методическая разработка 2021г.
Методическое пояснение
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации практической работы преподавателя при изучении темы: «Основные приемы лечебного массажа».
Основная цель методической разработки – организовать и повысить качество подготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02 Основы реабилитации, тема: «Основные приемы лечебного массажа».
Занятие по теме: «Основные приемы лечебного массажа» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности на практических занятиях и расширению знаний по вопросам массажа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
практического занятия для преподавателя
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.02 Основы реабилитации
Тема: Основные приемы лечебного массажа
Специальность Сестринское дело
34.02.01
Кыштым
2021г.
Автор: Макурова Екатерина Григорьевна - преподаватель высшей квалификационной категории
Рецензенты:
Мещерякова Татьяна Николаевна - методист-инструктор ЛФК ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г. Кыштым»
Удалова Александра Николаевна - методист Кыштымского филиала «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории
Методическое пояснение
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации практической работы преподавателя при изучении темы: «Основные приемы лечебного массажа».
Основная цель методической разработки – организовать и повысить качество подготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02 Основы реабилитации, тема: «Основные приемы лечебного массажа».
Занятие по теме: «Основные приемы лечебного массажа» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной активности на практических занятиях и расширению знаний по вопросам массажа.
Мотивация темы
Лечебный массаж является эффективным лечебным и реабилитационным методом, применяемым в целях нормализации функций организма при различных заболеваниях и повреждениях. Популярность лечебного массажа постоянно растет, он стал объектом пристального внимания и научного изучения.
Наиболее распространенным методом является классический массаж – основной метод в лечебном массаже, так как имеет многообразные приемы, позволяет широко варьировать дозировку, визуально и осязательно контролировать точность выполнения приемов и оценивать их результаты.
Ручной массаж имеет преимущество перед аппаратным, комбинированным, так как он может быть использован не только в палате, массажном кабинете, но и дома, в бане, ванне и т. д., а также в виде самомассажа.
Аппаратный метод массажа используется как дополнительный. В зависимости от разновидностей может выполняться как путем непосредственного контакта с кожей, так и через воздушную или водную среду. Среди разновидностей аппаратного метода массажа наибольшее распространение получили вибрационный, гидро- и пневматический массаж. В лечебной практике применяется и электростимуляционный, ультразвуковой массаж и др. Аппаратные виды массажа, как и ручной массаж, могут использоваться в процессе сегментарного, точечного, периостального и других видов массажа.
Комбинированным называется такой массаж, в котором применяется ручной и аппаратный массаж. Особенно следует подчеркнуть большую эффективность ручного массажа, так как только руками массажист может выявить изменения в тканях массируемой области, выделить необходимые точки и целенаправленно воздействовать на них. Не отрицая положительного влияния аппаратного массажа, в лечебной практике все же предпочтительней применять ручной, так как никакой из аппаратов не может заменить рук массажиста.
Лечебный массаж можно классифицировать по тем нозологическим единицам, при которых он применяется: массаж при травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата, массаж при заболеваниях и травмах нервной системы, массаж при заболеваниях внутренних органов и т. д.
Для каждой группы заболеваний характерны свои особенности техники, приемы и методики сеанса массажа.
Методическая цель занятия
Сформировать умения и навыки технологически правильно и последовательно выполнять массажные приемы.
Цели занятия
Дидактические:
- Повторение теоретического материала по теме: «Основные приемы лечебного массажа» (ОК 4., ПК 2.7.)
- Закрепление приемов массажа (ОК 2. ПК 2.7.)
Развивающие:
- Способствование развитию логического мышления (ОК 4. ПК 2.7.)
- Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к выбору приемов лечебного массажа (ОК 7. ПК 2.7.)
- Способствование развитию культуры речи, общения (ОК 6. ПК 2.7.)
Воспитательные:
- Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать (ОК 6 ПК 2.7.)
- Стремление соблюдать принципы этико – деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.) (ОК 1. ОК 6 ПК 2.7.)
Тип занятия
Практическое
Место проведения занятия
Кабинет: Основ реабилитации (каб.№503)
Количество часов
2 часа (90 мин.)
Методы обучения и приемы
Методы | Методические приемы |
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные (иллюстрация, демонстрация презентации, кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование, демонстрация приемов массажа). |
2,3 уровень – репродуктивный | устный опрос, работа по алгоритму, выполнение практических заданий. |
2,3 уровень – проблемное изложение | |
3 уровень – частично - поисковый | |
4 уровень – исследовательский |
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОП.03 Анатомия и физиология человека | - | Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека. Тема: Скелет туловища. Тема: Общие вопросы миологии. Скелет мышцы. Мышцы туловища, головы и шеи. Тема: Скелет туловища. |
ПМ. 04 Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными | МДК04.01 Теория и практика сестринского дела | Тема: ПТР пациента в осуществление личной гигиены. Тема: ПТР пациента в общении, труде, отдыхе. | |
ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшей медицинской сестры по уходу за больными | МДК 04.02 Безопасная среда для пациента и персонала | Тема: Инфекционный контроль, инфекционная безопасность. Тема: Правила пользования защитной одеждой. Тема: Уровни обработки рук медицинского работника. Тема: Характеристика современных средств дезинфекции. Тема: Дезинфекция помещений, санитарно-технический контроль. | |
Последующие / Сопутствующие | ОП.08 Общественное здоровье и здравоохранение | - | Тема: Организация амбулаторно-поликлинической помощи населению. Тема: Организация работы среднего персонала в амбулаторно- поликлиническом учреждении различного типа. |
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях | МДК 03.01 Основы реаниматологии | Тема: Сердечно-легочная реанимация. |
Внутримодульные связи
Связи | ПМ и МДК темы курса | Темы занятий |
Предшествующие/Последующие | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02 Основы реабилитации | Тема: Основы медицинского массажа. Тема: Техника выполнения приемов медицинского массажа. Тема: Виды массажа. Тема: Косметический массаж. Тема: Рефлекторно-сегментарный массаж. Тема: Баночный массаж. Тема: Техника выполнения массажа спины. Тема: Итоговое занятие. |
Студент должен уметь:
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях первичной медико-санитарной помощи и стационара;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры и основные приемы массажа;
- поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную медицинскую документацию.
Студент должен знать:
- виды, формы и методы реабилитации.
Формируемые компетенции:
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ||
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ||
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. | ||
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ||
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ||
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | ||
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | ||
ПК 2.6. ПК 2.7. | Вести утвержденную медицинскую документацию. Осуществлять реабилитационные мероприятия. | ||
Внеаудиторная работа | |||
Вид задания | Часы | Методические указания | Цель |
Презентация: «Физиологическое действие приемов массажа». | 1 | Соблюдение плана создания презентации. Грамотность и красочность в оформлении. | Способствование расширение знаний в области медицины. |
Оснащение:
- методические указания для студентов к практическому занятию
- ноутбук
- проэктор
- экран
- презентация
- массажные кушетки
- простыни
- антисептическое средство
- салфетки
- тальк
Литература
Основная:
1. Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2017г.
2. Епифанов В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. Лечебная физическая культура и массаж - М. : ГЭОТАР - Медиа, 2018г.
3. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей Ростов н/Д «Феникс», 2018г.
4. Соколова Н.Г. Физиотерапия Ростов н/Д «Феникс», 2018г.
Дополнительная:
- Васичкин В.И. «Всё о массаже». АСТ–ПРЕСС книга, 2015г.
- Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2013. - 42 с.
Структура занятия: (90 мин.)
Организационный момент: 1 мин.
Цели и план занятия: 2 минуты
Проверка знаний студентов: 15 минут
Демонстрационная часть: 8 минут
Самостоятельная работа студентов: 50 минут
Закрепление материала: 10 минут
Подведение итогов занятия: 3 минуты
Задание на дом: 1 минута
Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия
№ п/п Время этапа занятия | Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения | Формируемые компетенции. Примечание | Приложения | ||
Действия преподавателя | Действия студентов | Цель этапа | |||
1. Организационный момент 1 мин. | Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность аудитории, студентов к занятию, отмечает отсутствующих. | Приветствуют преподавателя. | Организация учебной деятельности на практическом занятии. | ОК1 | |
2. Цели и план занятия 2 мин. | Преподаватель сообщает тему занятия, вместе со студентами формулирует цели и мотивацию изучения темы при помощи вопросов: 1. Какие вы знаете массажные приемы? 2. Какой эффект несут массажные приемы? | Внимательно слушают преподавателя, записывают тему | Формирование цели и мотивации темы. | ОК2 ОК12 | |
3. Проверка уровня знаний 15 мин. | Проводится в устной форме с демонстрацией приемов. | Студенты отвечают на вопросы, демонстрируют примы | Проверка исходного уровня знаний. | ОК4 | Приложение №1 |
4. Демонстрационная часть 8 мин. | Преподаватель дает разъяснения под запись по практической работе, тема: «Основные приемы лечебного массажа»: - методические указания при проведении приема разминание; - ошибки при разминании. Преподаватель демонстрирует приемы разминания. Преподаватель использует презентацию для наглядности этапов работы. | Студенты внимательно слушают разъяснение преподавателя. Студенты конспектируют учебный материал. Студенты наблюдают за действиями преподавателя. Студенты изучают учебный материал на презентации. | Формирование установки на выполнение практической деятельности. | ОК12, ОК13 | Приложение №2 Приложение №3 |
5. Самостоятельная работа студентов 50 мин. | Преподаватель наблюдает за самостоятельной работой студентов. Поправляет ошибки. | Студенты самостоятельно выполняют задания: -изучить приемы медицинского массажа (разминание). - записать физиологическое влияние приемов в рабочую тетрадь. -ознакомиться с техникой массажных приемов( разминание). - отработать приемы (работа в парах). | Формирование навыков самостоятельной работы. | ОК2,ОК6,ОК7 ОК13, ПК2.1. ПК2.7.
| Приложение №4 Приложение№5 |
6. Закрепление материала 10 мин. | Преподаватель предлагает решить тестовое задание по вариантам (2 варианта). | Студенты решают тестовое задание по вариантам ( 2 варианта). | Закрепление изученного материала. | ПК2.1 | Приложение№6 |
7. Подведение итогов занятия 3 мин. | Преподаватель подводит итоги работы. Выставляет оценки с аргументацией. | Студенты участвуют в обсуждении итогов работы. | Ориентация на результативность в работе. | ОК2 | |
8. Задание на дом 1 мин. | Изучить и отработать приемы разминания. Учебник «Основы реабилитации» Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации для медицинских колледжей Ростов н/Д «Феникс», 2018г. стр. 340,375. | Записывают домашнее задание. | Ориентация на дальнейшую учебную деятельность. | ОК4 |
Приложение№1
Проверка домашнего задания проводится с помощью вопросов устно, с демонстрацией приемов массажа.
Проверка домашнего задания
- Дать определение массажу.
- Дать определение, что такое растирание?
- Перечислить физиологическое влияние приема растирание.
- Назвать и продемонстрировать приемы растирания.
Приложение №2
Преподаватель дает разъяснения под запись по практической работе, тема: «Основные приемы лечебного массажа».
Методические указания при приеме разминание
Чтобы добиться наиболее максимального эффекта от проведения данного массажного приема, нужно принять во внимание несколько методических указаний:
- желательно, чтобы во время массажа мышцы были максимально расслабленны;
- все движения должны выполняться в медленно, размеренном темпе;
- постепенно силу воздействия необходимо наращивать;
- необходимо стараться выполнять глубокие, но абсолютно безболезненные движения;
- в массаже недопустимы резкие рывки и перекручивание мышц;
- выполняя разминание, нужно учитывать степень патологического процесса.
Наиболее частые ошибки, которые встречаются при выполнении приема:
- напряженные руки массажиста;
- болезненные приемы;
- «разрывание» мышц в разные стороны;
- сильное надавливание;
- потеря мышцы во время массажа.
Приложение №3
Преподаватель демонстрирует приемы разминания.
Приемы разминания
1. Основные приемы разминания на плоских мышцах (выполняются продольно):
- прием осуществляется подушечкой больного пальца;
- подушечками четырех пальцев;
- гребнем кулака;
- фалангами согнутых пальцев;
- основанием ладони.
2. Разминание на рельефных мышцах:
- ординарное разминание;
- двойной гриф;
- двойное кольцевое;
- двойное ординарное.
3. Дополнительные приемы разминания:
- щипцеобразное разминание;
- сдвигание и растяжение;
- надавливание;
-накатывание;
- валяние.
Приложение №4
Самостоятельная работа студентов
Изучить приемы медицинского массажа: - разминание.
Записать физиологическое влияние приемов в рабочую тетрадь.
Приемы медицинского массажа
Разминание - это прием, при котором массирующая рука выполняет 2–3 фазы: фиксацию, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание, само разминание. Выделяют следующие разновидности приема «разминание».
Основные приемы разминания: продольное разминание выполняется на плоских мышцах спины (паравертебрально), приемы выполняются на рельефных мышцах.
Вспомогательные приемы разминания: щипцеобразное, валяние, надавливание, накатывание, сдвигание, растяжение.
Физиологическое влияние
Разминание оказывает основное воздействие на мышцы больного, благодаря чему повышается их сократительная функция, увеличивается эластичность сумочно-связочного аппарата, растягиваются укороченные фасции, апоневрозы. Разминание способствует усилению крово– и лимфообращения; при этом значительно улучшается питание тканей, повышается обмен веществ, уменьшается или полностью снимается мышечное утомление, повышаются работоспособность мышц, их тонус и сократительная функция. В зависимости от темпа, силы, длительности исполнения разновидностей приема снижается или повышается возбудимость коры головного мозга и тонус массируемых мышц. Надо отметить, что разминание – это прием, по которому можно судить о технических способностях массажиста. Разминание – пассивная гимнастика для мышц.
приложение №6
Закрепить знания по теме: « Основные приемы лечебного массажа».
Ответить на вопросы тестового задания.
Тестовый контроль
1 вариант
1.Прием, проводящийся с отрывом от массируемой поверхности, называют:
1) стабильным
2) лабильным
3) прерывистым
4) непрерывистым
2.Влияние массажа на мышцы проявляется: (4отв.)
1) возрастанием электрической активности мышц
2) улучшением упруго-вязких мышц
3) активизацией окислительно-восстановительных процессов в мышцах
4) понижением газообмена
5) нормализацией мышечного тонуса
3. Назовите абсолютное противопоказание к проведению массажа:
1) головная боль
2) гемофилия
3) острые воспалительные явления
4) гипертонический криз
5) инфаркт миокарда
4. Нельзя массировать: (2 отв.)
1) родимые пятна, лимфоузлы
2) миелогилозы
3) молочные железы
5. Прием надавливание
1) основной прием растирания
2) дополнительный прием разминания
3) дополнительный прием растирания
4) относится к приему выжимание
6. Установите порядок разминания на рельефных мышцах:
1) двойной гриф, ординарное, двойное кольцевое, двойное ординарное
2 ) двойное ординарное, двойное кольцевое, ординарное, двойной гриф
3) ординарное, двойной гриф, двойное кольцевое, двойное ординарное
7. Механизм действия массажа:
1)физический, термический, гуморальный
2) нервный, гуморальный, механический
3) гуморальный, психический, физический
8. Щипцеобразное разминание проводится на:
1) животе
2) груди, ягодицах, спине
3) спине, груди, предплечье
9. Продольное разминание проводится на:
1) спине, бедре
2) наружной поверхности плеча и задней поверхности голени
3) только в верхней конечности
10. Валяние выполняется на:
1) спине, животе
2) на всех участках тела
3) на мышцах плеча, бедра, иногда на голени
Закрепить знания по теме: « Основные приемы лечебного массажа».
Ответить на вопросы тестового задания.
Тестовый контроль
2 вариант
1. Правильное положение при массаже различных частей тела придается пациенту для:
1) расслабления мышц
2) уменьшение боли
3) удобства массажиста
2. С какими физиотерапевтическими процедурами не сочетается массаж:
1) водолечение
2) облучение инфракрасными лучами
3) теплолечение (озокерит, парафин)
3. Последовательность приемов массажа:
1) Поглаживание, растирание, разминание, вибрация, потряхивание, ударные движения
2) Растирания, поглаживание, выжимание, разминание, потряхивание, вибрация, ударные движения
3) Поглаживание, выжимание, разминание, потряхивание, растирание, вибрация, ударные движения
4. Основные приемы массажа (классического):
1) поглаживание, растирание, вибрация, ударные
2) поглаживание, растирание, разминание, вибрация
3) растирание, разминание, ударные, пассивные движения
5. К поверхностным мышцам спины относятся: (3отв.)
1) трапециевидная мышца
2) выпрямитель туловища
3) широчайшая мышца спины
4) поперечно-остистая мышца
5) ромбовая мышца
6. Укажите случаи использования щетки для обработки рук массажиста:
1) интенсивное загрязнение рук
2) после контакта с больным чесоткой
3) после каждого больного
7. Массажные движения необходимо проводить:
1) строго в определенном направлении по лимфотоку
2) в различных направлениях
3) строго поперек мышечных волокон
8. Скелет туловища составляют: (3отв.)
1) позвоночный столб
2) кости верхней конечности
3) грудина
4) ребра
5) кости таза
9. Дополнительные приемы разминания:
1) надавливание, сдвигание, растяжение, накатывание, валяние
2) строгание, штрихование, пиление
3) глажение
4) сотрясение, поколачивание
10. Назовите относительное противопоказание к проведению массажа:
1) повышенная температура тела
2) злокачественное новообразование
3) гипертоническая болезнь
4) заболевания крови
Эталон ответов
Вариант №1
- 3
- 1235
- 2
- 13
- 2
- 3
- 2
- 1
- 2
- 3
Критерии оценки:
1 ошибка – «5» отлично;
2 ошибки- «4» хорошо;
3ошибки - «3» удовлетворительно;
от 4 и более ошибок - «2» неудовлетворительно.
Эталон ответов
Вариант №2
- 1
- 2
- 3
- 2
- 135
- 1
- 134
- 1
- 1
- 1
Критерии оценки:
1 ошибка – «5» отлично;
2 ошибки- «4» хорошо;
3ошибки - «3» удовлетворительно;
от 4 и более ошибок - «2» неудовлетворительно.