Исследование

Козиева Люзия Гаязовна

«Уровень физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития».

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО автора: Жигалова А.!!!!- студентка 6 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО « Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России,

Свобода П.А. – врач функциональной диагностики, рентгенолог

Козиева Л.Г. - методист, учитель логопед высшей квалификационной категории

Шестакова Вера Николаевна, профессор, д.м.н., профессор кафедры поликлинической педиатрии СГМУ

Организация автора: ФГБОУ ВО « Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России, кафедра поликлинической педиатрии

Контакты автора: индекс: miss.ermaschewa@yandex.ru –Ермашева Марина Александровна

Название: «Уровень физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития».

Актуальность. В современной науке к лицам с нарушениями речи принято относить людей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройствами коммуникационной и обобщающей функции речи. Отмечено, что количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, а любые их проявления влияют негативно на различные стороны жизни ребенка, отрицательно сказываясь на успешности обучения, на выборе профессии. В доступной литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся уровня физического развития детей, имеющие нарушения речевого развития.

Цель работы изучить показатели уровня физического развития у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями для своевременных коррекционных мероприятий.

Материалы и методы исследования. Объектом исследования стали 52 ребенка дошкольного возраста. Из них 26 детей имели дефекты речи (основная группа наблюдения). 1-ю основную группу составляли девочки (n=13), 2-ю мальчики (n=13). В группу сравнения включены 26 детей, которые не имели дефектов речи. 1-ю группу сравнения составляли девочки (n=13), 2-ю мальчики (n=13). Все дети проживали в одном регионе, посещали одну и ту же дошкольную образовательную организацию, консультированы узкими специалистами, включая сурдолога, логопеда и дефектолога. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев.

Результаты исследовательской работы. Установлено, что большинство детей дошкольного возраста имели средний уровень физического развития (84,6%) и нормальную массу тела (98,2%). Дисгармоничное физическое развитие формировалось у 14,3% дошкольников. У девочек чаще определялся средний уровень физического развития (88,5%), реже выше среднего (3,8%), чем у мальчиков (80,8%, 19,2% соответственно). У всех девочек встречалась нормальная масса тела, в то время как  у 3,8% мальчиков наблюдался ее избыток. Нарушение гармоничности физического развития чаще возникало у мальчиков (19,2%), чем у девочек (11,5%). Доказано, что 88,5% детей основной группы имели средний уровень физического развития и 96,2% нормальную массу тела.  У детей группы сравнения средний уровень физического развития на 7,3% встречался реже, а нормальная масса тела на 3,6% чаще, чем у респондентов основной группы. Мальчики из основной группы наблюдения чаще имели дисгармоничное физическое развитие (23,1%), чем девочки (7,7%), в то время как в группе сравнения такой закономерности не установлено.

Заключение. Дети дошкольного возраста с дефектами речевого развития склонны к нарушению гармоничности физического развития, чаще подвержены этому мальчики, что важно учитывать при работе с таким контингентом детей.