Рабочая программа дисциплины ОП.03 Основы патологии 34.02.01 Сестринское дело (на базе основного общего образования)

Заболоцкая Валерия Михайловна

Дисциплина относится к профессиональному циклу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_op.03_sd_9_osnovy_patologii.docx58.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 2»

                                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

(наименование дисциплины)

34.02.01 Сестринское дело (на базе основного общего образования)

(код и наименование специальности)

2021         

ОДОБРЕНА
Цикловой методической
комиссией № 2

«Дисциплин общепрофессионального цикла»
(наименование комиссии)

 

Протокол  №  1

 от  «31» августа  2021 г

Председатель ЦМК №2


Майорова М.Е /_________
.                                                             

Ф. И. О.                               подпись                            

Разработана на основе Федерального

государственного образовательного

стандарта среднего

профессионального образования по специальности

34.02.01 Сестринское дело

    (код, наименование профессии/ специальности)

УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела ОПОП

Пекова Т. А.   /                             

            Ф. И. О.                                            Подпись                                                          

       

Составители:             Дуденкова Г.А. преподаватель основ патологии

                                      Государственного бюджетного профессионального образовательного

                                      учреждения департамента здравоохранения города Москвы

                                      «Медицинский колледж № 2»,

     

                                      Заболоцкая В.М. к.м.н., преподаватель основ патологии

                                      Государственного бюджетного профессионального образовательного  

                                      учреждения департамента здравоохранения города Москвы

                                      «Медицинский колледж № 2»,

 

                                      Лебедева Т.Н, преподаватель основ патологии

                                    Государственного бюджетного профессионального образовательного

                                    учреждения департамента здравоохранения города Москвы

                                    «Медицинский колледж № 2»

                                   

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ    ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

4

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  1. Требования к результатам освоения дисциплины

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

6

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

  1. Тематический план и содержание дисциплины

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

14

  1. Требования к материально-техническому обеспечению

  1. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

  1. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 

ДИСЦИПЛИНЫ

15

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ                                    ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

1.1.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к профессиональному циклу.

1.2. Требования к результатам освоения:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• уметь

- У1определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен :

• знать

- З1общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме

человека;

- З2структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Объем часов

        Объем часов (всего)

77

Обязательная учебная нагрузка (всего с преподавателем) час.

52

в том числе:

лекции

22

практические занятия

30

Самостоятельная работа обучающегося (всего) с обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение

25

в том числе

выполнение индивидуального задания

- составление интеллект-карт

- составление таблиц

- составление кроссвордов

7

11

7

Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена

2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование

Разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа

Объем часов

всего/ в т.ч. в интерактивной форме

Формируемые ОК и ПК

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

4

2           2

       0

Тема 1.1

Предмет и задачи патологии. Учение о болезни

Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

 Предмет и задачи патологии. Понятие о болезни

Понятия «патология», ее методы и задачи.

 Виды патогенных факторов.

Понятие о болезни: признаки, стадии, исходы.

Понятие этиологии и патогенеза.

Значение реактивности организма в возникновении и развитии болезней. Виды реактивности.

1

Практические занятия

Изучение основных понятий патологии. Учение о болезни

Понятие, методы и задачи патологии. Понятие о болезни, причины, признаки, стадии, исходы. Этиология, патогенез.

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

Раздел 2. Повреждение

15

4           8

3

Тема 2.1

Дистрофии

Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1,ОК3

ОК4,ОК5

ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

1

Дистрофии.  Общая характеристика дистрофий.

Механизмы развития дистрофий.

Паренхиматозные дистрофии.

Мезенхимальные дистрофии.

Смешанные дистрофии.

1

Практические занятия

Изучение паренхиматозных и мезенхимальных дистрофии

Понятие дистрофии, причины, механизмы, классификация. Белковые, углеводные, жировые паренхиматозные дистрофии. Белкове, углеводные,жировые мезенхимальные дистрофии.

2

ОК1,ОК2

ОК3,ОК4

ОК5,ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

2

Изучение смешанных дистрофии

Нарушение обмена пигментов. Минеральные дистрофии. Камнеобразование

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Составление интеллект-карт «Дистрофии»

Тема2.2

Общие проявления нарушений обмена веществ. Некроз

Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1,ОК2

ОК3,ОК4

ОК5,ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

1

Общие проявления нарушений обмена веществ. Некроз

Нарушения белкового, жирового, углеводного обмена.

Нарушения КОС.

Нарушения водного обмена.

Понятие некроза, его причины и стадии.

Виды некроза.

Исходы некроза.

Апоптоз.

1

Практические занятия

Изучение общих проявлений нарушений обмена веществ

Нарушение белкового, жирового, углеводного обмена. Нарушение КОС. Нарушение водного обмена.

2

2

ОК1,ОК2

ОК3,ОК4

ОК5,ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

2

Изучение некроза

Понятие, причины, формы и исходы некроза.

Раздел 3. Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия

4

2          2

      0

Тема 3.1

Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия

Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия

Общая характеристика терморегуляции.

Гипертермия. Гипотермия.

Лихорадка: понятие, причины, стадии,значение. Виды лихорадок

Общая характеристика гипоксии.

Типы гипоксии.

Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии.

1

Практические занятия

Изучение нарушения терморегуляции. Лихорадка

Общая характеристика терморегуляции. Гипертермия и гипотермия. Лихорадка

2

Раздел 4. Нарушение кровообращения и лимфообращения

11

4           4

      3

Тема 4.1

Нарушение кровообращения и лимфообращения

Содержание учебного материала - лекции

2

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Нарушение центрального и периферического кровообращения

Общая характеристика крово и лимфообращения. Нарушение центрально кровообращения, нарушения периферического кровообращения. Механизм развития артериального полнокровия, его виды, признаки. Венозное полнокровие: виды, причина, признаки. Артериальное малокровие (ишемия): виды, признаки, последствия и значение ишемии. Причины тромбоза. Морфология тромба. Эмболия: происхождение, механизм распространения, значение эмболии.

2

Нарушение микроциркуляции. Нарушение лимфообращения

Нарушение микроциркуляции: причины, локализация. Сладж-феномен, его последствия. Стаз, его значение. ДВС-синдром. Нарушение лимфообращения.

1

Практические занятия

Изучение нарушения центрального и периферического кровообращения

Нарушение центрального кровообращения. Нарушение периферического кровообращения: артериальная и венозная гиперемии, ишемия, эмболия, тромбоз

2

2

ОК1,ОК2

ОК3,ОК4

ОК5,ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

2

Изучение нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения Нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Составление таблицы «Виды нарушения кровенаполнения»

Раздел 5.

Воспаление

7

2          2

3

Тема 5.1

Воспаление

Содержание учебного материала-лекции

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Воспаление 

Общая характеристика воспаления.

Причины и условия возникновения воспаления.

Стадии воспаления.

Местные и общие признаки воспаления.

Классификация воспалений.

Экссудативное и пролиферативное воспаление.

1

Практические занятия

Изучение воспаления

Понятие, причины, стадии, значение воспаления. Классификация воспалений.

2

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Составление кроссворда по теме «Воспаление»

Раздел 6.

Компенсаторно-приспособительные реакции

8

2          2

4

Тема 6.1

Компенсаторно-приспособительные реакции

Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Компенсаторно-приспособительные реакции

Понятие «приспособление» и «компенсация».

Стадии развития КПР.

Структурно-функциональные основы КПР: гипертрофия и гиперплазия, атрофия, регенерация, метаплазия, организация, инкапсуляция.

1

Практические занятия

Изучение компенсаторно-приспособительных реакций

Понятие компенсаторно-приспособительных реакций. Стадии КПР. Структурно-функциональные структуры КПР.

2

ОК1,ОК2

ОК3,ОК4

ОК5,ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

Самостоятельная работа обучающихся

4

 1

Составление интеллект-карт «Компенсаторно-приспособительные реакции»

Раздел 7.

Иммунопатологические процессы

9

2          2

5

Тема 7.1

Иммунопатологические процессы

Содержание учебного материала-лекции

2

ОК1,ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Иммунопатологические процессы

Общая характеристика иммунной системы.

Основные формы иммунопатологических процессов: Иммунный дефицит, иммунная толерантность.

 Аллергические реакции: причины аллергии, стадии аллергической реакции, аллергические реакции замедленного и немедленного типов.

1.

Практические занятия 

Изучение иммунопатологических процессов

 Иммунный дефицит. Иммунная толерантность. Аллергические реакции

2

ОК1, ОК2

ОК3, ОК4

ОК5, ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

Самостоятельная работа обучающихся

2

3

 1.

2.

 Составление кроссворда по теме «Иммунитет и аллергия»

 Составление таблицы «Виды аллергических реакций»

Раздел 8.

Опухоли

9

2          4

3

Тема 8.1

Опухоли

  Содержание учебного материала - лекции

2

ОК1, ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Опухоли.

Общая характеристика опухолей.

Строение опухолей.

Рост опухолей.

Доброкачественные и злокачественные опухоли.

Теории возникновения опухолей.

Классификация опухолей.

1.

Практические занятия

 Изучение основных свойств опухолей

Строение опухолей. Сущность опухолевого роста. Основные свойства опухолей. Этиология и патогенез опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Взаимоотношение организма и опухоли

2

2

ОК1, ОК2

ОК3, ОК4

ОК5, ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

2

Изучение классификации опухолей

Эпителиальные опухоли. Мезенхимальные опухоли. Опухоли меланинобразующей ткани.

Самостоятельная работа обучающихся

3

1

Составление таблицы «Виды опухолей»

Тема 9.

Общие реакции

организма на

повреждение

10

2           4

4

Тема 9.1

Общие реакции

организма на

повреждение

Содержание учебного материала-лекции

2

ОК1, ОК4

ОК5,ОК9ПК2.1

ПК2.3

ПК2.7

ПК3.2

1

Общие реакции организма на повреждение. 

Общая характеристика экстремальных состояний; виды и общие механизмы их развития. Значение экстремальных состояний в патологии.

Стресс: общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных экстремальных факторов.

Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления. Возможные исходы.

Шок: понятие, причины, виды, исход.

Кома: понятие, виды, исход.

1.

Практические занятия

Изучение общих реакции организма на повреждение 

Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Шок. Коллапс. Кома

2

ОК1, ОК2

ОК3, ОК4

ОК5, ОК8

ПК1.3

ПК2.1

ПК2.6

ПК3.1

2

Итоговое занятие

Подведение итогов изучения дисциплины «Основы патологии»

2

Самостоятельная работа обучающихся

2

2

1.

2.

 Составление кроссворда «Экстремальные состояния»

 Составление таблицы «Виды комы»

Итого

77

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело требует наличия учебного кабинета «Основы патологии» и рабочих мест.

3.2. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) нормативные правовые документы

Федеральный   государственный образовательный стандарт     по специальности среднего профессионального    образования 34.02.01 Сестринское дело

б) основная литература

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Основы патологии (Электронный ресурс):

учебник

Митрофаненко В.П. Алабин И.В.

Электронное издание на основе:  Основы патологии: учебник                                 /В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин -                               М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. -272 с.: ил.

Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru                             /book/ ISBN 978-5-9704-4286-9

в) дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Основы патологии 

Пауков В.С.

М. ГЭОТАР-Медиа, 2020

2

Патологическая анатомия и патологическая физиология

Пауков В.С., Литвицкий П.Ф.,

М. ГЭОТАР-Медиа, 2017

3.3. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины

http://vmede.org   

http://anfiz.ru 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.

Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по результатам освоения дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения,

усвоенные знания)

Формы и методы

контроля и оценки

результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

УМЕТЬ:

- определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека

  • наблюдение и оценка результатов работы на практических занятиях;

  • проверка результатов самостоятельной работы;

  • оценка заданий в тестовой форме;

  • оценка решения ситуационных задач

.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

ЗНАТЬ:

- общие закономерности

развития патологии клеток, органов и систем в организме человека.

- структурно-функциональные

закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.

  • устный опрос;

  • проверка результатов самостоятельной работы;

  • письменный опрос;

  • проверка результатов самостоятельной работы;

  • оценка заданий в тестовой форме;