Рабочая программа ОП.07 Моделирование зубов для специальности 31.02.05, стоматология ортопедическая
Рабочая программа ОП.07 Моделирование зубов,предназначена для специальности 31.02.05 стоматология ортопедическая квалификация: зубной техник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РП 2023 ОП.07 Моделирование зубов | 59.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Читинский медицинский колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 «Моделирование зубов»
Специальность 31.02.05, стоматология ортопедическая
Чита – 2023
Рабочая программа учебной дисциплины Моделирование зубов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), с учетом примерной основной образовательной программы и рабочей программы воспитания по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 31.02.05, стоматология ортопедическая, зубной техник.
Организация-разработчик: ГПОУ «Читинский медицинский колледж» (далее ГПОУ «ЧМК»)
Разработчики:
Сетова Валентина Андреевна, преподаватель первой квалификационной категории.
Эксперт (техническая экспертиза): ________О.В. Носкова, методист ГПОУ «ЧМК»
подпись
Рассмотрена на заседании
ЦМК «Стоматология ортопедическая»
Протокол № от 2023 г.
Председатель _______________Дроздова А.М
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЕ | 4 6 10 13 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗУБОВ
- Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы
Учебная дисциплина «Моделирование зубов» является вариативной частью общепрофессионального цикла ППССЗ по специальности 31.02.05, стоматология ортопедическая
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания:
Код ПК, ОК, ЛР | Умения | Знания |
ОК 01 ОК 02 ОК 03 ОК 04 ОК 05 ОК 06 ОК 07 ОК 08 ОК 09 ПК 1.1 ЛР 1 ЛР 2 ЛР 3 ЛР 4 ЛР 5 ЛР 6 ЛР 7 ЛР 8 ЛР 9 ЛР 10 ЛР 11 ЛР 12 ЛР 13 ЛР 14 ЛР 15 ЛР 16 ЛР 17 | У 1. подготавливать стоматологическое оборудование зуботехнической лаборатории к работе с учетом организации зуботехнического производства; У 2. подготавливать стоматологическое оснащение зуботехнической лаборатории к работе с учетом организации зуботехнического производства У 3. проводить контроль исправности, правильности эксплуатации стоматологического оборудования и оснащения, материалов зуботехнической лаборатории У 4. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; У 5. соблюдать санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим на зуботехническом производстве; У 6. соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда при изготовлении зубных протезов и аппаратов; У 7. соблюдать требования правил техники безопасности при изготовлении зубных протезов и аппаратов | З 1. структура и организация зуботехнического производства; З 2. стоматологическое оборудование и оснащение зуботехнической лаборатории с учетом организации зуботехнического производства З 3. состав, физические, химические, механические, технологические свойства зуботехнических материалов, правила работы с ними; З 4. нормы расходования, порядок учета, хранения и списания зуботехнических материалов |
Формируются общие и профессиональные компетенции:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1. Осуществлять подготовку стоматологического оборудования и оснащения зуботехнической лаборатории к работе с учетом организации зуботехнического производства.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 24 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 4 |
практические занятия | 20 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций и личностных результатов, умения и знания формированию которых способствует элемент программы | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Морфологическое строение зуба | 1 | |||
Тема 1.1. Предмет моделирование зубов, его цели и задачи. Общая характеристика зубов | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 У1, У2, У3, У4,У5, У6, У7 З1, З2, З3, З4 ЛР1, ЛР2, Л3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР13, ЛР14, ЛР15, ЛР16 | |
Цели, задачи и значение предмета в зуботехническом производстве. Морфологические особенности формы коронковой части зубов в зависимости от функциональной принадлежности. Морфологические признаки принадлежности зуба к той или и иной группе, стороне и челюсти (коронковые и корневые). Формы зубов у людей разных рас и разного телосложения. Назначение и форма контактных поверхностей соседних зубов и места расположения контактов. Назначение и форма экватора зубов различных групп | ||||
Информационные (лекционные) занятия | ||||
Лекция 1. «Предмет моделирование зубов, его цели и задачи. Общая характеристика зубов» | 1 | |||
Раздел 2. Одонтометрия и одонтоскопия | 1 | |||
Тема 2.1. Одонтометрия и одонтоскопия | Содержание учебного материала | 1 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 У1, У2, У3, У4,У5, У6, У7 З1, З2, З3, З4 ЛР1, ЛР2, Л3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР13, ЛР14, ЛР15, ЛР16 | |
Одонтометрия - совокупность методов измерения зубов. Одонтометрические параметры, основные размеры. Одонтоскопия. Характеристика: формы структур, количества морфологических образований, количественных особенностей структур, качественных особенностей структур, пространственной ориентировки образований, взаимного расположения морфологических образований, величины или степени выраженности морфологических структур Характеристика гипса. Техника безопасности. Правила работы с колющими и режущими инструментами. Работа со штангенциркулем. | ||||
Информационные (лекционные) занятия | ||||
Лекция 2. «Одонтометрия и одонтоскопия» | 1 | |||
Раздел 3. Техника моделирования | 22 | |||
Тема 3.1. Техника моделирования резцов и клыков верхней и нижней челюсти | Содержание учебного материала | 9 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 У1, У2, У3, У4,У5, У6, У7 З1, З2, З3, З4 ЛР1, ЛР2, Л3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР13, ЛР14, ЛР15, ЛР16 | |
Анатомическое строение резцов и клыков верхней и нижней челюсти. Разметка гипсового блока. Основные этапы моделирования. | ||||
Информационные (лекционные) занятия | 1 | |||
Лекция 3. «Техника моделирования резцов и клыков верхней и нижней челюсти» | 1 | |||
Практические занятия | 8 | |||
1. | Тема «Изготовление гипсового блока, его разметка. Моделирование из гипса анатомической формы центрального резца верхней челюсти» | 4 | ||
2. | Тема «Изготовление гипсового блока, его разметка. Моделирование из гипса анатомической формы клыка верхней челюсти.» | 4 | ||
Тема 3.2. Техника моделирования малых коренных зубов (премоляров) и больших коренных зубов (моляров) верхней и нижней челюсти | Содержание учебного материала | 13 | ОК1, ОК2, ОК3, ОК4, ОК5, ОК6, ОК7, ОК8, ОК9 У1, У2, У3, У4,У5, У6, У7 З1, З2, З3, З4 ЛР1, ЛР2, Л3, ЛР4, ЛР5, ЛР6, ЛР7, ЛР8, ЛР9, ЛР10, ЛР11, ЛР12, ЛР13, ЛР14, ЛР15, ЛР16 | |
Анатомическое строение моляров и премоляров. Разметка гипсового блока. Оформление модели зуба по его контурам в апроксимальных, вестибулярной, язычной, окклюзионной нормах | ||||
Информационные (лекционные) занятия | 1 | |||
Лекция 4 «Техника моделирования малых коренных зубов (премоляров) и больших коренных зубов (моляров) верхней и нижней челюсти» | 1 | |||
Практические занятия | 12 | |||
3. | Тема «Изготовление гипсового блока, его разметка. Моделирование из гипса анатомической формы первого премоляра верхней челюсти» | 4 | ||
4. | Тема «Моделирование из гипса анатомической формы первого моляра верхней челюсти» | 4 | ||
5. | Тема «Моделирование из гипса анатомической формы первого моляра нижней челюсти» | 4 | ||
Всего | 24 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое оснащение
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должно быть предусмотрено наличие учебных кабинетов, лабораторий:
- технологии изготовления ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов;
- керамическая;
- гипсовочная;
- паячная;
- полимеризационная;
- полировочная;
- литейная.
Зуботехническая лаборатория рассчитана на 8-12 студентов.
- Оборудованием:
- Классная доска
- стол зуботехнический преподавателя;
- стул преподавателя;
- стол письменный преподавателя;
- стул преподавателя;
- стол зуботехнический;
- стул со спинкой;
- сейф;
- шкаф;
- Техническими средствами обучения:
- ноутбук;
- проектор.
- Учебно-наглядными пособиями:
- денто-модель верхней и нижней челюстей;
- музейные экспонаты ортодонтических аппаратов и челюстно-лицевых протезов.
- Лабораторным оборудованием:
- шпатель моделировочный электрический;
- микромотор зуботехнический.
В лаборатории смонтировано и отлажено общее и местное освещение.
Гипсовочная лаборатория
Рассчитана на одновременную работу 10-15 обучающихся. Предназначена для обучения студентов гипсовальным работам на различных этапах изготовления протезов и аппаратов.
В помещении устанавливаются:
- Гипсовальный стол с отверстием посередине столешницы для удаления отходов гипса;
- Бункер или дозатор для порошка гипса;
- Накопитель отходов гипса;
- Пресс для выдавливания гипса из кювет;
- Пресс для кювет зуботехнический;
- Станок для обрезки гипсовых моделей;
- Вибростолик.
В лаборатории смонтированы мойки-раковины с подведенной к ним холодной и горячей водой. В раковинах или под ними находятся отстойники для гипса, предотвращающие засорение канализационной сети гипсом.
В лаборатории смонтировано и отлажено общее и местное освещение, имеется комплекс средств пожаротушения.
- Информационное обеспечение реализации программы
- Основные печатные издания
- Основы зубопротезной техники: учеб.пособие/ Под ред. А.В.Севбитова.- Ростов н/Д:Феникс, 2019.- 331 с.;
- Зубопротезная техника: учебник / под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — 384 с.: ил.,
- Зуботехническое дело в стоматологии: учебник / Б. А. Смирнов, А. С. Щербаков. - 2- е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. - 336 с.: ил.;
- Тони Джонсон, Дункан Дж. Вуд. Методика изготовления полных съемных протезов. ГалДент.-2017.;
- Лебеденко, Каливраджиян, Брагин: Ортопедическая стоматология. Учебник. ГЭОТАР-Медиа, 2018.-640с.;
- Севбитов, Браго, Канукоева: Стоматология. Введение в ортопедическую стоматологию. Феникс. 2019.-92с.;
- Основные электронные издания
- Ортопедическая стоматология [Электронный ресурс]: учебник / под ред. И. Ю. Лебеденко, Э. С. Каливраджияна. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437223.html
- Зуботехническое дело в стоматологии [Электронный ресурс]: учебник для медицинских училищ и колледжей / Б. А. Смирнов, А. С. Щербаков - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437087.html
- Ортопедическая стоматология. Материалы и технологии [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Абдурахманов, О.Р. Курбанов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438633.html
- Основы технологии зубного протезирования: в 2 т. Т. 1 [Электронный ресурс]: учебник / С.И. Абакаров [и др.]; под ред. Э.С. Каливраджияна - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970436097.html,
- Съемные протезы [Электронный ресурс]: учеб. пособие / М. Л. Миронова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970437186.html
- Зубопротезная техника [Электронный ресурс]: учебник / под ред. М. М. Расулова, Т. И. Ибрагимова, И. Ю. Лебеденко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438305.html
- Дополнительные источники:
- Персин, Л.С. Ортодонтия. Диагностика и лечение зубо-челюстно-лицевых аномалий и деформаций: учебник. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 640с. –ISBN 978-59704-3882 -4. – Текст: непосредственный.
- Основы ортодонтии: учебное пособие/ А.С. Иванов, Л.И. Солдатова,
А.И. Лесит; под ред. Е.Г. Закревской. – Санкт-Петербург: СпецЛит,2017. – 223 с. – ISBN 978-5-2999-00713-8. – Текст: непосредственный. - Ортодонтия взрослых /под ред. Бирте Мелсен; пер. с англ.; под ред.
Н.В. Самойловой. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 1340 с. – ISBN 978-5-9704-4943-1. – Текст: непосредственный. - Современная ортодонтия/ Уильям Р. Проффит, Генри У. Филдз. – Москва: Медпресс-информ, 2019. – 712с. – ISBN 978- 5-00030-640-6. – Текст: непосредственный.
- Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий: национальное руководство.
В 2 т. / Л.С. Персин. – ГЭОТАР-Медиа, 2020. – ISBN 978-5-9704-5408-4, т.1; ISBN978-5-97045409-1. – Текст: непосредственный. - Образовательный портал для ортодонтов: [сайт]// Корпорация Ormco. – URL: http//orthodontia.ru. (дата обращения: 17.10.2021). – Текст: электронный.
- Профессиональный стоматологический портал: [сайт]. – URL: https://stomatologclub.ru(дата обращения: 26.10.2021). – Текст: электронный.
- Школа ортодонтии: [сайт]. – URL: https:// https://orthodontexpert.ru/ (дата обращения: 17.10.2021). – Текст: электронный.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: З 1. структура и организация зуботехнического производства; З 2. стоматологическое оборудование и оснащение зуботехнической лаборатории с учетом организации зуботехнического производства З 3. состав, физические, химические, механические, технологические свойства зуботехнических материалов, правила работы с ними; З 4. нормы расходования, порядок учета, хранения и списания зуботехнических материалов | Соответствие содержанию и полнота раскрываемой в темы. Подача информации. правильные, аргументированные ответы на вопросы. Степень участия в обсуждении. | Устный опрос. Тестовые задания. |
Умения: У 1. подготавливать стоматологическое оборудование зуботехнической лаборатории к работе с учетом организации зуботехнического производства; У 2. подготавливать стоматологическое оснащение зуботехнической лаборатории к работе с учетом организации зуботехнического производства У 3. проводить контроль исправности, правильности эксплуатации стоматологического оборудования и оснащения, материалов зуботехнической лаборатории У 4. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка; У 5. соблюдать санитарно-эпидемиологический и гигиенический режим на зуботехническом производстве; У 6. соблюдать требования пожарной безопасности, охраны труда при изготовлении зубных протезов и аппаратов; У 7. соблюдать требования правил техники безопасности при изготовлении зубных протезов и аппаратов | Студент подготавливает стоматологическое оборудование и оснащение зуботехнической лаборатории. Проводит контроль исправности, правильности эксплуатации стоматологического оборудования. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, санитарно-эпидемиологический режим и требования правил техники безопасности при изготовлении зубных протезов и аппаратов | Экспертное наблюдение выполнения практических работ |
Приложение 1
Общие требования к личностным результатам выпускников
Специальность «Стоматология ортопедическая», квалификация зубной техник
№ | Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код ЛР |
Осознающий себя гражданином России и защитником Отечества, выражающий свою российскую идентичность в поликультурном | ЛР 1 | |
Проявляющий активную гражданскую позицию на основе уважения закона и правопорядка, прав и свобод сограждан, уважения | ЛР 2 | |
Демонстрирующий приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, культуре народов России, принципам честности, порядочности, открытости. Действующий | ЛР 3 | |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к труду человека, осознающий ценность собственного труда и труда других людей. Экономически активный, ориентированный на осознанный выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личных жизненных планов, потребностей своей семьи, российского общества. Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования, к непрерывному образованию | ЛР 4 | |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности | ЛР 5 | |
Ориентированный на профессиональные достижения, деятельно выражающий познавательные интересы с учетом своих способностей, образовательного и профессионального маршрута, выбранной квалификации | ЛР 6 | |
Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения. Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный | ЛР 7 | |
Проявляющий и демонстрирующий уважение законных интересов | ЛР 8 | |
Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление | ЛР 9 | |
Бережливо относящийся к природному наследию страны и мира, проявляющий сформированность экологической культуры на основе понимания влияния социальных, экономических | ЛР 10 | |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. Критически оценивающий | ЛР 11 | |
Принимающий российские традиционные семейные ценности. Ориентированный на создание устойчивой многодетной семьи, понимание брака как союза мужчины и женщины для создания семьи, рождения и воспитания детей, неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений | ЛР 12 | |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные отраслевыми требованиями к деловым качествам личности | ||
Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности | ЛР 13 | |
Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | ЛР 14 | |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные субъектом Российской Федерации | ||
Соблюдающий врачебную тайну, принципы медицинской этики в работе с пациентами, их законными представителями и коллегами | ЛР 15 | |
Личностные результаты реализации программы воспитания, определенные ключевыми работодателями | ||
Соблюдающий программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, регулирующие медицинскую деятельность | ЛР 16 | |
Соблюдающий нормы медицинской этики, морали, права и профессионального общения | ЛР 17 |