Изучение техники подсчета количества ретикулоцитов

Габдуллина Юлия Ильсуровна

Ретикулоциты являются молодыми формами эритроцитов, которые выделяются из костного мозга в кровь после завершения своего созревания. Подсчет количества ретикулоцитов играет важную роль в оценке функции костного мозга и позволяет судить о регенеративных способностях организма при различных состояниях, связанных с анемиями и другими гематологическими нарушениями. В настоящей работе рассматривается техника подсчета ретикулоцитов, включая подготовку образца крови, окрашивание специфическими красителями и использование микроскопа для визуализации и количественного определения этих клеток. Описываются особенности морфологии ретикулоцитов и критерии их идентификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podschet_kolichestva_retikulotsitov_2_-_kopiya.docx613.3 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

«УФИМСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка для студента

ПМ.02 Проведение лабораторных гематологических исследований

МДК 02.01 Теория и практика лабораторных гематологических исследований

Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика базовой подготовки

Раздел ПМ 2. Проведение дополнительных методов исследования крови

Тема практического занятия: Изучение техники подсчета количества ретикулоцитов

Разработано преподавателем

Габдуллиной Ю.И.

Уфа, 2024

Рассмотрено на заседании

ЦМК Лабораторной диагностики

протокол №____от «___»_______ 2024 г.

председатель Л.Т. Городничева_______


Пояснительная записка

Гематология – наука о системе крови и ее нарушениях, является быстро развивающейся ветвью внутренней медицины.

Цель исследования дополнительных методов исследования крови является, изучение таких показателей как количество подсчет количества тромбоцитов, ретикулоцитов, определение гематокритной величины и осмотической резистентности эритроцитов, определение времени свертывания и длительности кровотечения.  

В методической разработке представлен материал по изучению техники подсчета количества ретикулоцитов. Материал, входящий в данную методическую разработку, дает возможность самостоятельно подготовиться студенту по данному материалу и осмысленно подходить к лабораторным исследованиям, понимать их диагностическую ценность.  

В учебно-методической разработке изложен материал для изучения темы: Изучение техники подсчета количества ретикулоцитов, Раздел ПМ 2. Проведение дополнительных методов исследования крови МДК 02.01 Теория и практика лабораторных гематологических исследований входящего в состав ПМ 02. Проведение лабораторных гематологических исследований.

Согласно учебной программе изучению данной темы, отведено 6 часов.


Методическая разработка практического занятия для студента

Тема занятия практического занятия «Изучение техники подсчета количества ретикулоцитов»

Специальность: 31.02.03 Лабораторная диагностика

МДК 02.01 Теория и практика лабораторных гематологических исследований

Тип занятия: урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения: практическое занятие.

Продолжительность: 270 минут.

Место проведения: кабинет в тренинг-центре ГАПОУ РБ «Уфимский медицинский колледж», оснащённый аппаратурой, микроскопами, видеокамерой, компьютерной техникой, мультимедийным оборудованием.

Выписка из ФГОС СПО по специальности 31.02.03 Медицинский лабораторный техник.

V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы

5.1. Медицинский лабораторный техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность (по базовой подготовке):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

5.2.2. Проведение лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных гематологических исследований.

ПК 2.2. Проводить забор капиллярной крови.

ПК 2.3. Проводить общий анализ крови и дополнительные гематологические исследования; участвовать в контроле качества.

ПК 2.4. Регистрировать полученные результаты.

ПК 2.5. Проводить утилизацию капиллярной и венозной крови, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

1.        Учебная

Научиться  проводить подсчет ретикулоцитов крови.

Уметь: Организация рабочего места. Подготовка крови, химических реактивов, лабораторного оборудования для исследования. Приготовление и окраска мазков для подсчета ретикулоцитов.   Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и инфекционной безопасности. Оформление учетно - отчетной документации. Использование нормативных документов в сфере  профессиональной деятельности.

Знать: Особенности и методы окраски ретикулоцитов. Морфология ретикулоцитов. Нормальные показатели ретикулоцитов крови. Клинико-диагностическое значение определение ретикулоцитов.

2.        Развивающие

- стимулировать мыслительную активность, познавательный интерес, логическое мышление, развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал, потребность самостоятельно пополнять свои знания.

3.        Воспитательные

- формирование активной жизненной позиции и профессионально значимых качеств: ответственности, дисциплинированности, аккуратности, интереса к выбранной профессии, осознанного стремления к здоровому образу жизни. 

Межпредметные связи: ОП.06 Физико-химические методы исследования и ТЛР

ОП.03 Основы патологии

Оснащение занятия: - методические материалы по теме занятия (дидактический обучающий материал); кровь (имитация), красители, лабораторная постуда

Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

1.        В.С. Камышников «Методы клинических лабораторных исследований» Москва «МЕДпресс-информ» 2011. глава 6 стр.364 - 366 п.6.8

Требования к уровню усвоения учебного материала

К концу изучения данной темы студент должен:

〉Иметь представление о клинико- диагностическом значении определения количества ретиколоцитов в крови

〉Уметь готовить рабочее место для проведения дополнительных исследований; производить забор капиллярной крови для лабораторного исследования; дезинфицировать отработанный биоматериал и лабораторную посуду

Организационный момент

  1. Контроль исходного уровня знаний путем решения тестов и фронтального опроса
  2. Самостоятельная работа студентов:

- Подготовка рабочего места

- Окраска и подсчет количества ретикулоцитов

- Регистрация результатов в бланке анализа мочи

- Оформление дневника практики

Уборка рабочего места

Закрепление нового материала путем решения ситуационных задач

Название «ретикулоцит» (от лат. reticulum — сеточка и греч. κύτος — вместилище, клетка) обусловлено характерным зернисто-сетчатым узором в цитоплазме данной клетки, образованным агрегированными рибосомами, митохондриями, остатками цитоплазматического ретикулума и других органелл.

Впервые ретикулоциты описал Erb в 1865 г. после обнаружения внутриклеточного ретикулума в клетках, похожих на эритроциты, при окраске мазка крови пикриновой кислотой. Чуть позже, в 1881 г., Ehrlich предложил метод суправитальной окраски для демонстрации внутриклеточной сети аналогичных клеток крови, которая была описана как «substantia reticulo-filamentosa». В 1891 г. Smith ввел понятие «ретикулоцит» — это незрелый эритроцит, содержащий в своей цитоплазме внутриклеточный ретикулум. Немецким терапевтом и ученым Ludwig Heilmeyer в 1932 г. была представлена классификация стадий созревания ретикулоцитов, а в 1953 г. Seip определил референтные интервалы содержания ретикулоцитов в зависимости от стадии зрелости (табл. 1).

Дифференциация ретикулоцитов по стадиям зрелости

В 1986 г. Национальным комитетом по клиническим и лабораторным стандартам США (National Committee for Clinical Laboratory Standards, NCCLS) ретикулоцит был классифицирован как любая клетка красного кровяного ростка, лишенная ядра и содержащая минимум 2 частицы полирибосомальной РНК.

Зернисто-сетчатая субстанция в различных видах ретикулоцитов отличается полиморфизмом. В стандартно окрашенных эозином и метиленовым синим по Райту мазках периферической крови ретикулоциты визуализируются как клетки серо-пурпурного цвета. Под действием более специфических красителей (новый метиленовый синий, бриллиантовый крезиловый синий) происходит преципитация РНК, и ретикулоциты приобретают вид полихроматофильных клеток серовато-розового цвета с характерным сетчатым (ретикулярным) узором, отсюда и название этих клеток. Количество сетчатой субстанции в ретикулоцитах при созревании уменьшается. В среднем объем ретикулоцита превышает объем эритроцита на 24–35%, а концентрация гемоглобина в ретикулоците ниже, что объясняет появление гипохромных макроцитов в периферической крови при состояниях, сопровождающихся ретикулоцитозом.

В 1932 г. Heilmeyer описал стадии созревания ретикулоцитов на основании микроскопического исследования мазка крови после суправитального окрашивания бриллиантовым голубым.

Ретикулоцит на стадии 0 описывается как клетка эритроидного ряда с очень густой ретикулофиламетозной сетью в центре клетки.

У молодых ретикулоцитов на I стадии зрелости субстанция обильная и распространена по всей цитоплазме клетки.

В более зрелых клетках (стадия II) ретикулум выявляется в виде разреженной сеточки, отдельных нитей и/или неплотно залегающих зерен.

При дальнейшем созревании ретикулоцита (стадия III) в цитоплазме возможно отметить диффузно расположенный неоформленный ретикулум.

На последней IV стадии созревания ретикулоцитов в цитоплазме клеток определяется лишь некоторое количество гранул.

Рисунок – Распределение популяции ретикулоцитов по степени зрелости

Содержание ретикулоцитов в периферической крови отражает скорость эритропоэза. Оптимально, когда более 90% присутствующих ретикулоцитов в периферическом кровотоке находятся на III–IV стадии созревания. При стимуляции эритропоэза будет наблюдаться появление более ранних форм ретикулоцитов (по аналогии с «левым сдвигом» в гранулопоэзе).

Количество ретикулоцитов в периферической крови является надежным показателем эритропоэтической активности костного мозга, данный показатель крайне необходим для оценки интенсивности кроветворения.

Показаниями к оценке содержания ретикулоцитов в периферической крови являются все типы анемии и мониторинг лекарственной терапии с использованием препаратов железа, витамина В12, фолиевой кислоты, рекомбинантного эритропоэтина и т. д. Также оценку количества и зрелости ретикулоцитов проводят у пациентов младенческого возраста, в качестве мониторинга после трансплантации костного мозга, для оценки восстановления эритропоэза после химио- и химиолучевой терапии. Таким образом, требуется надежный метод подсчета ретикулоцитов и определения стадии созревания клеток в периферической крови.


Самостоятельная работа студента

  1.         Работа с учебно-методическими материалами.
  2. Проведение физкультпаузы
  3. Организация рабочего места.
  4. Самостоятельное составление плана работы по изучению методов подсчета ретикулоцитов с детализацией этапов.
  5. Приготовление и окраска мазка крови для подсчета ретикулоцитов.
  6. Подсчет ретикулоцитов в мазке крови с ограничителем поля зрения по Фонио.
  7. Уборка рабочего места.
  8. Оформление рабочих дневников.
  9. Оформление бланка анализа

Вопросы для самоподготовки:

  1. Перечислите основные функции и срок жизни ретикулоцитов.
  2. Назовите морфологические особенности ретикулоцитов.
  3. Назовите методы подсчета ретикулоцитов.
  4. Опишите особенности суправитальной окраски мазков крови.
  5. Назовите красители, используемые для окраски мазков, перечислите их особенности.
  6. Опишите технику приготовления мазка крови для подсчета ретикулоцитов.
  7. Назовите особенности микроскопии с ограничителем поля зрения по Фонио.
  8. Назовите нормальные значения ретикулоцитов.
  9. Укажите причины ретикулоцитопений.
  10. Укажите причины ретикулоцитозов.

Физкультпауза

Комплексы упражнений для глаз

Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность, раздражают вестибулярный аппарат вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют кровенаполнение сосудов. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.

3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук

Динамические упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук, улучшают кровоснабжение, снижают напряжение.

1 – поднять плечи. 2 – опустить плечи. Повторить 6-8 раз, затем пауза 2 – 3 с, расслабить мышцы плечевого пояса. Темп медленный.


Подсчет ретикулоцитов в окрашенных мазках крови

Принцип. Выявление зернисто-сетчатой субстанции эритроцитов при суправитальной окраске щелочными красками с дальнейшим подсчетом их в мазке крови.

Реактивы. Можно использовать один из следующих растворов краски.

  1. Насыщенный раствор бриллиант-крезилового синего в абсолютном спирте.
  2. Раствор краски азур – 1.
  3. Раствор краски азур – 2

Ход определения

Окраска непосредственно на стекле. 

  1. Каплю одной из перечисленных выше красок наносят стеклянной палочкой на предварительно хорошо вымытое, обезжиренное предметное стекло и равномерно размазывают её шлифованным стеклом. Место, где размазана на стекле краска, отмечают стеклографом. Такие стекла можно заготовить впрок.  
  2. На приготовленное таким образом стекло, на мазок краски, наносят тонкий мазок крови и сейчас же помещают стекло во влажную камеру. Для этого удобно пользоваться чашкой Петри с крышкой, в которую по краям вкладывают слегка смоченные валики марли или ваты. Во влажной камере мазки выдерживают 3-5 минут, а затем высушивают на воздухе.

Эритроциты окрашиваются в желтовато-зеленый цвет, а зернистосетчатая субстанция – в синий.

Окраска в пробирке.

Метод 1.

  1. 0,04 мл рабочего раствора бриллиант - крезилового синего помещают в пробирку. 
  2. Вносят 0,04 мл крови.  
  3. Смесь краски и крови тщательно, но осторожно перемешивают.  
  4. Через 30 минут делают мазки.

Метод 2.

  1. В пробирку помещают 0,05 мл раствора краски азур-2.
  2. Затем вносят 0,02 мл крови.  
  3. Кровь с краской тщательно перемешивают.  
  4. Через 20-30 мин делают мазки.  

Эритроциты при этом окрашиваются в желтовато- зеленый цвет, а зернисто- сетчатая субстанция – в синий.  

Метод 3.

  1. 0,3 – 0,5 мл раствора краски азур–1 помещают в пробирку.
  2. Затем добавляют 5 – 6 капель крови пипеткой от аппарата Панченкова.
  3. Пробирку закрывают резиновой пробкой и тщательно, но осторожно перемешивают.  
  4. Через 1 – 1,5 ч кровь и краску повторно перемешивают и делают мазки. Эритроциты окрашиваются в желтовато-зеленый цвет, а зернистосетчатая субстанция – в фиолетово-синий.

Подсчет ретикулоцитов в окрашенном мазке крови

Приготовленные одним из указанных выше способов мазки микроскопируют с иммерсионным объективом. Подсчитывают 1000 эритроцитов и отмечают, сколько встретилось среди них ретикулоцитов. Для облегчения счета пользуются ограничителем поля зрения.

Ретикулоциты, как молодые эритроциты, входят в счет эритроцитов.

Результаты подсчета выражаются в промилле (0/00)  или процентах (%).

Норма. В периферической крови здоровых людей содержится 2–100/00, (0,2-1%) ретикулоцитов.

Клинико-диагностическое значение. Количество ретикулоцитов в периферической крови является         показателем регенераторной функции костного мозга в отношении эритропоэза.

Увеличение количества ретикулоцитов в периферической крови бывает при гемолитических анемиях, особенно при гемолитических кризах, гемолитической болезни новорожденных, постгеморрагических анемиях.

Ретикулоцитопения характерна для апластических, мегалобластных анемий (при выраженном дефиците витамина В12 и фолиевой кислоты ретикулоциты отсутствуют), для апластических кризов гемолитической анемии, лучевой болезни.

Увеличение количества ретикулоцитов в процессе лечения анемий (ретикулоцитарный криз) является показателем эффективности терапии.

C:\Users\Юлия\Pictures\микроскопия\гематология\ретикулоциты2.jpg

Рисунок – Ретикулоциты в мазке крови окрашенный суправитальным методом

Рисунок – Ретикулоциты в окрашенном мазке крови


Входной контроль

Общий анализ крови и подсчет количества тромбоцитов

Вариант 1

  1. Какой реактив используют для подсчета лейкоцитов в камере Горяева?

а) трансформирующий раствор;

б) 3% раствор уксусной кислоты;

в) 0,9% раствор NaCl.

  1. Размер клетки крови 12 – 20 мкм, ядро рыхлое, имеет вид бабочки, фасоли, нуклеол не содержит, цитоплазма серая, дымчатая, относится к VI классу схемы кроветворения. Узнайте клетку:

а) лимфоцит;

б) моноцит;

в) мегакариоцит;

г) нейтрофил.

  1. Установить соответствие: Установите правильную последовательность лимфопоэза:

а) пролимфоцит

б) лимфобласт                              

в) лимфоцит

  1. Назовите методы окраски мазков крови:

а)  по Романовскому - Гимзе

б) по Цилю-Нильсену

в) по Граму

г) метиленовой синью

  1. Какая из предложенных лейкоформул соответствует норме:

 а) Э-4;  Б-1; П-5; С-62; Л-20; М-6

 б) Э-18; Б-0; П-3; С-67; Л-10; М-2

 в) Э-3; Б-1; миелоциты –2; П-10; С-65; Л-10; М-9

 г) Э-О; Б-О; миелоциты –1; П–7; С-63; Л-20; М-9

  1. Для вычисления среднего содержания гемоглобина в эритроцитах необходимо знать:

а) цветовой показатель;

б) концентрацию гемоглобина;

в) скорость оседания эритроцитов;

г) средний объём эритроцита;

д) количество эритроцитов в 1 л крови.

  1. Верно, если а, б
  2. Верно, если б, в
  3. Верно, если б, д
  4. Верно, если а, б, в  
  5. Верно, если в, г.
  1. Какие изменения в лейкоформуле характерны для аллергических реакций?

а) нейтропения;

б) эозинофилия

в) нейтрофилез со сдвигом влево;

г) моноцитоз.

  1. Найти соответствие между состоянием и признаком:

Состояния: 

а) гипохромия;

б) гиперхромия;

в) нормохромия.

     Признаки: 

  1. Ц.П. = 0,9
  2. Ц.П. = 0,6
  3. Ц.П. = 1,4
  1. Для определения гемоглобина гемиглобинцианидным методом необходимо добавить пипеткой в опытную пробу крови:

а)  20 мкл;

б) 2 мл;

в) 0,2 мл;

г) 0,1 мл.

  1. При определении гемоглобина гемиглобинцианидным методом разведение     крови в опытной пробирке:

а) в 200 раз;

б) в 20 раз;

в) в 251 раз;

г) в 151 раз.

  1. Норма гемоглобина у мужчин:

а) 140 – 160 г/л;

б)  80 – 100 г/л;

в) 120 – 140 г/л;

г) 40 – 60 г/л.

  1. Норма гемоглобина у женщин:

а) 80 – 100 г/л;

б) 100 – 120 г/л;

в) 120 – 140 г/л;

г) 140 – 160 г/л.

  1. Источником ошибок при определении СОЭ могут служить:

а) неправильное соотношение между цитратом и кровью;

б) косое положение капилляра;

в) несоблюдение температурного режима;

г) все перечисленное.

  1. Норма СОЭ у мужчин:

а) 1 – 10 мм/ч;

б) 2 – 15 мм/ч;

в) 2 – 30 мм/ч;

г) 1 – 40 мм/ч.

  1. Правильное соотношение 5 % цитрата натрия и взятой крови при постановке СОЭ:

а) 1:4;

б) 1:5;

в) 1:10;

г) 1:2.

  1. Как выглядит правильно выполненный неокрашенный мазок крови:

а) насыщенно-красный, выражена «метелочка», занимает ½  стекла;

б)  прозрачный, занимает большую часть предметного стекла;

в) желтоватый, занимает ¾ стекла, заканчивается «метелочкой»;

г) насыщенно-красный, хорошо выражен край мазка, занимает ½              

предметного  стекла.

  1. Установите правильную последовательность в схеме кроветворения:

а) «Бласты»;

б)  Унипотентные предшественники;

в) Созревающие клетки;

г)  Зрелые клетки.    

18.        Установите правильную последовательность в моноцитарном ряду схемы кроветворения:

а) Промоноцит;

б) Моноцит;

в) Монобласт.      

19.        Установите правильную последовательность в эритроцитарном ряду кроветворения:

а)  эритробласт;

б) полихроматофильный нормоцит;

в) базофильный нормоцит;

г) оксифильный нормоцит;

д)  пронормоцит;

е)  ретикулоцит;

ж)  эритроцит.        

  1. В норме процентное содержание моноцитов составляет:

а) 3 – 11 %;

б) 19 – 37 %;

в) 47 – 72 %;

г) 0,5 – 5 %.


Входной контроль

Общий анализ крови и подсчет количества тромбоцитов

Вариант 2

  1. Отметьте патологию в показателях крови:

а) эритроциты – 4,2 х 1012/л;

б) гемоглобин – 132 г/л;

в) лейкоциты – 8,2 х 109/л;

г) СОЭ – 27 мм/час.

  1. Отметьте патологию в показателях крови:

а) эозинофилы – 4%                    1. Верно, если а, б;

б) СОЭ – 6 мм/час                       2. Верно, если б, в;

в) эритроциты 2,9 х 1012                  3. Верно, если в, г;

г) лейкоциты 17,6 х 109/л          4. Верно, если в, г, д;

д) базофилы – 5%                       5. Верно, если а, д.

  1. Размер клетки крови 7 – 13  мкм, ядро округлое, тёмно-фиолетового цвета, отличаются плотностью, цитоплазма – светло-голубая с узким ободком.

Узнайте клетку по описанию:

а) лимфоцит

б) плазмоцит

в) ретикулоцит

г) моноцит

  1. Базофильная зернистость:

а) пылевидная,  обильная, розово-фиолетового цвета;

б) крупная,  однородная, кирпично-красного цвета;

в) неднородная,  фиолетовая, иногда чёрного цвета;

г) крупная, фиолетовая, пылевидная.

  1. Установите правильную последовательность стадий формирования ретикулоцита:

а) стадия пылинки (зерна);

б) стадия венчика;

в) стадия сеточки;

г) стадия отдельных нитей;

д) стадия клубка.      

  1. Назовите время, необходимое для фиксации мазка крови:

а) 2 мин;

б) 15 мин;

в) 50 мин;

г) 30 мин.

  1. При каких заболеваниях отмечается эозинофилия:

а) острый аппендицит;

б) грипп;

в) бронхиальная астма;

г) гельминтозы;

д) туберкулез.

  1. Верно, если а,  б
  2. Верно, если в,  г
  3. Верно, если б,  г
  4. Верно, если г,  д
  5. Верно, если а,  г
  1. Установите правильную последовательность в мегакариоцитарном ряду схемы кроветворения:

а) промегакариоцит;

б) мегакариоцит;

в) мегакариобласт;

г) тромбоцит.

  1. Для определения гемоглобина гемиглобинцианидным методом необходим     реактив:

а) трилон Б;

б) азотная кислота;

в) трансформирующий раствор;

г) бриллиантовый крезиловый синий.

  1. Для определения гемоглобина фотометрическим методом необходимо   добавить пипеткой в опытную пробу трансформирующего раствора в количестве:

а) 10 мл;

б) 2 мл;

в) 5 мл;

г) 4 мл.

  1. Какое оборудование необходимо при определении гемоглобина гемиглобинцианидным методом:

а) термостат;

б) фотоэлектроколориметр;

в) центрифуга;

г) водяная баня.

  1. Показания СОЭ снимаются через:

а) 15 минут;

б) 30 минут;

в) 60 минут;

г) 20 минут.

  1. Какой реактив используют при определении скорости оседания    эритроцитов:

а) 0,9 % хлорид натрия;

б) 5 % цитрат натрия;

в) 3 % уксусная кислота;

г) трансформирующий раствор.

  1. Норма СОЭ у женщин:

а) 2 – 15 мм/ч;

б) 2 – 50 мм/ч;

в) 4 – 40 мм/ч;

г) 1 – 10 мм/ч.

  1. Результат СОЭ отмечают в:

а) пикограммах (пг);

б) миллилитрах (мл);

в) миллиметрах  (мм);

г) литрах (л).

  1. Найдите описание зернистости нейтрофилов:

а)  крупная, однородная, кирпично-красного цвета;

б)  пылевидная, обильная, фиолетового цвета;

в)  неоднородная, фиолетовая, иногда черная.

  1. Установите правильную последовательность в миелоцитарном ряду схемы кроветворения:

а) Промиелоцит;

б) Миелобласт;

в) Метамиелоцит;

г) Миелоцит;

д) Палочкоядерный;

е)  Сегментоядерный.  

18.        Установите правильную последовательность в плазмоцитарном ряду схемы кроветворения:

а) Плазмобласт;

б) Плазмоцит;

в) Проплазмоцит.  

19.        Установите правильный порядок забора крови на общий анализ:

а) приготовление мазка крови;

б) взятие крови на определение СОЭ;

в) взятие крови в разводящие жидкости для подсчета; эритроцитов,

лейкоцитов, гемоглобина.    

  1. К агранулоцитам относятся:

а) нейтрофилы;

б) эозинофилы;

в) лимфоциты;

г) базофилы. 


Исходный контроль

Изучение техники подсчета количества ретикулоцитов

Ответьте на ситуационные задачи

Задача  № 1

Произвести расчет количества эритроцитов в 1л по формуле, если сумма эритроцитов, подсчитанных в 5 квадратах:  430.

Эритроциты в 1л. = -----------------------  Ответ:

Задача № 2

Произвести расчет количества лейкоцитов в 1л по формуле, если сумма лейкоцитов, подсчитанных в 100 квадратах:  120.

Лейкоциты в 1л. = -----------------------  Ответ:

Задача № 3

Вычислите цветовой показатель (ЦП) и среднее содержание гемоглобина в одном эритроците (СГЭ), если  

 

Гемоглобин =120 г/л,

Эритроциты=4,0х1012 /л.

ЦП= -----------------       СГЭ= -------------------      

Ответ: ЦП=      , СГЭ=

Задача № 4

Лаборант насчитала 70 тромбоцитов на 1000 эритроцитов в мазке крови по Фонио. Количество эритроцитов в 1 л крови (подсчитаны в камере Горяева) составляет 4,2х1012/л. Количество тромбоцитов в 1 л крови – ?

Задача № 5

Лаборант насчитала 150 тромбоцитов в камере Горяева, в 25 больших (400 малых) квадратах. Определите количество тромбоцитов в 1 л крови по формуле.

 Задача №6

Какое количество полей зрения необходимо подсчитать лаборанту при подсчете количества ретикулоцитов в окрашенном мазке крови? Опишите ход решения.