Учебно-методические материалы (рабочие программы, КТП, КТП СРС, технологические карты)
- Рабочая программа ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе процессах
- Рабочая программа производственной практике.
- Рабочая программа учебной практике.
- КТП МДК "02.01 раздел:Сестринский уход в хирургии,травматологии,онкологии и КТП СРС
- Технологические карты по теории
- Технологические карты по практике.
- Пример лекций презентаций для специальности 340201 Сестринское дело
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1
Преподаватель | Маджарова Г.И. | ||
Учебная дисциплина/МДК | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях | ||
Группа | 621,622,623. | ||
Специальность | 34.02.01 Сестринское дело | ||
Раздел дисциплины\МДК | Раздел 02.01.3. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в хирургии, травматологии, онкологии | ||
Тема изучения | Сестринский Уход в хирургии | ||
Тема занятия | Основы хирургической деятельности медицинской сестры 1.1 Введение. Роль медицинской сестры в хирургии. | ||
Номер учебного занятия по КТП | 1.1 | ||
Вид занятия и его номер | Теоретическое занятие № 1 (урок) | ||
Тип урока | Усвоения новых знаний | ||
Цель занятия образовательная: организовать деятельность обучающихся по изучению темы, в результате чего, к концу занятия обучающийся должен знать: 1.Понятие о хирургии и хирургических болезнях 2. Историю развития хирургии и ее современное состояние; 3. Организацию хир.службы в России; 4. Организацию работы хир. Отделение 5. Хирургическую деятельность медсестер уметь: - формулировать цель и задачи деятельности; - определять основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и пожарной безопасности. | |||
развивающая: Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | |||
воспитательная: Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - создать условия эффективной работы в коллективе и команде. | |||
Организация образовательной среды | |||
Педагогические технологии | Методы обучения | Формы организации работы | |
Проблемное обучение и обучение с помощью технических средств. | Частично-поисковый | Групповая |
Внутридисциплинарные связи: Асептика, антисептика.
Междисциплинарные связи: Основы микробиологии и иммунологии, сестринское дело, анатомия и физиология человека, фармакология.
Литература для студента:
- Вязьмитина В.Д. Сестринский уход в хирургии: МДК.02. 01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях \ А.В.Вязьмитина,А.Б.Кабарухин ; под ред. Б.В. Кабарухина.- Ростов н/ Д: Феникс, 2018.- 540,[1] c.- (Среднее медицинское образование).
- СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
- Любимова А.В., Зуева Л.П., Голубкова А.А., Техова И.Г. Гигиена рук медицинского персонала. Федеральные клинические рекомендации. - Москва: Национальная ассоциация специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП «НАСКИ»), 2014. – 31 с.
- Основы ухода за хирургическими больными [Электронный ресурс]. учебное пособие / ГлуховА.А., Андреев А.А., Болотских В.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
- Гостищев, В.К Общая хирургия / В. Гостищев. - М.: Гэотар-Медиа, 2016. - 736 c.
- Нестеренко, Ю.А. Хирургия: Учебник для мед.училищ. / Ю.А. Нестеренко, Ступин - М.: Альянс, 2016. - 624 c.
- Рубан, Э.Д. Хирургия: учебник / Э.Д. Рубан. - РнД: Феникс, 2017. - 569 c.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор.
Время проведения: 90 минут
Место проведения: лекционная аудитория.
Оснащение календарно-тематический план, технологическая карта учебного занятия, конспект лекции, USB- флеш- накопитель.
Образовательные результаты учебного занятия в системе формирования ОК и ПК
Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество | Профессиональные компетенции ПК 4.3. Обеспечивать инфекционную безопасность. ПК 4.5. Обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте. | ||
Практический опыт (действия) - организация собственной деятельности с использованием типовых методов решения поставленных задач под руководством преподавателя | Практический опыт (действия) - гигиенической обработки рук; - использования средств индивидуальной защиты Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях | ||
Умения | Знания | Умения | Знания |
- формулировать цель и задачи деятельности; - определять основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда. | - цели и задачи деятельности хирургической медсестры - | 1.Понятие о хирургии и хирургических болезнях 2. Историю развития хирургии и ее современное состояние; 3. Организацию хир.службы в России; 4. Организацию работы хир. Отделения 5. Хирургическая деятельность медсестры |
Технологический процесс теоретического занятия (урок усвоения новых знаний)
№ | Этапы занятия | Время | Деятельность студента | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | Организационный момент | 2 мин | ||
II | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся | 3 мин | Приложение 1 | |
III | Актуализация знаний | 10 мин | Приложение 2 | |
IV | Первичное усвоение новых знаний | 65 мин | Приложение 3 | |
V | Первичное закрепление знаний | 5 мин | Приложение 4 | |
VI | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 3 мин | Приложение 5 | |
VII | Подведение итогов. Рефлексия. | 2 мин |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ 1
Преподаватель | Маджарова Г.И. | ||
Учебная дисциплина/МДК | МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях | ||
Группа | 621,622,623. | ||
Специальность | 34.02.01 Сестринское дело | ||
Раздел дисциплины\МДК | Раздел 02.01.3. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях в хирургии, травматологии, онкологии | ||
Тема изучения | Профилактика хирургической инфекции | ||
Тема занятия | Проведение сестринского ухода по профилактике внутрибольничной инфекции. Антисептика. | ||
Номер учебного занятия по КТП | 4 | ||
Вид занятия | Практическое занятие | ||
Цель занятия образовательная: -продолжить формирования ОК и ПК через формирование практических умений обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний; -совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности; | |||
развивающая: -способствовать формированию интереса к пониманию сущности и социальной значимости своей будущей профессии, развивать логическое мышление и активность обучающихся - развивать умения, применять полученные знания на практике, - развивать способность к самостоятельной деятельности выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество, согласно алгоритмам | |||
воспитательная: -воспитывать развитие чувства ответственности за порученное дело, воспитывать культуру поведения и речи, умения общаться с пациентами и друг с другом. -способствовать выработке стиля поведения медицинской сестры при общении с пациентом - прививать профессиональные качества: добросовестное отношение к своим должностным обязанностям, аккуратность, уважение, милосердие. | |||
Организация образовательной среды | |||
Педагогические технологии | Методы обучения | Формы организации работы | |
Кейс-технологии, имитационные технологии и технология показа трудовых действий. | Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод. | Групповая |
Внутридисциплинарные связи: Антисептика.
Междисциплинарные связи: Основы микробиологии и иммунологии, инфекционные болезни, сестринское дело, анатомия и физиология человека, фармакология, основы профилактики.
Литература для студента:
Основная:
- Вязьмитина В.Д. Сестринский уход в хирургии: МДК.02. 01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях \ А.В.Вязьмитина,А.Б.Кабарухин ; под ред. Б.В. Кабарухина.- Ростов н/ Д: Феникс, 2018.- 540,[1] c.- (Среднее медицинское образование)
- Вязьмитина А.В., Кабарухин А.Б.; под ред. А.Б. Кабарухина - Ростов н/ Д: Феникс, 2016 - 540, [1] c. (Среднее медицинское образование)
Дополнительная:
- СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность
Литература для преподавателя:
- Вязьмитина В.Д. Сестринский уход в хирургии: МДК.02. 01.Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях \ А.В.Вязьмитина,А.Б.Кабарухин ; под ред. Б.В. Кабарухина.- Ростов н/ Д: Феникс, 2018.- 540,[1] c.- (Среднее медицинское образование).
- СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность.
- Любимова А.В., Зуева Л.П., Голубкова А.А., Техова И.Г. Гигиена рук медицинского персонала. Федеральные клинические рекомендации. - Москва: Национальная ассоциация специалистов по контролю инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (НП «НАСКИ»), 2014. – 31 с.
- Основы ухода за хирургическими больными [Электронный ресурс]. учебное пособие / ГлуховА.А., Андреев А.А., Болотских В.И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.
- Гостищев, В.К Общая хирургия / В. Гостищев. - М.: Гэотар-Медиа, 2016. - 736 c.
- Нестеренко, Ю.А. Хирургия: Учебник для мед.училищ. / Ю.А. Нестеренко, Ступин - М.: Альянс, 2016. - 624 c.
- Рубан, Э.Д. Хирургия: учебник / Э.Д. Рубан. - РнД: Феникс, 2017. - 569 c.
ТСО: мультимедийный проектор.
Время проведения: 270 минут
Место проведения: учебный кабинет.
Оснащение календарно-тематический план, технологическая карта учебного занятия, конспект лекции, набор антисептиков ,раздаточный материал. , .
Образовательные результаты учебного занятия в системе формирования ОК и ПК
Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество ОК 3. ОК 5 ОК 6 | Профессиональные компетенции ПК 4.3. Обеспечивать инфекционную безопасность. ПК 4.5. Обеспечивать производственную и личную гигиену на рабочем месте. ПК.2.2Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | ||
Практический опыт (действия) Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях | Практический опыт (действия) - гигиенической обработки рук; - использования средств индивидуальной защиты Осуществление ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях | ||
Умения | Знания | Умения | Знания |
- формулировать цель и задачи деятельности; - определять основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда. | - цели и задачи деятельности хирургической медсестры - | 1.Готовить перевязочный материал; 2. Укладывать перевязочный материал и операц. белье в биксы 3. Применять различные виды дренажей. 4. Применять различные антисептики в зависимости от способа их применения. 5. Выписывать рецепты на антисептики, применяемые в хирургии | 1.Понятие о хирургической инфекции и путях проникновения ее в рану; 2. Определение антисептики и ее виды; 3. Основные антисептические средства; Виды дренирования. 4. Современные приказы и ОСТы МЗ РФ по профилактике ВБИ |
Технологический процесс практического занятия (урок усвоения новых знаний)
№ | Этапы занятия | Время | Деятельность студента | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I | Организационный момент | 2 мин | ||
II | Проверка домашнего задания, уточнение направления актуализации полученных знаний и умений | 30 мин | Приложение 1 | |
III | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся Актуализация знаний | 3 мин | Приложение 2 | |
IV | Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. | 35 мин | Приложение 3 | |
V | Самостоятельное выполнение обучающимися заданий под контролем преподавателя. | 173 мин | Приложение 4 | |
VI | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин | Приложение 5 | |
VII | Подведение итогов. Рефлексия. | 25 мин |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация ожогов По глубине поражения различают : I , II , IIIa , III б, IV степени. Различают: поверхностные ( I , II , III а) и глубокие ( III б, IV ) При ожоге I степени :Через несколько дней после ожога отек рассасывается, краснота проходит, эпидермис слущивается, никаких следов на обожженном участке не остается. При ожоге II степени: краснота, боль, отек, образование пузырей с серозным содержимым. Пузыри лопаются, и их дно представляет собой ростковый слой кожи.
При ожоге III а степени поражается эпидермис, ростковый слой и часть дермы. Дно ожоговой раны багрово – красное с белесоватыми участками некрозов и точечными кровоизлияниями. Вокруг обожженного участка краснота и отек. Чувствительность есть. Заживление происходит значительно медленнее, продолжается 15-30 дней . При ожоге III б и IV степени имеется струп белого или черного цвета, плотный в области струпа – полная потеря чувствительности. Обширный отек за пределами очага поражения. Повреждаются все слои кожи При глубоких ожогах заживление происходит только рубцеванием. Сроки образования рубцов от 1,5 до нескольких месяцев .
Определение площади ожоговой поверхности У взрослых площадь обожженной поверхности проще всего оценить с помощью правила девяток. Голова и шея составляют 9% общей поверхности тела; руки – по 9%; передняя поверхность – 18%; задняя поверхность туловища – 18%; ноги – по 18%; промежность – 1%. У детей пропорции головы и туловища зависят от возраста, поэтому для оценки площади используют специальную таблицу. У каждого человека площадь ладони составляет примерно 1% общей площади поверхности тела. Измерение площади обожженной поверхности ладонью можно использовать при ожогах менее 10% поверхности тела.
Определение глубины ожогов Диагностические пробы включают: пробу «волоска»: эпиляция волоска при поверхностных ожогах болезненна, а при глубоких безболезненна вследствие гибели нервных окончаний; спиртовую пробу, основанную на том же эффекте: прикосновение шарика, смоченного спиртом, к поверхностному ожогу болезненно, а к глубокому – безболезненно; применение красителей: при окраске тканей по Ван-Гизону поверхностные ожоги I , II степени - приобретают ярко – розовую окраску, III а степени – желтоватую, III б степени – желтую;
ферментативный метод: кусочек кожи, взятый при биопсии, помещают в пробирку со специальным ферментом, и через 3-5 минут жизнеспособные ткани приобретают голубой цвет, а некротизированные становятся пятнистыми или не окрашиваются; тетрациклиновая проба: после приема окситетрациклина через 1 час при облучении ожогов кварцевой лампы в темном помещении видно желтое свечение поверхностных ожогов и отсутствие свечения в области глубоких ожогов; температурный метод: температура кожи в области глубоких ожогов снижается на 1,5-2°С.
Алгоритм доврачебной помощи обожженным: Прекратить действие травмирующего фактора: потушить горящую одежду, вынести пострадавшего из огня, снять пропитанную горячей жидкостью одежду, охладить обожженную поверхность холодной водой, пузырем со льдом, пакетами со снегом. Обезболить: ненаркотические и наркотические анальгетики. Наложить асептические повязки на ожоговые раны. При этом приставшую одежду не удалять, пузыри не вскрывать, не применять масляные повязки, красители, порошки. Произвести транспортную иммобилизацию обожженных конечностей. Провести простейшие противошоковые мероприятия: согреть, дать обильное щелочное питье. Транспортировать в ЛПУ лежа.
Консервативное лечение Открытый метод лечения ожогов чаще используют при поверхностных ожогах лица и промежности. После туалета раны ее обрабатывают дубящими средствами – раствор марганцевокислого калия, высушивают под каркасом с источником света и тепла. Через 2-3 дня образуется корочка, под которой и происходит заживление. Закрытый метод – это лечение под повязками с антисептическими или другими антибактериальными средствами. Используют водные растворы антисептиков (фурациллин, хлоргексидин биглюконат) и придерживаются тактики редкой смены повязок. Показанием для смены повязки может явиться нарастание отека или обильное промокание повязки отделяемым. При смене повязки первый, прилегающий к ране слой перевязочного материала не снимают, чтобы не травмировать рану. В периоде нагноения и отторжения используют повязки с гипертоническим раствором, антисептиками и протеолитическими ферментами. В периоде формирования грануляций перевязки реже. Применяют мазевые повязки и эмульсии.
Оперативное лечение Направлено на восстановление кожного покрова путем свободной пересадки кожи. Если глубокий ожог имеет ограниченные размеры и четкие границы, иссечение мертвых тканей и кожная пластика дефекта могут быть произведены в первые дни после ожога. Такой вид оперативного лечения называется отсроченной радикальной некрэктомией с первичной кожной пластикой. При обширных глубоких ожогах выполняют вторичную кожную пластику после отторжения мертвых тканей, очищение раны и заполнение ее грануляциями. В зависимости от обширных ожогов их закрывают трансплантатами в один или несколько этапов. Кожные дефекты могут быть закрыты одним большим трансплантатом, несколькими мелкими или очень мелкими в виде марок. При больших дефектах и дефиците здоровой кожи используют сетчатый трансплантат. Благодаря множеству параллельных мелких отверстий, его можно растянуть, увеличив площадь трансплантата в 1,5-2 раза это позволяет закрывать большие поверхности. Наличие перфорационных отверстий служит хорошим дренажом для оттока экссудата. Кожу для пересадок обычно берут со здоровых участков тела пострадавшего или донора. Оперативные методы лечения применяют и в периоде выздоровления для устранения послеожоговых рубцов, приводящих к косметическим и функциональным дефектам. При этом производится иссечение рубцовой ткани и кожные изъяны замещаются кожными трансплантатами.
Ожоговая болезнь В течении ожоговой болезни выделяют 4 периода: ожоговый шок, ожоговая токсемия, ожоговая септикотоксемия и период реконвалисценции. Ожоговый шок характеризуется выраженной плазмопотерей, гемолизом эритроцитов, нарушением функции почек.
Клиническая картина Ожоговая токсемия возникает в результате интоксикации организма продуктами распада белка, токсическими веществами, поступающими из ожоговых ран и бактериальными токсинами. Степень токсемии зависит от степени и площади ожогового поражения. Токсемия может развивается и без предшествующего шока. Первым признаком токсемии является лихорадка. Температура повышается до 38-41°С, пульс учащается до 110-130 уд.вмин. Аппетит снижается, появляется сильная жажда, слабость, тошнота, возможно рвота. Расстройство центральной нервной системы наблюдаются примерно в 30% случаев и связаны с развитием отека головного мозга. Такие пациента дезориентированы во времени и пространстве, у них отмечаются галлюцинации (пациент в это время может нанести вред себе или окружающим), нарушен сон. Другие пациенты, наоборот заторможены, сонливы, находятся в сопорозном или коматозном состоянии. Возможно развитие миокардита (глухость сердечных тонов, систолический шум, расширение границ сердца, признаки сердечной недостаточности). Олигурия сменяется полиурией. При более тяжелом повреждении развивается клиника острой почечной недостаточности. Количество белков в сыворотке крови продолжает снижаться. Постепенно выявляется анемия, возникающая в результате распада эритроцитов, а также резкого нарушения процессов кроветворения. В крови нарастает лейкоцитоз и сдвиг лейкоцитарной формулы влево. Иногда наблюдается желтуха, вначале как результат гемолиза эритроцитов во время ожогов, позже – как следствие паренхиматозного гепатита.
Ожоговая септикотоксемия . Начинается с нагноения раны. Это происходит на 4-12 день после получения ожога. Температура становится гектической, появляется тахикардия, слабость, озноб, нарушение сна, раздражительность, плаксивость. Продолжает развиваться анемия могут отмечаться кровотечения из гранулирующих ран из внутренних органов. В лейкоцитарной формуле нарастает сдвиг влево, вплоть до миелоцитов. Неблагоприятным признаком являются эозинофилы и лимфоцитопения. Нередко развивается токсический гепатит, появляется желтушность кожных покровов и склер, увеличиваются размеры печени, повышается трансфераза, в моче обнаруживается уробелин. Со стороны почек развивается одно из осложнений – пиелонефрит. Частыми осложнениями являются пневмония, развитие острых язв желудочно – кишечного тракта. Серьезным осложнением ожогового сепсиса является развитие ожогового истощения
Ожоговое истощение возникает в сроки от 4-8 недель после травмы и может длиться от нескольких месяцев до 1-1,5 лет. Первые признаки этого состояния обнаруживаются в ране: грануляция становятся бледными, вялыми, перерастают образовываться, наступает их растворение или некроз, рана углубляется, а зажившие раны вновь открываются. Общее состояние ухудшается. Развивается общая заторможенность, вялость, аппетит отсутствует, тошнота, понос. Температура тела чаще субфебрильная. Пациент быстро теряет массу тела, развивается кахексия, глубокие пролежни. При неправильном лечении и уходе наступает смерть .
Период реконвалисценции . Наступает при благополучном течении болезни, при своевременном и адекватном лечении, после заживления ожоговых ран. Состояние пациента улучшается, повышается масса тела, нормализуется психика, сохраняется быстрая утомляемость и плохой сон, при незначительных физических нагрузках возникает тахикардия и колебания артериального давления. Со стороны почек выявляются признаки пиелонефрита, мочекаменной болезни или амилоидоза. В этот период формируются тяжелые послеожоговые контрактуры и тугоподвижность в суставах. На месте глубоких, незаживших полностью ожоговых поверхностей остаются язвы.
Лечение ожогового шока Квалифицированная помощь таким пациентам может быть оказана только в специализированных ожоговых центрах, где имеются палаты с определенным микроклиматом и абактериальной средой. В палатах устанавливаются кондиционеры с бактериальными фильтрами или подают очищенный от бактерий и подогретый до 30-34°С воздух. Продолжается интенсивная противошоковая терапия направленная на восполнение плазмопотери (полиглюкин, реополиглюкин, альбумин, протеин, желатиноль), коррекцию водно – электролитного баланса (глюкоза и солевые растворы: раствор Рингера – Локка, физиологический раствор), коррекцию кислотно – щелочного состояния (4% раствор гидрокарбоната натрия, трисамин, ацесоль, кокарбоксилаза). Одновременно проводится стабилизация дыхательной, сердечно – сосудистой, мочевыделительной функции. Об эффективности противошоковой терапии говорит прекращение рвоты, восстановление диуреза, стабилизация показателей гемодинамики.
В периоде острой ожоговой токсемии общее лечение направлено на коррекцию нарушенных функций и обменных процессов организма. Проводится активная дезинтоксикационная терапия, восполняются потери белка, эритроцитов, назначаются средства, стимулирующие иммунитет и ведется активная борьба с инфекцией. Питание обожженных в этом периоде должно быть высококалорийным, богатым белком, пища должна быть легкоусвояемая и витаминизированная. Для улучшения белкового баланса организма назначаются анаболические гормоны – ретаболил. Проводится борьба с болью (блокады, обезболивающие), коррекция нарушения сна.
В периоде септикотоксемии продолжается борьба с инфекцией, анемией, ожоговым истощением и интоксикацией. Применяют альбумин, протеин, плазму. Используют вливания белковых плазмозаменителей – аминосол, альвезин, жировых эмульсий – липофундин, углеводов – глюкоза, сорбитол и солевых растворов – дисоль, трисоль, ацесоль. При значительном белковом дефиците и прогрессировании ожогового истощения используют зондовое питание богатой белком пищей – бульоны, сырые яйца, молоко. Продолжается терапия, укрепляющая защитные силы организма, витамины, анаболические гормоны, дезинтоксикационные плазмозаменители – гемодез, полидез, плазмосорбция, гемосорбция, ультрафиолетовое облучение крови. Одной из важных задач является восстановление движения в суставах, что достигается назначением ЛФК, массажа, физиопроцедур, водных процедур. Немаловажное значение имеет реабилитация личности пострадавшего перенесшего тяжелую болезнь и крайнюю степень эмоционального напряжения. Следует использовать лечение у психотерапевта.
Химические ожоги Алгоритм оказания доврачебной помощи при химических ожогах. Устранение действие травмирующего фактора: длительное, в течение 15-20 минут промывание водой. При ожоге известью или фосфором перед промыванием надо удалить остатки химического вещества сухим путем! Обезболивание: аналгетики, холод к месту ожога, при ожогах пищевода – глотать кусочки льда или мороженного. Наложение сухой асептической повязки. Транспортировка в ЛПУ.
Лучевые ожоги Лучевые ожоги возникают при воздействии разного вида лучевой энергии: ультрафиолетовые лучи, рентгеновское излучение, альфа-, бета- и гамма – лучи Клинически при развитии лучевых ожогов различают три фазы: первичная реакция, скрытый период, период некротических изменений.
Первичная реакция проявляется через несколько минут или часов после облучения. На коже появляется первичная эритема. Интенсивность ее различна в зависимости от дозы облучения. Держится она от нескольких часов до 2-х суток, иногда сопровождается отеком, болями в поврежденном участке, петехиальными высыпаниями на коже. Может быть слабость, головная боль, тошнота, рвота. Скрытый период начинается после исчезновения первичной эритемы, когда некоторое время (от нескольких часов до 2-3х недель) на коже не наблюдается никаких изменений. Чем меньше доза облучения, тем дольше скрытый период. Период некротических изменений проявляется гиперемией, болями, уплотнением и отеком кожи. Могут выпадать волосы. Затем появляются пузыри, заполненные серозной жидкостью, которые часто сливаются между, а в дальнейшем вскрываются, образуя эрозии и язвы с подрытыми краями и «сальным» дном. Заживают такие язвы очень долго (в течение многих месяцев) и сопровождаются симптомами лучевой болезни: слабость, тошнота, рвота, анемия, лейкопения, тромбоцитопения, отмечаются кровотечения и присоединение вторичной инфекции .
Первая помощь При попадании на кожу радиоактивных веществ заключается в быстром смывании их водой, лучше проточной, а при невозможности – в иссечении пораженных участков кожи и подкожной клетчатки для предупреждения более глубоких повреждений. При солнечных ожогах – охлаждение поверхности кожи, обработка пораженных участков спиртовыми растворами антисептиков или пенистыми противоожоговыми аэрозолями. Лечение лучевого ожога проводится по общим принципам (повязки с антисептиками, протеолитическими ферментами, водорастворимыми мазями). Лечение лучевой болезни заключается в высококалорийном питании, применение иммуностимуляторов, стимуляторов гемопоэза, анаболических гормонов и витаминов. В тяжелых случаях прибегают к пересадке костного мозга.
Лечение лучевого ожога Проводится по общим принципам (повязки с антисептиками, протеолитическими ферментами, водорастворимыми мазями). Лечение лучевой болезни заключается в высококалорийном питании, применение иммуностимуляторов, стимуляторов гемопоэза, анаболических гормонов и витаминов. В тяжелых случаях прибегают к пересадке костного мозга.
Основные признаки отморожений Различают 4 степени поражения. 1 и 2 степени соответствуют поверхностному поражению. При 1 степени отмечается синюшность кожи, мраморность, отек и боль. При 2 степени образуются пузыри, серозным прозрачным содержимым. 3 и 4 степени – это глубокое поражение. При 3 степени пузыри наполнены геморрагическим содержимым. Дно вскрывшихся пузырей, в отличие от 1 и 2 –й степени безболезненно (спиртовая проба). При 4 степени отмечается некроз всех слоев кожи, подкожной клетчатки, мышц и кости. 4 степень поражения заканчивается мумификацией и развитием влажной гангрены, что приводит к потере части конечности. Глубину поражения бывают возможно установить на 5-6 день после травмы.
Замерзание I стадия замерзания – адинамическая. Пострадавший заторможен, периоды эйфории, снижена критика к своему состоянию. Речь затруднена, отрывиста. Движения скованны, мышечная дрожь. Способность передвигаться сохранена. Бледен. Артериальное давление повышено. Брадикардия. Характер дыхания не изменен. При дальнейшем воздействии низкой температуры наступает II стадия замерзания – ступорозная . Пострадавший резко заторможен, безразличен к происходящему. Возможна утрата сознания. Отмечается напряжение мышц. Самостоятельные движения невозможны. Поза «скорчившегося человека». Выраженная брадикардия до 40 уд. в мин. Дыхание редкое, поверхностное. Артериальное давление снижено.
При отсутствии помощи наступает III стадия замерзания – судорожная . Пострадавший без сознания. Зрачки узкие. Сухожильные и другие рефлексы угнетены. Клонические и тонические судороги. Резкая бледная кожных покровов. Дыхание редкое, наблюдается терминальный тип дыхания Чейна – Стокса. Артериальное давление не определяется, пульс прощупывается только на сонных артериях в виде единичных ударов. Вслед за этими явлениями наступает смерть. Даже в этой стадии реанимация может быть успешна при своевременном обнаружении пострадавшего.
Помощь Согревание пострадавшего. Следует снять мокрую одежду, укутать его, дать горячее питье. Алкоголь категорически противопоказан из-за своего свойства расширять кожные сосуды и тем самым увеличивать теплоотдачу, что в данной ситуации может оказаться губительным. Нельзя вводить аналептики – лобелин, кордиамин – вследствие их способности повышать потребность тканей в кислороде. Показано введение атропина, внутривенное введение теплых растворов глюкозы, натрия гидрокарбоната, реополиглюкина. Для стабилизации гемодинамики – преднизолон или гидрокортизон. При судорогах - седуксен, реланиум. Эти же препараты обладают и антигипоксическим действием. При угрожающих нарушениях дыхания – интубация трахеи и перевод на искусственную вентиляцию легких. При клинической смерти - немедленно приступить к сердечно – легочной реанимации. Срочная госпитализация. В пути следования и в стационаре продолжаются все начатые мероприятия и назначаются антибиотики широкого спектра действия для профилактики пневмоний.
Электротравма Местному действию тока низкого напряжения подвергаются, как правило, кисти. Кожные покровы кистей рук часто бывают влажными и становятся хорошими проводниками электричества. Ток проникает глубоко в ткани и разрушает их. Обычно возникают глубокие ожоги III б – IV степеней. В результате такого ожога можно лишиться пальцев кисти. Наиболее опасны для жизни высоковольтные ожоги. В результате общего действия токов высокого напряжения смерть может наступить мгновенно или даже спустя несколько часов после прекращения действия тока. Нередко пострадавшие лишаются конечностей вследствие местного воздействия высокого напряжения. Такие травмы возможны при контакте с проводами, при проникновении в трансформаторные будки, при проведении земляных работ в зоне прохождения кабеля и в других, специально обозначенных знаком «высокое напряжение» местах. Непосредственной причиной смерти на месте являются: остановка дыхания; фибрилляция желудочков сердца.
По тяжести электротравма может быть: легкой, когда отмечались судороги без потери сознания и без нарушения дыхания и сердечной деятельности; средней тяжести, когда на фоне судорог имело место потеря сознания, но без нарушений дыхания и сердечной деятельности; тяжелой, когда на фоне судорог, потери сознания отмечались нарушения дыхания и сердечной деятельности; крайне тяжелой, когда под воздействием тока мгновенно развивается состояние клинической смерти.