Квиз (викторина) по ПМ 01 "Знаток профилактики"
Квиз «Знаток профилактики» проводится в процессе обучения ПМ, задания рассчитаны на коллективную работу в группах (команды по 4-5 человек) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов командами соперников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_kviz_osnovy_profilaktiki.docx | 86.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московский областной «Московский областной медицинский колледж № 5»
Подольский филиал
Методическая разработка
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КВИЗ
«Знаток профилактики»
по ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.
г. Подольск, 2022 г.
Утверждено на заседании П(Ц)К
По специальности Сестринское дело
Протокол №__ от ___ «_________» 2022 г.
Председатель: Кислицына Юлия Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МО «МОМК № 5» Подольский филиал.
Автор: Чичерова Екатерина Дмитриевна, преподаватель ГБПОУ МО «МОМК № 5» Подольский филиал.
Пояснительная записка
Конкурсные задания предполагают комплексное использование знаний, практических навыков, полученных в ходе теоретического и практического изучения ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий.
Квиз «Знаток профилактики» проводится в процессе обучения ПМ, задания рассчитаны на коллективную работу в группах (команды по 4-5 человек) и помощь, корректировку неполных и неправильных ответов командами соперников.
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ: активизировать познавательную деятельность студентов, выявить сильные и слабые стороны в знаниях.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ: воспитание у студентов внимания, логического мышления, интереса к будущей профессии, умения работать в коллективе – «слушать и слышать друг друга» и принимать коллективные решения.
ОСНАЩЕНИЕ:
- мультимедийная презентация: на слайдах представлены все задания (задания воспринимаются студентами визуально и на слух);
- оснащение для проведения конкурса: задания, оснащение для проведения манипуляций, фантомы, судейские ведомости, дипломы для награждения.
Награждение победителей и участников в следующих номинациях:
- За победу в квизе «Знаток профилактики».
- За стремление к победе в квизе «Знаток профилактики» (для команды, занявшей второе место)
- «Достойному сопернику» - команда победителей награждает одну команду – соперницу.
Список использованных источников:
- Двойников С.И. Проведение профилактических мероприятий: учеб. пособие - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. - 448 с.: ил.
- Крюкова Д.А., Л.А.Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение - Ростов н/Д: Феникс, 2016
- Кучма В.Р., Здоровый человек и его окружение [Электронный ресурс]: учебник / Кучма В.Р., Сивочалова О.В. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 560 с. - ISBN 978-5-9704-5217-2
Интернет-ресурсы (И-Р)
1 | |
2 | |
3 |
Квиз «Знаток профилактики» по ПМ.01 «Проведение профилактических мероприятий»
Участники конкурса: в квизе участвуют несколько команд по 4-5 человек.
- Представление команд
Название команд, девиз, приветствие команды соперникам. Оценивается артистичность, соответствие названия тематике квиза – 5 баллов.
- Разминка
Разминка проводится в форме блиц-опроса по темам «Теоретические основы укрепления здоровья и профилактика нарушений состояния здоровья», «Сестринские технологии в профилактической медицине», «Школы здоровья», «Профилактика парентеральных инфекций», «Диспансеризация населения», «Организация и проведение вакцинации населения» (Приложение А). В конкурсе принимают участие все обучающиеся. Каждой команде предлагается ответить на один вопрос разминки. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку. За правильный ответ каждая команда получает 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.
- Эрудит
В данном туре участникам предлагается ответить на вопросы к разделам «Основы профилактики», «Здоровый человек и его окружение», «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи». Вопросы разделены по уровню сложности (Приложение Б).
Инструкция:
Перед вами находится квадрат, состоящий из 16 клеток игрового поля. За каждой клеткой скрыт вопрос, степень сложности которого возрастает от 1 до 5, что отражает номер игрового поля. Конкурс проводится в форме блиц-опроса. Синий цвет отражает вопросы по основам профилактики, зеленый - по разделу «Здоровый человек и его окружение», красный цвет отражает вопросы по первичной медико-санитарной помощи.
Задание: в установленной жребием очереди, участник определяет игровую клетку, которую до него никто не выбирал. На обдумывание ответа отводится 10 секунд.
16 клетка игрового поля, называется «Кот в мешке» и находится в нижнем поле квадрата. Она обозначает вопрос, оцениваемый жюри по сложности в 10 баллов. Эти вопросы могут относиться к любой из перечисленных тем.
Каждая команда данным сектором может воспользоваться только один раз.
Внимание! Чтобы Ваш ответ был засчитан, Вам необходимо быстрее всех поднять руку и дождаться, пока к Вам подойдет ведущая конкурса.
4 | 2 | 5 | 4 |
5 | 2 | 1 | 3 |
1 | 2 | 1 | 3 |
3 | 4 | 5 |
- Конкурс мастеров
От каждой команды участвует 1 учащийся. Задача учащегося – решить ситуационную задачу со статистом (Приложение В).
- Что это?
На экране появляются фотографии предметов медицинского назначения (Приложение Г). Задача команды – назвать его, рассказать, для чего и при каких заболеваниях может быть использован. Отвечает та команда, которая подняла руку первой.
- Награждение победителей и участников в следующих номинациях:
- За победу в квизе «Знаток профилактики».
- За стремление к победе в квизе «Знаток профилактики» (для команды, занявшей второе место)
- «Достойному сопернику» - команда победителей награждает одну команду – соперницу.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Вопросы к туру «Разминка».
- ЗДОРОВЬЕ – ЭТО:
1) поведение человека, направленное на гармонизацию физического и умственного развития
2) состояние физического благополучия и отсутствие болезней
*3) состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней
4) состояние психического и социального благополучия
- ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:
*1) комплекс мероприятий, обеспечивающих развитие и воспитание здорового человека, предупреждение заболеваний и инвалидизации
2) изучение индивидуального здоровья человека
3) охрана здоровья здоровых людей
4) предупреждение заболеваний
- ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:
1) изучение резистентности организма
*2) предупреждение заболеваний путем устранения причинных и предрасполагающих факторов
3) раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений
4) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями
- ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА – ЭТО:
1) наблюдение за пациентами с хроническими заболеваниями.
2) медико-социальная адаптация пациентов с хроническими заболеваниями и инвалидов к трудовой деятельности
*3) раннее выявление заболеваний и функциональных нарушений, предупреждение их прогрессирования
4) гигиенические мероприятия общие и индивидуальные
- НАПРАВЛЕНИЕ ТРЕТИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ:
1) формирование групп риска
2) динамическое наблюдение за группами риска
3) мониторинг физического и психического развития
*4) реабилитация пациентов с хроническими заболеваниями
- ВАКЦИНАЦИЯ — ОДИН ИЗ МЕТОДОВ:
*1)первичной профилактики
2)вторичной профилактики
3)третичной профилактики
- Контроль артериального давления и уровня холестерина в крови, закаливающие процедуры — это:
- медикаментозные средства профилактики
- методы диспансеризации
- *немедикаментозные средства профилактики
- ОСНОВНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ДОКУМЕНТ, ОТРАЖАЮЩИЙ ДИНАМИКУ ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО:
1) санитарная книжка
2) лист временной нетрудоспособности
*3) амбулаторная карта
4) амбулаторный талон
- КАКОЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ НЕ СУЩЕСТВУЕТ?
1) Школа артериальной гипертензии
*2) Школа профилактики переломов шейки бедренной кости
3) Школа сахарного диабета
4) Школа материнства и детства
- Чередование умственного труда с физическими упражнениями — составляющие элементы:
1) закаливания
2) оздоровительного комплекса
*3) режима дня
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Вопросы к туру Эрудит
Вопросы раздела «Основы профилактики»:
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ — ВХОДЯТ В... ПРОФИЛАКТИКУ
Третичную профилактику
2. НОРМАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИНДЕКСА МАССЫ ТЕЛА
18,5-24,9
3. ПРИБОР ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ПИКОВОЙ СКОРОСТИ ВЫДОХА
Пикфлоуметр
4. ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРИ КОТОРОМ НА ФОНЕ НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СНИЖАЕТСЯ МУСКУЛЬНАЯ СИЛА И ПРОИСХОДИТ АТРОФИЯ МЫШЦ
Гиподинамия
5. ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ХОЛЕСТЕРИНА В КРОВИ
5,0 ммоль/л и менее
Вопросы раздела «Здоровый человек и его окружение»:
1. ВО ВЛАГАЛИЩЕ В НОРМЕ СРЕДА...
Кислая
2. ХАРАКТЕРНЫЙ ПРИЗНАК КЛИМАКТЕРИЧЕСКОГО СИНДРОМА ...
Прилив жара к голове (нарушение менструального цикла)
3. ОДИН ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ПРИЗНАКОВ БЕРЕМЕННОСТИ ...
Прослушивание сердцебиения плода (пальпация его частей,
ощущение шевелений плода)
4. НАЧАЛОМ РОДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ
Регулярные схватки и изменение шейки матки
5. ДЕЙСТВИЕ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ НА ЭМБРИОН В ПЕРИОД ЭМБРИОГЕНЕЗА
Тератогенное
Вопросы раздела «Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи»:
1. К МЕДИЦИНСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОКАЗЫВАЮЩИМ ПМСП, ОТНОСИТСЯ
Поликлиника
(фельдшерско-акушерский пункт, амбулатория, здравпункт, женская консультация)
2. МАММОГРАФИЮ ПРИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРОХОДЯТ...
Женщины старше 39 лет
3. КАК ПРОВОДЯТ ВАКЦИНАЦИЮ ОРАЛЬНОЙ ПОЛИОМИЕЛИТНОЙ
ВАКЦИНОЙ?
Закапывают в рот за 1 час до еды
4. ВАКЦИНА АКДС ВВОДИТСЯ
Внутримышечно в четырехглавую мышцу бедра или дельтовидную мышцу
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗОЛИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕКЦИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ СОСТАВЛЯЕТ (В %)
До 20%
Вопросы раздела «Кот в мешке»:
1. ВАКЦИНУ ПЕНТАКСИМ ИСПОЛЬЗУЮТ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ
для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита, инфекций, вызываемых гемофильной палочкой
2. ВАКЦИНАЦИЯ ДАННЫМ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКИМ ПРЕПАРАТОМ ПРОВОДИТСЯ В ВОЗРАСТЕ
В первые 24 ч жизни, в 1 месяц, 6 месяцев, непривитым детям и взрослым – в любом возрасте
3. ЕСЛИ ПОСЛЕДНЯЯ МЕНСТРУАЦИЯ БЫЛА 1 ОКТЯБРЯ, ПРЕДПОЛАГАЕМАЯ ДАТА РОДОВ ...
8 июля
4. К РАЗВИТИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ЛЁГКИХ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА ПРЕДРАСПОЛАГАЕТ ...
уменьшение подвижности грудной клетки (нарушение дренажной функции бронхов, снижение кашлевого рефлекса)
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Ситуационные задачи к туру «Конкурс мастеров»
Задача №1 для статиста:
Вы – мать 3-месячного ребенка. Жалуетесь патронажной медсестре, что в течение 6 часов малыш периодически «закатывается» громким плачем, стучит ножками, отказывается от груди. Приступы повторяются каждые 30 минут -1 час. В межприступный период ребенок засыпает. Примерно час назад у ребенка был необычный стул - кал малинового цвета, напоминающий желе.
От болей в животе Вы дали ребенку Парацетамол. В момент прихода медицинской сестры он спокойно спит. Вы считаете, что ребенку стало лучше и его следует оставить в покое. Вы категорически против вызова «Скорой», в больницу не поедете.
Задача №1 для участника:
Вы медицинская сестра детской поликлиники, пришли на плановый патронаж к 3-месячному ребенку на дом. Продемонстрируйте Ваши действия.
Эталон задачи №1:
Назван диагноз - кишечная инвагинация (одна из форм острой кишечной непроходимости) 5 баллов
Приступообразные боли с периодами покоя — это типичное течение развивающейся инвагинации кишечника 2 балла
медсестра настаивает, что ребенок нуждается в экстренной госпитализации и вызвала «Скорую медицинскую помощь». Медсестра не покинула больного до приезда «Скорой». 5 баллов
в критической ситуации, угрожающей жизни ребенка, медицинский работник имеет право не учитывать отказ родителей (опекунов) ребенка от медицинской помощи 3 балла
Задача №2 для статиста:
Вашему дедушке 75 лет, диагноз – сердечная недостаточность, испражняется не чаще 2 раз в неделю, кал напоминает овечий - мелкими плотными очень темными «камешками», дефекация требует сильного напряжения, иногда приходится помогать выделять кал руками, в животе ощущается постоянное чувство переполнения.
Помимо всего, у пациента - трещина заднего прохода, и он испытывает сильные боли при дефекации, боится этих болей и по возможности оттягивает посещение туалета.
Во время дефекации пациент часто испытывает боли за грудиной, а, вставая с унитаза, ощущает перебои в области сердца и головокружение. Один раз он даже потерял сознание в уборной.
Пациент проживает один, ведет малоподвижный образ жизни, почти не выходит из дома, питается одними пельменями, запивая горячим чаем (не более 3 стаканов в день).
Пациент попросил медицинскую сестру посоветовать ему, что делать, чтобы разрешить проблемы с дефекацией.
Задача №2 для участника:
Вы медицинская сестра поликлиники. Обратился пациент с проблемой нарушения дефекации при сердечной недостаточности. Продемонстрируйте Ваши действия.
Эталон задача №2:
Изменить диету и, посоветовавшись с врачом (сердечная недостаточность!), откорректировать питьевой режим - увеличить объем выпиваемой жидкости, посоветовавшись с врачом (сердечная недостаточность!), увеличить физическую нагрузку, делать массаж живота 5 баллов
Перед дефекацией использовать местноанестезирующий гель на область трещины заднего прохода 3 балла
После дефекации - посидеть, отдохнуть, успокоить дыхание, вставать медленно, придерживаясь за поручни 2 балла
Отменить пельмени, добавить в рацион отруби, примерно 1 столовую ложку в сутки, обязательно запивая половиной стакана воды (Отруби впитывают воду и набухают, в результате чего увеличивается объем каловых масс), добавить в диету овощи и фрукты 5 баллов
Задача №3 для статиста:
Вам назначена вакцинация против кори. У вас была аллергическая реакция на предыдущее введение другой вакцины (краснуха). После вакцинации на выходе из кабинета вы теряете сознание (анафилактический шок)
Задача №3 для участника:
вы медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники. Врач отправил пациентку на вакцинацию против кори.
Эталон задача №3:
Собран аллергоанамнез, медсестра обратилась к врачу, узнав об аллергии на предыдущее введение вакцины. 5 баллов
Алгоритм введения вакцины выполнен верно 5 баллов/ 10 баллов
Правильно оказана помощь при возникновении анафилактического шока 5 баллов
Задача №4 для статиста:
Вам назначен цефтриаксон внутримышечно. У вас с собой растворитель – 10% лидокаин. После инъекции цефтриаксона на выходе из кабинета вы теряете сознание.
Задача №4 для участника:
вы медицинская сестра процедурного кабинета поликлиники. Врач назначил пациентке инъекции Цефтриаксона. (в/м 1,0 г). У пациента с собой растворитель – 10% лидокаин. Продемонстрируйте Ваши действия.
Эталон задача №4:
Взят растворитель вода для инъекций или раствор лидокаина 20 мг/мл. При разведении 10% лидокаином он разведен в пропорции 1:10 5 баллов
Алгоритм и расчет антибиотика выполнен верно 10 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Вопросы к туру «Что это?»
- Пикфлоуметр - используется для измерения того, насколько свободно воздух выходит из легких (пиковая скорость) при бронхиальной астме. Нужен для корректировки или продолжения лечения
- Глюкометр — прибор для измерения уровня глюкозы крови при сахарном диабете
- Небулайзер - устройство для проведения ингаляции при бронхиальной астме и пр хронических и профессиональных заболеваниях
- Шприц-ручка с инсулином — это устройство, с помощью которого делают инъекцию инсулина
- Калоприёмник — резервуар для приёма каловых масс у людей, у которых, по разным причинам, выведена стома
- Спейсер - Применяется в качестве вспомогательного устройства для проведения ингаляции. Назначается при таких заболеваниях : бронхиальная астма, муковисцидоз, ХОБЛ
- Тест-полоски для мочи – используют для определения глюкозы, белка, кетонов, эритроцитов и тд при диабете, беременности, инфекциях мочевыводящих путей...
- Антикоагулянт – используют при тромбозах, инфаркте миокарда
- Туберкулинодиагностика(реакция Манту) - аллергопроба на введение туберкулина. Наличие выраженной кожной реакции свидетельствует о наличии напряжённого иммунитета, то есть, что организм активно взаимодействует с возбудителем
- Артериальное давление 125/82 – нормальное (норма до 140/90)
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Инструкция, критерии оценки заданий для членов жюри и счетной комиссии
Перед Вами находятся эталоны ответов на задания с приведенными в них критериями оценки. Ознакомьтесь с ними.
В случае возникновения вопросов, спорных ситуаций, поднимите руку, и к вам подойдет ведущая конкурса.
☝ Помните, что Вы имеете право снять по 1 баллу с команды, воспользовавшийся подсказкой или нарушившей правила конкурса.
В случае возникновения такой ситуации, укажите данный факт на оценочном бланке в колонке “Примечание”.
Пример: - 1 (подсказка из зала).
☝ Помните, на Вас возлагается большая ответственность - соблюдение правил конкурса и честный выбор победителя!
Действия членов жюри.
- Бланки «Критерии оценки задания №..» заполняется каждым членом жюри индивидуально.
- В случае совпадения ответа / действия с эталоном ответа / действия, обведите в кружок перечисленные баллы.
- Подводите итоги каждого задания конкурса, подсчитайте общую сумму баллов, набранную каждой командой.
Критерии оценки задания № 1
№ | Наименование | Баллы | Примечание | |||
Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 | Команда № 4 | |||
1 | Наличие названия команды | 1 | 1 | 1 | 1 | |
2 | Название команды связано с медициной | 1 | 1 | 1 | 1 | |
3 | Наличие девиза | 1 | 1 | 1 | 1 | |
4 | Девиз отражает мед. направленность | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5 | Приветствие соперникам, жюри. | 1 | 1 | 1 | 1 | |
Итог: |
Критерии оценки задания
Инструкция:
В случае правильного ответа, в таблице № 1, в колонке «Вес вопроса» поставьте № команды по номеру названной ячейки. Начислите команде очки.
Таблица № 1
Вес вопроса (степень сложности) | Примечание | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Основы профилакт. | ||||||
Здоровый человек | ||||||
ПМСП | ||||||
Кот в мешке 10 баллов |
Инструкция:
Подсчитайте общее количество набранных баллов для каждой команды, запишите в таблицу № 2.
Таблица № 2
Итог задания № 2: | Команда № 1 | Команда № 2 | Команда № 3 | Команда № 4 |
Основы профилактики | ||||
Здоровый человек | ||||
ПМСП | ||||
Кот в мешке 10 баллов | ||||
Общее количество баллов |