Рабочая программа дисциплины ОП.08 Основы патологии 31.02.01 Лечебное дело
Дисциплина относится к профессиональному циклу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.08_ld_osnovy_patologii.docx | 60.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.08 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ |
(наименование дисциплины) 31.02.01 Лечебное дело |
(код и наименование специальности)
2021
ОДОБРЕНА Цикловой методической комиссией №2 «Дисциплин общепрофессионального цикла» | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 Лечебное дело |
Протокол №1
от «31» августа 2021 г.
Председатель ЦМК №2 Майорова М.Е./__________ ФИО подпись | УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела ОПОП Пекова Т.А./_____________ ФИО подпись |
Составители: | Заболоцкая В.М., к.м.н., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2», Лебедева Т.Н., преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» |
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. | |
| 4 | |
| ||
| ||
| 6 | |
| ||
| ||
| 14 | |
| ||
| ||
| ||
ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 08 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
1.1.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к профессиональному циклу.
1.2. Требования к результатам освоения:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
●уметь
- У1определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
● знать
- З1общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме
человека;
- З2структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них
ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относится к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда.
ОК. 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 3.1. Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 3.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.
ПК 4.2. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участе.
ПК 4.3. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.
ПК 4.4. Проводить диагностику групп здоровья.
ПК4.5. Проводить иммунопрофилактику.
ПК 4.6. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных
возрастных групп населения.
ПК 4.7. Организовывать здоровье сберегающую среду.
ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.
ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.
ПК 5.3. Осуществлять паллиативную помощь.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем часов (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего с преподавателем) час. | 60 |
в том числе: | |
Лекции | 36 |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) с обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение | 30 |
в том числе | |
выполнение индивидуального задания - Составление ситуационных задач, тестовых заданий - составление таблиц, графических схем - составление кроссвордов -составление интеллект-карт | 6 8 8 8 |
Промежуточная аттестация проводится в форме | |
2 семестр – комплексный экзамен |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 08. Основы патологии
Наименование тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Тема 1 Предмет и задачи патологии. Учение о болезни | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1, ОК4,ОК5 ОК9, ПК1.1 ПК1.5 ПК2.4 ПК2.5 ПК4.7 | |||||
1. | Предмет и задачи патологии. Учение о болезни Понятия «патология», ее методы и задачи. Виды патогенных факторов. Понятие о болезни: признаки, стадии, исходы. Понятие этиологии и патогенеза. Значение реактивности организма в возникновении и развитии болезней. Виды реактивности. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение основных понятий патологии. Учение о болезни Понятие, методы и задачи патологии. Понятие о болезни, причины, признаки, стадии, исходы. Этиология, патогенез. | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК10, ОК12, ПК1.3 ПК4.2 ПК4.3 | |||||
1. | Самостоятельная работа Подготовка сообщения на тему «Реактивность» | 4 | ||||||
Тема 2 Дистрофии | Содержание учебного материала-лекции | 4 | ОК1,ОК2 ОК5,ОК9, ОК13, ПК1.1 ПК2.4 ПК2.5 ПК4.4 ПК4.7 | |||||
1 | Паренхиматозные и мезенхимальные дистрофии Понятие дистрофии, причины, механизмы, классификация. Белковые, углеводные, жировые паренхиматозные дистрофии. Белковые, углеводные, жировые мезенхимальные дистрофии. | |||||||
2. | Смешанные дистрофии Нарушение обмена пигментов. Минеральные дистрофии. Камнеобразование | |||||||
1. | Практические занятия Изучение дистрофий Понятие дистрофии, причины, механизмы, классификация. Белковые, углеводные, жировые паренхиматозные дистрофии. Белковые, углеводные, жировые мезенхимальные дистрофии. Нарушение обмена пигментов. Минеральные дистрофии. Камнеобразование | 2 | ОК1,ОК2, ОК5,ОК6,ОК7, ОК12, ПК1.3 ПК2.2 ПК4.1 ПК4.2 ПК4.3 | |||||
1. | Самостоятельная работа обучающихся Составление интеллект-карт «Дистрофии» | 2 | ||||||
Тема 3 Общие проявления нарушений обмена веществ. | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5,ОК8, ПК4.5 ПК4.6 ПК5.5 | |||||
1. | Общие проявления нарушений обмена веществ Нарушения белкового, жирового, углеводного обмена. Нарушения КОС. Нарушения водного обмена. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение общих проявлений нарушений обмена веществ Нарушение белкового, жирового, углеводного обмена. Нарушение КОС. Нарушение водного обмена. | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК5, ОК10, ОК12, ПК1.3 ПК2.2 ПК4.2 ПК4.3 | |||||
1. | Самостоятельная работа Составление интеллект-карты «Общие проявления нарушений обмена веществ» | 2 | ||||||
Тема 4 Некроз | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5,ОК8, ОК11, ПК1.2 ПК3.1 ПК4.5 ПК5.5 | |||||
1. | Некроз Понятие некроза, его причины и стадии. Виды некроза. Исходы некроза. Апоптоз. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение некроза Понятие, причины, формы и исходы некроза. | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК6, ОК12, ПК2.2 ПК4.1 ПК4.2 | |||||
Тема 5 Нарушение терморегуляции. Лихорадка | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5, ОК11, ПК1.2 ПК2.3 ПК3.1 ПК4.5 | |||||
1 | Нарушение терморегуляции. Лихорадка Общая характеристика терморегуляции. Гипертермия. Гипотермия. Лихорадка: понятие, причины, стадии, значение. Виды лихорадок | |||||||
1. | Практические занятия Изучение нарушения терморегуляции. Лихорадка Общая характеристика терморегуляции. Гипертермия и гипотермия. Лихорадка | 2 | ||||||
Тема 6 Гипоксия | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1, ОК4,ОК5 ОК9, ОК13, ПК1.5 ПК2.4 ПК2.5 ПК4.4 | |||||
1. | Гипоксия Общая характеристика гипоксии. Типы гипоксии. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии. | |||||||
1. | Самостоятельная работа Составление интеллект-карты «Гипоксия» | 2 | ||||||
1. | Самостоятельная работа Составление кроссворда «Некроз» | 2 | ||||||
Тема 7 Нарушения кровообращения и лимфообращения | Содержание учебного материала-лекции | 6 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5,ОК8, ОК11, ПК1.2 ПК2.3 ПК3.1 ПК4.5 ПК4.6 ПК5.5 | |||||
1 | Нарушение центрального кровообращения Общая характеристика сердечно-сосудистой системы. Сердечная недостаточность: определение, механизмы компенсации, декомпенсации, клинические признаки. Виды сердечной недостаточности. | |||||||
2 | Нарушение периферического кровообращения Механизм развития артериального полнокровия, его виды, признаки. Венозное полнокровие: виды, причина, признаки. Артериальное малокровие (ишемия): виды, признаки, последствия и значение ишемии. Тромбоз: понятие, причины, стадии тромбообразования, исходы. Эмболия: происхождение, механизм распространения, значение эмболии. | |||||||
3 | Нарушение микроциркуляции. Нарушение лимфообращения Нарушение микроциркуляции: причины, локализация. Сладж-феномен, его последствия. Стаз, его значение. ДВС-синдром. Нарушение лимфообращения. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение нарушения центрального и периферического кровообращения Нарушение центрального кровообращения. Нарушение периферического кровообращения: артериальная и венозная гиперемии, ишемия, эмболия, тромбоз | 4 | ОК1,ОК2, ОК5,ОК6,ОК7, ПК1.3 ПК2.2 ПК4.2 ПК4.3 | |||||
2. | Изучение нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения Нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы «Виды нарушения кровенаполнения» | 2 | |||||||
Тема 8 Воспаление | Содержание учебного материала-лекции | 4 | ОК1,ОК4,ОК5,ОК8, ОК11, ПК1.2 ПК2.3 ПК3.1 ПК4.5 | |||||
1. | Общая характеристика воспаления Общая характеристика воспаления. Причины и условия возникновения воспаления. Стадии воспаления. Местные и общие признаки воспаления. | |||||||
2. | Классификация воспаления Классификация воспалений. Экссудативное и пролиферативное воспаление. Специфическое воспаление. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение воспаления Понятие, причины, стадии, значение воспаления. Классификация воспалений. | 2 | ОК1, ОК4,ОК5,ОК6,ОК7,ОК10, ПК1.3 ПК2.2 ПК4.2 | |||||
| Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда по теме «Воспаление» | 2 | ||||||
Тема 9 Компенсаторно-приспособительные реакции | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5,ОК8, ПК1.2 ПК2.3 ПК3.1 ПК4.6 ПК5.5 | |||||
1. | Компенсаторно-приспособительные реакции Понятие «приспособление» и «компенсация». Стадии развития КПР. Структурно-функциональные основы КПР: гипертрофия и гиперплазия, атрофия, регенерация, метаплазия, организация, инкапсуляция. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение компенсаторно-приспособительных реакций Понятие компенсаторно-приспособительных реакций. Стадии КПР. Структурно-функциональные структуры КПР. | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7, ОК12, ПК1.3 ПК4.1 ПК4.2 | |||||
1. | Самостоятельная работа обучающихся Составление интеллект-карт «Компенсаторно-приспособительные реакции» | 2 | ||||||
Тема 10 Иммунопатологические процессы | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК2 ОК4, ПК1.1 ПК1.5 ПК4.4 ПК4.7 | |||||
1 | Иммунопатологические процессы Общая характеристика иммунной системы. Основные формы иммунопатологических процессов: Иммунный дефицит, иммунная толерантность. Аллергические реакции: причины аллергии, стадии аллергической реакции, аллергические реакции замедленного и немедленного типов. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение иммунопатологических процессов Иммунный дефицит. Иммунная толерантность. Аллергические реакции | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК5, ОК7, ПК2.2 ПК4.1 ПК4.2 ПК4.3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда по теме «Иммунитет и аллергия» Составление таблицы «Виды аллергических реакций» | 4 | |||||||
Тема 11 Опухоли | Содержание учебного материала-лекции | 4 | ОК1,ОК3,ОК4,ОК5,ОК8, ОК11, ПК1.6 ПК3.1 ПК4.5 ПК4.6 | |||||
1. | Общая характеристика опухолей Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Рост опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Теории возникновения опухолей. | |||||||
2. | Классификация опухолей Эпителиальные опухоли. Мезенхимальные опухоли. Опухоли меланинобразующей ткани. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение опухолей Строение опухолей. Сущность опухолевого роста. Основные свойства опухолей. Этиология и патогенез опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Классификация опухолей. | 2 | ОК1,ОК2,ОК4,ОК5, ОК10, ОК12, ПК2.2 ПК4.1 ПК4.3 | |||||
1. 2. | Самостоятельная работа обучающихся Составление таблицы «Виды опухолей» Подготовка сообщений «Опухоли» | 4 | ||||||
Тема 12 Общие реакции организма на повреждение | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1, ОК3, ОК4,ОК8, ОК11, ПК1.6 ПК3.1 ПК4.5 ПК4.6 | |||||
1. | Общие реакции организма на повреждение. Общая характеристика экстремальных состояний; виды и общие механизмы их развития. Значение экстремальных состояний в патологии. Стресс: общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных экстремальных факторов. Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления. Возможные исходы. Шок: понятие, причины, виды, исход. Кома: понятие, виды, исход. | |||||||
1. | Практические занятия Изучение общих реакции организма на повреждение Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Шок. Коллапс. Кома | 2 | ОК1, ОК2, ОК4,ОК5,ОК6,ОК7, ОК12, ПК2.2 ПК4.1 ПК4.2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Составление кроссворда «Экстремальные состояния» Составление таблицы «Виды комы» | 4 | |||||||
Тема 13 Итоговое занятие | Итоговое занятие Подведение итогов изучения дисциплины «Основы патологии» | 2 | ||||||
Итого | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.08 Основы патологии
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело требует наличия учебного кабинета «Основы патологии» и рабочих мест.
3.2. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) нормативные правовые документы
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело
б) основная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы патологии (Электронный ресурс): учебник
| Митрофаненко В.П., Алабин И.В. | Электронное издание на основе: Основы патологии: учебник /В.П. Митрофаненко, И.В.Алабин М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. -272 с.: ил. Режим доступа: http://www.studentlibrary. ru /book/ ISBN 978-5-9704-4286-9 |
в) дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы патологии | Пауков В.С. | М. ГЭОТАР-Медиа, 2020 |
2 | Патологическая анатомия и патологическая физиология | Пауков В.С., Литвицкий П.Ф. | М. ГЭОТАР-Медиа, 2017 |
3.3. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по результатам освоения дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
УМЕТЬ: - определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека |
. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
ЗНАТЬ: - общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. - структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. |
|