Исследование

Козиева Люзия Гаязовна

Очень часто в последние годы у детей диагностируется синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью (от англ. attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Эти дети не способны удерживать внимание на деталях. Из-за невнимательности, небрежности допускаются ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную речь, думает о своем и не всегда может повторить то, что только что ему сказали. Часто отказывается выполнять инструкции и задания, домашнюю работу или обязанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Содержание исследования48 КБ

Предварительный просмотр:

Частота встречаемости симптома гиперактивности и структуры дефектов речи у детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания

Войтенко В.А.

Научные руководители: профессор, д.м.н. Шестакова В.Н.

Смоленский государственный медицинский университет; руководитель ОМО учителей и логопедов Смоленской области, методист, учитель логопед высшей квалификационной категории Козиева Л.Г.

Актуальность. Очень часто в последние годы у детей диагностируется синдром дефицита внимания, сопровождающийся гиперактивностью (от англ. attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Эти дети не способны удерживать внимание на деталях. Из-за невнимательности, небрежности допускаются ошибки в заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. Часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную речь, думает о своем и не всегда может повторить то, что только что ему сказали. Часто отказывается выполнять инструкции и задания, домашнюю работу или обязанности.

Выделяют три типа расстройства:

  • случаи с дефицитом внимания
  • гиперактивностью и импульсивностью 
  • смешанный тип, который включает в себя все три симптома.

По данным Американской Психиатрической Ассоциации, СДВГ является распространенным расстройством, которое встречается у 3-7,0% детей школьного возраста. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. Считается, что некоторые дети, а именно 30,0%, «перерастают» этот синдром либо приспосабливаются к нему во взрослой жизни. Согласно литературным источникам синдром дефицита внимания часто сопровождается различными дефектами речи. Но в педиатрической практике не достаточно отражены вопросы частоты встречаемости признаков симптома гиперактивности и структуры дефектов речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Поэтому целью данной работы явилось изучение частоты встречаемости признаков симптома гиперактивности, структуры дефектов речи у детей дошкольного возраста с синдромом нарушенного внимания.

Материалы и методы исследования. Исследование выполнено с участием 98 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих детские дошкольные образовательные организации. Анализ анкетирования родителей проводился при помощи опросника, включающего 2 блока диагностических критериев СДВГ согласно DSM-V. Кроме того использовались данные форм 026/у и 112/у, заключения других специалистов. У 68 респондентов синдром дефицита внимания с гиперативностью установить не удалось (69,4%), поэтому эти дети из исследовательской работы были исключены. У 30 детей диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью (30,6%, p<0,05). Достоверно чаще он наблюдался у мальчиков (66,7%), чем у девочек (33,3%, p<0,05). Из них 10 детей не имели нарушений речи. Они и составили основную группу наблюдения (33,3%), в которой лидировали девочки (70,0%). 20 детей имели дефекты речевого развития, поэтому были включены в группу сравнения (66,7%, p<0,05). В этой группе наблюдения лидировали мальчики (85,0%).

Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев. Результаты исследования и их обсуждение. Установлено, что в группе сравнения у 25,0% детей диагностирована дислексия, у 12,5% дислалия, у 12,5% дизартрия, у 50,0% общее недоразвитие речи (рис. 1), что важно учитывать при составлении программ по логопедическо-педагогической и психологической коррекции. Работа должна проводиться с раннего возраста под контролем педиатра, невролога, психиатра, отоларинголога.

Доказано, что детям с дефектами речевого развития и синдромом дефицита внимания с гиперактивностью чаще характерна суетливость (30,0%), вскакивание с мест (40,0%) и невнимательность (55,0%).

Рисунок 3. Частота встречаемости признаков невнимательности у детей с дефектами речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

В то время как детям без речевых нарушений с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью свойственна повышенная двигательная активность (20,0%), чрезмерная болтливость (60,0%) и беспокойные движения (50,0%).

Дети обеих групп наблюдения в большинстве случаев не могли играть в тихие игры (35,0% основная группа и 40,0% группа сравнения), отдыхать (40,0% и 40,0% соответственно). Не могли спокойно отвечать на вопросы (50,0% и 50,0% соответственно), выслушивая их до конца. Что негативно сказывалось на адаптации к обучению (53,3% и 73,3% соответственно, p<0,05), на эффективности коррекционных мероприятий (46,7% и 60,0% соответственно). У 75,0% дошкольников наблюдалось нарушение сна.

Как известно дети с СДВГ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Дети с СДВГ и дефектами речи нуждаются в осуществлении комплексной программы логопедического воздействия посредством использования как традиционных, так и нетрадиционных приёмов и методов, позволяющих индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, и использовать специальные вспомогательные методы, обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения. Нами в работе использовался метод идеографического письма. Работа начиналась с простейших изображений с последовательным переходом к более символическим изображениям. Обучение рассказу с использованием рисунков-схем должно восприниматься ребенком как его собственная цель, можно предложить выделить каждый символ новым цветом и ребенок должен сам решить, что стоит изменить в рисунке, если допущено несоответствие (ошибка). По результатам, полученным в конце учебного года, было выявлено, что при использовании идеографического письма наблюдалась положительная динамика в овладении умения составлять связный рассказ. Заметно активизировалась и мыслительная деятельность, и речевая активность. Возрос интерес к составлению рассказов, умение проследить взаимосвязь, взаимодействие персонажей, элементов рассказа. Оптимизировался процесс овладения всеми видами связного рассказывания, улучшилось качество построения развернутого полного связного рассказа с различными деталями. Дети научились планировать свою речь. Повысился интерес детей к коррекционным занятиям.

Выводы. У 2/3 детей дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью возникают дефекты речевого развития. В структуре речевых нарушений превалирует общее недоразвитие речи и дислексия. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и дефектами речи чаще диагностируется у лиц мужского пола. Все дети с СДВГ нуждаются в коррекции с раннего возраста как в амбулаторно-поликлинических условиях, так и в дошкольных образовательных организациях.