Учебно-методическое пособие
"Общие вопросы дерматовенерологии".
"Организация сестринского ухода за новорожденными и детьми раннего возраста при различных заболеваниях".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа
«Ямальский многопрофильный колледж»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Тема: «Общие вопросы дерматовенерологии»
ПМ 02. «Участие в лечебно - диагностическом процессе»
МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Преподаватель: Бабина Е.В.
.
Салехард
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ___________________________________________ 4
Цель и требования к результатам освоения ___________________________ 9
Хронологическая карта занятия ____________________________________ 13
Вопросы для самоподготовки ______________________________________ 14
Схема интегративных связей темы занятия ___________________________15
Внутрипредметные связи _________________________________________ 16
Этапы занятия и контроль их усвоения ______________________________ 17
Приложение 1 ___________________________________________________ 20
Приложение 2 ___________________________________________________ 21
Приложение 3 ___________________________________________________ 32
Приложение 4 ___________________________________________________ 39
Приложение 5 ___________________________________________________ 42
Приложение 6 ___________________________________________________ 43
Пояснительная записка
Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии рода человеческого и сопутствуют всем этапам его развития, приобретая иногда характер своеобразных эпидемий.
Первые описания различных поражений кожного покрова и видимых слизистых оболочек были даны еще за несколько тысячелетий до нашей эры в Китае, Индии, Египте. Тогда же обсуждались возможные причины этих болезней, предлагались различные методы их лечения и профилактики. Естественно, что эти сведения с точки зрения современной научной медицины были крайне примитивными, но они сыграли необходимую роль в формировании дерматовенерологии как научной дисциплины.
Дерматовенерология – самостоятельная медицинская специальность, включающая в себя дерматологию и венерологию.
Дерматология - раздел медицины, изучающий строение, функционирование и заболевания кожи и её придатков: волос, ногтей, а также слизистых оболочек, методы профилактики и лечения этих заболеваний
Венерология - наука о течении, лечении и предупреждении инфекций, передающихся половым путём
Актуальность изучения дерматовенерологии связана с:
- Высокой распространённостью заболеваний кожи и ИППП;
- Эмоциональной значимостью для пациентов;
- Наличием кожных «знаков» соматических заболеваний;
- Заразностью ряда дерматозов и половых инфекций для окружающих;
- Риском стойкой утраты трудоспособности при некоторых хронических дерматозах;
- Опасностью ряда острых аллергодерматозов для жизни.
Для осуществления сестринской помощи необходимы глубокие знания причин, механизмов развития и клинических проявлений дерматовенерологических заболеваний. Деятельность медицинской сестры предусматривает знания клинической фармакологии, особенно по применению наружных лекарственных средств. Большое значение имеет работа по формированию здорового образа жизни у больных и здоровых людей. Медицинская сестра должна иметь знания, касающиеся санитарно – эпидемического режима ЛПУ, инфекционной безопасности, а также стремиться быть нужной и полезной пациенту.
Данная методическая разработка составлена в соответствии с программой и требованиями ФГОС, соответствует уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональному модулю ПМ 02 «Участие в лечебно – диагностическом процессе».
Цель данной методической разработки – формирование у студентов теоретических знаний по теме занятия, а также формировать профессиональные компетенции.
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции | ||
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессиональной деятельности. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | Применение различных методов решения профессиональных задач. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Принимать решения при разборе профессиональных задач. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Налаживать контакты со студентами в «малых группах». Прислушиваться к мнению коллег и отстаивать правильную точку зрения. |
Профессиональные компетенции | ||
ПК 2.1 | Представить информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств. | Выполнять и объяснять этапы сестринского вмешательства при уходе за пациентами с дерматовенерологическими заболеваниями. Умение использовать элементы эффективного общения с пациентом. Умение выбрать уровень и тип общения с пациентом. |
ПК 2.4 | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | Выполнять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств. |
В методической разработке определены цель и задачи занятия, отражены межпредметные и внутрипредметные связи, представлено оснащение занятия, подробно изложена хронологическая карта занятия, представлен план в соответствии со структурой проведения занятия. При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения.
Для проведения теоретического занятия по теме: «Общие вопросы дерматовенерологии» используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Эти методы помогают вовлечь студентов в работу, осознать необходимость отработки умений и включиться в активную творческую деятельность.
Приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит задача - сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Для оценки исходного уровня знаний студентов используются различные формы контроля:
- устный блиц – опрос на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»;
- «Дерматологический диктант». Студенты выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ.
Для контроля усвоения материала обучающимися в процессе занятия используется следующий метод контроля: решение итоговых тестовых заданий.
В методической разработке все задания сопровождаются эталонами ответов. Для комплексной оценки работы студентов на занятии разработан оценочный лист. При организации и проведении занятия использованы технические средства и наглядно-иллюстративные материалы, отражающие основные положения темы занятия.
На протяжении всего занятия используется наблюдение, изучение деятельности студента в процессе обучения, что позволяет преподавателю выявить уровень достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей занятия, установить недостатки в овладении материалом, оценить эффективность выбранной методики организации аудиторной работы, при необходимости наметить пути ее корректировки.
Таким образом, методическими целями данного занятия являются:
- демонстрация методики организации аудиторной самостоятельной работы, разнообразие ее видов с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению;
- использование активных методов обучения при выполнении аудиторной самостоятельной работы студентов и методов педагогической поддержки.
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Тема занятия - «Общие вопросы дерматовенерологии»
Тип занятия - комбинированное.
Вид занятия - теоретическое.
Место проведения занятия – кабинет 308Е
Продолжительность - 90 минут.
Оснащение:
- компьютер, мультимедийная установка, экран;
- презентация на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»;
- раздаточный материал с заданием «Дерматологический диктант»;
- оценочный лист.
Цель занятия: Формирование теоретических знаний по общим вопросам дерматовенерологии и принципам сестринского ухода за больными.
Задачи:
- Учебная:
- Формирование системы знаний по общим вопросам дерматовенерологии, которые научат делать выводы по предложенной теме.
- Научить работать самостоятельно и в группах.
- Воспитательная:
- Формирование чувства профессионального долга.
- Формирование способности организовывать собственную деятельность.
- Развивающая:
- Развитие логического и клинического мышления.
- Развитие способности составлять и анализировать информацию.
Конкретные задачи
Номер и название компетенции | Студент должен знать | Студент должен уметь | Студент должен владеть |
ПК 2.1 Представить информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств | 1. Анатомию, гистоло-гию и физиологию кожи. 2. Этические аспекты общения с больными. 3.Причины, клиничес-кие проявления, методы диагностики, профилактики кожных и венерических заболеваний. | 1. Соблюдать правила сбора информации. 2. Консультиро-вать пациента и его окружение по профилактике кожных и венерических заболеваний, обучать само-уходу. | Основами составления плана профилактичес-ких меро-приятий при данных патоло-гиях. |
ПК 2.4 Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | 1. Методы общей и местной терапии в дерматологии. 2. Пути введения лекарственных препаратов. | Осуществлять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств. | Правилами использования фармакологичес-ких средств по назначению врача. |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности. | Демонстрировать интерес к будущей профес-сиональной деятельности. | Информацией о профессиональ-ной деятель-ности среднего медперсонала. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество | Методы решения профессиональных задач | Применять раз-личные методы решения профес-сиональных задач | 1.Методами организации собственной деятельности. 2. Способами решения про-фессиональных задач. 3. Методами оценки качества выполнения профессиональ-ных задач. |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Способы поиска информации для выполнения профессиональных задач. | Находить и использовать информацию для выполнения профессиональ-ных задач. | Методами поиска информации для решения профес-сиональных задач. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами. | Принципы этики и медицинской деонтологии. | 1.Налаживать контакты со студентами в «малых группах». 2.Прислушиваться к мнению коллег. 3.Отстаивать правильную точку зрения. | Методами и приемами общения в команде. |
Хронологическая карта занятия
Организационная часть. Проверка присутствующих. Концентрация внимания студентов, создание рабочей обстановки. | 2 мин |
Мотивация занятия. Сообщение темы занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности медсестры. | 2 мин |
Определение цели и задач занятия. Объявление и запись цели занятия. Формулировка конечных результатов работы. | 2 мин |
Предварительный контроль. Блиц – опрос. | 7 мин |
Изложение нового материала | 50 мин |
Самостоятельная работа студентов. Решение задания «Дерматологический диктант» | 12 мин |
Итоговый контроль. Программированный тест - контроль. | 12 мин |
Подведение итогов. Оценка работы группы в целом Домашнее задание. Ориентировка в подготовке к следующему занятию. | 2 мин 1 мин |
Вопросы для самоподготовки
- Кожа – как орган
- Строение кожи
- Придатки кожи
- Возрастные особенности кожи
- Причины кожных заболеваний
- Первичные морфологические элементы сыпи
- Вторичные морфологические элементы сыпи
- Общее и местное лечение кожных и венерических болезней
Схема интегративных связей темы занятия
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ (обеспечивающие предметы) | «Общие вопросы дерматовенерологии» | ВЫХОД (обеспечиваемые предметы) |
ОП. 02 Анатомия и физиология человека ОП. 03 Основы патологии ОП.07 Фармакология ПМ 04. «Младшая медицинская сестра по уходу за больными» | ПМ 02. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Р 02.01.03 Сестринская помощь в терапии ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях |
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
ИСТОКИ. | ВЫХОД. |
«Общие вопросы дерматовенерологии» | 1.Сестринский уход за пациентами с аллергическими и инфекционными заболеваниями кожи. 2.Сестринский уход за пациентами с грибковыми и паразитарными поражениями кожи. 3.Сестринский уход за пациентами с венерическими заболеваниями. |
Этапы занятия и контроль их усвоения.
№ п/п | Этапы занятия | Формы, методы проведения | Цель деятельности | Формы контроля усвоения, обеспечение этапа | Примерное время |
1 | Вводная часть. Организация занятия. Формулировка темы и её обоснование Определение целей занятия | Проверка присутствующих. Сообщается тема занятия, подчёр-кивается значе-ние в профессиональ-ной деятельности медсестры. Беседа. См. цели занятия. Объявляются цели занятия и записываются. | Сконцентрировать внимание сту-дентов, создать рабочую обста-новку. Создать поло-жительную моти-вацию познава-тельной деятель-ности. Раскрыть актуальность и значимость темы. Сформулировать конечные результаты работы. | Журнал группы Мультиме-дийная установка. Рабочие тетради. Мультиме-дийная установка. Рабочие тетради. | 2 мин 2 мин 2 мин |
2 | Основная часть. Предваритель-ный контроль знаний. Изложение нового материала. Самостоятель-ная работа студентов. | Блиц - опрос. Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи, с использованием методического материала. Преподаватель инструктирует студентов по выполнению задания «Дерматологический диктант». Работа малыми группами по 2 -3 человека. Представитель каждой группы представляет вариант ответа. Другие студенты могут допол-нять, выска-зывать своё мнение. | Выявить исходный уровень, подготов-ка студентов к занятию. Формирование новых знаний. Развитие аналити-ческого мыш-ления, умения использовать теоретические знания в решении конкретных задач. Закрепление знаний по общим вопросам дермато-венерологии. | Контроль преподава-теля. Прило-жение № 1. Приложение № 2. Приложение №3. Раздаточный материал. Контроль преподавателя. Взаимо-контроль. | 7 мин 50 мин 2 мин 10 мин |
3 | Заключитель-ная часть. Заключитель- ный контроль. Подведение итогов занятия. Домашнее задание. | Программиро-ванный тест –контроль из 8 вопросов. Студенты прове-ряют свою работу по эталонам ответов, ставят себе оценку. Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студен-тов. Студенты высказывают мнение о возмож-ных трудностях в усвоении материала. Даётся задания на самоподготовку к практическому занятию «Сест-ринский уход за пациентами с аллергическими и инфекцион-ными заболева-ниями кожи. | Контроль выполнения целей занятия. С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство-вания работы преподавателя. Ориентировка в подготовке к следующему занятию. | Приложение № 4. Контроль преподава-теля. Взаимо-контроль. Приложе-ние №5. Контроль преподава-теля. Оценочный лист. Приложение № 6. | 12 мин 2 мин 1 мин |
Приложение № 1
Вопросы для блиц – опроса на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»
Ответьте на предложенные вопросы:
№п/п | Вопросы | Ответ |
1 | В состав кожи входит 2 слоя. | Нет |
2 | Везикула – это полостной элемент с серозным содержимым. | Да |
3 | К придаткам кожи относятся волосы, ногти, сальные и потовые железы. | Да |
4 | Антибиотикотерапия – это метод общего лечения. | Да |
5 | Витаминотерапия – это метод местного лечения. | Нет |
6 | Нарушение обмена веществ относится к экзогенному фактору развития заболеваний. | Нет |
7 | Пятно – это ограниченное изменение цвета кожи. | Да |
8 | Волосы – это плотные роговые пластинки. | Нет |
9 | Перекись водорода относится к антипаразитарной группе лекарственных препаратов. | Нет |
Приложение № 2
«ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ»
Дерматовенерология — отрасль медицинской науки, изучающая заболевания кожи, которые являются проявлением патологии внутренних органов и систем, отражением на коже лишь части поражения всего организма. Дерма - кожа, венеро - от слова венерические болезни, логос - наука.
Актуальность проблемы:
- Увеличивается количество кожных и венерических болезней.
- Снижается иммунитет человека.
- Появляется большое количество токсико - аллергических компонентов (экология, бытовая химия, частый приём разнообразных лекарственных препаратов).
- Низкая культура в отношениях и профилактике распространения.
В связи с этим, являясь помощником врача, необходимо уметь разбираться в клинических проявлениях кожных и венерических болезней для того чтобы:
- Не заразиться самим и не стать источником заражения для своих родных и близких.
- Не допустить контакта других пациентов с другими больными.
- Уметь различать «заразные и не заразные» заболевания кожи.
- Грамотно помочь пациенту при его болезни.
Кожа - сложный и полифункциональный орган тела человека, осуществляющий связь организма с внешней средой. Кожа покрывает всё тело, выполняя ряд важных функций. Общая поверхность кожи взрослого человека около 1,5 квадратных метра, у новорожденных в 6 - 8 раз меньше. Вес кожи вместе с подкожной клетчаткой у взрослого человека составляет -17,7% общей массы тела. В области рта, носа, заднего прохода, мочеиспускательного канала и влагалища кожа переходит непосредственно в слизистые оболочки. В коже различают три отдела:
ЭПИДЕРМИС - поверхностный слой кожи, состоящий из 5 слоёв.
Базальный слой - самый нижний слой, состоит из одного ряда призматических клеток. В базальном слое происходит размножение, за счёт чего пополняются все слои эпидермиса. В клетках базального слоя откладывается пигмент МЕЛАНИН, который придаёт коже окраску и защищает подлежащие ткани от перегревания.
Следующий - шиповидный слой. Базальный и шиповидный слои образуют так называемый мальпигиев слой эпидермиса, в пределах которого разыгрываются основные патологические и физиологические процессы, в особенности при экссудативных дерматозах.
Зернистый слой - состоит из 1 - 3 рядов клеток.
Стекловидный слой. Хорошо выражен на ладонях и подошвах.
Роговой слой - самый поверхностный слой эпидермиса, состоит из мелких безъядерных клеток, содержащих кератин. Этот слой состоит из плотно прилегающих друг другу чешуек. Роговые чешуйки постоянно отпадают, вместе с ними с поверхности кожи удаляются микроорганизмы и загрязнения. Этот процесс называется физиологическим шелушением. Толщина этого слоя различна на отдельных участках. Наиболее развит он на ладонях и подошвах. Гиперкератоз - утолщение рогового слоя.
ДЕРМА (собственно кожа) состоит из 2-х слоёв: поверхностного сосочкового слоя, состоящего из рыхлой ткани. Более глубокого сетчатого слоя, который является основой кожи и состоит из переплетающихся между собой эластических и коллагеновых волокон, которые обеспечивают упругость кожи.
В дерме проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, располагаются сальные и потовые железы, корни волос.
ГИПОДЕРМА - подкожно - жировая клетчатка с проходящими в ней крупными сосудами и нервными стволами.
Толщина гиподермы различна на разных участках кожи, зависит от возраста и упитанности. Подкожная жировая клетчатка защищает кожу от разрывов и охлаждения.
Кожа снабжена нервами цереброспинальной (чувствительные нервы) и вегетативной (сосудодвигательные нервы, снабжающие гладкую мускулатуру) нервной системы. Кожа является обширным рецепторным полем. Среди концевых нервных аппаратов различают следующие образования:
- осязательные экстрорецепторы, определяющие тактильную чувствительность тельца Мейснера.
- осязательные клетки Меркеля. Колбы Круазе - холодовые рецепторы.
- тельца Руффини расположены в дерме и воспринимают чувство тепла.
- тельца Фатера - Пачини воспринимают чувство глубокого давления.
Кожа включает в себя придатки - волосы, ногти, сальные и потовые железы.
ВОЛОСЫ - развиваются из покровного эпителия. Определяют 3 типа волос: длинные (в области головы, подмышечных впадин, лобка), щетинистые (волосы бровей и ресниц), пушковые (располагающиеся по всему кожному покрову).
Волосы имеют стержень и корень. Корень заканчивается расширением - волосяной луковицей, которая является ростковой частью. Корень располагается в соединительнотканной сумке - волосяном фолликуле, к которому подходят сосуды и нервы.
НОГТИ - это плотные роговые пластинки, располагающиеся в ногтевом ложе. Участок кожи, на котором лежит ногтевая пластинка, называется ногтевым ложем. В ногте различают тело ногтя и корень - задняя часть ногтя. Сзади и с боков ноготь покрыт ногтевыми валиками. Эпителиальная часть ногтевого ложа, на которой лежит корень ногтя -матрица, за счёт неё происходит рост ногтя, полностью обновляется ногтевая пластинка в течение 115 дней.
ПОТОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ разделяются на два вида: эккринные и апокринные. Выводной проток оканчивается потовой порой. Количество потовых желёз достигает 3,5 млн.
Экринные - простые трубчатые железы, располагаются по всему кожному покрову. Особенно много их на ладонях и подошвах. Выделяемый пот имеет слабокислую реакцию и содержит воду, хлорид натрия и калия, аммиак, мочевину, ароматические кислоты, следы мочевой кислоты, белка, железа, фенола и др.
Апокринные потовые железы имеют альвеолярное строение, располагаются в подмышечных впадинах (до 16 желёз в каждой), в области сосков молочных желёз, крестца и промежности. Эти железы начинают функционировать в период полового созревания. Секреторная функция потовых желёз находится под влиянием ЦНС. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды. Пот, увлажняя поверхность кожи, препятствует высыхания эпидермиса, испаряясь он усиливает теплоотдачу, то есть способствует терморегуляции и выводит из организма ненужные продукты обмена.
САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - альвеолярные по строению железы. Они расположены в дерме по всему кожному покрову за исключением ладоней и подошв. Особенно много их на лице, волосистой части головы, в области грудины и межлопаточной области. Жир, выделяемый сальными железами, обеспечивает эластичность кожи, предохраняет роговой слой от мацерации и ограничивает испарение жидкости с поверхности кожи.
ФУНКЦИИ КОЖИ
- ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ. Кожа может выдерживать различные механические воздействия благодаря присущей эластичности за счёт наличия коллагеновых и эластических волокон, упругой подстилки в виде подкожной жировой клетчатки и прочного рогового слоя. Химические вещества, попадающие на кожу, задерживаются роговым слоем. После повреждения рогового слоя они могут попадать в кровь и лимфатические пути. Кожа защищает организм от повреждающего действия солнечного света благодаря наличию в ней пигмента меланина, который поглощает УФ лучи. Кожа обладает бактерицидными свойствами.
- КОЖА - ОРГАН ЧУВСТВ благодаря многочисленным рецепторам в коже, нервным волокнам, нервным тельцам.
- ФУНКЦИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ осуществляется ЦНС рефлекторно при участии рецепторов кожи, кровеносных сосудов и потовых желёз.
- СЕКРЕТОРНАЯ ФУНКЦИЯ осуществляется деятельностью сальных и потовых желёз. Общее количество сала, выделяемое за неделю - от 100 до 300 гр. Оно выделяется в различные возрастные периоды по - разному. Состав сала: натуральный жир, эстеры холестерина, свободные жирные кислоты, фосфаты, хлориды. Суточное количество пота зависит от температуры окружающей среды. В среднем от 600 до 900 гр., а в особых условиях до 2 литров и более.
- РЕЗОРБЦИОННАЯ (всасывательная) ФУНКЦИЯ кожи ограничена. Через неповреждённую кожу проникают газообразные и летучие вещества (хлороформ, эфир, сера и др.).
- ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ кожи осуществляется путём газообмена: через кожу поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
- ОБМЕННАЯ ФУНКЦИЯ кожи сводится к минеральному (калий, натрий, кальций), водному и углеводному обмену.
ПРИЧИНЫ КОЖНЫХ БОЛЕЗНЕЙ
Внешние (экзогенные) факторы:
- Механические (трение, давление, растяжение)
- Физические (воздействие высоких и низких температур, лучистой энергии)
- Химические (кислоты, щёлочи, химические вещества, применяемые в быту и на производстве, лекарственные, косметические средства)
- Биологические (вирусы, бактерии, грибы, простейшие, животные паразиты: вши, блохи, клещи)
Внутренние (эндогенные) факторы:
- Функциональные нарушения нервной системы.
- Эндокринные заболевания (гипофункция коры надпочечников).
- Нарушение углеводного и липидного обмена.
- Авитаминозы и гиповитаминозы (вит. А, вит. С, вит. РР).
- Болезни органов пищеварения. Глистные инвазии.
- Болезни печени и почек (аутоинтоксикация).
- Болезни крови.
- Инфекционные болезни.
ОБЩАЯ СИМПТОМАТОЛОГИЯ БОЛЕЗНЕЙ КОЖИ
Диагностика кожных заболеваний основана на тщательном осмотре и исследовании кожного покрова. Осмотр больного следует производить в тёплом, хорошо освещённом помещении, лучше при рассеянном свете. Объективными признаками болезней кожи являются разнообразные морфологические элементы сыпи.
Первичные (возникают на неизменённой до того коже) элементы сыпи:
ПЯТНО (macula) - изменение окраски кожи на ограниченном участке. Различают пятна: воспалительные, пигментные, геморрагические. Пятна воспалительного характера, возникающие вследствие расширения кровеносных сосудов, называются эритемой (крупные) и розеолой (мелкие). Пятна возникают в результате кровоизлияния в кожу (петехии, экхимозы). Пигментные пятна возникают в результате скопления (гиперпигментация веснушки) или, наоборот, уменьшения, а иногда и полного отсутствия на различных по величине участках кожи меланина (депигментация - витилиго, лейкодерма).
ВОЛДЫРЬ (urtica) - возникает в результате остро развивающегося и скоропреходящего отёка сосочков дермы. На коже появляются зудящие подушкообразные возвышения, довольно быстро исчезающие.
УЗЕЛОК (papula) - ограниченное уплотнение кожи, не имеющее полости. При разрешении папул остаётся нестойкая пигментация или депигментация.
БУГОРОК (tuberculum) - бесполостное уплотнение в области дермы, образующееся в результате отложения воспалительного инфильтрата. Бугорок может подвергается распаду, изъязвлению, и оставляет после себя рубец. Возникает при сифилисе, туберкулёзе.
УЗЕЛ (nodus) - ограниченное уплотнение кожи в пределах гиподермы. Узлы могут иметь различные размеры и могут быть воспалительным и невоспалительными. Исход узла - образование рубца, рубцовая атрофия. Узлы бывают при туберкулёзе, сифилисе и других заболеваниях.
ПУЗЫРЁК (vesicula) - ограниченное возвышающееся полостное образование в эпидермисе размерами от 1 до 10 мм, содержащее серозную жидкость.
ГНОЙНИЧОК (pustula) - полость, заполненная гноем. Пустула, расположенная в эпидермисе - фликтена. Глубокая пустула (эктима) располагается в дерме и разрешается путём изъязвления и оставляет после себя рубец.
Вторичные (образуются из первичных в процессе их дальнейшего развития) элементы сыпи:
ЭСКОРИАЦИЯ - линейное повреждение эпидермиса и дермы, возникающее в результате расчёса кожи при зудящих заболеваниях. Заживает бесследно.
ТРЕЩИНА (fissure) - дефект кожи линейной формы. Возникает вследствие растяжения инфильтрированной кожи.
ЭРОЗИЯ (erosion) – поверхностный дефект кожи в пределах эпидермиса, возникающий при вскрытии первичного кожного элемента
ЯЗВА (ulcus) - глубокий дефект кожи (в пределах дермы или подкожной клетчатки). Язвы возникают в результате распада бугорка, узла.
КОРКА (crusta) - образуется в результате засыхания содержимого пузырей, пустул, отделяемого язв, эрозий. В зависимости от характера отделяемого корки могут быть серозными, гнойными, геморрагическими.
РУБЕЦ – замещение дефекта кожи грубой соединительной тканью.
ЧЕШУЙКА (squama) - роговые пластинки, отделяющиеся от рогового слоя вследствие утраты связи с ним. Чешуйки могут быть отрубевидными и пластинчатыми.
АТРОФИЯ (atrofio) - истончение всех слоёв кожи. Атрофия возникает если на месте патологического процесса формируется соединительная ткань без предшествующего поражения кожи.
ЛИХЕНИФИКАЦИЯ (lichenificatio) - Изменение кожи, характеризующееся уплотнением, чрезмерным усилением кожного рисунка
ВЕГЕТАЦИЯ - разрастание сосочков дермы и шиповидного слоя эпидермиса на поверхности язв, папул, эрозий.
Морфологические элементы сыпи являются основой диагностики кожных заболеваний. Их следует изучать в динамике.
ЛЕЧЕНИЕ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ
Лечение дерматовенерологических больных должно быть комплексное.
ОБЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ. Включает весь арсенал лекарственных средств, методов, применяемых в терапии внутренних болезней.
- Лекарственные средства, действующие на нервную систему:
- Седативные
- Транквилизаторы
- Антидепрессанты
- Психотерапия, лечение сном, гипноз.
- Десенсибилизирующие средства:
- Препараты кальция (хлорид кальция, глюконат кальция)
- Сульфата натрия 30 % раствор по 5 -10 мл внутривенно ежедневно или через день.
- Антигистаминные средства: димедрол, супрастин, диазолин, кларитин, зиртек.
- Витамины (С, РР, В1, И12, А и др.)
- Антибиотики. При кожных заболеваниях инфекционной этиологии применяют антибиотики, в частности группы пенициллина.
- Специфическая иммунотерапия. Используют для повышения сопротивляемости организма. Используют вакцины, сыворотки (стафилококковая, гоновакцина).
- Неспецифическая иммунотерапия
- Аутогемотерапия (введение собственной крови больного).
- Биогенные стимуляторы (экстракт алоэ, плаценты, стекловидное тело, апилак).
- Пирогенные средства (пирогенал).
- Метилурацил.
- Физиотерапевтические методы
- Элетролечение
- Светолечение
- Водолечение
- Тепловые процедуры
- Криотерапия
- Курортное лечение
- Диетотерапия.
Возникновение ряда заболеваний кожи может быть связано с нарушением обмена веществ, заболеваниями пищеварения, пищевыми интоксикациями. Диета назначается по индивидуальным показаниям в зависимости от характера заболевания пищеварительных органов. При аллергических заболеваниях -диета с ограничением углеводов, оказывает гипоаллергическое действие.
При острых воспалительных процессах - бессолевая диета.
При заболеваниях, сопровождающихся зудом -запрещается употребление в пищу консервов, копчёностей.
МЕСТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Для местного лечения наиболее часто применяют:
- Растворы антисептиков (фурацилин, риванол, сульфат цинка, резорцин).
- Пудры (присыпки)
- Взбалтываемые взвеси
- Пасты
- Кремы
- Мази
- Лаки
- Аэрозоли
Самостоятельная работа студентов на занятии.
Этап. | Способ выполнения. | Контроль. | Время. |
Выполнение задания - «Дерма-тологический диктант». | Студенты работают группами по 2 – 3 человека. Внимательно прочитать данные задания и вставить в пропуски «верные ответы» из перечисленных вариантов. | Представитель каждой группы даёт вариант ответа. Другие студенты могут дополнять, высказывать своё мнение. | 12 минут. |
Приложение № 3
«Дерматологический диктант»
Внимательно прочитайте и рассмотрите предложенные иллюстрации. Вставьте пропущенные слова (или буквы), используя варианты ответов.
Вариант № 1
УЗЕЛОК (papula) - ______________ элемент, характеризующийся поверхностным уплотнением в области __________________. Исходом является _____________ .
А) полостной Б) бесполостной
В) гиподермы Г) эпидермиса
Д) рубцевание Е) эпителизация
Вариант № 2
УЗЕЛ (nodus) - ____________ элемент, характеризующийся глубоким расположением в _______________ и большими размерами. Исходом является _____________ .
А) бесполостной Б) полостной
В) дерме Г) эпидермисе
Д) рубцевание Е) эпителизация
Вариант № 3.
БУГОРОК (tuberculum) - _______________ , инфильтративный морфологический элемент, располагающийся в толще ______________. Исходом является _____________ .
А) вторичный Б) первичный
В) эпидермиса Г) дермы
Д) рубцевание Е) эпителизация
Вариант № 4
ВОЛДЫРЬ (urtica) - _____________ первичный морфологический элемент, характеризующийся острым отёком ________________ слоя кожи. Исходом является _____________ .
А) бесполостной Б) полостной
В) сетчатого Г) сосочкового
Д) эпителизация Е) рубцевание
Вариант № 5
ПУЗЫРЁК (vesicula) – полостной ___________ морфологический элемент, наполненный _____________ содержимым. Исходом является _____________ .
А) вторичный Б) первичный
В) серозным Г) гнойным
Д) рубцевание Е) эпителизация
Вариант № 6
ЧЕШУЙКА (squama) - _____________ морфологический элемент, представленный ________________ пластинами кожи. Исходом является _____________ .
А) первичный Б) вторичный
В) отшелушивающимися Г) плотными
Д) эпителизация Е) рубцевание
Вариант № 7
ЯЗВА (ulcus) - ______________ морфологический элемент, глубокий дефект кожи с повреждением ___________ . Исходом является _____________ .
А) вторичный Б) первичный
В) эпидермиса Г) дермы
Д) эпителизация Е) рубцевание
Вариант № 8
ЭРОЗИЯ (erosion) - _____________ морфологический элемент, поверхностный дефект кожи в пределах ____________ . Исходом является _____________ .
А) вторичный Б) первичный
В) эпидермиса Г) дермы
Д) эпителизация Е) рубцевание
Вариант № 9
ЭСКОРИАЦИЯ (escorio) - _______________ морфологический элемент, повреждение кожи, возникающее в результате _____________ кожи при зудящих заболеваниях. Исходом является _____________ .
А) вторичный Б) первичный
В) воспаления Г) расчёсывания
Д) рубцевание Е) эпителизация
Вариант № 10
ТРЕЩИНА (fissure) - ___________________ морфологический элемент, представляющий надрыв кожи линейной формы, проникающий через ____________ и поверхностные слои дермы. Исходом является _____________.
А) первичный Б) вторичный
В) эпидермис Г) гиподерма
Д) эпителизация Е) рубцевание
Правильные ответы на задание «Дерматологический диктант»:
Вариант № 1 – Б (бесполостной). Г (эпидермиса), Е (эпителизация).
Вариант № 2 – А (бесполостной), В (дерме), Д (рубцевание).
Вариант № 3 – Б (первичный), Г (дермы), Д (рубцевание).
Вариант № 4 – А (бесполостной), Г (сосочкового), Д (эпителизация).
Вариант № 5 – Б (первичный), В (серозным), Е (эпителизация).
Вариант № 6 – Б (вторичный), В (отшелушивающимися), Д (эпителизация).
Вариант № 7 – А (вторичный), Г (дермы), Е (рубцевание).
Вариант № 8 – А (вторичный), В (эпидермиса), Д (эпителизация).
Вариант № 9 – А (вторичный), Г (расчёсывания), Е (эпителизация).
Вариант № 10 – Б (вторичный), В (эпидермис), Д (эпителизация).
Критерии оценки для задания «Дерматологический диктант»:
«5» - 0 ошибок
«4» -1 ошибка в ответе
«3» - 2 ошибки в ответе
«2» - 3 и более ошибок в ответе
Приложение № 4
Тест - эталонное задание
по теме «Общие вопросы дерматовенерологии»
Выберите правильный ответ:
1. В коже различают:
а) эпидермис, дерма. фасции, мышцы
б) эпидермис, гиподерма, дерма, хрящи
в) эпидермис, дерма, гиподерма, придатки кожи
г) эпидермис, дерма, хрящи, придатки кожи
2. Слоем, входящим в состав дермы является:
а) сосочковый
б) шиповатый
в) блестящий
г) зернистый
3. Укажите первичный морфологический элемент:
а) эрозия
б) папула
в) язва
г) рубец
4. Что не относится к придаткам кожи:
а) волосы
б) ногти
в) потовые железы
г) железы внутренней секреции
5. Укажите вторичный морфологический элемент:
а) пятно
б) узел
в) лихенификация
г) бугорок
6. К эндогенным факторам развития кожных заболеваний относят:
а) кислоты, щёлочи
б) лекарственные средства
в) авитаминозы
г) трение, давление
7. К экзогенным факторам развития кожных заболеваний относят:
а) трение, давление
б) нарушение обмена веществ
в) авитаминозы
г) глистные инвазии
8. Метод местного лечения – это:
а) витаминотерапия
б) применение примочек, компрессов
в) курортное лечение
г) антибиотикотерапия
Ответы к тест - эталонному заданию по теме «Общие вопросы дерматовенерологии»:
Номер вопроса | Правильный ответ | Номер вопроса | Правильный ответ |
1 | В | 5 | В |
2 | А | 6 | В |
3 | Б | 7 | А |
4 | Г | 8 | Б |
Критерии оценки к тест - эталонному тестированию:
«5» - 0 ошибок
«4» - 1- 2 ошибки
«3» - 3 - 4 ошибки
«2» - 5 и более ошибок
Приложение 5
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ п/п | ФИО студента | Решение задания «Дерматологический диктант» | Тестовое задание | Дополни-тельная активность студента | Итоговая оценка |
Приложение 6
Задания на самоподготовку к практическому занятию № 1 по теме «Сестринский уход за пациентами с аллергическими и инфекционными заболеваниями кожи»
- Читать конспект лекции № 1 «Общие вопросы дерматовенерологии».
- Читать учебную литературу (список литературы).
- Выполнить задания из рабочей тетради по теме «Общие вопросы дерматовенерологии».
Литература, рекомендуемая для самоподготовки:
Основные источники:
- Зудин Б.И., Кочергин Н.Г., Зудин А.Б. «Кожные и венерические болезни» учебник для медицинских училищ и колледжей/2-е изд., перераб. и доп. -М.: «ГЭОТАР -медиа» 2019.
Дополнительные источники:
- Лечение пациентов дерматовенерологического профиля/ И.А. Кобякова, С.Б. Кобяков. – Ростов н/д: Феникс 2019.
- Дерматовенерология: учебник/ Н.П. Стуканова. -М.: КНОРУС, 2020.