Учебно-методическое пособие

Бабина Екатерина Викторовна

"Общие вопросы дерматовенерологии".

"Организация сестринского ухода за новорожденными и детьми раннего возраста при различных заболеваниях".

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа

«Ямальский многопрофильный колледж»

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Тема: «Общие вопросы дерматовенерологии»

ПМ 02. «Участие в лечебно - диагностическом процессе»

МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»

по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

Преподаватель: Бабина Е.В.

.

Салехард

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ___________________________________________  4

Цель и требования к результатам освоения ___________________________ 9

Хронологическая карта занятия ____________________________________ 13

Вопросы для самоподготовки ______________________________________ 14

Схема интегративных связей темы занятия ___________________________15

Внутрипредметные связи _________________________________________  16

Этапы занятия и контроль их усвоения ______________________________ 17

Приложение 1 ___________________________________________________ 20

Приложение 2 ___________________________________________________ 21

Приложение 3 ___________________________________________________ 32

Приложение 4 ___________________________________________________ 39

Приложение 5 ___________________________________________________ 42

Приложение 6 ___________________________________________________ 43

Пояснительная записка

Кожные и венерические болезни относятся к древнейшей патологии рода человеческого и сопутствуют всем этапам его развития, приобретая иногда характер своеобразных эпидемий.

Первые описания различных поражений кожного покрова и видимых слизистых оболочек были даны еще за несколько тысячелетий до нашей эры в Китае, Индии, Египте. Тогда же обсуждались возможные причины этих болезней, предлагались различные методы их лечения и профилактики. Естественно, что эти сведения с точки зрения современной научной медицины были крайне примитивными, но они сыграли необходимую роль в формировании дерматовенерологии как научной дисциплины.

Дерматовенерология – самостоятельная медицинская специальность, включающая в себя дерматологию и венерологию.
Дерматология - раздел медицины, изучающий строение, функционирование и заболевания кожи и её придатков: волос, ногтей, а также слизистых оболочек, методы профилактики и лечения этих заболеваний
Венерология - наука о течении, лечении и предупреждении инфекций, передающихся половым путём

Актуальность изучения дерматовенерологии связана с:

  • Высокой распространённостью заболеваний кожи и ИППП;
  • Эмоциональной значимостью для пациентов;
  • Наличием кожных «знаков» соматических заболеваний;
  • Заразностью ряда дерматозов и половых инфекций для окружающих;
  • Риском стойкой утраты трудоспособности при некоторых хронических дерматозах;
  • Опасностью ряда острых аллергодерматозов для жизни.

Для осуществления сестринской помощи необходимы глубокие знания причин, механизмов развития и клинических проявлений дерматовенерологических заболеваний. Деятельность медицинской сестры предусматривает знания клинической фармакологии, особенно по применению наружных лекарственных средств. Большое значение имеет работа по формированию здорового образа жизни у больных и здоровых людей. Медицинская сестра должна иметь знания, касающиеся санитарно – эпидемического режима ЛПУ, инфекционной безопасности, а также стремиться быть нужной и полезной пациенту.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с программой и требованиями ФГОС, соответствует уровню подготовки студентов медицинских колледжей по профессиональному модулю ПМ 02 «Участие в лечебно – диагностическом процессе».

Цель данной методической разработки – формирование у студентов теоретических знаний по теме занятия, а также формировать профессиональные компетенции.

Код/шифр

компетенции

Содержание компетенции

Пути формирования компетенции

Общие компетенции

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессиональной деятельности.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Применение различных методов решения профессиональных задач.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Принимать решения при разборе профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

Налаживать контакты со студентами в «малых группах». Прислушиваться к мнению коллег и отстаивать правильную точку зрения.

Профессиональные компетенции

ПК 2.1

Представить информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств.

Выполнять и объяснять этапы сестринского вмешательства при уходе за пациентами с дерматовенерологическими заболеваниями. Умение использовать элементы эффективного общения с пациентом. Умение выбрать уровень и тип общения с пациентом.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

Выполнять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств.

В методической разработке определены цель и задачи занятия, отражены межпредметные и внутрипредметные связи, представлено оснащение занятия, подробно изложена хронологическая карта занятия, представлен план в соответствии со структурой проведения занятия. При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения.

Для проведения теоретического занятия по теме: «Общие вопросы дерматовенерологии» используются различные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Эти методы помогают вовлечь студентов в работу, осознать необходимость отработки умений и включиться в активную творческую деятельность.

Приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит задача - сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Для оценки исходного уровня знаний студентов используются различные формы контроля:

  • устный блиц – опрос на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»;
  • «Дерматологический диктант». Студенты выбирают «верные утверждения» из предложенных преподавателем, обосновывая свой ответ.

Для контроля усвоения материала обучающимися в процессе занятия используется следующий метод контроля: решение итоговых тестовых заданий.

В методической разработке все задания сопровождаются эталонами ответов. Для комплексной оценки работы студентов на занятии разработан оценочный лист. При организации и проведении занятия использованы технические средства и наглядно-иллюстративные материалы, отражающие основные положения темы занятия.

На протяжении всего занятия используется наблюдение, изучение деятельности студента в процессе обучения, что позволяет преподавателю выявить уровень достижения образовательных, воспитательных и развивающих целей занятия, установить недостатки в овладении материалом, оценить эффективность выбранной методики организации аудиторной работы, при необходимости наметить пути ее корректировки.

Таким образом, методическими целями данного занятия являются:

  • демонстрация методики организации аудиторной самостоятельной работы, разнообразие ее видов с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению;
  • использование активных методов обучения при выполнении аудиторной самостоятельной работы студентов и методов педагогической поддержки.

Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Тема занятия - «Общие вопросы дерматовенерологии»

Тип занятия - комбинированное.

Вид занятия - теоретическое.

Место проведения занятия – кабинет 308Е

Продолжительность - 90 минут.

Оснащение:

  • компьютер, мультимедийная установка, экран;
  • презентация на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»;
  • раздаточный материал с заданием «Дерматологический диктант»;
  • оценочный лист.

Цель занятия: Формирование теоретических знаний по общим вопросам дерматовенерологии и принципам сестринского ухода за больными.

Задачи:

  1. Учебная:
  • Формирование системы знаний по общим вопросам дерматовенерологии, которые научат делать выводы по предложенной теме.
  • Научить работать самостоятельно и в группах.
  1. Воспитательная:
  • Формирование чувства профессионального долга.
  • Формирование способности организовывать собственную деятельность.
  1. Развивающая:
  • Развитие логического и клинического мышления.
  • Развитие способности составлять и анализировать информацию.

Конкретные задачи

Номер и название компетенции

Студент должен знать

Студент должен уметь

Студент должен владеть

ПК 2.1

Представить информацию в понятном для пациента виде, объяснить ему суть вмешательств

1. Анатомию, гистоло-гию и физиологию кожи.

2. Этические аспекты общения с больными.

3.Причины, клиничес-кие проявления, методы диагностики, профилактики кожных и венерических заболеваний.

1. Соблюдать правила сбора информации.

2. Консультиро-вать пациента и его окружение по профилактике кожных и венерических заболеваний, обучать само-уходу.

Основами составления плана профилактичес-ких меро-приятий при данных патоло-гиях.

ПК 2.4

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

1. Методы общей и местной терапии в дерматологии.

2. Пути введения лекарственных препаратов.

Осуществлять фармакотерапию по назначению врача и консультировать пациента по применению лекарственных средств.

Правилами использования фармакологичес-ких средств по назначению врача.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Сущность и особенность будущей профессиональной деятельности.

Демонстрировать интерес к будущей профес-сиональной деятельности.

Информацией о профессиональ-ной деятель-ности среднего медперсонала.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество

Методы решения профессиональных задач

Применять раз-личные методы решения профес-сиональных задач

1.Методами организации собственной деятельности.

2. Способами решения про-фессиональных задач.

3. Методами оценки качества выполнения профессиональ-ных задач.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Способы поиска информации для выполнения

профессиональных задач.

Находить и использовать информацию для выполнения профессиональ-ных задач.

Методами поиска информации для решения профес-сиональных задач.

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

Принципы этики и медицинской деонтологии.

1.Налаживать контакты со студентами в «малых группах».

2.Прислушиваться к мнению коллег.

3.Отстаивать правильную точку зрения.

Методами и приемами общения в команде.

Хронологическая карта занятия

Организационная часть.

Проверка присутствующих. Концентрация внимания студентов, создание рабочей обстановки.

2 мин

Мотивация занятия.

Сообщение темы занятия, подчёркивается значение в профессиональной деятельности медсестры.

2 мин

Определение цели и задач занятия.

Объявление и запись цели занятия. Формулировка конечных результатов работы.

2 мин

Предварительный контроль. Блиц – опрос.

7 мин

Изложение нового материала

50 мин

Самостоятельная работа студентов.

Решение задания «Дерматологический диктант»

12 мин

Итоговый контроль. Программированный тест - контроль.

 12 мин

Подведение итогов. Оценка работы группы в целом

Домашнее задание. Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

2 мин

1 мин

Вопросы для самоподготовки

  1. Кожа – как орган
  2. Строение кожи
  3. Придатки кожи
  4. Возрастные особенности кожи
  5. Причины кожных заболеваний
  6. Первичные морфологические элементы сыпи
  7. Вторичные морфологические элементы сыпи
  8. Общее и местное лечение кожных и венерических болезней

Схема интегративных связей темы занятия

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

ИСТОКИ

(обеспечивающие предметы)

 «Общие вопросы дерматовенерологии»

ВЫХОД

(обеспечиваемые предметы)

ОП. 02 Анатомия и физиология человека

ОП. 03 Основы патологии

ОП.07 Фармакология

ПМ 04.

«Младшая медицинская сестра по уходу за больными»

ПМ 02.

МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Р 02.01.03 Сестринская помощь в терапии

ПМ 03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ    СВЯЗИ

ИСТОКИ.

ВЫХОД.

«Общие вопросы дерматовенерологии»

1.Сестринский уход за пациентами с аллергическими и инфекционными заболеваниями кожи.

2.Сестринский уход за пациентами с грибковыми и паразитарными  поражениями кожи.

3.Сестринский уход за пациентами с венерическими заболеваниями.

Этапы занятия и контроль их усвоения.

№ п/п

Этапы занятия

Формы, методы проведения

Цель деятельности

Формы контроля усвоения, обеспечение этапа

Примерное время

1

Вводная часть.

Организация занятия.

Формулировка темы и её обоснование

Определение целей занятия

Проверка

присутствующих.

Сообщается тема занятия, подчёр-кивается значе-ние в профессиональ-ной деятельности

медсестры.

Беседа. См. цели занятия.

Объявляются цели занятия и записываются.

Сконцентрировать внимание сту-дентов, создать рабочую обста-новку.

Создать поло-жительную моти-вацию познава-тельной деятель-ности. Раскрыть актуальность и значимость темы.

Сформулировать конечные результаты работы.

Журнал группы

Мультиме-дийная установка.

Рабочие тетради.

Мультиме-дийная установка.

Рабочие тетради.

2 мин

2 мин

2 мин

2

Основная часть.

Предваритель-ный контроль знаний.

Изложение нового материала.

Самостоятель-ная работа студентов.

Блиц - опрос.

Преподаватель читает лекцию с осуществлением обратной связи, с использованием методического материала.

Преподаватель инструктирует студентов по выполнению задания

«Дерматологический диктант».

Работа малыми группами по 2 -3 человека. Представитель каждой группы представляет вариант ответа. Другие студенты могут допол-нять, выска-зывать своё мнение.

Выявить исходный уровень, подготов-ка студентов к занятию.

Формирование новых знаний.

Развитие аналити-ческого мыш-ления, умения   использовать теоретические знания в решении конкретных задач.

Закрепление знаний по общим вопросам дермато-венерологии.

Контроль преподава-теля. Прило-жение № 1.

Приложение № 2.

Приложение №3. Раздаточный материал.

Контроль преподавателя. Взаимо-контроль.

7 мин

50 мин

2 мин

10 мин

3

Заключитель-ная часть.

Заключитель-

ный контроль.

Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

Программиро-ванный тест –контроль из 8 вопросов.

Студенты прове-ряют свою работу по эталонам ответов, ставят себе оценку.

Преподаватель даёт оценку работы группы в целом, выделяя лучших студен-тов. Студенты высказывают мнение о возмож-ных трудностях в усвоении материала.

Даётся задания на самоподготовку к практическому занятию «Сест-ринский уход за пациентами с аллергическими и инфекцион-ными заболева-ниями кожи.

Контроль выполнения целей занятия.

С целью получения 2 -х сторонней связи для совершенство-вания работы преподавателя.

Ориентировка в подготовке к следующему занятию.

Приложение № 4.

Контроль преподава-теля. Взаимо-контроль.

Приложе-ние №5.

Контроль преподава-теля.

Оценочный лист.

Приложение № 6.

12 мин

2 мин

1 мин

Приложение № 1  

Вопросы для блиц – опроса на тему «Общие вопросы дерматовенерологии»

Ответьте на предложенные вопросы:

№п/п

Вопросы

Ответ

1

В состав кожи входит 2 слоя.

Нет

2

Везикула – это полостной элемент с серозным содержимым.

Да

3

К придаткам кожи относятся волосы, ногти, сальные и потовые железы.

Да

4

Антибиотикотерапия – это метод общего лечения.

Да

5

Витаминотерапия – это метод местного лечения.

Нет

6

Нарушение обмена веществ относится к экзогенному фактору развития заболеваний.

Нет

7

Пятно – это ограниченное изменение цвета кожи.

Да

8

Волосы – это плотные роговые пластинки.

Нет

9

Перекись водорода относится к антипаразитарной группе лекарственных препаратов.

Нет

Приложение № 2  

«ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИИ»

Дерматовенерология — отрасль медицинской науки, изучающая заболевания кожи, которые являются проявлением патологии внутренних органов и систем, отражением на коже лишь части поражения всего организма. Дерма - кожа, венеро - от слова венерические болезни, логос - наука.

Актуальность проблемы:

  • Увеличивается количество кожных и венерических болезней.
  • Снижается иммунитет человека.
  • Появляется большое количество токсико - аллергических компонентов (экология, бытовая химия, частый приём разнообразных лекарственных препаратов).
  • Низкая культура в отношениях и профилактике распространения.

В связи с этим, являясь помощником врача, необходимо уметь разбираться в клинических проявлениях кожных и венерических болезней для того чтобы:

  • Не заразиться самим и не стать источником заражения для своих родных и близких.
  • Не допустить контакта других пациентов с другими больными.
  • Уметь различать «заразные и не заразные» заболевания кожи.
  • Грамотно помочь пациенту при его болезни.

Кожа - сложный и полифункциональный орган тела человека, осуществляющий связь организма с внешней средой. Кожа покрывает всё тело, выполняя ряд важных функций. Общая поверхность кожи взрослого человека около 1,5 квадратных метра, у новорожденных в 6 - 8 раз меньше. Вес кожи вместе с подкожной клетчаткой у взрослого человека составляет -17,7% общей массы тела. В области рта, носа, заднего прохода, мочеиспускательного канала и влагалища кожа переходит непосредственно в слизистые оболочки. В коже различают три отдела:

ЭПИДЕРМИС - поверхностный слой кожи, состоящий из 5 слоёв.

Базальный слой - самый нижний слой, состоит из одного ряда призматических клеток. В базальном слое происходит размножение, за счёт чего пополняются все слои эпидермиса. В клетках базального слоя откладывается пигмент МЕЛАНИН, который придаёт коже окраску и защищает подлежащие ткани от перегревания.

Следующий - шиповидный слой. Базальный и шиповидный слои образуют так называемый мальпигиев слой эпидермиса, в пределах которого разыгрываются основные патологические и физиологические процессы, в особенности при экссудативных дерматозах.

Зернистый слой - состоит из 1 - 3 рядов клеток.

Стекловидный слой. Хорошо выражен на ладонях и подошвах.

Роговой слой - самый поверхностный слой эпидермиса, состоит из мелких безъядерных клеток, содержащих кератин. Этот слой состоит из плотно прилегающих друг другу чешуек. Роговые чешуйки постоянно отпадают, вместе с ними с поверхности кожи удаляются микроорганизмы и загрязнения. Этот процесс называется физиологическим шелушением. Толщина этого слоя различна на отдельных участках. Наиболее развит он на ладонях и подошвах. Гиперкератоз - утолщение рогового слоя.

ДЕРМА (собственно кожа) состоит из 2-х слоёв: поверхностного сосочкового слоя, состоящего из рыхлой ткани. Более глубокого сетчатого слоя, который является основой кожи и состоит из переплетающихся между собой эластических и коллагеновых волокон, которые обеспечивают упругость кожи.

В дерме проходят кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания, располагаются сальные и потовые железы, корни волос.

ГИПОДЕРМА - подкожно - жировая клетчатка с проходящими в ней крупными сосудами и нервными стволами.

Толщина гиподермы различна на разных участках кожи, зависит от возраста и упитанности. Подкожная жировая клетчатка защищает кожу от разрывов и охлаждения.

Кожа снабжена нервами цереброспинальной (чувствительные нервы) и вегетативной (сосудодвигательные нервы, снабжающие гладкую мускулатуру) нервной системы. Кожа является обширным рецепторным полем. Среди концевых нервных аппаратов различают следующие образования:

  • осязательные экстрорецепторы, определяющие тактильную чувствительность тельца Мейснера.
  • осязательные клетки Меркеля. Колбы Круазе - холодовые рецепторы.
  • тельца Руффини расположены в дерме и воспринимают чувство тепла.
  • тельца Фатера - Пачини воспринимают чувство глубокого давления.

Кожа включает в себя придатки - волосы, ногти, сальные и потовые железы.

ВОЛОСЫ - развиваются из покровного эпителия. Определяют 3 типа волос: длинные (в области головы, подмышечных впадин, лобка), щетинистые (волосы бровей и ресниц), пушковые (располагающиеся по всему кожному покрову).

Волосы имеют стержень и корень. Корень заканчивается расширением - волосяной луковицей, которая является ростковой частью. Корень располагается в соединительнотканной сумке - волосяном фолликуле, к которому подходят сосуды и нервы.

НОГТИ - это плотные роговые пластинки, располагающиеся в ногтевом ложе. Участок кожи, на котором лежит ногтевая пластинка, называется ногтевым ложем. В ногте различают тело ногтя и корень - задняя часть ногтя. Сзади и с боков ноготь покрыт ногтевыми валиками. Эпителиальная часть ногтевого ложа, на которой лежит корень ногтя -матрица, за счёт неё происходит рост ногтя, полностью обновляется ногтевая пластинка в течение 115 дней.

ПОТОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ разделяются на два вида: эккринные и апокринные. Выводной проток оканчивается потовой порой. Количество потовых желёз достигает 3,5 млн.

Экринные - простые трубчатые железы, располагаются по всему кожному покрову. Особенно много их на ладонях и подошвах. Выделяемый пот имеет слабокислую реакцию и содержит воду, хлорид натрия и калия, аммиак, мочевину, ароматические кислоты, следы мочевой кислоты, белка, железа, фенола и др.

Апокринные потовые железы имеют альвеолярное строение, располагаются в подмышечных впадинах (до 16 желёз в каждой), в области сосков молочных желёз, крестца и промежности. Эти железы начинают функционировать в период полового созревания. Секреторная функция потовых желёз находится под влиянием ЦНС. Количество пота колеблется в зависимости от температуры тела и окружающей среды. Пот, увлажняя поверхность кожи, препятствует высыхания эпидермиса, испаряясь он усиливает теплоотдачу, то есть способствует терморегуляции и выводит из организма ненужные продукты обмена.

САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ - альвеолярные по строению железы. Они расположены в дерме по всему кожному покрову за исключением ладоней и подошв. Особенно много их на лице, волосистой части головы, в области грудины и межлопаточной области. Жир, выделяемый сальными железами, обеспечивает эластичность кожи, предохраняет роговой слой от мацерации и ограничивает испарение жидкости с поверхности кожи.

ФУНКЦИИ КОЖИ

  • ЗАЩИТНАЯ ФУНКЦИЯ. Кожа может выдерживать различные механические воздействия благодаря присущей эластичности за счёт наличия коллагеновых и эластических волокон, упругой подстилки в виде подкожной жировой клетчатки и прочного рогового слоя. Химические вещества, попадающие на кожу, задерживаются роговым слоем. После повреждения рогового слоя они могут попадать в кровь и лимфатические пути. Кожа защищает организм от повреждающего действия солнечного света благодаря наличию в ней пигмента меланина, который поглощает УФ лучи.  Кожа обладает бактерицидными свойствами.
  • КОЖА - ОРГАН ЧУВСТВ благодаря многочисленным рецепторам в коже, нервным волокнам, нервным тельцам.
  • ФУНКЦИЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ осуществляется ЦНС рефлекторно при участии рецепторов кожи, кровеносных сосудов и потовых желёз.
  • СЕКРЕТОРНАЯ ФУНКЦИЯ осуществляется деятельностью сальных и потовых желёз. Общее количество сала, выделяемое за неделю - от 100 до 300 гр. Оно выделяется в различные возрастные периоды по - разному. Состав сала: натуральный жир, эстеры холестерина, свободные жирные кислоты, фосфаты, хлориды. Суточное количество пота зависит от температуры окружающей среды. В среднем от 600 до 900 гр., а в особых условиях до 2 литров и более.
  • РЕЗОРБЦИОННАЯ (всасывательная) ФУНКЦИЯ кожи ограничена. Через неповреждённую кожу проникают газообразные и летучие вещества (хлороформ, эфир, сера и др.).
  • ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ кожи осуществляется путём газообмена: через кожу поглощается кислород и выделяется углекислый газ.
  • ОБМЕННАЯ ФУНКЦИЯ кожи сводится к минеральному (калий, натрий, кальций), водному и углеводному обмену.

ПРИЧИНЫ КОЖНЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Внешние (экзогенные) факторы:

  • Механические (трение, давление, растяжение)
  • Физические (воздействие высоких и низких температур, лучистой энергии)
  • Химические (кислоты, щёлочи, химические вещества, применяемые в быту и на производстве, лекарственные, косметические средства)
  • Биологические (вирусы, бактерии, грибы, простейшие, животные паразиты: вши, блохи, клещи)

Внутренние (эндогенные) факторы:

  • Функциональные нарушения нервной системы.
  • Эндокринные заболевания (гипофункция коры надпочечников).
  • Нарушение углеводного и липидного обмена.
  • Авитаминозы и гиповитаминозы (вит. А, вит. С, вит. РР).
  • Болезни органов пищеварения. Глистные инвазии.
  • Болезни печени и почек (аутоинтоксикация).
  • Болезни крови.
  • Инфекционные болезни.

ОБЩАЯ СИМПТОМАТОЛОГИЯ БОЛЕЗНЕЙ КОЖИ

Диагностика кожных заболеваний основана на тщательном осмотре и исследовании кожного покрова. Осмотр больного следует производить в тёплом, хорошо освещённом помещении, лучше при рассеянном свете. Объективными признаками болезней кожи являются разнообразные морфологические элементы сыпи.

Первичные (возникают на неизменённой до того коже) элементы сыпи:

ПЯТНО (macula) - изменение окраски кожи на ограниченном участке. Различают пятна: воспалительные, пигментные, геморрагические. Пятна воспалительного характера, возникающие вследствие расширения кровеносных сосудов, называются эритемой (крупные) и розеолой (мелкие). Пятна возникают в результате кровоизлияния в кожу (петехии, экхимозы). Пигментные пятна возникают в результате скопления (гиперпигментация веснушки) или, наоборот, уменьшения, а иногда и полного отсутствия на различных по величине участках кожи меланина (депигментация - витилиго, лейкодерма).

ВОЛДЫРЬ (urtica) - возникает в результате остро развивающегося и скоропреходящего отёка сосочков дермы. На коже появляются зудящие подушкообразные возвышения, довольно быстро исчезающие.

УЗЕЛОК (papula) - ограниченное уплотнение кожи, не имеющее полости. При разрешении папул остаётся нестойкая пигментация или депигментация.

БУГОРОК  (tuberculum) - бесполостное уплотнение в области дермы, образующееся в результате отложения воспалительного инфильтрата. Бугорок может подвергается распаду, изъязвлению, и оставляет после себя рубец. Возникает при сифилисе, туберкулёзе.

УЗЕЛ (nodus) - ограниченное уплотнение кожи в пределах гиподермы. Узлы могут иметь различные размеры и могут быть воспалительным и невоспалительными. Исход узла - образование рубца, рубцовая атрофия. Узлы бывают при туберкулёзе, сифилисе и других заболеваниях.

ПУЗЫРЁК (vesicula) - ограниченное возвышающееся полостное образование в эпидермисе размерами от 1 до 10 мм, содержащее серозную жидкость.

ГНОЙНИЧОК (pustula) - полость, заполненная гноем. Пустула, расположенная в эпидермисе - фликтена. Глубокая пустула (эктима) располагается в дерме и разрешается путём изъязвления и оставляет после себя рубец.

Вторичные (образуются из первичных в процессе их дальнейшего развития) элементы сыпи:

ЭСКОРИАЦИЯ - линейное повреждение эпидермиса и дермы, возникающее в результате расчёса кожи при зудящих заболеваниях. Заживает бесследно.

ТРЕЩИНА (fissure) - дефект кожи линейной формы. Возникает вследствие растяжения инфильтрированной кожи.

ЭРОЗИЯ (erosion) – поверхностный дефект кожи в пределах эпидермиса, возникающий при вскрытии первичного кожного элемента

ЯЗВА (ulcus) - глубокий дефект кожи (в пределах дермы или подкожной клетчатки). Язвы возникают в результате распада бугорка, узла.

КОРКА (crusta) - образуется в результате засыхания содержимого пузырей, пустул, отделяемого язв, эрозий. В зависимости от характера отделяемого корки могут быть серозными, гнойными, геморрагическими.

РУБЕЦ – замещение дефекта кожи грубой соединительной тканью.

ЧЕШУЙКА (squama) - роговые пластинки, отделяющиеся от рогового слоя вследствие утраты связи с ним. Чешуйки могут быть отрубевидными и пластинчатыми.

АТРОФИЯ (atrofio) - истончение всех слоёв кожи. Атрофия возникает если на месте патологического процесса формируется соединительная ткань без предшествующего поражения кожи.

ЛИХЕНИФИКАЦИЯ (lichenificatio) - Изменение кожи, характеризующееся уплотнением, чрезмерным усилением кожного рисунка

ВЕГЕТАЦИЯ - разрастание сосочков дермы и шиповидного слоя эпидермиса на поверхности язв, папул, эрозий.

Морфологические элементы сыпи являются основой диагностики кожных заболеваний. Их следует изучать в динамике.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕРМАТОВЕНЕРОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Лечение дерматовенерологических больных должно быть комплексное.

ОБЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ. Включает весь арсенал лекарственных средств, методов, применяемых в терапии внутренних болезней.

  1. Лекарственные средства, действующие на нервную систему:
  • Седативные
  • Транквилизаторы
  • Антидепрессанты
  • Психотерапия, лечение сном, гипноз.
  1. Десенсибилизирующие средства:
  • Препараты кальция (хлорид кальция, глюконат кальция)
  • Сульфата натрия 30 % раствор по 5 -10 мл внутривенно ежедневно или через день.
  1. Антигистаминные средства: димедрол, супрастин, диазолин, кларитин, зиртек.
  2. Витамины (С, РР, В1, И12, А и др.)
  3. Антибиотики. При кожных заболеваниях инфекционной этиологии применяют антибиотики, в частности группы пенициллина.
  4. Специфическая иммунотерапия. Используют для повышения сопротивляемости организма. Используют вакцины, сыворотки (стафилококковая, гоновакцина).
  5. Неспецифическая иммунотерапия
  • Аутогемотерапия (введение собственной крови больного).
  • Биогенные стимуляторы (экстракт алоэ, плаценты, стекловидное тело, апилак).
  • Пирогенные средства (пирогенал).
  • Метилурацил.
  1. Физиотерапевтические методы
  • Элетролечение
  • Светолечение
  • Водолечение
  • Тепловые процедуры
  • Криотерапия
  • Курортное лечение
  1. Диетотерапия.

Возникновение ряда заболеваний кожи может быть связано с нарушением обмена веществ, заболеваниями пищеварения, пищевыми интоксикациями. Диета назначается по индивидуальным показаниям в зависимости от характера заболевания пищеварительных органов. При аллергических заболеваниях -диета с ограничением углеводов, оказывает гипоаллергическое действие.

При острых воспалительных процессах - бессолевая диета.

При заболеваниях, сопровождающихся зудом -запрещается употребление в пищу консервов, копчёностей.

МЕСТНОЕ ЛЕЧЕНИЕ. Для местного лечения наиболее часто применяют:

  • Растворы антисептиков (фурацилин, риванол, сульфат цинка, резорцин).
  • Пудры (присыпки)
  • Взбалтываемые взвеси
  • Пасты
  • Кремы
  • Мази
  • Лаки
  • Аэрозоли

   

Самостоятельная работа студентов на занятии.

Этап.

Способ выполнения.

Контроль.

Время.

Выполнение задания - «Дерма-тологический диктант».

Студенты работают группами по 2 – 3 человека.

Внимательно прочитать данные задания и вставить в пропуски «верные ответы» из перечисленных вариантов.

Представитель каждой группы даёт вариант ответа.

Другие студенты могут дополнять, высказывать своё мнение.

12 минут.

Приложение № 3

«Дерматологический диктант»

Внимательно прочитайте и рассмотрите предложенные иллюстрации. Вставьте пропущенные слова (или буквы), используя варианты ответов.

Вариант № 1

УЗЕЛОК (papula) - ______________ элемент, характеризующийся поверхностным уплотнением в области __________________. Исходом является _____________ .

А) полостной                            Б) бесполостной

В) гиподермы                           Г) эпидермиса

Д) рубцевание                          Е) эпителизация

Вариант № 2

УЗЕЛ (nodus) - ____________ элемент, характеризующийся глубоким расположением в _______________ и большими размерами. Исходом является _____________ .

А) бесполостной                          Б) полостной

В) дерме                                        Г) эпидермисе

Д) рубцевание                               Е) эпителизация

Вариант № 3.

БУГОРОК (tuberculum) - _______________ , инфильтративный морфологический элемент, располагающийся в толще ______________. Исходом является _____________ .

А) вторичный                                 Б) первичный

В) эпидермиса                                Г) дермы

Д) рубцевание                                Е) эпителизация

Вариант № 4

ВОЛДЫРЬ (urtica) - _____________ первичный морфологический элемент, характеризующийся острым отёком ________________ слоя кожи. Исходом является _____________ .

А) бесполостной                                 Б) полостной

В) сетчатого                                        Г) сосочкового

Д) эпителизация                                 Е) рубцевание

Вариант № 5

ПУЗЫРЁК (vesicula) – полостной ___________ морфологический элемент, наполненный _____________ содержимым. Исходом является _____________ .

А) вторичный                                  Б) первичный

В) серозным                                    Г) гнойным

Д) рубцевание                                 Е) эпителизация

Вариант № 6

ЧЕШУЙКА (squama) - _____________ морфологический элемент, представленный ________________ пластинами кожи. Исходом является _____________ .

А) первичный                                   Б) вторичный

В) отшелушивающимися                Г) плотными

Д) эпителизация                              Е) рубцевание

Вариант № 7

ЯЗВА (ulcus) - ______________ морфологический элемент, глубокий дефект кожи с повреждением ___________ . Исходом является _____________ .

А) вторичный                                 Б) первичный

В) эпидермиса                                Г) дермы

Д) эпителизация                             Е) рубцевание

Вариант № 8

ЭРОЗИЯ (erosion) - _____________ морфологический элемент, поверхностный дефект кожи в пределах ____________ . Исходом является _____________ .

А) вторичный                                         Б) первичный

В) эпидермиса                                        Г) дермы

Д) эпителизация                                     Е) рубцевание

Вариант № 9

ЭСКОРИАЦИЯ (escorio) - _______________ морфологический элемент, повреждение кожи, возникающее в результате _____________ кожи при зудящих заболеваниях. Исходом является _____________ .

А) вторичный                                         Б) первичный

В) воспаления                                        Г) расчёсывания

Д) рубцевание                                          Е) эпителизация

Вариант № 10

ТРЕЩИНА (fissure) - ___________________ морфологический элемент, представляющий надрыв кожи линейной формы, проникающий через ____________ и поверхностные слои дермы. Исходом является _____________.

А) первичный                                       Б) вторичный

В) эпидермис                                        Г) гиподерма

Д) эпителизация                                   Е) рубцевание

Правильные ответы на задание «Дерматологический диктант»:

Вариант № 1 – Б (бесполостной). Г (эпидермиса), Е (эпителизация).

Вариант № 2 – А (бесполостной), В (дерме), Д (рубцевание).

Вариант № 3 – Б (первичный), Г (дермы), Д (рубцевание).

Вариант № 4 – А (бесполостной), Г (сосочкового), Д (эпителизация).

Вариант № 5 – Б (первичный), В (серозным), Е (эпителизация).

Вариант № 6 – Б (вторичный), В (отшелушивающимися), Д (эпителизация).

Вариант № 7 – А (вторичный), Г (дермы), Е (рубцевание).

Вариант № 8 – А (вторичный), В (эпидермиса), Д (эпителизация).

Вариант № 9 – А (вторичный), Г (расчёсывания), Е (эпителизация).

Вариант № 10 – Б (вторичный), В (эпидермис), Д (эпителизация).

Критерии оценки для задания «Дерматологический диктант»:

«5» - 0 ошибок

«4» -1 ошибка в ответе

«3» - 2 ошибки в ответе

«2» - 3 и более ошибок в ответе

Приложение № 4

Тест - эталонное задание

по теме «Общие вопросы дерматовенерологии»

Выберите правильный ответ:

1. В коже различают:

а) эпидермис, дерма. фасции, мышцы

б) эпидермис, гиподерма, дерма, хрящи

в) эпидермис, дерма, гиподерма, придатки кожи

г) эпидермис, дерма, хрящи, придатки кожи

2. Слоем, входящим в состав дермы является:

а) сосочковый

б) шиповатый

в) блестящий

г) зернистый

3. Укажите первичный морфологический элемент:

а) эрозия

б) папула

в) язва

г) рубец

4. Что не относится к придаткам кожи:

а) волосы

б) ногти

в) потовые железы

г) железы внутренней секреции

5. Укажите вторичный морфологический элемент:

а) пятно

б) узел

в) лихенификация

г) бугорок

6. К эндогенным факторам развития кожных заболеваний относят:

а) кислоты, щёлочи

б) лекарственные средства

в) авитаминозы

г) трение, давление

7. К экзогенным факторам развития кожных заболеваний относят:

а) трение, давление

б) нарушение обмена веществ

в) авитаминозы

г) глистные инвазии

8. Метод местного лечения – это:

а) витаминотерапия

б) применение примочек, компрессов

в) курортное лечение

г) антибиотикотерапия

Ответы к тест - эталонному заданию по теме «Общие вопросы дерматовенерологии»:

Номер вопроса

Правильный ответ

Номер вопроса

Правильный ответ

1

В

5

В

2

А

6

В

3

Б

7

А

4

Г

8

Б

Критерии оценки к тест - эталонному тестированию:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1- 2 ошибки

«3» - 3 - 4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок

Приложение 5

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

п/п

ФИО студента

Решение задания «Дерматологический диктант»

Тестовое задание

Дополни-тельная активность студента

Итоговая оценка

Приложение 6

Задания на самоподготовку к практическому занятию № 1 по теме «Сестринский уход за пациентами с аллергическими и инфекционными заболеваниями кожи»

  1. Читать конспект лекции № 1 «Общие вопросы дерматовенерологии».
  2. Читать учебную литературу (список литературы).
  3. Выполнить задания из рабочей тетради по теме «Общие вопросы дерматовенерологии».

Литература, рекомендуемая для самоподготовки:

Основные источники:

  1. Зудин Б.И., Кочергин Н.Г., Зудин А.Б. «Кожные и венерические болезни» учебник для медицинских училищ и колледжей/2-е изд., перераб. и доп. -М.: «ГЭОТАР -медиа» 2019.

Дополнительные источники:

  1. Лечение пациентов дерматовенерологического профиля/ И.А. Кобякова, С.Б. Кобяков. – Ростов н/д: Феникс 2019.
  2. Дерматовенерология: учебник/ Н.П. Стуканова. -М.: КНОРУС, 2020.


Предварительный просмотр: