Уход за зубами
- воспитывать сознательное бережное отношение к своему здоровью
- показать взаимосвязь питания и здоровых зубов
- закрепить знания о полезных и вредных привычках для сохранения здоровых зубов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzod_za_zubami_27.09.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательский час .
«Здоровые зубы каждому любы»
Цель: формирование навыка правильного ухода за зубами и ротовой полостью.
Задачи:
- познакомиться со строением зубов человека
- показать взаимосвязь питания и здоровых зубов
- закрепить знания о полезных и вредных привычках для сохранения здоровых зубов
- воспитывать сознательное бережное отношение к своему здоровью
Оборудование: модель «строение зуба», зубная щётка, модель челюсти, стекло и горелка для проведения опыта, фонограмма с песней «От улыбки».
Ход занятия:
- Организационный момент. Инсценировка
Действующие лица: (Девочка, Доктор, Зубная паста, Зубная щётка)
Доктор. В путь – дорогу собирайтесь,
За здоровьем отправляйтесь
Я здоровье - берегу
Вам я тоже помогу.
Девочка. Доктор, доктор, помогите,
Зубки, Вы, мне полечите!
Я совсем почти не сплю,
Потому что боль терплю!..
Доктор. Проходи. Не ленись.
В кресло к доктору садись.
Буду зубы я лечить,
Уму - разуму учить.
Много ль ела ты конфет? (Да)
Щётка есть у тебя? (Да)
Паста есть у тебя? (Да)
Зубы чистила всегда? (Иногда)
Вот отсюда боль твоя,
Чисти зубы ты всегда,
И пройдёт твоя беда!
Зубная щётка: Я зубная щетка,
У меня щетинки.
С зубной пастой я дружу,
Кариес не пропущу!
Зубная паста: Я такая нежная,
Паста белоснежная.
Я с ребятами дружу
И за зубками слежу.
воспитатель. Ребята, есть ли в нашем классе ученики, которые не дружат с зубной пастой и щеткой?…(ответы детей)
Сегодня мы с вами, поговорим о зубах, которые являются чрезвычайно важной частью нашего организма. Здоровые зубы сохраняют здоровье человека. Недаром говорится в народной пословице: «О здоровье суди не по годам, а по зубам».
Кроме того, здоровые зубы придают красоту человеческому лицу. Неприятно смотреть на человека с разрушившимися зубами.
Итак, тема нашего классного часа: «Здоровые зубы каждому любы».
III. Основная часть.
Беседа.
- Как вы думаете, сколько зубов у человека и какую функцию они выполняют? …(ответы детей)
Давайте послушаем нашего доктора.
Доктор. У человек 32 зуба. 28 зубов вырастает до 14 лет. Остальные 4 зуба, которые называют "зубами мудрости", вырастают после 17 лет. К тому времени, когда ребёнку исполнилось 2,5 - 3 года, полностью прорезались первые молочные зубы.
- Работа со стихотворением С. Михалков « Как у нашей Любы заболели зубы…»
ребенок. Как у нашей Любы
Заболели зубы:
Слабые, непрочные –
Детские, молочные…
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит.
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
воспитатель: - Как вы думаете, почему болели зубы у Любы? …(ответы детей)
Молочные зубы "живут" мало, около 6 -7 лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают зубы постоянные.
Все прекрасно понимают: выпадают молочные зубы - значит, ребёнок растёт, а на месте выпавшего зуба обязательно вырастет новый зуб.
-Помните ли вы, когда у вас выпал первый зуб? …(ответы детей)
- В разных странах существуют разные обычаи, связанные с выпадением зубов. Давайте сейчас познакомимся с ними.
(Дети читают народные обычаи, записанные на рисунках и прикрепляют их на доску)
Испанский обычай. Надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так:
- Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми свой зуб и дай мне новый. (Считают, что молочный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб).
В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
Японский обычай. Когда ребенок теряет зуб, он бросает его в воздух (или на крышу) и кричит:
- Превратись в зуб Они. (Они - японское чудовище, у которого очень сильные зубы)
Индонезийский обычай. Индонезийский обычай похож на японский. Разница в том, что здесь делают наоборот: если выпадет нижний зуб, то его бросают на крышу, если верхний - под кровать или под крыльцо.
- А какой обычай в вашей семье? Что вы делали со своим выпавшим молочным зубом? …(ответы детей)
- Как вы думаете достаточно ли попросить здоровые зубки или же необходимо соблюдать правила гигиены зубов? …(ответы детей)
- Строение зубов
- Ну а сейчас мы узнаем как устроены наши зубы.
Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.
Каждый зуб - это маленькая кость в нашем организме, только намного твёрже и прочнее, чем другие кости. И это неслучайно. Зубы и должны быть прочными, ведь мы пережёвываем ими пищу более 3 раз в день в течение всей жизни.
Посмотрите, чем зубы покрыты сверху?
Поверхность зубов покрыта снаружи эмалью.
Эмаль - это очень твёрдое вещество. Здоровую, крепкую эмаль не берёт сверло, а остриё сабли при ударе об эмаль тупится. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но она со временем разрушается. Отчего может разрушиться эмаль зубов? …(ответы детей)
- Демонстрация опыта
(Старшеклассник проводит опыт, комментируя при этом свои действия.)
- Возьмём кусочек стекла, нагреем его на огне, потом опустим в стакан с холодной водой. Что произошло со стеклом? Стекло треснуло.
- Как вы думаете быстрая смена разных температур может привести к появлению трещин на эмали зуба? …(ответы детей)
- Эмаль зубов может так же как и стекло растрескаться от резкой смены горячей и холодной пищи. Берегите эмаль зубов от резкой смены температуры!
Внутри зуба мягкая ткань - пульпа. Она содержит кровеносные сосуды, через которые в зуб поступают кислород, питательные вещества, витамины, необходимые для роста и сохранения зуба.
Внизу зуба находится корень. Он закрепляет зубы, чтобы они не шатались и не выпадали. Через корень проходит нерв, который передаёт сигнал в мозг и обратно о состоянии наших зубов.
Основание зуба со всех сторон окружено десной. Очень важно, чтобы дёсны всегда были здоровыми, и в них не проникала инфекция. Если в десну попадёт инфекция, то она может распространиться на зуб и разрушить его.
IV. Физминутка
воспитатедь: А теперь пришло время нам отдохнуть. Я сейчас зачитаю вам фразы, если вы со мной согласны, то приседайте – зубы крепко сидят, а если не согласны с моей фразой, то наклоняетесь из стороны в сторону - зубы шатаются.
Фразы:
– Чтобы зубы были крепкими и здоровыми, надо:
- грызть ручки и карандаши (наклоняются)
- правильно питаться (сидят)
- часто есть сладкое (наклоняются)
- грызть орехи (наклоняются)
- чистить зубы (сидят)
- есть очень холодную и очень горячую пищу (наклоняются)
- ходить вовремя к врачу (сидят)
- Молодцы, вы отлично справились с заданием.
V. Работа со стихотворением
ребенок. Плачет Костя: ноют зубы.
Чистить зубы он не любит.
Ни снаружи, ни внутри –
Разболелись сразу три!
Вот сверло жужжит от злости,
Зуб сверлит, ругает Костю:
«З-зубы чис-с-стить ты не л-л-любишь,
Вот со мной и стал з-зна-к-ком!
Чис-ти з-зуб-бы,
Чис-ти з-зуб-бы!
Пор-р-рош-ком,
Пор-рош-ком!!!
- Почему Косте пришлось познакомиться со сверлом? …(ответы детей)
- Как называют врача, который лечит зубы? (стоматолог)
- Какая самая важная гигиеническая процедура по уходу за зубами? …(ответы детей)
-Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу, песок и даже пемзу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки, пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству античных докторов, зубы древних греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десны. В странах Азии, чтобы сберечь зубы, их покрывали черным лаком. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната, в Сибири жевали специально обработанную смолу.
В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. В ХIХ веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже паровоза и автомобиля .
- Можно ли считать полоскание ротовой полости простой водой гигиенической процедурой? …(ответы детей)
- Как часто нужно это делать? А если после полоскания у вас остались частички пищи чем их можно удалить? …(ответы детей)
VI. Практикум «Чистка зубов»
- Как вы думаете правильность чистки зубов влияет на их сохранность?
Зубная щетка:
Мы чистим, чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем.
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Чистить зубы не ленись, снизу вверх, сверху вниз.
воспитатель: - Ребята, давайте вспомним, как правильно чистить зубы?
(Зубная щетка показывает на макете, как правильно чистить зубы)
- Зубная щётка располагается вдоль линий дёсен. Движения зубной щётки – сверху вниз. Тщательно чистить каждый зуб.
- Очистить внутреннюю поверхность каждого зуба. Движение зубной щётки – снизу вверх.
- Почистить жевательную поверхность каждого зуба. Движение щётки – вперёд-назад.
- Кончиком щётки почистить внутреннюю сторону передних зубов круговыми движениями.
- Не забудьте почистить язык.
- Как вы думаете как долго можно пользоваться зубной щеткой?
VII. Закрепление материала
Игровая часть «Мудрые советы»
Вам, мальчишки и девчонки,
Приготовила советы.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите: нет, нет, нет.
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших.
Фрукты, овощи, омлет
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
- Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, в каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Ох, неловкая Людмила
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда?
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Запомните совет полезный,
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
воспитатель: Помните: Ваше здоровье и здоровье ваших зубов – в ваших руках.
VIII. Рефлексия.
- Оцените себя на сколько правильно вы соблюдаете все гигиенические требования по уходу за зубами. (Взять круг определенного цвета).
- красный круг – не всегда соблюдаю.
- синий круг – всегда соблюдаю.
- Ребята, чтобы зубы никогда не болели и вы всегда сияли улыбками правильно и систематически ухаживайте за своими зубами.