Рабочая программа по дисциплине ОП. 07 "Фармакология"
Рабочая программа по дисциплине ОП 07 "Фармакология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_farmakologiya_2021.docx | 95.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж»
(ФГБПОУ «Медицинский колледж»)
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ |
Методическим Советом | Директор |
ФГБПОУ «Медицинский колледж» | ФГБПОУ «Медицинский колледж» __________ А.В. Василенок |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.07 Фармакология
код, наименование специальности 34.02.01 Сестринское дело
форма обучения: очная
Москва
2021
РАССМОТРЕНА Предметной цикловой комиссией № 1 (протокол от 27.08.2020 № 1) | Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело
|
Составители (авторы):
Закирова Л.А., к.б.н., методист ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Глушкова А.Ю., преподаватель ФГБПОУ «Медицинский колледж»
Рецензент:
Головчанская Л.В., заместитель директора по учебной работе ФГБПОУ «Медицинский колледж» Управления делами Президента Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 26
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 29
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.07 Фармакология
1.1. Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины является частью подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.01. Сестринское дело.
Рабочая учебная программа дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина входит в профессиональный учебный цикл, является общепрофессиональной дисциплиной.
Дисциплина направлена на формирования следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1,7,8
ПК 2.1-2.4, 2.6.
1.3. Цели и задачи дисциплины: требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы;
- находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных;
- ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств;
- применять лекарственные средства по назначению врача;
- давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия;
- основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам;
- побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии;
- правила заполнения рецептурных бланков.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 183 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 122 часов;
самостоятельной работы обучающегося 61 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 183 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 122 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 50 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 61 |
в том числе: работа по подготовке рефератов, докладов работа по составлению схем, таблиц работа по составлению словаря терминов работа по расчету разовых, суточных, курсовых доз работа по выписыванию рецептов на лекарственные средства | |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОП.07 Фармакология
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающегося | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
4 семестр | ||||
РАЗДЕЛ 1. Введение. Общая фармакология | ||||
Тема 1.1 Основные понятия фармакологии. | Содержание учебного материала 1 | 2 | ||
Предмет и задачи фармакологии. | 2 | |||
Основные разделы фармакологии. | 2 | |||
Определения терминов лекарственное средство, фармацевтическая субстанция, вспомогательные вещества, лекарственные препараты, лекарственная форма согласно ФЗ № 61. | 2 | |||
Определения терминов международное непатентованное наименование лекарственного средства, торговое наименование лекарственного средства, оригинальный лекарственный препарат, воспроизведенный лекарственный препарат, биологическая и терапевтическая эквивалентность лекарственных препаратов согласно ФЗ № 61. | 2 | |||
Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств. | 2 | |||
Источники получения и пути изыскания новых лекарственных средств. | 2 | |||
Доклинические и клинические исследования лекарственных средств. Фазы клинических исследований лекарственных средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||
Тема 1.2 Фармакокинетика и фармакодинамика. | Содержание учебного материала 2 | 2 | ||
Фармакокинетика лекарственных средств. | 2 | |||
Пути введения лекарственных средств в организм: классификация, характеристика энтеральных и парентеральных путей введения. | 2 | |||
Понятие о биологических барьерах и биологической доступности. | 2 | |||
Всасывание, распределение, биотрансформация, пути выведения лекарственных средств и их метаболитов. | 2 | |||
Фармакодинамика лекарственных средств. | 2 | |||
Факторы, влияющие на реализацию фармакотерапевтического воздействия лекарственных средств на организм. | 2 | |||
Виды фармакотерапии. | 2 | |||
Определения терминов фармакологические эффекты, фармакотерапевтические эффекты, побочные эффекты, токсические эффекты, широта терапевтического действия. | 2 | |||
Дозирование лекарственных средств, виды доз. | 2 | |||
Изменения действия лекарственных средств при повторном введении. | 2 | |||
Фармацевтическое и фармакологическое взаимодействие лекарственных средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 1. Изучение структуры инструкции по применению лекарственных средств. Знакомство и работа с государственным реестром лекарственных средств, сайтом https://grls.rosminzdrav.ru | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
РАЗДЕЛ 2. Общая рецептура | ||||
Тема 2.1 Рецепт | Содержание учебного материала 3 | 2 | ||
Рецепт, определение. Структура рецепта. Реквизиты рецептурных бланков. | 2 | |||
Формы рецептурных бланков. | 2 | |||
Общие правила составления рецепта. | 2 | |||
Обозначение концентраций и количеств лекарственных средств в рецепте. | 2 | |||
Рекомендованные к использованию сокращения при оформлении рецептов в соответствии с приказом МЗ РФ № 4н. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 2 Изучение правил выписывания рецептов различных лекарственных форм. Выписывание лекарственных препаратов на рецептурных бланках. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
РАЗДЕЛ 3. Частная фармакология | ||||
Тема 3.1 Антисептические и дезинфицирующие средства | Содержание учебного материала 4 | 2 | ||
Классификация противомикробных средств. Определение понятий противомикробные, дезинфицирующие, антисептические, химиотерапевтические средства. | 2 | |||
Понятия о бактериостатическом и бактерицидном действии противомикробных средств. | 2 | |||
Требования, предъявляемые к антисептическим и дезинфицирующим средствам. | 2 | |||
Классификация антисептических и дезинфицирующих средств по химическому строению. | 2 | |||
Механизм действия, применение галогенсодержащих средств, солей тяжелых металлов, окислителей, кислот и щелочей, спиртов и альдегидов, препаратов ароматического ряда, красителей, производных нитрофурана, детергентов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема3.2 Антибактериальные средства. | Содержание учебного материала 5 | 2 | ||
Определение понятий антибактериальные средства, антибиотики, противомикробные средства. | 2 | |||
Механизмы действия антибактериальных препаратов. Механизмы лекарственной устойчивости (резистентности) бактерий. Проблема антибиотикорезистентности в современном мире. | 2 | |||
Понятие о спектре действия антибактериальных средств. Принципы рациональной антибактериальной терапии. | 2 | |||
Классификация антибактериальных средств по химическому строению, типу действия, спектру действия. | 2 | |||
Бета-лактамы: пенициллины, цефалоспорины, карбапенемы, монобактамы; механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Макролиды. Классификация, механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Фторхинолоны. Классификация, механизм действия, спектр антибактериального действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Антибактериальные препараты других групп: тетрациклины, гликопептиды, линкозамиды, полипептиды, аминогликозиды, рифамицины, нитрофураны, сульфаниламиды. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 3 Изучение маркировки лекарственных препаратов на муляжах. Расчет разовых и суточных доз по массе тела пациента в соответствии с инструкцией по применению на примере суспензий амоксициллина и кларитромицина. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.3 Противотуберкулезные средства | Содержание учебного материала 6 | 2 | ||
Режимы химиотерапии туберкулеза в соответствии с федеральными клиническими рекомендациями по диагностике и лечению туберкулеза. Препараты первого, второго, третьего ряда для лечения туберкулеза. | 2 | |||
Препараты первого ряда: изониазид, рифампицин, пиразинамид, этамбутол, стрептомицин: механизм действия, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.4 Противогрибковые средства | Содержание учебного материала 7 | 2 | ||
Антимикотики. Механизм действия. Классификация антимикотиков по спектру противогрибковой активности. | 2 | |||
Натамицин: спектр, показания к применению, формы выпуска. Флуконазол: спектр, показания к применению, формы выпуска | 2 | |||
Итраконазол: спектр, показания к применению, формы выпуска. Тербинафин: спектр, показания к применению, формы выпуска. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.5 Противовирусные средства | Содержание учебного материала 8 | 2 | ||
Биологическое значение интерферона. Неспецифические противовирусные средства: индукторы интерферона, препараты интерферона. | 2 | |||
Специфические противовирусные средства: ацикловир, валцикловир, оксолин, римантадин, умифеновир, осельтамивир. | 2 | |||
Препараты для терапии вирусного гепатита С. Схемы терапии вирусного гепатита С. | 2 | |||
Основные принципы антиретровирусной терапии. Противовирусные (ВИЧ) средства. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 4 Изучение противовирусных средств. Расчет разовой дозы препарата невирапин по индексу массы тела. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.6 Противопротозойные средства | Содержание учебного материал 9 | 2 | ||
Средства, применяемые при трихомонозе, амебиазе, лямблиозе: метронидазол, орнидазол, тинидазол: механизм действия, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Противомалярийные средства. Классификация противомалярийных средств по действию на определенные стадии жизненного цикла малярийного плазмодия. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.7 Противогельминтные средства | Содержание учебного материала 10 | 2 | ||
Средства, применяемые при кишечных нематодозах: пирантел, левамизол. | 2 | |||
Средства, применяемые при цестодозах и смешанных гельминтозах: мебендазол, албендазол. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.8 Средства, угнетающие и возбуждающие чувствительные нервные окончания | Содержание учебного материала 11 | 2 | ||
Строение и функции периферического отдела афферентной нервной системы. | 2 | |||
Классификация средств, влияющих на афферентную нервную систему. | 2 | |||
Виды местной анестезии. | 2 | |||
Местные анестетики: механизм действия, побочные эффекты, лекарственные формы в зависимости от вида местной анестезии. Комбинированное применение местных анестетиков с сосудосуживающими средствами. | 2 | |||
Рефлекторное действие раздражающих средств. Раствор аммиака. Понятие об отвлекающем эффекте. Применение. | 2 | |||
Вяжущие средства. Общая характеристика. Практическое значение. Применение. | 2 | |||
Адсорбирующие средства Принцип действия. Применение в медицинской практике. | 2 | |||
Обволакивающие средства. Принцип действия. Применение. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 5 Изучение средств, угнетающих и возбуждающих чувствительные нервные окончания. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.9 Средства, стимулирующие холинергические синапсы | Содержание учебного материала 12 | 2 | ||
Строение и функции эфферентного отдела нервной системы. Строение синапса. Нейромедиаторы эфферентного отдела нервной системы. Схема эфферентной иннервации. | 2 | |||
Строение и функционирование холинергического синапса. Типы рецепторов к ацетилхолину. | 2 | |||
Классификация средств, стимулирующих холинергические синапсы. Классификация холиномиметиков. | 2 | |||
Фармакологические эффекты М-холиномиметиков. | 2 | |||
Пилокарпин: механизм действия, показание, побочные эффекты, лекарственная форма, способ применения. | ||||
Фармакологические эффекты N-холиномиметиков на примере никотина. Цитизин: показания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Фармакологические эффекты антихолинэстеразных средств. Влияние фармакокинетики лекарственного средства на показания к применению на примере антихолинэстеразных средств. | 2 | |||
Фосфорорганические соединения. Терапия отравлений фосфорорганическими соединениями. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 6 Изучение средств, стимулирующих холинергические синапсы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.10 Средства, угнетающие холинергические синапсы | Содержание учебного материала 13 | 2 | ||
Классификация средств, угнетающих холинергические синапсы. | 2 | |||
Фармакологические эффекты М-холиноблокаторов. Тропикамид, ипратропий, тиотропий, атропин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Ганглиоблокаторы. Принцип действия. Применение. | 2 | |||
Средства, блокирующие нервно-мышечные синапсы. Общая характеристика, применение. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 7 Изучение средств, угнетающих холинергические синапсы. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.11 Средства, стимулирующие адренергические синапсы | Содержание учебного материала 14 | 2 | ||
Строение и функционирование адренергического синапса. Локализация и эффекты стимуляции различных подтипов адренергических рецепторов. | 2 | |||
Классификация средств, стимулирующих адренергические синапсы. | 2 | |||
α1 адреномиметики. Фенилэфрин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
а2 адреномиметики. Ксилометазолин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
β1 адреномиметики. Добутамин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
β2 адреномиметики. Сальбутамол, фенотерол: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. Гексопреналин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
α β адреномиметики. Эпинефрин: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Симпатомиметики. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 8 Изучение средств, стимулирующих адренергические синапсы. Расчет скорости инфузионного введения лекарственного средства на примере добутамина и гексопреналина. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.12 Средства, угнетающие адренергические синапсы | Содержание учебного материала 15 | 2 | ||
Классификация средств, угнетающих адренергические синапсы. | 2 | |||
Симпатолитики. Резерпин. | 2 | |||
b1-адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
b1b2-адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
α -адреноблокаторы. Механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.13 Средства для наркоза. Спирт этиловый. | Содержание учебного материала 16 | 2 | ||
Средства для наркоза определение. Механизм действия. Стадии наркоза. | 2 | |||
Средства для ингаляционного наркоза. | 2 | |||
Средства для неингаляционного наркоза. | 2 | |||
Понятие об управляемом наркозе. Комбинированное применение средств для наркоза. | 2 | |||
Спирт этиловый. Применение в медицинской практике. | 2 | |||
Первая помощь при остром отравлении спиртом этиловым. Алкогольная зависимость, средства для ее лечения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 9 Изучение средств для наркоза и спирта этилового. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.14 Наркотические анальгетики | Содержание учебного материала 17 | 2 | ||
Строение и функционирование ноцицептивной и антиноцицептивной систем. | 2 | |||
Наркотические анальгетики: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Классификация и сравнительная характеристика наркотических анальгеиков. | 2 | |||
Налоксон: показание, способ применения. | 2 | |||
Наркотическая зависимость. Медикаментозные методы лечения наркотической зависимости. | 2 | |||
Нейролептоанальгезия. Препараты для нейролептанальгезии. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 10 Изучение наркотических анальгетиков | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.15 Ненаркотические анальгетики и нестероидные противовоспалительные средства | Содержание учебного материала 18 | 2 | ||
Нестероидные противовоспалительные средства: механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Неселективные и селективные нестероидные противовоспалительные средства. | 2 | |||
Ненаркотические анальгетики. Парацетамол: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 11 Изучение ненаркотических анальгетиков и нестероидных противовоспалительных средств | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.16 Психотропные средства угнетающего типа | Содержание учебного материала 19 | 2 | ||
Психоз. Дофаминовая гипотеза патогенеза психоза. Типичные и атипичные нейролептики: механизм действия, фармакологические эффекты, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Транквилизаторы: механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Премедикация. Лекарственные средства применяемые для премедикации. | 2 | |||
Противосудорожные средства. Классификация. Действие и применение. | 2 | |||
Противоэпилептические средства. Принципы действия. | 2 | |||
Болезнь Паркинсона: патогенез, симптомы. | 2 | |||
7. | Противопаркинсонические средства. Леводопа+ карбидопа (бенсеразид): механизм действия, способ применения. Другие противопаркинсонические средства. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 12 Изучение психотропных средств угнетающего типа. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.17 Снотворные средства | Содержание учебного материала 20 | 2 | ||
Физиология сна. Виды расстройств сна. | 2 | |||
Снотворные средства. Классификация. | 2 | |||
Механизм действия, фармакологические эффекты, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения средств усиливающих ГАМКергические процессы в ЦНС, антагонистов Н1 гистаминовых рецепторов в ЦНС, аналога мелатонина. | 2 | |||
Флумазенил: показания, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.18 Психотропные средства возбуждающего типа | Содержание учебного материала 21 | 2 | ||
Моноаминовая теория патогенеза депрессии. Антидепрессанты: классификация, механизм действия, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Ноотропные средства, стимуляторы мозгового кровообращения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 13 Изучение психотропных средств возбуждающего типа | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.19 Средства, влияющие на функции органов дыхания | Содержание учебного материала 22 | 2 | ||
Лекарственные средства для лечения бронхиальной астмы. Бронхолитические средства: β2-адреномиметики, М-холиноблокаторы, спазмолитики миотропного действия. | 2 | |||
Лекарственные средства для лечения бронхиальной астмы. Средства, обладающие противовоспалительной и противоаллергической активностью: глюкокортикостероиды. Средства, обладающие противоаллергической активностью: стабилизаторы мембран тучных клеток, блокаторы лейкотриеновых рецепторов, ингибиторы синтеза лейкотриенов, моноклональные антитела к Ig Е. | 2 | |||
Лекарственные средства для лечения хронической обструктивной болезни легких: бронхолитические средства, глюкокортикостероиды. | 2 | |||
Отхаркивающие средства. | 2 | |||
Муколитические средства: амброксол, бромгекисн, ацетилцистеин - особенности действия и примнение. | 2 | |||
Противокашлевые средства: кодеин, бутамират, либексин. | 2 | |||
Аналептики. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 14 Изучение средств, влияющих на функции органов дыхания | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.20 Диуретические средства | Содержание учебного материала 23 | 2 | ||
1. | Показания для назначения диуретических средств. Классификация диуретических средств. | 2 | ||
2. | Средства, нарушающие функцию эпителия почечных канальцев: классификация, механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | ||
3. | Осмотически активные диуретики: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | ||
4. | Антагонисты альдостерона: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | ||
5. | Лекарственные средства, применяемые для проведения форсированного диуреза. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 15 Изучение диуретических средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.21 Средства, применяемые при сердечной недостаточности | Содержание учебного материала 24 | 2 | ||
Средства, влияющие на активность ренин-ангиотензиновой системы | 2 | |||
β1адреномиметики | 2 | |||
Сердечные гликозиды | 2 | |||
Диуретики | 2 | |||
Сердечные гликозиды | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.22 Противоаритмические средства | Содержание учебного материала 25 | 2 | ||
Средства, применяемые при блокадах проводящей системы сердца: М-холиноблокаторы, β1 адреномиметики. | 2 | |||
Средства, применяемые при тахиаритмиях и экстрасистолии: блокаторы натриевых каналов, β адреноблокаторы, блокаторы калиевых каналов, блокаторы кальциевых каналов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.23 Средства, применяемые при недостаточности коронарного кровообращения | Содержание учебного материала 26 | 2 | ||
Средства, применяемые при стенокардии (антиангинальные средства). Понятия ИБС, стенокардия. | 2 | |||
β адреноблокаторы. | 2 | |||
Нитраты. | 2 | |||
Блокаторы кальциевых каналов. | 2 | |||
Средства, применяемые при инфаркте миокарда: обезболивающие, противоаритмические препараты; антиагреганты, антикоагулянты, фибринолитические средства. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 16 Изучение средств, применяемых при недостаточности коронарного кровообращенияя | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.24 Гипотензивные средства | Содержание учебного материала 27 | 2 | ||
Средства, применяемые при артериальной гипертензии. | 2 | |||
Средства, угнетающие ренин-ангиотензин-альдостероновую систему: ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента, антагонисты рецепторов ангиотензина. | 2 | |||
Миотропные средства: антагонисты кальция. | 2 | |||
Нейротропные средства: бета-адреноблокаторы. | 2 | |||
Диуретики. | ||||
Препараты резерва, применяемые при резистентной артериальной гипертензии. | ||||
Лекарственные средства, применяемые при неосложненном гипертоническом кризе. | 2 | |||
Лекарственные средства, применяемые при осложненном гипертоническом кризе. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 17 Изучение гипотензивных средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.25 Противоатеросклеротические средства | Содержание учебного материала 28 | 2 | ||
Гиполипидемические средства. | 2 | |||
Статины: механизм действия, показания, побочные эффекты, противопоказания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.26 Средства, влияющие на функции органов пищеварения | Содержание учебного материала 29 | 2 | ||
Средства, влияющие на аппетит. | 2 | |||
Средства, уменьшающие секрецию хлористоводородной кислоты. | 2 | |||
Схемы эрадикации Helicobacter pylori. | 2 | |||
Антацидные средства. | 2 | |||
Гастропротекторы. | 2 | |||
Гастрокинетики. | 2 | |||
Противорвотные средства. | 2 | |||
Средства для заместительной ферментной терапии. | 2 | |||
Гепатопротекторы. | 2 | |||
Желчегонные средства | 2 | |||
Средства, влияющие на тонус и моторику кишечника и желчевыводящих путей. | 2 | |||
Слабительные средства | 2 | |||
Антидиарейные средства | 2 | |||
Фармакологические эффекты лекарственных средств, принцип действия, показания, особенности применения, основные побочные эффекты и противопоказания. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 18 Изучение средств, влияющих на функции органов пищеварения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.27 Средства, влияющие на миометрий | Содержание учебного материала 30 | 2 | ||
Маточные средства. Классификация средств, влияющих на функции и сократительную активность миометрия, фармакологические свойства и применение в медицинской практике. | 2 | |||
Средства, повышающие ритмические сокращения и тонус миометрия. Характер действия на миометрий. Показания к применению в медицинской практике. Особенности действия препаратов. Особенности действия простагландинов. | 2 | |||
Средства, снижающие ритмические сокращения и тонус миометрия. Токолитические средства. показания к применению токолитических средств, возможные побочные эффекты | 2 | |||
Средства, ослабляющие сокращения миометрия. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 19 Изучение средств, влияющих на миометрий. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.28 Плазмозамещающие средства | Содержание учебного материала 31 | 2 | ||
1. | Состав плазмы крови. | 2 | ||
2. | Понятие об изотоническом растворе. | 2 | ||
3. | Классификация плазмозамещающих средств. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
5 семестр | ||||
Тема 3.29 Средства, влияющие на кроветворение и тромбообразование | Содержание учебного материала 1 | 2 | ||
Средства, влияющие на кроветворение. | 2 | |||
Причины анемий. Средства, влияющие на эритропоэз. Препараты железа, витамина В12, фолиевой кислоты, препараты эритропоэтина: побочные эффекты, формы выпуска, способ применения. | 2 | |||
Средства, влияющие на лейкопоэз. Препараты колониестимулирующих факторов: форма выпуска, способ применения. | 2 | |||
Последовательность реакций гемостаза. Понятие о факторах свертывания крови. | 2 | |||
Средства, снижающие свертываемость крови: антиагреганты, антикоагулянты, фибринолитики. Показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Средства, повышающие свертываемость крови: прокаугулянты, антифибринолитики. Показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 1 Изучение средств, влияющих на систему крови. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.30 Препараты гормонов гипофиза и гипоталамуса, щитовидной и поджелудочной железы железы, надпочечников, половых желез | Содержание учебного материала 2 | 2 | ||
Понятие о гормонах, их фармакологическая роль. Понятие о принципе «Обратной связи», действующем при выработке гормонов в организме. | 2 | |||
Виды гормонотерапии. | 2 | |||
Препараты гормонов гипоталамуса. | ||||
Препараты гормонов гипофиза. | 2 | |||
Препараты гормонов щитовидной железы. | 2 | |||
Антитиреоидные средства. | ||||
Препараты гормонов поджелудочной железы. | 2 | |||
Гипогликемические средства. | ||||
Препараты гормонов коры надпочечников | 2 | |||
Препараты женских половых гормонов и их синтетические заменители. Эстрогенные и гестагенные препараты, их практическое значение. Показание к применению в медицинской практике. | 2 | |||
Препараты мужских половых гормонов. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практические занятия 2,3 | ||||
1 | Изучение препаратов гормонов гипофиза и гипоталамуса, щитовидной и поджелудочной железы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
2. | Изучение препаратов гормонов надпочечников и половых желез. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.31 Противоаллергические средства | Содержание учебного материала 3 | 2 | ||
Патогенез аллергии. Пути фармакологической коррекции аллергии. | 2 | |||
Блокаторы Н1гистаминовых рецепторов: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Блокаторы лейкотриеновых рецепторов: механизм действия, показания, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Стабилизаторы мембран тучных клеток: механизм действия, показания, лекарственные формы, способ применения. | ||||
Глюкокортикоиды: механизм действия, показания, побочные эффекты, лекарственные формы, способ применения. | 2 | |||
Моноклональные антитела к Ig Е: механизм действия, показания, лекарственная форма, способ применения. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 4 Изучение противоаллергических средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.32 Витаминные препараты Иммунотропные средства | Содержание учебного материала 4 | 2 | ||
Роль витаминов в обмене веществ. | 2 | |||
Показания для применения препаратов витаминов. | ||||
Препараты водорастворимых витаминов | 2 | |||
Препараты жирорастворимых витаминов | 2 | |||
Классификация иммунотропных средств: иммуностимуляторы, иммуномодуляторы. | 2 | |||
Противоопухолевые лекарственные средства. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 5 Изучение витаминов и иммунотропных средств. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Тема 3.33 Основные принципы терапии острых отравлений | Содержание учебного материала 5 | 2 | ||
1. | Неспецифические методы терапии острых отравлений. | 2 | ||
2. | Средства, применяемые для проведения форсированного диуреза. | 2 | ||
3. | Средства, применяемые в симптоматической терапии острых отравлений. | 2 | ||
4. | Специфические методы терапии острых отравлений. Антидоты. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Практическое занятие 6 Изучение принципов терапии острых отравлений. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | |||
Всего | 183 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета фармакологии.
Оборудование учебного кабинета:
- шкафы книжные;
- шкафы модульные с наличием демонстрационных лекарственных препаратов;
- столы учебные;
- стол для преподавателя;
- стулья;
- штативы для таблиц;
- классная доска;
- муляжи первичных и вторичных упаковок лекарственных препаратов.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- компьютер;
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
- мультимедийные средства обучения:
- компьютерные презентации;
- задания в тестовой форме;
- учебные пособия на электронных носителях;
- обучающие и контролирующие компьютерные программы.
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основной источник:
- Федюкович Н.И. Фармакология: Учебник.- Ростов н/Д.: Феникс, 2019.- 702с.
Дополнительные источники:
- Аляутдин Р.Н. Фармакология: учебник. Москва: ГЭОТАР-Медиа,
2020. Режим доступа:
http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970455982.html
- Фармакология с общей рецептуро : учебное пособие / В. В. Майский, Р. Н. Аляутдин. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. Режим доступа:
http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441329.html
- Фармакология с общей рецептурой :учебник / Д. А. Харкевич. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 464 с.: ил. Режим доступа:
http://medcollegelib.ru/book/ISBN9785970444917.html
- 4. Клиническая фармакология: учебник / Н. В. Кузнецова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа:
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970445341
Интернет – ресурсы:
- https://grls.rosminzdrav.ru
- http://pharmacologylib.ru/
- www.pharmateca.ru
- www.antibiotic.ru
- www.vip-doctors.ru
- www.news-medical.net
Приказы МЗ и Социального развития РФ
- Федеральный Закон от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят Государственной Думой 24 марта 2010 года, одобрен Советом Федерации 31 марта 2010 года).
- Приказ МЗ и СР РФ от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств».
- Концепция развития здравоохранения РФ до 2020 года.
- Постановление Правительства РФ № 398 от 03.06.2010г «О внесении изменений в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ».
- Приказ МЗ РФ от 14 января 2019 г. №4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения.»
- Приказ МЗ РФ от 1 августа 2012 г. N 54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления.»
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов |
Уметь: - выписывать лекарственные формы в виде рецепта с использованием справочной литературы; - находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; - ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств; - применять лекарственные средства по назначению врача; - давать рекомендации пациенту по применению различных лекарственных средств; | ОК 1,7,8 ПК 2.1-2.4, 2.6. | Формы контроля результатов обучения: Дискуссии и диалоги, демонстрации, индивидуальный и фронтальный опросы, тесты, составление схем и таблиц, составление фармакологического словаря, оценка докладов и сообщений. Методы контроля результатов обучения: систематическое наблюдение за мыслительной деятельностью обучающегося в процессе ведения опросов, диалогов, дискуссий, полемик; Постоянный анализ знаний студента, выявление ошибок и оценка знаний; Во время занятий применение методов аналогии и сравнения; На протяжении всего учебного процесса использование системного подхода при оценке знаний основ строения, функций и расположения человеческих органов; использование медицинской номенклатуры; демонстрация рецептов, инструкций и упаковок лекарственных препаратов. |
Знать: - лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; - основные лекарственные группы и фармакотерапевтические действия лекарств по группам; - побочные эффекты, виды реакций и осложнений лекарственной терапии; - правила заполнения рецептурных бланков. | ОК 1,7,8 ПК 2.1-2.4, 2.6. | На теоретических занятиях проведение устного индивидуального, фронтального опроса по темам учебной дисциплины; для оценки усвоения теоретического материала по разделам написание самостоятельной работы; периодическое (в конце изучения каждой темы) проведение программированного тестирования на компьютере; один раз в семестр защита творческой работы (реферата, презентации); постоянный анализ выполнения практических работ (составления конспектов, словарей терминов, схем, таблиц и др.); периодический анализ и оценка составления и решения кроссвордов; периодический анализ составленных тестов и ситуационных задач по темам дисциплины. |