверхностей.
Воздуховод ротовой – применить для обеспечения свободного прохождения воздуха во время искусственного дыхания и для вентиляции легких при отравлении (отек гортани, западание языка). Предварительно прижать корень языка пальцем и ввести воздуховод изогнутым концом.
Грелка- комплект снабжен автономным источником тепла, который применяется при низких температурах для предупреждения замерзания антидотов в ампулах.
Индивидуальный противохимический пакет (ИПП)
ИПП предназначен для профилактики кожно-резорбтивных поражений капельножидкими сильнодействующими отравляющими веществами через открытые участки кожи, а также для дегазации этих веществ на коже и одежде человека. При заблаговременном нанесении на кожу защитный эффект сохраняется в течение 24 часов.
Пакет перевязочный индивидуальный - ППИ
Предназначен для оказания само - и взаимопомощи на месте ранения.
Состоит: из бинта и двух прошитых ватно-марлевых подушечек, сложенных в два раза. Одна из подушечек укреплена на бинте неподвижно, другую можно легко перемещать. Пакет упакован в две оболочки: наружную прорезиненную, и внутреннюю бумажную (пергамент в три слоя). В складках бумажной оболочки находится английская булавка. Содержимое пакета стерильно.
Вывод
Обеспечение личного состава спасательных формирований медицинскими средствами индивидуальной защиты, практическое обучение правильному применению, использованию этих средств, является важным этапом в комплексе защитных мероприятий. Весь комплекс этих мероприятий направлен на то, чтобы максимально снизить вероятность потерь и поражения при возможном применении ОМП, возникновения техногенных аварий с выбросом радиационных, химических и биологических веществ, а также от поражающих факторов природных ЧС.
3. Практический блок
Выполнение практико-ориентированных заданий и демонстрация правил использования медицинских средств защиты в ЧС.
Группа делится на 3 бригады (работа в малых группах), каждая бригада получает план-задание и две практико-ориентированные ситуационные задачи.
План – задание
Таблица 4
№ п/п | Задание | Время |
1 | Решить задачу №1 методом неоконченных предложений | 10 мин |
2 | Решение задачи №2 | 10 мин |
3 | Демонстрация применения средств медицинской защиты | 20 мин |
Бригада № 1
Ситуационная задача № 1. Вы находитесь в личном составе медицинских формирований в очаге ЧС. Поступил сигнал «Угроза радиоактивного заражения».
Задание:
- решите задачу методом неоконченных предложений
- укажите способы самозащиты медицинского персонала и населения в очаге радиоактивного заражения.
- продемонстрируйте способы применения медицинских средств индивидуальной защиты в данной ЧС (См. Таблицу А.3).
Дополните предложения.
Таблица 5
Самозащита мед. персонала в очаге радиоактивного заражения | Баллы |
1. Защита органов … 2. Защита кожных … 3. Наличие … 4. Прием … 5. Контроль … | |
Защита населения при радиоактивном заражении. | |
1.По сигналу ГО укрыться … 2. Самозащита при эвакуации: - многослойная … - для защиты органов … - для защиты глаз … - покинуть зону поражения, прослушав … - при движении по зараженной радиацией местности нельзя … - при переходе в чистую зону, снять верхний … обувь обработать … - провести полную санитарную обработку (душ …) | |
|
|
Ситуационная задача № 2. В зоне боевых действий боец получил сквозное пулевое ранение предплечья, из раны медленной струйкой вытекает темно-вишневая кровь.
1) Окажите первую помощь раненому, используя медицинские средства индивидуальной защиты.
2) Работая в парах, продемонстрируйте наложение повязки с использованием медицинских средств защиты.
4. Контролирующий блок
4.1.Фронтальный опрос
1. Актуальна ли эта тема для средних медицинских специалистов в современное время?
2. Вы познакомились с основной терминологией темы (глоссарий). Для чего ее необходимо знать?
3. Кто имеет право применять медицинские средства индивидуальной защиты в очаге ЧС?
4. Кто утверждает комплектование медицинских средств индивидуальной защиты и на основании каких правовых актов?
5. Табельные средства медицинской защиты, определение, предназначение.
6. Какие лекарственные средства входят в составе КИМГЗ?
7. Индивидуальный противохимический пакет, состав, предназначение, правило использования (ИПП-11
8. Пакет перевязочный индивидуальный, состав, предназначение, правило использования
4.2. Задание №1
Медицинские средства индивидуальной защиты. Напишите состав КИМГЗ.
Рисунок 5
Задание № 4.3.
Выберете один правильный ответ:
1. В КИМГЗ содержится антидот:
А. тарен
Б. фицилин
В. амилнитрит
Г. ацизол
2. В КИМГЗ содержится антибиотик широкого спектра действия:
А. доксициклин
Б. тетрацилин
В. пенициллин
Г. сульфодиметоксин
3. Средство для удаления с кожных покровов опасных химических веществ:
А. пакет индивидуальный перевязочный
Б. индивидуальный противохимический пакет
В. борная кислота
Г. дезинфицирующая салфетка
4. ИПП - 11 применяется для:
A. дегазация ОВ на коже, одежде
Б. дезинфекции помещений
В. санитарной обработки
Г. дезактивации
5. Назовите медицинские средства защиты:
A. фильтрующий противогаз
Б. общевойсковой защитный костюм
В. КИМГЗ
Г. респиратор
6. Удаление радиоактивных веществ с зараженной поверхности с помощью ИПП-11называется:
A. дезактивация
Б. дегазация
В. санитарная обработка
Г. дезинфекция
7. Антидот мексидол применяется при отравлении ОВ:
A. удушающего действия
Б. нервнопаралитического действия
В. обще - ядовитого действия
Г. кожно-нарывного действ
8. В КИМГЗ для защиты от цианидов содержится антидот:
А. ацизол
Б. фицилин
В. тарен
Г. тиосульфат натрия
9. В КИМГЗ для защиты от раздражающих веществ содержится антидот:
А. аммиак
Б. фицилин
В. тарен
Г. тиосульфат натрия
10. В КИМГЗ для защиты щитовидной железы от радиации содержится:
А. тиосульфат натрия
Б. йодид калия
В. аммиак
Г. фицилин
11. Укажите вид поражения, при котором накладывается окклюзионная повязк с применением ППИ:
А. открытый пневмоторакс
Б. ожог
В. открытый перелом костей
Г. открытого кровотечения
12. Укажите патологическую реакцию, при которой применяется антидот:
А. рвота
Б. боль
В. инфицирование
Г. поражение ОВ
13. Укажите средство для обезболивания при травмах:
А. тарен
Б. доксициклин
В. алкоголь
Г. кеторол
14. При обработке раны в очаге ЧС необходимо:
A. обработать рану перекисью водорода
Б. промыть рану водой
В. обработать рану йодом
Г. наложить сухую асептическую повязку с помощью ППИ
15. Йодид калия применяется:
А. для обезболивания при травмах
Б. для дезактивации радиоактивных веществ
В. для дегазации отравляющих веществ
Г. для йодной профилактики поражения щитовидной железы
5. Заключение
5.1. Рефлексия
Завершить рефлексию методом неоконченных предложений
1. Продолжить предложение: «Сегодня на занятии я получил новые знания …»
2. Продолжить предложение: «На занятии я выучил(а) новые термины, определения …»
3. Продолжить предложение «На занятии я получил опыт работы с медицинскими средствами индивидуальной защиты: …»
5.2. Домашнее задание: ОИ 1.1. Гл. 4.7, ДИ 2.2. Стр.125-129
5.3. Подведение итогов
6. Литература
1. Учебная литература:
1.1. Левчук, И.П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / И. П. Левчук, А. А. Бурлаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 160 с.Электронный ресурс: www.studentlibrary.ru/ book/ISBN9785970457566.html (дата обращения: 28.04.2022).
1.2. Ястребов, Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учеб. пособие / Г.С. Ястребов; под ред. Б.В. Карабухина.- Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. - 415с.
1.3. Дежурный, Л.И. Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь / Л.И. Дежурный, Ю.С. Шойгу, С.А. Гуменюк и др. - М.: ФГБУ «ЦНИИОЗИ» Минздрава России, 2018. – 97с. URL: https://media.75.ru/minobr/ documents/58656/posobie-po-okazaniyu-pervoy-pomoschi.pdf (дата обращения: 28.04.2022).
1.4. Демичев, С. В. Первая помощь / С. В. Демичев - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 192 с.
1.5. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – Москва: КНОРУС, 2020. – 156с. – (Среднее профессиональное образование).
1.6. Косолапова, Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. – 9-е изд., стер. - Москва: КНОРУС, 2021. - 192с. - (Среднее профессиональное образование).
1.7. Микрюков, В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций: учебное пособие/ В.Ю. Микрюков – Москва: КНОРУС, 2021. – 176с.
1.8. Шимановская, Я.В. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: