Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта «Стрельба из лука»
Дополнительная предпрофессиональная программа по стрельбе из лука разработана и реализуется в соответствии и с учетом основных нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 14.12.2007 г. № 329-ФЗ;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ»;
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030» от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 3894-р
«О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» (с изменениями на 29 сентября 2022 года);
- Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука» от 09 ноября 2022г. № 955;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 г. № 730;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;
- Приказ Министерства спорта РФ от 20 декабря 2021 г. № 999 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (Приложение 33);
- Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (с изменениями на 7 июля 2022 года);
- Устав Спортивной школы г. Алдан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_strelba_iz_luka-1.docx | 165.53 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ_______________ |
Тренерским советом | Директор |
Спортивной школы г. Алдан | Спортивной школы г. Алдан |
Протокол №______ | Т.Д. Сардалбеков |
«____»_________________2023 г | «____»_________________2023 г |
Дополнительная предпрофессиональная программа по виду спорта
«Стрельба из лука»
составлена на основе
ФЕДЕРАЛЬНОГО СТАНДАРТА
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА,
утверждённого
приказом Минспорта России
от 09 ноября 2022 года № 955
Рецензенты: | Автор программы: |
Зам.директора по УВР: Гарифуллина М.А. | Тренер-преподаватель по стрельбе из лука: |
Методист 1 квалификационной категории: | Андреев А.В. |
Згонникова Г.С. |
Программа расчината на детей и подростков: от 10 лет
Срок реализации программы: 11 лет
Алдан, 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………3 I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………..5 | ||
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН……………………………………………………………….14 | ||
I | III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК………………………………………15 VI. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….17 | |
V. СИСИЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ……………………..39 | ||
V | ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ…….…44 |
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………..47
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная предпрофессиональная программа по стрельбе из лука разработана и реализуется в соответствии и с учетом основных нормативно-правовых документов:
- Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от г. № 329-ФЗ;
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ»;
- Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030» от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- Распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 3894-р
«О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» (с изменениями на 29 сентября 2022 года);
- Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука» от 09 ноября 2022г. № 955;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 г. № 196;
- Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 г. № 730;
- Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;
- Приказ Министерства спорта РФ от 20 декабря 2021 г. № 999 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (Приложение 33);
- Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (с изменениями на 7 июля 2022 года);
- Устав Спортивной школы г. Алдан.
Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ цели и задачи дополнительного образования отражают гуманистическую направленность и вариативность содержания дополнительного образования, которое призвано обеспечить здоровье, организацию содержательного досуга, формирование культуры, развитие способностей, личностное и профессиональное самоопределение обучающихся детей. Дополнительное образование включено в систему непрерывного образования в контексте современной парадигмы обучения на протяжении всей жизни и раздвигает границы возможностей данного вида образования в Российской Федерации. Новое законодательное содержание дополнительного образования определяет новые векторы развития дополнительного образования детей. Образовательная деятельность учреждений осуществляется при реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые направлены на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании.
В Спортивной школе г. Алдан в соответствии с уставными целями и задачами деятельность Учреждения по реализации дополнительной предпрофессиональной программы по стрелковому виду спорта «Стрельба из лука» соответствует специфике, современным требованиям и тенденциям в сфере образования, физической культуры и спорта в Российской Федерации, а также в силу собственного содержания и особенностей вида спорта, создает максимальные условия и возможности для физического образования, воспитания и развития детей, отбора и подготовки одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, организации досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни и занятий спортом.
Программа разработана для работы тренеров-преподавателей по стрельбе из лука с новичками и доведение их до лучников-спортсменов высокой квалификации.
Образовательная деятельность по дополнительной предпрофессиональной программе (далее Программа) по виду спорта «Стрельба из лука» в Спортивной школе г. Алдан рассчитана на 11 лет.
Цель: подготовка стрелков от новичков до спортсменов высокого класса, потенциального резерва сборных команд Республики Саха (Якутия), России посредством занятий стрельбой из лука.
Основными задачами реализации программы являются:
-формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
-формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
-формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;
-выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в стрельбе из лука;
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
-отбор одаренных детей;
-создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
-формирование знаний, умений, навыков в области ФК и С, в том числе в стрельбе из лука;
-подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки.
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области ФК и С;
-организацию досуга формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
I. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика
избранного вида спорта и его отличительные особенности
Стрельба из лука имеет тысячелетнюю историю. Искусство владеть луком высоко ценилось на заре развития человечества.
Лук-одно из самых древних видов оружия в истории человечества. Изобретенный много веков назад, он до сих пор служит людям, успешно заменяя охотничье ружье коренным обитателям амазонской сельвы, австралийского буша и тропических лесов Африки. Как вид спорта стрельба из лука зародилась в Швейцарии в 15 веке в память о легендарном Вильгельме Телле. Современные правила состязаний были выработаны в конце 19 века.
Стрельба из лука — вид спорта, в котором производится стрельба из лука стрелами на точность или дальность. Победителем является спортсмен или команда, которая наберёт больше очков, согласно правилам соревнований. Олимпийский вид спорта с 1900 года
В настоящее время стрельба из лука используется в физическом воспитании населения. У степных народов как Бурятия, Забайкальский край и Монголии стрельба из лука входит составной частью в программу празднеств и всевозможных состязаний.
Совершенствование техники стрельбы сопровождалось борьбой взглядов тренеров о выборе той или иной техники, приемов. Создание системы и дало возможность советским спортсменам долгое время быть лидерами и победителями на мировых первенствах. Организаторами и создателями этой школы стали энтузиасты-тренеры, ставшие затем профессионалами – это первые тренеры всесоюзного сбора лучников в 1967 году: Н.А Калиниченко, Г.А. Гордиенко, А.Ш. Балов, В.И. Полухин и многие другие.
Стрельба из лука относится к технически сложным видам спорта. Спортивные достижения в стрельбе из лука определяются в основном высоким уровнем специальной статической и динамической силовой выносливости, совершенством технического мастерства, высоким уровнем тактической и психической подготовленности.
В процессе стрельбы спортсмен вынужден многократно выполнять однообразные движения, связанные с удержанием оружия в момент прицеливания и точной обработкой выстрела. Эти движения требуют высокой степени чувствительности анализаторных систем организма. Малейшие изменения положения тела или его отдельных звеньев ведут к сокращению мышц, регулируя их пространственные перемещения. Длительное статическое напряжение рук при удержании оружия на весу вызывает излишнее утомление мышечной системы стрелка, что выражается в непроизвольных движениях в виде колебаний тела и оружия во время прицеливания. Снижение мышечного тонуса в процессе длительной работы стрелка нарушает устойчивое равновесие стрелка в процессе работы с оружием. В этой связи роль мышечного аппарата в обеспечении устойчивости тела стрелка становится значительной. В стрельбе из лука сила возвращения плеч в исходное положение отбрасывает оружие в сторону. Отдача оружия оказывает большое влияние на меткость стрельбы, особенно у новичков, значительно отклоняя его от первоначального направления, которое было дано ему во время прицеливания. Особую роль в нормальном функционировании организма спортсмена играет дыхательная система и способность к длительной задержке дыхания в процессе специальной работы. Важнейшим результатом длительной систематической тренировки стрелков из лука является увеличение мощности и емкости метаболических процессов, ответственных за обеспечение организма спортсмена энергией при напряженной мышечной деятельности. Высокому уровню тренированности спортсмена присуща высокая степень регуляции функционирования систем организма и координации движений, а также высокий уровень выполнения специальной технической работы. Уровень технической подготовленности спортсмена определяется двумя основными факторами – эффективностью и экономичностью движений. Критерием эффективности движений служит спортивный результат, критерием экономичности – способность спортсмена распределить собственные силы в процессе стрельбы.
Совершенствование технического мастерства связано с использованием информации двух видов – основной и дополнительной. Основная информация поступает от двигательного аппарата, непосредственно реализующего технические действия по выполнению выстрела из лука – рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, и отражает изменение в длине мышц, степени их напряжения, направления и скорости движений, расположении различных звеньев тела и т.п. К основной относится и информация о структуре движений, взаимодействии организма стрелка с внешней средой, поступающая от органов зрения и слуха, вестибулярного анализатора, рецепторов кожи.
Дополнительная информация направлена непосредственно на сознание обучаемого. Источником ее является рассказ и показ. Эта информация помогает составить представление о выполняемых движениях, допускаемых ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результативности двигательных действий в целом. Информация о движениях, поступающая в систему управления, играет значительную роль в образовании новых умений, в закреплении и автоматизации навыков, в совершенствовании техники стрельбы в целом. Из множества разнообразных двигательных действий отбираются и закрепляются только те, которые приводят к заданному результату. При повторении эти движения закрепляются и образуют прочный навык, в то время как остальные движения, не являющиеся по обобщенному анализу основной и дополнительной информации эффективными, не закрепляются. Поэтому в стрельбе из лука, где предметом углубленного технического совершенствования на протяжении многих лет является одно и то же действие – выполнение выстрела, наиболее трудной задачей является периодическое преобразование и обновление чрезвычайно прочно закрепленных действий для приведения их в соответствие с возросшим уровнем физической и психической подготовленности лучника.
Уровень физической подготовленности является объективно действующим фактором, оказывающим влияние на процесс становления и поддержания спортивной формы стрелков.
Большое значение физической подготовке в стрельбе из лука придается еще и потому, что стрелковые упражнения, характеризующиеся однообразным повторением одних и тех же действий, иногда превращаются в весьма утомительное занятие, снижающее интерес к процессу тренировки и ускоряющее появление признаков потери работоспособности. При этом автоматизированные процессы и двигательные навыки не обогащаются, а наоборот, возможности их дальнейшего совершенствования уменьшаются.
Этот фактор является иногда основной причиной прекращения роста спортивного мастерства при продолжающейся тренировке, а переутомление и потеря интереса к занятиям, наступающие из-за монотонной, однообразно выполняемой работы, приводят к снижению спортивных результатов. В связи с этим задачи и содержание физической подготовки должны учитывать специфику вида спорта и быть направлены на повышение эффективности спортивной деятельности стрелков из лука.
Отличительной особенностью стрельбы из лука как вида спорта является максимальная индивидуализация работы со спортсменами, что обусловлено необходимостью индивидуальной подгонки спортивного инвентаря, индивидуальными особенностями психики, биомеханики и тактильной чувствительности спортсменов. При организации работы необходимо учитывать и обеспечение безопасности спортсменов и окружающих во время учебно-тренировочных занятий и соревнований. Этим объясняется специфика организации тренировочного процесса.
Так же в связи с тем, что стрельба из лука является не очень динамичным (в плане двигательной активности) видом спорта и лучники испытывают в силу специфики своей деятельности большие психические нагрузки, целесообразно включать в занятия по ОФП бег, плавание, лыжи, спортивные игры, езду на велосипеде и т.д. Эти и подобные им виды деятельности обеспечивают положительный эмоциональный фон занятий, дают возможность уменьшить уровень нервно-психического напряжения, провести комплексное воздействие на различные системы организма стрелков. Особенно часто они используются при групповой форме проведения занятий.
Специфика организации обучения
Прием на обучение и срок освоения Программы осуществляется на основании результатов индивидуального отбора лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей Программы способности в области физической культуры и спорта. Порядок и сроки проведения отбора устанавливаются Учреждением самостоятельно.
Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки: этап начальной подготовки, тренировочный этап (периоды базовой подготовки и спортивной специализации) и этап совершенствования спортивного мастерства.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение Программы по индивидуальному учебному плану.
На 1 этап начальной подготовки зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ в возрасте от 11 лет желающие заниматься стрельбой из лука, имеющие справку о состоянии здоровья с заключением врача о возможности заниматься избранным видом спорта и заявление родителей. При приеме на обучение по Программе, Учреждение проводит отбор детей с целью выявления их способностей, необходимых для освоения Программы, в соответствии с Положением «О правилах приема и порядка отбора детей для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по стрельбе из лука», утвержденным приказом Учреждения. На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение дети, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).
По мере обучения и при переходе с этапа начальной подготовки на тренировочный этап, и далее на этап спортивного совершенствования приобретенные знания, умения и навыки у обучающихся по предметным областям Программы углубляются и расширяются.
На основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов выступления на официальных спортивных соревнованиях по стрельбе из лука обучающиеся переводятся на следующие этапы спортивной подготовки.
Освоение обучающимися Программы завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой Учреждением. К итоговой аттестации допускаются обучающиеся, освоившие Программу в полном объеме, прошедшие промежуточную аттестацию по всем предметным областям учебного плана. В промежуточную аттестацию входит сдача нормативов общей и специальной физической подготовки и сдача зачета на знание предметных областей Программы.
Для обучающихся, осваивающих Программу с дополнительным годом обучения итоговая аттестация проводится по завершении полного срока обучения.
В исключительных и обоснованных случаях, утверждённых решением Педагогического Совета, допускается переход спортсмена с этапа на этап экстерном или повторное прохождение этапа этого же уровня, но не более одного раза.
По окончанию обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по стрельбе из лука обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона от №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Срок освоения Программы для обучающихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, может быть увеличен на один год.
Учреждение имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом федеральных государственных требований и федеральных стандартов спортивной подготовки.
Реализация Программы обеспечивается педагогическими работниками и другими специалистами, имеющими соответствующее среднее профессиональное образование или высшее образование.
Доля специалистов, имеющих высшее образование, должна составлять не менее 25% от общего числа специалистов, обеспечивающих образовательный процесс по Программе.
На всех этапах подготовки могут привлекаться дополнительно к основному тренеру-преподавателю другие тренеры-преподаватели и специалисты, непосредственно обеспечивающие образовательный (в том числе тренировочный) процесс, при условии их одновременной с основным тренером-преподавателем работы с обучающимися.
Учреждение осуществляет обеспечение спортивной экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, проездом к месту проведения физкультурных и спортивных мероприятий и обратно, питанием и проживанием в период проведения физкультурных и спортивных мероприятий, а также осуществляет медицинское обеспечение обучающихся в порядке и объемах, установленных учредителем образовательной организации (приложение 1).
В процессе реализации дополнительной предпрофессиональной программы по стрелковому виду спорта «Стрельба из лука» в Спортивной школе г. Алдан предусмотрены следующие соотношения объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 50% до 80% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта, за исключением служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта);
- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;
- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 40% от общего объема учебного плана;
- специальные навыки в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;
- работа со спортивным и специальным оборудованием в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.
Структура системы многолетней подготовки (этапы, периоды)
Многолетняя спортивная подготовка спортсмена состоит из планомерного прохождения следующих этапов:
- этап начальной подготовки – до 3 лет;
- тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;
- тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет;
- этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.
Этап спортивной подготовки | Период | Срок подготовки |
Этап начальной подготовки (НП) | До одного года (НП-1) | До 3 лет |
Свыше одного года (НП-2) | ||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) (ТСС) | Базовая подготовка (ТСС-1, ТСС-2) | До 2 лет |
Спортивная специализация (ТСС-3, ТСС-4, ТСС-5) | До 3 лет | |
Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) | Весь период (ССМ-1, ССМ-2) | До 3 лет |
В ходе учебно-тренировочной работы должны решаться как общие, так и частные задачи, стоящие перед Спортивной школой г. Алдан на каждом из этапов многолетней подготовки спортсменов-лучников, основными из которых являются:
На этапе начальной подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, обеспечение разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание обшей выносливости, ловкости, координации движений, усвоение правил безопасности при обращении с луком, основных элементов техники стрельбы, изучение материальной части спортивного лука, развитие специальных физических качеств лучника, а также формирование у учащихся стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям по стрельбе из лука;
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) обучения различным стрелковым упражнениям и углубленной тренировки:
- дальнейшее укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, повышение уровня физической и специальной подготовленности, освоение и совершенствование техники стрельбы из лука, накопление опыта участия в соревнованиях, развитие моральных и специальных психических качеств спортсмена, приобретение навыков в судействе, обучение ведению дневника тренировок, умению анализировать свои выступления на соревнованиях;
На этапе совершенствования спортивного мастерства:
-дальнейшее развитие общих и специальных физических качеств, повышение уровня спортивно-технического, тактического мастерства за счет постепенного увеличения тренировочных и соревновательных нагрузок, достижение стабильности высоких технических результатов.
Разряды и спортивные звания присваиваются в соответствии с требованиями Единого всероссийского спортивного классификатора. Обычно этапам подготовки соответствуют следующие уровни мастерства спортсменов:
- этапу начальной подготовки соответствуют новички, выполнение нормативов
ОФП и юношеских спортивных разрядов;
- тренировочному этапу соответствуют массовые спортивные разряды, III, II и I спортивные разряды;
- этапу совершенствования спортивного мастерства соответствуют звания «Кандидат в мастера спорта России» и «Мастер спорта России»;
Тренировочный процесс включает в себя и состоит из следующих видов занятий:
- регулярных групповых практических тренировочных занятий (ГПЗ);
-тренировочных занятий по индивидуальным планам, в том числе самостоятельных занятий (ИСЗ);
- теоретических занятий, в том числе лекций, мастер-классов и семинаров (ЛЗ);
- участия в тренировочных сборах (УТС);
- участия в спортивных, в том числе оздоровительных лагерях (СОЛ);
- участия в спортивных соревнованиях (СОР);
- медицинских и восстановительных мероприятий (МЕД);
- методической подготовки, в том числе судейской, стажёрской и инструкторской практики, а также просмотра спортивных соревнований в качестве зрителя (МЕТ);
- Сдачи зачётов и нормативов (ЗАЧ).
График и объемы нагрузки в рамках образовательного процесса по годам по Программе представлен в таблице 1.
Таблица 1
Общий график и максимальные объемы нагрузки в рамках образовательного процесса по Программе
№ п/п | Этап спортивной подготовки | Период | Срок подготовки | Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю в академических часах | Кол-во недель | Кол-во часов в год |
1 | Этап начальной подготовки (НП) | До одного года (НП-1) | До 3 лет | 6 | 46 | 276 |
Свыше одного года (НП- > 1 года) | 6-8 | 46 | 276-368 | |||
2 | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) (ТСС) | Базовой подготовки (ТСС-1,2) | До 2 лет | 12-14 | 46 | 552-644 |
Спортивной специализации (ТСС-3,4,5) | До 3 лет | 14-16 | 46 | 644-736 | ||
3 | Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ) | Весь период (ССМ-1,2) | До 3 лет | 20-24 | 46 | 920-1104 |
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации программы, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:
на этапе начальной подготовки – 2 часов;
на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 часов;
на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Этап начальной подготовки (НП)
В группы начальной подготовки принимаются лица, желающие заниматься стрельбой из лука и не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду спорта. В качестве основных критериев для зачисления обучающихся и перевода по годам обучения учитываются: состояние здоровья и уровень физического развития; освоение элементов начальной технической подготовки; выполнение норм общей физической подготовленности, освоение предусмотренного программой объема тренировочных и соревновательных нагрузок по годам обучения и др.
На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнения контрольных нормативов для зачисления на тренировочный этап подготовки.
Основные задачи этапа:
- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
- освоение основ техники по виду спорта стрельба из лука;
- приобретение опыта выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;
- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
- укрепление здоровья спортсменов;
- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта стрельба из лука.
Тренировочный этап (ТЭ)
Этот этап состоит из двух периодов:
- базовой подготовки (2 года обучения);
- спортивной специализации (3 года обучения).
На тренировочный этап зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые обучающиеся, прошедшие не менее одного года необходимую подготовку, при выполнении ими требований по общей физической и специализированной подготовке.
Основные задачи этапа:
- общая и специальная физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовка;
- стабильность демонстрации спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях;
- формирование спортивной мотивации;
- укрепление здоровья спортсменов
Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ)
Группы совершенствования спортивного мастерства формируются из спортсменов, выполнивших спортивный разряд кандидата в мастера спорта. Основные задачи: дальнейшее повышение специальной физической, технической, тактической и психической подготовленности, совершенствование соревновательного опыта.
Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей.
Основные задачи этапа:
- повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
- совершенствование общих и специальных физических качеств, технической, тактической и психологической подготовки;
- стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
- поддержание высокого уровня спортивной мотивации;
- сохранение здоровья спортсменов;
-формирование мотивации на перенесение больших тренировочных нагрузок и целевой установки на спортивное совершенствование.
Минимальный возраст детей для зачисления на обучение и минимальное количество детей в группах
Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы - 10 лет. Максимальный возраст обучающихся по Программе составляет 18 лет (для учащийся молодежи до 21 года)
Требования к минимальному возрасту и наполняемости групп обучающихся, предусмотренные Программой, представлены в таблице 2.
Таблица № 2
Режим учебно-тренировочной работы на различных этапах подготовки, наполняемость учебных групп
и требования по спортивной подготовке
Этап спортивной подготовки/ продолжительность этапа в годах | Период обучения (года обучения) | Срок подготовки (год) | Максимальный объем тренировочной нагрузки в неделю (академ.час) | Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) | Минимальная наполняемость групп (чел.) | Требования физической, технической и спорт. подготовке |
Этап начальной подготовки (НП)/ два года | До года (НП-1) | 1 | 6 | 10* | 10 | Выполнение нормативов ОФП и юношеских спортивных разрядов |
Свыше 1 года (НП-2,3) | 2 | 6-8 | ||||
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) (ТСС)/ пять лет | Начальная специализация (ТСС-1,2) | До 3 лет | 12-14 | 12 | 8 | Выполнения нормативов ОФП, СФП массовые спортивные разряды, III, II и I спортивные разряды; |
Углубленная специализация (ТСС-3,4,5) | Свыше 3-х лет | 14-16 | 13 | |||
Этап совершенствования спортивного мастерства (ССМ)/ два года | ССМ-1,2 | 3 | 20-24 | 15 | 2 | Выполнение нормативов ОФП, СФП, КМС и МС |
*Примечание: Минимальный возраст зачисления может быть 10 лет при отсутствии медицинских противопоказаний к занятиям стрельбой из лука. Спортсмены данного возраста занимаются общей физической и специальной физической подготовки.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ
НА 46 НЕДЕЛЬ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Таблица № 3
№ п/п | Разделы подготовки | Этапы подготовки | ||||
НП | ТСС | ССМ | ||||
До года | Свыше года | До трех лет | Свыше трех лет | 1-2 | ||
1. | Объемы реализации по предметным областям (час) | |||||
Теория и методика ФК и С (часы и %) | 14 (5%) | 18 (4,9%) | 26 (4,0%) | 30 (4,1%) | 55 (5%) | |
ОФП и СФП (часы и %) | 69 (25%) | 87 (23,6%) | 192 (29,8%) | 205 (27,8%) | 276 (25%) | |
Избранный вид спорта (часы и %) | 125 (45%) | 164 (44,6%) | 258 (40%) | 299 (40,6%) | 498 (45%) | |
Специальные навыки (часы и %) | 27 (10%) | 47 (12,8%) | 83 (12,9%) | 91 (12,4%) | 110 (10%) | |
Работа со спортивным и специальным оборудованием (часы и %) | 27 (10%) | 35 (9,5%) | 55 (8,5%) | 74 (10%) | 110 (10%) | |
Самостоятельная работа (часы и %) | 14 (5%) | 17 (4,6%) | 30 (4,6%) | 37 (5%) | 55 (5%) | |
2. | Медицинское обследование | Не менее 2-х раз в год | ||||
Общее количество часов | 276 | 368 | 644 | 736 | 1104 | |
Количество часов в неделю | 6 | 8 | 14 | 16 | 24 |
СООТНОШЕНИЕ ОБЬЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО
ПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица № 4
Предметные области/ Этапы подготовки | Теоретическая подготовка | Общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка | Избранный вид | Специальные навыки | Работа со спортивным и специальным оборудованием | Самостоятельная работа |
1. ЭНП 2. ТЭ (ЭСС) 3. ЭССМ | 5-10% | 20-30% | не менее 40% | 10-15% | 10-15% | до 10% |
III. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п\п | Этапы, периоды, часы Предметная область | Этапы, периоды и годы спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | ||||
базовой подготовки | спортивной специализации | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
НП-1 | НП-2,3 | ТСС-1,2 | ТСС-3,4,5 | ССМ-1,2 | ||
Теория и методика ФК и С | 14 | 14 | 21 | 37 | 55 | |
История развития стрельбы из лука | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Место и роль физической культуры и спорта в современном обществе | 1 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
Основы спортивной подготовки и тренировочного процесса | 2 | 2 | 2 | 4 | 5 | |
Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта | 1 | 1 | 2 | 3 | 5 | |
Сведения о строении и функциях организма человека | 1 | 1 | 2 | 4 | 6 | |
Гигиенические знания, умения и навыки | 1 | 1 | 2 | 4 | 6 | |
Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни | 1 | 1 | 3 | 4 | 6 | |
Основы спортивного питания | 1 | 2 | 2 | 4 | 6 | |
Требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке | 2 | 2 | 2 | 4 | 7 | |
Требования техники безопасности при занятиях стрельбой из лука | 2 | 2 | 2 | 4 | 6 | |
2 | Общая физическая и специальная подготовка | 69 | 69 | 104 | 184 | 276 |
Комплексы физических упражнений | 29 | 29 | 50 | 84 | 130 | |
Основные физические качества (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и базирующиеся на них способности и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий стрельбы из лука | 19 | 19 | 25 | 50 | 71 | |
Укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию | 21 | 21 | 29 | 50 | 75 | |
3 | Избранный вид спорта – стрельба из лука | 125 | 125 | 186 | 330 | 498 |
Основы техники и тактики в стрельбе из лука | 66 | 60 | 90 | 166 | 246 | |
Приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях | 12 | 12 | 22 | 34 | 66 | |
Освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок | 12 | 12 | 22 | 34 | 40 | |
Специальные физические (двигательные) и психологические качества | 24 | 30 | 40 | 62 | 96 | |
Требования, норм и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по стрельбе из лука | 12 | 12 | 12 | 34 | 50 | |
4 | Специальные навыки | 27 | 27 | 41 | 74 | 110 |
Точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для стрельбы из лука специальными навыками | 2 | 2 | 2 | 6 | 10 | |
Профессионально необходимые физические качества в стрельбе из лука средствами специальных навыков | 4 | 6 | 7 | 14 | 22 | |
Степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владеть средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев | 2 | 2 | 3 | 6 | 8 | |
Арсенал тактико-технических действий для их использования в экстремальных условиях и критических ситуациях | 2 | 2 | 3 | 8 | 8 | |
Требования техники безопасности при самостоятельном выполнении специальных действий | 5 | 5 | 9 | 12 | 20 | |
Навыки сохранения собственной физической формы | 6 | 5 | 9 | 14 | 22 | |
Психологическая устойчивость к действиям в различных ситуациях и во время спортивных соревнований | 6 | 5 | 8 | 14 | 20 | |
5 | Спортивное и специальное оборудование | 14 | 14 | 21 | 37 | 55 |
Знание устройства спортивного и специального оборудования по стрельбе из лука | 3 | 3 | 5 | 5 | 13 | |
Умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование | 7 | 7 | 10 | 18 | 25 | |
Навыки содержания и ремонта спортивного и специального оборудования | 4 | 4 | 6 | 14 | 17 | |
6 | Самостоятельная работа | 14 | 14 | 21 | 37 | 55 |
Умение вести дневник тренировок. Самостоятельное выполнение заданий тренера-преподавателя. Учет физических упражнений, нагрузок. Фиксация режима дня. | 14 | 14 | 21 | 37 | 55 | |
Общее количество часов | 276 | 276 | 414 | 736 | 1104 | |
Количество часов в неделю | 6 | 6 | 9 | 16 | 24 |
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Содержание и методика работы
по предметным областям, этапам (периодам) подготовки
Теоретические подготовка может проводиться не только в форме теоретических занятий, лекций, бесед, но и как элемент практических занятий непосредственно в процессе спортивной тренировки. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.
В содержании учебного материала (таблица 5) выделены основные темы по предметным областям, которые охватывают знания, умения и навыки необходимые обучающимся для успешного овладения Программы.2
При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной им форме.
Таблица 5
Требования техники безопасности в процессе реализации Программы
1. Общие требования безопасности
К учебно-тренировочным занятиям в стрелковом тире или на стрельбище допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по обеспечению безопасности и профилактике травматизма во время занятий по стрельбе из лука.
Обучающиеся должны соблюдать правила безопасности при обращении со стрелковым и вспомогательным оборудованием, установленные режимы занятий и отдыха.
При проведении занятий в стрелковом тире или на стрельбище возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:
- травмы при использовании неисправного стрелкового оборудования;
- травмы при неправильном использовании вспомогательного оборудования и инструментов, а также тренажеров;
- травмы при нарушении правил пользования стрелковым оборудованием, а также при нарушениях установленных режимов занятий и отдыха;
- травмы из-за несоблюдения ширины разграничительной полосы при стрельбе на различные дистанции;
- травмы из-за несоблюдения учащимися правил поведения во время учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- травмы при извлечении стрел из щитов.
Занятия в стрелковом тире или на стрельбище необходимо проводить в спортивной одежде (тетива не должна цеплять детали одежды) и спортивной обуви с нескользкой подошвой.
В помещении спортивной школы должна быть медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи при травмах.
Тренер-преподаватель и обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Стрелковый тир должен быть оснащен средствами пожаротушения.
При использовании тренажеров учащиеся должны быть проинструктированы по безопасному их использованию.
О каждом несчастном случае с обучающимся пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить тренеру-преподавателю, который сообщает о несчастном случае администрации учреждения и принимает меры по оказанию первой помощи пострадавшему.
Во время занятий обучающиеся должны соблюдать правила ношения спортивной одежды и спортивной обуви, правила личной гигиены.
Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по обеспечению безопасности при проведении учебно-тренировочного процесса, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
2. Требования безопасности перед началом занятий
Тщательно проветрить стрелковый тир.
Надеть спортивную одежду и спортивную обувь с нескользкой подошвой.
Проверить исправность стрелкового и вспомогательного оборудования
Ознакомиться с правилами безопасности при занятиях стрельбой из лука.
3. Требования безопасности во время занятий
Каждую тренировку обязательно начинайте с разминки. Общая разминка в начале тренировки плавно подготовит организм к последующей работе.
Нельзя превышать установленную тренером нагрузку. Переутомление во время занятия может привести к травмам.
Нельзя использовать неисправное стрелковое и вспомогательное оборудование. При возникновении неисправности занятие должно быть приостановлено до ее устранения.
На учебно-тренировочных занятиях избегайте столкновений, шума, суетливости.
Ремонт стрелкового и вспомогательного оборудования должен проводиться тренером-преподавателем, оружейником или под их руководством. Инструменты и приспособления для ремонта должны быть исправны. Если ремонт производится учащимся под руководством тренера-преподавателя или оружейника, учащийся должен быть подробно проинструктирован о порядке действий и требованиях безопасности.
Во время занятий следует строго соблюдать правила безопасности при тренировочных занятиях на открытом воздухе и в зале:
При групповых занятиях стрельба может проводиться на различных дистанциях с общей или раздельной линией стрельбы. При стрельбе с общей линии расстояние между стрелками должно быть не менее 1 м. При стрельбе с раздельной линией стрельбы ширина разграничительной полосы, отделяющей одну дистанцию от другой, должна быть не менее 10 м.
При расстановке мишеней на площадке (в зале) следует придерживаться правила: более дальние дистанции находятся слева.
Ставить стрелу в тетиву можно тогда, когда зона мишеней и все пространство перед ними будет абсолютно свободно от людей.
Во время стрельбы не разрешается переходить площадку перед стреляющими.
Растягивать лук со стрелой разрешается только с линии стрельбы и в направлении мишеней.
Во время стрельбы (с растянутым луком) запрещается разговаривать с другими спортсменами или поворачиваться в сторону.
Окончив стрельбу необходимо отойти назад от линии стрельбы и дождаться, пока остальные лучники закончат стрельбу.
Идти к мишени разрешается только всем одновременно и только по сигналу руководителя стрельбы (тренера, инструктора, судьи). К мишени запрещается подходить всем одновременно, стрелы вынимаются по очереди.
Раздельная стрельба и раздельный подход разрешается только квалифицированным спортсменам (не ниже разряда взрослого) и при условии, что установлена разграничительная полоса, отделяющая одну дистанцию от другой (или одну мишень от другой), ширина которой не менее 10 м.
При подходе к мишеням и отходе от них можно двигаться только по прямой.
Категорически запрещается стрелять в воздух, вверх.
При приближении к щиту нельзя толпиться или отвлекаться во избежание травмирования глаз.
При извлечении стрел из щита следует придерживать щит одной рукой.
Нельзя передавать свой лук или стрелы кому бы то ни было – вы несете за них ответственность.
Во время соревнований участнику запрещается:
- растягивать лук, находясь вне линии стрельбы;
- производить стрельбу без сигнала;
- во время опробования луков до начала соревнования на линии стрельбы растягивать лук со стрелой.
Меры безопасности в обращении с луком, стрелами и технике стрельбы:
Необходимо следить за тем, чтобы на луке не было трещин или расслоения материала. Нельзя пользоваться неисправным луком.
Хранить лук следует в специально оборудованных шкафах или чемоданах для транспортировки в разобранном виде.
Необходимо регулярно проверять тетиву – нет ли на ней перетершихся нитей, надрывов и потертостей в месте, предназначенном для хвостовой части стрелы.
Во избежание обрыва тетивы или перелома лука нельзя отпускать тетиву без стрелы.
Не следует применять лук, который спортсмену не по силам.
Необходимо избегать использования стрел, имеющих трещины или расслоения (если стрелы пластмассовые или деревянные). Проверять стрелы нужно после каждой серии отстрела.
Необходимо пользоваться стрелами соответствующей длины для данного спортсмена. Нельзя стрелять слишком короткими стрелами.
Если стрела соскользнула с полочки во время растягивания лука, необходимо спокойно вернуться в исходное положение и начать снова, не следует подправлять стрелу пальцем и продолжать растягивать лук – стрела может сорваться.
Надо следить за тем, чтобы хвостовая часть стрелы не зажималась между пальцами, особенно во время отпускания тетивы.
При стрельбе необходимо всегда надевать защитную крагу на предплечье руки и напальчник.
После окончания серии необходимо уйти с линии стрельбы и оставить лук за линией безопасности (5 метров назад от линии стрельбы)
Внимательно слушайте и выполняйте все команды (сигналы) тренера-преподавателя, самовольно не предпринимайте никаких действий.
Запрещается заниматься с распущенными длинными волосами, в свободной одежде.
Не отвлекайтесь во время стрельбы. Не разговаривайте и не задавайте вопросы человеку, который находится на линии стрельбы.
При ухудшении самочувствия, сильной усталости следует немедленно сообщить об этом тренеру.
Соблюдайте чистоту и порядок в местах проведения тренировочных занятий и соревнований. Ставя луки после окончания серии, оставляйте проходы для людей.
Выполняйте требования безопасности во время занятий. Помните, что спортивный лук является оружием, и соблюдение этих простых правил сохранит Вашу жизнь и здоровье.
Выполнение требований техники безопасности во время занятий обязательно для всех обучающихся и тренеров.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При возникновении неисправности в стрелковом оборудовании необходимо прекратить занятия и сообщить об этом тренеру-преподавателю.
. При возникновении плохого самочувствия сообщить тренеру-преподавателю.
При получении обучающимся травмы немедленно сообщить об этом руководителю учреждения, оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение.
При возникновении пожара немедленно эвакуировать обучающихся, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения.
Требования безопасности по окончании занятий
Проверить исправность стрелкового оборудования, пересчитать стрелы. Разобрать лук, убрать лук, стрелы и снаряжение в шкафы для хранения. Навести порядок.
Снять спортивную одежду, спортивную обувь и принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Проверить противопожарное состояние стрелкового тира.
Объемы максимальных тренировочных нагрузок
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации программы, рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать: на этапе начальной подготовки – 2 часов; на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – 3 часов; на этапе совершенствования спортивного мастерства – 4 часов.
При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.
Объем максимальных тренировочных нагрузок в рамках Программы представлены в таблице 6.
Таблица 6
Этапный норматив | Этапы, периоды спортивной подготовки | ||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации) | Этап совершенствования спортивного мастерства | |||
НП-1 | НП-2,3 | ТСС-1, 2 | ТСС-3,4,5 | ССМ-1,2 | |
Количество часов в неделю | 6 | 6-8 | 12-14 | 14-16 | 20-24 |
Количество тренировок в неделю | 3 | 3 | 4-5 | 6 | 6 |
Общее количество часов в год | 276 | 276-368 | 552-644 | 552-736 | 920-1104 |
Общее количество тренировок в год | 138 | 138 | 2ч.-138 зан. 3ч.-46 зан. | 3ч.-184 зан. 2ч. -92зан. | 4ч. – 276 зан. |
V. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Комплексы контрольных упражнений
для оценки результатов освоения Программы
Контрольные упражнения и нормативы для зачисления обучающихся на этап начальной подготовки представлены в таблице 7
Таблица 7
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для зачисления обучающихся на этап начальной подготовки
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Челночный бег 3 x 10 м (не более 10 с) | Челночный бег 3 x 10 м (не более 10,5 с) |
Скоростно-силовые качества | Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,8 м) | Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,3 м) |
Подъем туловища из положения лежа (не менее 25 раз) | Подъем туловища из положения лежа (не менее 20 раз) |
Контрольные упражнения и нормативы для промежуточной оценки результатов освоения Программы на этапе начальной подготовки и перевода на тренировочный этап, представлены в таблице 8.
Таблица 8
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для оценки результатов освоения Программы на этапе начальной подготовки и перевода на тренировочный этап
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Быстрота | Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,5 с) | Челночный бег 3 x 10 м (не более 10,0 с) |
Скоростно-силовые качества | Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 4,0 м) | Бросок набивного мяча 1 кг (не менее 3,5 м) |
Подъем туловища из положения лежа (не менее 35 раз) | Подъем туловища из положения лежа (не менее 30 раз) | |
Выносливость | Натяжение тетивы лука до касания подбородка (не менее 13 раз) | Натяжение тетивы лука до касания подбородка (не менее 11 раз) |
Техническое мастерство | Обязательная техническая Программа | Обязательная техническая программа |
Спортивный разряд | Третий спортивный разряд |
Контрольные упражнения и нормативы для промежуточной оценки результатов освоения Программы на тренировочном этапе и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства, представлены в таблице 9.
Таблица 9
Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
для оценки результатов освоения Программы на тренировочном этапе и перевода на этап совершенствования спортивного мастерства
Развиваемое физическое качество | Контрольные упражнения (тесты) | |
Юноши | Девушки | |
Скоростно-силовые качества | Прыжок в длину с места (не менее 190 см) | Прыжок в длину с места (не менее 155 см) |
Подтягивание на перекладине, раз (не менее 6 раз) | Подтягивание на перекладине (не менее 4 раз) | |
Подъем туловища из положения лежа (не менее 35 раз) | Подъем туловища из положения лежа (не менее 30 раз) | |
Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя (не менее 7,5 м) | Бросок набивного мяча 1 кг из-за головы в положении сидя (не менее 4,5 м) | |
Выносливость | Удержание растянутого лука в позе изготовки (не менее 40 с) | Удержание растянутого лука в позе изготовки (не менее 35 с) |
Натяжение тетивы лука до касания подбородка (не менее 18 раз) | Натяжение тетивы лука до касания подбородка (не менее 17 раз) | |
Спортивный разряд | Кандидат в мастера спорта |
Результаты освоения теоретических знаний по предметным областям Программы оцениваются в ходе собеседования обучающегося в форме зачет/незачет. По итогам каждого этапа обучения и всей Программы, обучающиеся должны показать достаточный уровень знаний, которые соответствуют каждому этапу спортивной подготовки. В итоговую аттестацию входят вопросы на выбор из каждой предметной области и этапа подготовки.
Методические указания
по организации промежуточной (после каждого этапа обучения)
и итоговой (после освоения Программы) аттестации обучающихся
При проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся учитываются результаты освоения Программы по каждой предметной области. Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации определяется образовательной организацией.
Оценка степени освоения Программы обучающимися и контрольные испытания (аттестация) обучающихся по Программе состоит из комплекса мероприятий:
- промежуточная аттестация на каждом этапе спортивной подготовки;
- итоговая аттестация обучающихся по Программе;
Промежуточная аттестация включает в себя сдачу нормативов:
- контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке по стрельбе из лука;
- сдачу зачета на знание предметных областей Программы.
Сдача контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке по стрельбе из лука проводится в соревновательной обстановке в конце каждого учебного года, соответствующего этапа обучения, в мае.
Сдача зачета на знание предметных областей Программы, соответствующего этапа обучения, проводится в форме собеседования в апреле.
Промежуточная аттестация считается успешно пройденной в случае, если обучающийся выполнил нормативы не менее чем на 80% упражнений комплекса контрольных нормативов по стрельбе из лука этапа подготовки и сдал зачет на знание предметных областей Программы данного этапа спортивной подготовки. Показатели испытаний регистрируются в журнале и личных карточках (дневниках) обучающихся.
По результатам выступления на официальных соревнованиях и результатов сданных нормативов, обучающиеся переводятся на следующий год (этапа подготовки), либо остаются повторно на том же уровне для дополнительного прохождения этапа, только один раз за весь период обучения. Окончательное решение о переводе обучающегося принимает Педагогический совет.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по итогам освоения Программы обучающимися и включает в себя сдачу контрольных нормативов по общей физической и специальной физической подготовке по стрельбе из лука, сдачу зачета на знание предметных областей Программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится по итогам 9 лет обучения (10 лет в случае дополнительного года обучения) в Учреждении, по окончании последнего учебного года. Итоговая аттестация считается успешной в случае, если обучающийся продемонстрировал достаточный уровень освоения теоретического и практического материала по Программе – получил зачет по теоретической подготовке и выполнил нормативы не менее чем на 80% упражнений комплекса контрольных упражнений по виду спорта.
Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки
Результатом освоения дополнительной предпрофессиональной программы по виду спорта «Стрельба из лука» в Спортивной школе г. Алдан является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
1. в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта (за исключением служебно-прикладных и военно-прикладных видов спорта); общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние);
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
2. в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.
3. в области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.
4. в области специальных навыков:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для избранного вида спорта специальными навыками;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества в избранном виде спорта средствами специальных навыков;
- умение определять степень опасности и использовать необходимые меры страховки и самостраховки, а также владеть средствами и методами предупреждения травматизма и возникновения несчастных случаев;
- владение широким арсеналом тактико-технических действий для их использования в экстремальных условиях и критических ситуациях;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении специальных действий;
- формирование навыков сохранения собственной физической формы;
- обладание психологической устойчивостью к действиям в различных ситуациях и во время спортивных соревнований.
5. в области спортивного и специального оборудования:
- знания устройства спортивного и специального оборудования по избранному виду спорта;
- умение использовать для достижения спортивных целей спортивное и специальное оборудование;
- навыки содержания и ремонта спортивного и специального оборудования.
VI. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от г. № 329-ФЗ;
2. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ»;
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030» от 31 марта 2022 г. № 678-р;
4. Распоряжения Правительства РФ от 28 декабря 2021 года № 3894-р
«О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года» (с изменениями на 29 сентября 2022 года);
#1055;риказа Министерства спорта РФ «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта стрельба из лука» от 09 ноября 2022г. № 955;
Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 09 ноября 2018 г. № 196;
6. Приказа Министерства спорта РФ «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта к срокам обучения по этим программам» от 12 сентября 2013 г. № 730;
7. Приказ Министерства спорта Российской Федерации «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» от 27 декабря 2013 г. № 1125;
8. Приказ Министерства спорта РФ от 20 декабря 2021 г. № 999 "Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (Приложение 33);
9. Приказ Министерства спорта РФ от 30 октября 2015 г № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации (с изменениями на 7 июля 2022 года);
10. Барчуков, И.С. Физическая культура[текст]: учебник для студ. учр. высш. проф. образ. / И.С. Барчуков, под общ. ред. Н.Н. Маликова. – 7-е изд. – М.: Академия, 2013. – 528 с.
- Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта[текст] / Л.В. Волков. – К.: Олимпийская литература, 2002. – 296 с.
- Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта[текст]: учебное пособие для студентов высш. пед. учебное заведений, обучающ. по спец. "Физическая культура и спорт" / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия, 2000. – 288 с.
- Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре [текст]: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки «Пед. образование» профиль «Физ. культура» / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка. – М.: Академия, 2013. – 256 c.
- Ливашов, И.С. Путь лука. Традиционная стрельба из лука (Англия, Япония, Индия, Китай, Корея)[текст] / И.С. Ливашов. – М.: Либроком, 2014. – 136 с.
- Тарасов, П.Ю. Построение тренировочных нагрузок силовой направленности в годичном цикле подготовки квалифицированных стрелков из лука: автореф. дис. … канд. пед. наук: – Москва, 2013. – 24с.
- Тарасова, Л.В., Манханов З.С. Специальная работоспособность высококвалифицированных стрелков из лука // Вестник спортивной науки. – 2008. – № 4. – С. 44-46
- Тарасова, Л.В. Механизм энергообеспечения стрелков из лука в процессе спортивной тренировки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – №7 – С. 102-105
- Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта[текст]:учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений / Ж.К. Холодов, Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.
- Шилин, Ю.Н. Спортивная стрельба из лука. Теория и методика обучения[текст] / Ю.Н. Шилин, Е.Н.Белевич. – М.: Дивизион, 2011. – 280 с.
- Шилин, Ю.Н. Стрельба из лука: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР, школ высшего спортивного мастерства[текст] / Ю.Н. Шилин, Л.В.Тарасова, А.А. Насонова. – М.: Советский спорт, 2006. – 136 с.
Интернет ресурсы:
- Министерство спорта РФ-;
- Министерство образования и науки РФ- минобрнауки.рф
- Федерация стрельбы из лука России - и
- Стрельба из лука в России -
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ОБОРУДОВАНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ,
НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
Таблица 1
N п/п | Наименование | Единица измерения | Количество изделий |
Оборудование, спортивный инвентарь | |||
Спортивный классический лук, в сборе | штук | 12 | |
Стрелы для спортивного лука, в сборе | штук | 96 | |
Заколка для мишени | штук | 48 | |
Мишень для стрельбы из лука | штук | 24 | |
Подставка для лука и стрел | штук | 12 | |
Щит мишени для стрельбы из лука | штук | 6 | |
Флажок для указания направления ветра при стрельбе из лука | штук | 6 | |
Дополнительное и вспомогательное оборудование, инвентарь | |||
Тележка для перевозки щитов мишеней стрельбы из лука | штук | 2 | |
Канат для ограждения площадки для стрельбы из лука | метров | 300 | |
Лента полихлорвиниловая, ширина 5 - 6 см | метров | 2000 | |
Стойка для ограждения канатом площадки для стрельбы из лука | штук | 50 | |
Медицинбол переменной массы от 1 до 5 кг | комплект | по 1 | |
Скакалка гимнастическая | штук | 12 | |
Эспандер плечевой | штук | 12 | |
Эспандер двойного действия | штук | 12 | |
Эспандер резиновый ленточный | штук | 12 | |
Насос для накачивания мячей | комплект | 1 | |
Комплект приспособлений для проверки луков | комплект | 1 | |
Бинокль | штук | 12 |
Спортивный инвентарь, передаваемый в индивидуальное пользование | |||||||||
N п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации | Этап совершенствования спортивного мастерства | |||||||
коли- чество | срок эксплуатации (лет) | коли- чество | срок эксплуатации (лет) | коли- чество | срок эксплуатации (лет) | ||||
Спортивный Классический лук | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Колчан для стрел | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Древко для стрел | штук | на занимающегося | - | - | 12 | 1 | 12 | 1 | |
Наконечники | штук | на занимающегося | - | - | 12 | 1 | 12 | 1 | |
Клей для оперенья | тюбик | на занимающегося | - | - | 2 | 1 | 3 | 1 | |
Оперенье для стрел | штук | на занимающегося | - | - | 50 | 1 | 100 | 1 | |
Хвостовики для стрел | штук | на занимающегося | - | - | 50 | 1 | 100 | 1 | |
Кликер | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Нить для тетивы | бобина | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Плечи к луку | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 2 | 2 | |
Плунжер | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | |
Полочка для лука | штук | на занимающегося | - | - | 10 | 1 | 10 | 1 | |
Прицел | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 3 | 1 | 3 | |
Рукоятка к луку | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 1 | |
Стабилизаторы | комплект | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Трубка для стрел с наконечниками | штук | на занимающегося | - | - | 12 | 1 | 24 | 1 | |
Ящик упаковочный для лука и стрел | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 |
ОБЕСПЕЧЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ЭКИПИРОВКОЙ
N п/п | Наименование | Единица измерения | Расчетная единица | Этапы спортивной подготовки | |||||||
Этап начальной подготовки | Тренировочный этап (этап спортивной специализации | Этап совершенствования спортивного мастерства | Этап высшего спортивного мастерства | ||||||||
коли- чество | срок эксплуа- тации | коли- чество | срок эксплуа- тации | коли- чество | срок эксплуа- тации | коли- чество | срок эксплуа- тации | ||||
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование | |||||||||||
Брюки спортивные | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Костюм спортивный специальный | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Костюм спортивный утепленный | штук | на занимающегося | - | - | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Крага | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Кроссовки спортивные | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Нагрудник | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Напальчник для стрельбы | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | |
Сапоги резиновые | пар | на занимающегося | - | - | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |
Футболка спортивная | штук | на занимающегося | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Приложение N 53
к приказу Минспорта России
от 20 декабря 2013 г. N 1099
НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ
ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ВИДУ СПОРТА "СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА"
5. Требования и условия их выполнения для присвоения спортивных званий и разрядов.
МСМК присваивается с 16 лет;
МС - с 14 лет; КМС - с 13 лет
N п/п | Спортивная дисциплина | Единицы измерения | МСМК | МС | КМС | Спортивные разряды | Юношеские спортивные разряды | |||||||||||||
I | II | III | I | II | III | |||||||||||||||
м | ж | м | ж | м | ж | м, ю | ж, д | м, ю | ж, д | м, ю | ж, д | ю | д | ю | д | ю | д | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
КЛ - 12 м (30 + 30 выст.) | Очки | 420 <*> | 410 <*> | 410 <*> | 405 <*> | 400 <*> | 400 <*> | |||||||||||||
<*> Условие: только для юношей и девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
КЛ - 18 м (30 + 30 выст.) + финал | Очки | 586 | 582 | 570 | 566 | 530 | 525 | 500 | 490 | 455 | 450 | 415 | 410 | 375 | 370 | 335 | 330 | 295 | 290 | |
КЛ - 50 м, 30 м (72 выст.) | Очки | 550 | 540 | 530 | 520 | 480 | 470 | 430 | 420 | 400 | 390 | 370 | 360 | |||||||
КЛ - 60 м (36 + 36 выст.) + финал | Очки | 625 <*> | 605 <*> | 595 <*> | 580 <*> | 545 <*> | 525 <*> | 510 <*> | 490 <*> | |||||||||||
<*> Условие: только для юношей и девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
КЛ - 60 м, 50 м, 40 м, 30 м (144 выст.) + 60 м финал | Очки | 1230 <*> | 1170 <*> | 1100 | 1050 | 1000 | 950 | 900 | ||||||||||||
<*> Условие: только для девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
КЛ - 70 м (36 + 36 выст.) + финал | Очки | 670 | 664 | 640 | 630 | 615 | 600 | 580 | 560 | 530 | 510 | 500 | 480 | |||||||
КЛ - 70 м (72 выст.) | Очки | 630 | 600 | 560 | 510 | 480 | ||||||||||||||
КЛ - 70 м, 60 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 60 м финал | Очки | 1220 <*> | 1155 <*> | 1090 <*> | 1040 <*> | 990 | 940 | 890 | ||||||||||||
<*> Условие: только для юношей (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
КЛ - 70 м, 60 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 70 м финал | Очки | 1320 | 1250 | 1180 | 1120 | 980 | 900 | |||||||||||||
КЛ - 90 м (72 выст.) | Очки | 580 | 540 | 500 | 460 | 420 | ||||||||||||||
КЛ - 90 м, 70 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 70 м финал | Очки | 1320 | 1250 | 1180 | 1120 | 980 | 900 | |||||||||||||
БЛ - 12 м (30 + 30 выст.) | Очки | 440 <*> | 430 <*> | 430 <*> | 420 <*> | 420 <*> | 410 <*> | |||||||||||||
<*> Условие: только для юношей и девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
БЛ - 18 м (30 + 30 выст.) + финал | Очки | 586 | 582 | 570 | 565 | 530 | 525 | 500 | 490 | 455 | 450 | 415 | 410 | 375 | 370 | 335 | 330 | 295 | 290 | |
БЛ - 50 м (36 + 36 выст.) + финал | Очки | 700 | 690 | 680 | 670 | 660 | 650 | 640 | 630 | 620 | 610 | 600 | 590 | |||||||
БЛ - 50 м, 30 м (72 выст.) | Очки | 575 | 565 | 550 | 540 | 500 | 490 | 450 | 440 | 420 | 410 | 390 | 380 | |||||||
БЛ - 60 м (36 + 36 выст.) + финал | Очки | 650 <*> | 640 | 620 <*> | 610 <*> | 570 <*> | 560 <*> | 530 <*> | 510 <*> | |||||||||||
<*> Условие: только для юношей и девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
БЛ - 60 м, 50 м, 40 м, 30 м (144 выст.) + 60 м финал | Очки | 1280 <*> | 1220 <*> | 1160 <*> | 1100 <*> | 1050 <*> | 1000 <*> | 950 <*> | ||||||||||||
<*> Условие: только для девушек (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
БЛ - 70 м (36 + 36 выст.) + финал | Очки | 685 | 675 | 660 | 655 | 640 | 620 | 610 | 585 | 555 | 535 | 525 | 505 | |||||||
БЛ - 70 м (72 выст.) | Очки | 655 | 620 | 585 | 535 | 505 | ||||||||||||||
БЛ - 70 м, 60 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 60 м финал | Очки | 1280 <*> | 1210 <*> | 1080 <*> | 1000 <*> | 920 <*> | 850 <*> | 800 <*> | ||||||||||||
<*> Условие: только для юношей (14 - 17 лет). | ||||||||||||||||||||
БЛ - 70 м, 60 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 70 м финал | Очки | 1380 | 1300 | 1230 | 1140 | 1020 | 950 | |||||||||||||
БЛ - 90 м (72 выст.) | Очки | 640 | 600 | 530 | 500 | 450 | ||||||||||||||
БЛ - 90 м, 70 м, 50 м, 30 м (144 выст.) + 70 м финал | Очки | 1370 | 1300 | 1230 | 1160 | 1020 | 950 | |||||||||||||
Иные условия | 1. МСМК присваивается при выполнении нормы на спортивных соревнованиях не ниже статуса международных спортивных соревнований, включенных в ЕКП. 2. МС присваивается за выполнение нормы на соревнованиях, имеющих статус не ниже чемпионата федерального округа, зональных отборочных соревнований, чемпионатах г. Москвы, г. Санкт-Петербурга или первенства федерального округа, зональных отборочных соревнований, первенствах г. Москвы, г. Санкт-Петербурга среди юниоров, юниорок (18 - 20 лет), юношей, девушек (14 - 17 лет). 3. КМС присваивается за выполнение нормы на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации. 4. I, II, III спортивные разряды, юношеские спортивные разряды присваиваются за выполнение нормы на официальных спортивных соревнованиях любого статуса. 5. Присвоение МСМК, МС, КМС, I - III спортивных разрядов, юношеских спортивных разрядов присваивается по результату квалификационного раунда. 6. Первенства России проводятся в возрастных категориях: юниоры, юниорки (18-20 лет), юноши, девушки (14-17 лет). 7. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований. |
Сокращения, используемые в настоящих нормах, требованиях и условиях их выполнения по виду спорта "стрельба из лука":
МСМК - спортивное звание мастер спорта России международного класса;
МС - спортивное звание мастер спорта России;
КМС - спортивный разряд кандидат в мастера спорта;
I - первый;
II - второй;
III - третий;
ЕКП - Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
м - мужчины;
ж - женщины;
ю - юноши;
д - девушки.