Международная конференция "Здоровое поколение выбирает ЗОЖ"
Межрегиональная студенческая научно-практическая конференция с международным участием "Здоровое поколение выбирает ЗОЖ". Победители в номинации "Лучшая исследовтельская работа" авторы статьи "Влияние гаджетов на зрение" студенты группы 1314 Балакин Даниил и Громова Милена, научный руководитель Заболоцкая В.М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zabolotskaya_v.m.docx | 43.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 2» (ГБПОУ ДЗМ МК № 2)
ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ЗРЕНИЕ
Балакин Даниил Александрович Громова Милена Михайловна студенты 1 курса, специальность 31.02.01 Лечебное дело
Научный руководитель - Заболоцкая Валерия Михайловна, к.м.н., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Вопрос о влиянии портативных устройств на организм человека актуален от даты возникновения девайсов до наших дней. Современный мир не отделим от гаджетов. Последние значительно упрощают нашу жизнь, но в то же время влияют на зрение, вызывая целый симптомокомплекс зрительных и болевых ощущений, носящий название «компьютерный синдром». В данной работе мы провели эксперимент по воздействию гаджетов на глаза, а также разработали памятку с профилактическими мерами при использовании гаджетов.
Цель исследования: Целью исследования явилось изучение влияния гаджетов на глаза.
Задачи:
1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме.
2. Составить анкеты по данной проблеме.
3. Провести анкетирование обучающихся в экспериментальных группах до эксперимента и после.
4. На основании экспериментальных данных построить графики.
5. Разработать систему памяток и рекомендаций, помогающих нивелировать влияние гаджетов на глаза.
Материалы и методы: теоретические (изучение и анализ специальной литературы), эмпирические (наблюдение, анкетирование, проведение эксперимента), статистические (построение гистограмм, выполнение расчетов).
Ключевые слова: зрение, влияние гаджетов, здоровые привычки, профилактика.
Существует распространённое мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Часто пользователи обвиняют в этом излучение от экранов, но на самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения.
Однако существуют факторы, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить здоровье зрительного аппарата: размер и качество экрана устройства, условия его использования. Например, чем меньше экран, тем сильнее приходится напрягать глаза, потому пользование компьютером с большим монитором наносит меньший ущерб, чем пользование смартфоном. Стоит избегать просмотра яркого экрана, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не смотреть фильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства, смотреть в экран, который находится в статичном положении, чтобы расстояние от глаз до экрана не менялось. Все эти рекомендации помогут снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения. Не стоит забывать, что причина негативных явлений - не физические излучения дисплея, а особенности зрительной работы с этим устройством.
Большой урон приходится на глаза, которые испытывают чрезмерную нагрузку при длительном использовании планшетов, смартфонов и прочих гаджетов. Постоянное напряжение глаз приводит к их сухости, а вглядывание в экран к близорукости. Вследствие этого неисправимо ухудшается зрение. Лучший способ защитить глаза — ограничить время использования гаджета. Надо помнить, что длительный непрерывный контакт с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы гораздо реже моргаем, что становится причиной недостаточной увлажнённости глаз. Сухость глаз также может привести к развитию воспаления. Нельзя забывать и про осанку, которая деформируется из-за использования всевозможных устройств и пренебрежения к правилам сохранения осанки и зрения при эксплуатации того или иного гаджета. Ухудшение здоровья глаз напрямую связано с проблемами позвоночника - нарушается кровоснабжение мозга, оказывая отрицательное воздействие на работу зрительного аппарата.
Стоит отметить, что экранное изображение отличается от бумажного тем, что по своим характеристикам оно:
- самосветящееся, а не отраженное;
- имеет значительно меньший контраст;
- не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;
- мерцающее (мелькающее), то есть эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации (способность четко видеть предметы, находящиеся на различном расстоянии, сама фокусировка осуществляется с помощью мышц глаза и хрусталика).
Соблюдение оптимальных параметров яркости, контраста, угловых размеров знаков, частоты смены кадров и других характеристик экранного изображения позволяет несколько снизить зрительное утомление при работе с экраном, но совсем избежать его не удается. Помимо того, на зрительное утомление влияет необходимость постоянного перемещения взора с экрана, а также возможные погрешности в организации рабочего места - неправильное расстояние от глаз до экрана, блики на экране от внешних источников света, чересчур большая яркость экрана и неудачный выбор цветов. Все это приводит к повышенному утомлению зрения. Статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя, которые сопровождаются многочисленными офтальмологическими симптомами: при шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, "летающие мушки" и радужные круги.
Таким образом, проанализировав теоретические подходы к проблеме, мы решили провести эксперимент, в котором попытались ослабить степень влияния гаджетов на глаза в нашей повседневной жизни.
В эксперименте принимали участие две группы обучающихся МК № 2 по 13 человек каждая. Эксперимент длился две недели. Первая экспериментальная группа использовала гаджеты только в случае острой необходимости (ответ на звонок, короткое сообщение). По правилам эксперимента полностью исключены были игры на гаджетах, праздные переписки в сетях, чтение текста с экрана, в том числе новостного характера.
Вторая экспериментальная группа продолжала использовать гаджеты в обычном для себя режиме, но при этом выполняла профилактические правила, позволяющие минимизировать нагрузку на глаза: каждые 15-20 минут отвлечение от экрана гаджета и смотрение вдаль, сильное моргание глазами несколько раз, небольшая физическая активность.
В начале эксперимента обучающимся было предложено пройти анкетирование и оценить физиологическое состояние глаз.
Анкета
Испытываете ли вы при длительном использовании гаджета в течение дня (каждый симптом оценивался по четырем параметрам, где а. нет данного симптома; б. присутствует в конце рабочего дня; в. иногда присутствует в течение дня; г. присутствует практически всегда):
1. Затуманивание зрения
2. Двоение предметов
3. Быстрое утомление при чтении
4. Жжение в глазах
5. Чувство «песка» под веками
6. Боли в области глазниц и лба
7. Боли при движении глаз
8. Покраснение глазных яблок.
После эксперимента обучающиеся снова оценили состояние глаз по тем же параметрам, что и в начале эксперимента. Показатели изменились в лучшую сторону у обеих экспериментальных групп.
Как видно из гистограммы ниже (синий цвет столбика - до эксперимента, красный цвет - после эксперимента), у первой группы практически исчезли или значительно ослабли такие симптомы как быстрое утомление при чтении, двоение предметов, жжение в глазах, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок (Гистограмма № 1).
Гистограмма № 1
У второй экспериментальной группы обучающихся также была отмечена положительная тенденция практически по всем восьми учитываемых в эксперименте параметрам (Гистограмма № 2).
Гистограмма № 2
Из проведенного нами эксперимента можно сделать следующие выводы. Безусловно, длительное использование гаджетов сказывается не лучшим образом на здоровье глаз, вызывая их раздражение и расстройство зрения. Отказ от бесконтрольного использования гаджетов способствует улучшению функционального состояния глаз по субъективной оценке самих участников эксперимента.
В современных условиях полностью отказаться от гаджетов невозможно. Поэтому, приобретая хорошие привычки (время от времени смотрение вдаль, перевод взгляда от гаджета на другие предметы, моргания глазами) способны снять излишнее напряжение с глаз и позволить им меньше утомляться от гаджетов в течение дня.
Говоря о профилактике зрительного и общего утомления, на первое место необходимо поставить строгое соблюдение расстояния от экрана до глаз (30 см для смартфонов, 60-70 для компьютера) и длительность работы с экраном (в зависимости от возраста). Необходимо следить, чтобы в процессе работы не приближаться к экрану (особенно детям и лицам молодого возраста).
Для снижения зрительного утомления и профилактики его возникновения для всех лиц, выполняющих зрительно-напряженные работы, полезно проводить упражнения для улучшения кровообращения в глазных яблоках.
Упражнения могут выполняться на рабочем месте, сидя на стуле:
- Глаза закрыты. Круговыми движениями обеих рук массировать глазные яблоки 10 сек.
- Взгляд прямо перед собой, затем вправо, влево, вверх, вниз - 10 сек.
- Усиленно зажмуривать и открывать глаза -10 сек.
- Поворачивать глаза в стороны 2-3 раза, затем закрывать на 10 сек.
Для всех возрастных групп полезно проводить упражнения, предупреждающие возникновение остеохондроза позвоночника.
Комплекс состоит из следующих упражнений:
Исходное положение - стоя, руки опущены. Полукруговые движения головой к правому и левому плечу.
- И.п. - то же. Повороты головой вправо и влево.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
- И.п. - то же. Круговые движения головой.
- И.п. - стоя, руки на голове. Надавливание. То же другой рукой.
- И.п. - стоя, правая рука на правой щеке. Надавливание. То же другой рукой.
- И.п. - стоя, руки опущены. Поднимание и опускание плеч.
- И.п. - стоя, руки к плечам. Круговые движения вперед и нaзaд.
- И.п. - стоя, руки соединены сзади в "замок". Отведение рук назад. Спина прямая.
- И.п. - стоя, руки в стороны. Круговые движения руками вперед и назад.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Наклоны вперед, прогнувшись.
- И.п. - стоя, руки на поясе. Повороты вправо и влево.
- И.п. - то же. Наклоны вправо, влево, вперед, назад.
- И.п. - стоя, руки опущены. Круговые движения тазом.
Упражнения просты и не требуют специальной подготовки, поэтому, если пользователь дисплея будет выполнять ежедневно хотя бы часть этих упражнений, он тем самым поможет себе избавиться от неприятных последствий гиподинамии.
Подводя итог, можно выдвинуть основные рекомендации по сохранению зрения у пользователей гаджетов:
- соблюдать правильное положение тела;
- отрегулировать общее и местное освещение в комнате;
- подобрать оптимальную яркость и контрастность, в том числе цветовую;
- проверить свое зрение у офтальмолога и при необходимости подобрать очки;
- строго соблюдать временной режим работы с устройством, своевременно делая перерывы;
- во время перерывов не выполнять никакой зрительной работы, а делать общие и глазные упражнения;
- постараться чередовать работу с гаджетом с другими видами работ.
Список использованной литературы:
1. Усольцева Д.Д. Влияние современных гаджетов на здоровье школьников [Электронный ресурс] // Российская академия естествознания. – 2017. – URL: https://school-science.ru/3/1/32591 (дата обращения: 03.06.2020).
2. Зубарев Ю.Б. Мобильный телефон и здоровье: монография. – 4-е изд. – М.: Библио-Глобус, 2019. – 234 с.
3. Абдуллина А.М. Влияние компьютера на зрение школьника // Приоритетные задачи и стратегии развития педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – М., 2017. – С. 37–39.
4. Гайдученок А.К. Профилактика гаджетозависимости и обеспечение безопасности школьников в интернете в работе школы // Цифровая трансформация образования: материалы научно-практической конференции. – Минск, 2018. – С. 67–6