Рабочая программа дисциплины ОП.03 Основы патологии 34.02.01 Сестринское дело (на базе основного общего образования)
Дисциплина относится к профессиональному циклу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_op.03_sd_9_osnovy_patologii.docx | 58.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ |
(наименование дисциплины) |
34.02.01 Сестринское дело (на базе основного общего образования) |
(код и наименование специальности)
2021
ОДОБРЕНА «Дисциплин общепрофессионального цикла»
Протокол № 1 от «31» августа 2021 г Председатель ЦМК №2
Ф. И. О. подпись | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело (код, наименование профессии/ специальности) УТВЕРЖДАЮ Начальник отдела ОПОП Пекова Т. А. / Ф. И. О. Подпись
|
Составители: Дуденкова Г.А. преподаватель основ патологии
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»,
Заболоцкая В.М. к.м.н., преподаватель основ патологии
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»,
Лебедева Т.Н, преподаватель основ патологии
Государственного бюджетного профессионального образовательного
учреждения департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 2»
СОДЕРЖАНИЕ | Стр. | |
| 4 | |
| ||
| ||
| 6 | |
| ||
| ||
| 14 | |
| ||
| ||
| ||
ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 03 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
1.1.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина относится к профессиональному циклу.
1.2. Требования к результатам освоения:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
• уметь
- У1определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен :
• знать
- З1общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме
человека;
- З2структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний.
Изучение дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.
ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Объем часов (всего) | 77 |
Обязательная учебная нагрузка (всего с преподавателем) час. | 52 |
в том числе: | |
лекции | 22 |
практические занятия | 30 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) с обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение | 25 |
в том числе | |
выполнение индивидуального задания - составление интеллект-карт - составление таблиц - составление кроссвордов | 7 11 7 |
Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного экзамена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа | Объем часов всего/ в т.ч. в интерактивной форме | Формируемые ОК и ПК | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Раздел 1. Введение | 4 2 2 0 | ||||||
Тема 1.1 Предмет и задачи патологии. Учение о болезни | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Предмет и задачи патологии. Понятие о болезни Понятия «патология», ее методы и задачи. Виды патогенных факторов. Понятие о болезни: признаки, стадии, исходы. Понятие этиологии и патогенеза. Значение реактивности организма в возникновении и развитии болезней. Виды реактивности. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение основных понятий патологии. Учение о болезни Понятие, методы и задачи патологии. Понятие о болезни, причины, признаки, стадии, исходы. Этиология, патогенез. | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
Раздел 2. Повреждение | 15 4 8 3 | ||||||
Тема 2.1 Дистрофии | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1,ОК3 ОК4,ОК5 ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
1 | Дистрофии. Общая характеристика дистрофий. Механизмы развития дистрофий. Паренхиматозные дистрофии. Мезенхимальные дистрофии. Смешанные дистрофии. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение паренхиматозных и мезенхимальных дистрофии Понятие дистрофии, причины, механизмы, классификация. Белковые, углеводные, жировые паренхиматозные дистрофии. Белкове, углеводные,жировые мезенхимальные дистрофии. | 2 | ОК1,ОК2 ОК3,ОК4 ОК5,ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
2 | Изучение смешанных дистрофии Нарушение обмена пигментов. Минеральные дистрофии. Камнеобразование | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
1 | Составление интеллект-карт «Дистрофии» | ||||||
Тема2.2 Общие проявления нарушений обмена веществ. Некроз | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1,ОК2 ОК3,ОК4 ОК5,ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
1 | Общие проявления нарушений обмена веществ. Некроз Нарушения белкового, жирового, углеводного обмена. Нарушения КОС. Нарушения водного обмена. Понятие некроза, его причины и стадии. Виды некроза. Исходы некроза. Апоптоз. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение общих проявлений нарушений обмена веществ Нарушение белкового, жирового, углеводного обмена. Нарушение КОС. Нарушение водного обмена. | 2 2 | ОК1,ОК2 ОК3,ОК4 ОК5,ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
2 | Изучение некроза Понятие, причины, формы и исходы некроза. | ||||||
Раздел 3. Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия | 4 2 2 0 | ||||||
Тема 3.1 Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Нарушение терморегуляции. Лихорадка. Гипоксия Общая характеристика терморегуляции. Гипертермия. Гипотермия. Лихорадка: понятие, причины, стадии,значение. Виды лихорадок Общая характеристика гипоксии. Типы гипоксии. Компенсаторно-приспособительные реакции организма при гипоксии. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение нарушения терморегуляции. Лихорадка Общая характеристика терморегуляции. Гипертермия и гипотермия. Лихорадка | 2 | |||||
Раздел 4. Нарушение кровообращения и лимфообращения | 11 4 4 3 | ||||||
Тема 4.1 Нарушение кровообращения и лимфообращения | Содержание учебного материала - лекции | 2 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Нарушение центрального и периферического кровообращения Общая характеристика крово и лимфообращения. Нарушение центрально кровообращения, нарушения периферического кровообращения. Механизм развития артериального полнокровия, его виды, признаки. Венозное полнокровие: виды, причина, признаки. Артериальное малокровие (ишемия): виды, признаки, последствия и значение ишемии. Причины тромбоза. Морфология тромба. Эмболия: происхождение, механизм распространения, значение эмболии. | ||||||
2 | Нарушение микроциркуляции. Нарушение лимфообращения Нарушение микроциркуляции: причины, локализация. Сладж-феномен, его последствия. Стаз, его значение. ДВС-синдром. Нарушение лимфообращения. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение нарушения центрального и периферического кровообращения Нарушение центрального кровообращения. Нарушение периферического кровообращения: артериальная и венозная гиперемии, ишемия, эмболия, тромбоз | 2 2 | ОК1,ОК2 ОК3,ОК4 ОК5,ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
2 | Изучение нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения Нарушения микроциркуляции. Нарушение лимфообращения. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
1 | Составление таблицы «Виды нарушения кровенаполнения» | ||||||
Раздел 5. Воспаление | 7 2 2 3 | ||||||
Тема 5.1 Воспаление | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Воспаление Общая характеристика воспаления. Причины и условия возникновения воспаления. Стадии воспаления. Местные и общие признаки воспаления. Классификация воспалений. Экссудативное и пролиферативное воспаление. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение воспаления Понятие, причины, стадии, значение воспаления. Классификация воспалений. | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
1 | Составление кроссворда по теме «Воспаление» | ||||||
Раздел 6. Компенсаторно-приспособительные реакции | 8 2 2 4 | ||||||
Тема 6.1 Компенсаторно-приспособительные реакции | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Компенсаторно-приспособительные реакции Понятие «приспособление» и «компенсация». Стадии развития КПР. Структурно-функциональные основы КПР: гипертрофия и гиперплазия, атрофия, регенерация, метаплазия, организация, инкапсуляция. | ||||||
1 | Практические занятия Изучение компенсаторно-приспособительных реакций Понятие компенсаторно-приспособительных реакций. Стадии КПР. Структурно-функциональные структуры КПР. | 2 | ОК1,ОК2 ОК3,ОК4 ОК5,ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||||||
1 | Составление интеллект-карт «Компенсаторно-приспособительные реакции» | ||||||
Раздел 7. Иммунопатологические процессы | 9 2 2 5 | ||||||
Тема 7.1 Иммунопатологические процессы | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1,ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Иммунопатологические процессы Общая характеристика иммунной системы. Основные формы иммунопатологических процессов: Иммунный дефицит, иммунная толерантность. Аллергические реакции: причины аллергии, стадии аллергической реакции, аллергические реакции замедленного и немедленного типов. | ||||||
1. | Практические занятия Изучение иммунопатологических процессов Иммунный дефицит. Иммунная толерантность. Аллергические реакции | 2 | ОК1, ОК2 ОК3, ОК4 ОК5, ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 3 | ||||||
1. 2. | Составление кроссворда по теме «Иммунитет и аллергия» Составление таблицы «Виды аллергических реакций» | ||||||
Раздел 8. Опухоли | 9 2 4 3 | ||||||
Тема 8.1 Опухоли | Содержание учебного материала - лекции | 2 | ОК1, ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Опухоли. Общая характеристика опухолей. Строение опухолей. Рост опухолей. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Теории возникновения опухолей. Классификация опухолей. | ||||||
1. | Практические занятия Изучение основных свойств опухолей Строение опухолей. Сущность опухолевого роста. Основные свойства опухолей. Этиология и патогенез опухоли. Доброкачественные и злокачественные опухоли. Взаимоотношение организма и опухоли | 2 2 | ОК1, ОК2 ОК3, ОК4 ОК5, ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
2 | Изучение классификации опухолей Эпителиальные опухоли. Мезенхимальные опухоли. Опухоли меланинобразующей ткани. | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | ||||||
1 | Составление таблицы «Виды опухолей» | ||||||
Тема 9. Общие реакции организма на повреждение | 10 2 4 4 | ||||||
Тема 9.1 Общие реакции организма на повреждение | Содержание учебного материала-лекции | 2 | ОК1, ОК4 ОК5,ОК9ПК2.1 ПК2.3 ПК2.7 ПК3.2 | ||||
1 | Общие реакции организма на повреждение. Общая характеристика экстремальных состояний; виды и общие механизмы их развития. Значение экстремальных состояний в патологии. Стресс: общая характеристика стресса как неспецифической реакции организма на действие различных экстремальных факторов. Коллапс как форма острой сосудистой недостаточности. Причины, механизмы развития и основные проявления. Возможные исходы. Шок: понятие, причины, виды, исход. Кома: понятие, виды, исход. | ||||||
1. | Практические занятия Изучение общих реакции организма на повреждение Стадии, механизмы развития и проявления стресса. Структурно-функциональные изменения. Шок. Коллапс. Кома | 2 | ОК1, ОК2 ОК3, ОК4 ОК5, ОК8 ПК1.3 ПК2.1 ПК2.6 ПК3.1 | ||||
2 | Итоговое занятие Подведение итогов изучения дисциплины «Основы патологии» | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 2 | ||||||
1. 2. | Составление кроссворда «Экстремальные состояния» Составление таблицы «Виды комы» | ||||||
Итого | 77 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины по специальности 34.02.01 Сестринское дело требует наличия учебного кабинета «Основы патологии» и рабочих мест.
3.2. Перечень нормативных правовых документов, основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
а) нормативные правовые документы
Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело
б) основная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы патологии (Электронный ресурс): учебник | Митрофаненко В.П. Алабин И.В. | Электронное издание на основе: Основы патологии: учебник /В.П. Митрофаненко, И.В. Алабин - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. -272 с.: ил. Режим доступа: http://www.studentlibrary.ru /book/ ISBN 978-5-9704-4286-9 |
в) дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1 | Основы патологии | Пауков В.С. | М. ГЭОТАР-Медиа, 2020 |
2 | Патологическая анатомия и патологическая физиология | Пауков В.С., Литвицкий П.Ф., | М. ГЭОТАР-Медиа, 2017 |
3.3. Перечень программного обеспечения, профессиональных баз данных, информационных справочных систем ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебной дисциплины
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися самостоятельной работы.
Оценка качества освоения программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по результатам освоения дисциплины.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
УМЕТЬ: - определять признаки типовых патологических процессов и отдельных заболеваний в организме человека |
. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
ЗНАТЬ: - общие закономерности развития патологии клеток, органов и систем в организме человека. - структурно-функциональные закономерности развития и течения типовых патологических процессов и отдельных заболеваний. |
|